Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:26, статья
Дмитрий Иванович Менделеевских формул. По возвращении в 1861 в Россию продолжал чтение лекций в университете; в этом же году опубликовал труд “Органическая химия” , явившийся первым русским учебником органической химии. За этот учебник Менделеев был удостоен Петербургской академией наук Демидовской премии. В 1864 он был избран профессором Петербургского практического технологического ин-та по кафедре химии.
понял теперь, как надо писать, чтобы "устремить все общество к
прекрасному". Началась новая работа, а тем временем его заняла другая
мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него
полезным, и он решил собрать в одну книгу все, писанное им в последние годы
к друзьям в духе своего нового настроения, и поручил издать эту книгу
Плетневу. Это были "Выбранные места из переписки с друзьями" (СПб., 1847).
Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам,
той поре, когда это настроение Гоголя достигло своего высшего развития.
Книга произвела тяжелое впечатление даже на личных друзей Гоголя своим
тоном пророчества и учительства, проповедью смирения, из-за которой
виднелось, однако, крайнее самомнение; осуждениями прежних трудов, в
которых русская литература видела одно из своих лучших украшений; полным
одобрением тех общественных порядков, несостоятельность которых была ясна
просвещенным людям без различия партий. Но впечатление книги на
литературных поклонников Гоголя было удручающее. Высшая степень
негодования, возбужденного "Выбранными местами", выразилась в известном
письме Белинского, на которое Гоголь не умел ответить. По-видимому, он до
конца не отдал себе отчета в этом значении своей книги. Нападения на нее он
объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением учительского тона, и тем,
что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения
прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчетами партий
и самолюбий. Общественный смысл этой полемики от него ускользал; сам он,
давно оставив Россию, сохранял те неопределенные общественные понятия,
какие приобрел в старом Пушкинском кружке, был чужд возникшему с тех пор
литературно-общественному брожению и видел в нем только эфемерные споры
литераторов. В подобном смысле были им тогда написаны "Предисловие ко
второму изданию Мертвых душ"; "Развязка Ревизора", где свободному
художественному созданию он хотел придать натянутый характер какой-то
нравоучительной аллегории, и "Предуведомление", где объявлялось, что
четвертое и пятое издание "Ревизора" будут продаваться в пользу бедных...
Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был
сознаться, что ошибка была сделана; даже друзья, как С.Т. Аксаков, говорили
ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: "я
размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в
нее". В его письмах с 1847 г. уже нет прежнего высокомерного тона
проповедничества и учительства; он увидел, что описывать русскую жизнь
можно только посреди нее и изучая ее. Убежищем его осталось религиозное
чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего
намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 г. он переехал в Неаполь
и в начале 1848 г. отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и
Одессу вернулся окончательно в Россию. Пребывание в Иерусалиме не произвело
того действия, какого он ожидал. "Еще никогда не был я так мало доволен
состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, - говорит
он. - У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там на месте
почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и
самолюбия". Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными;
застигнутый однажды дождем в Назарете, он думал, что просто сидит в России
на станции. Он пробыл конец весны и лето в деревне у матери, а 1 сентября
переехал в Москву; лето 1849 г. проводил у Смирновой в деревне и в Калуге,
где муж Смирновой был губернатором; лето 1850 г. прожил опять в своей
семье; потом жил некоторое время в Одессе, был еще раз дома, а с осени 1851
г. поселился опять в Москве, где жил в доме графа А.П. Толстого. Он
продолжал работать над вторым томом "Мертвых душ" и читал отрывки из него у
Аксаковых, но в нем продолжалась та же мучительная борьба между художником
и пиэтистом, которая шла в нем с начала сороковых годов. По своему
обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то
одному, то другому настроению. Между тем его здоровье все более слабело; в
январе 1852 г. его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его
друга Языкова; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия,
стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему
послышались голоса, говорившие, что он скоро умрет. Однажды ночью среди
религиозных размышлений им овладел религиозный ужас и сомнение, что он не
так исполнил долг, наложенный на него Богом; он разбудил слугу, велел
открыть трубу камина и, отобрав из портфеля бумаги, сжег их. Наутро, когда
его сознание прояснилось, он с раскаянием рассказал об этом графу Толстому
и считал, что это сделано было под влиянием злого духа; с тех пор он впал в
мрачное уныние и через несколько дней умер, 21 февраля 1852 г. Он похоронен
в Москве, в Даниловом монастыре, и на его памятнике помещены слова пророка
Иеремии: "Горьким
моим словом посмеюся".
Изучение исторического значения Гоголя не завершено и до сих пор. Настоящий
период русской литературы еще не вышел из-под его влияния, и его
деятельность представляет разнообразные стороны, которые выясняются с ходом
самой истории. В первое время, когда совершились последние факты
деятельности Гоголя, полагалось, что она представляет два периода: один,
где он служил прогрессивным стремлениям общества, и другой, когда он стал
открыто на стороне неподвижного консерватизма. Более внимательное изучение
биографии Гоголя, особенно его переписки, раскрывшей его внутреннюю жизнь,
показало, что как, по-видимому, ни противоположны, мотивы его повестей,
"Ревизора" и "Мертвых душ", с одной стороны, и "Выбранных мест", с другой,
в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался,
не было брошено одно направление и принято другое, противоположное;
напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору
были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой
жизни: служение искусству; но эта личная жизнь была надломлена теми
противоречиями, с какими ей пришлось считаться в духовных началах жизни и в
действительности. Гоголь не был мыслитель, но это был великий художник. О
свойствах своего таланта сам он говорил: "У меня только то и выходило
хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне
известных"... "Воображение мое до сих пор не подарило меня ни одним
замечательным характером и не создало ни одной такой вещи, которую где-
нибудь не подметил мой взгляд в натуре". Нельзя было проще и сильнее
указать ту глубокую основу реализма, которая лежала в его таланте, но
великое свойство его дарования заключалось и в том, что эти черты
действительности он возводил "в перл создания". И изображенные им лица не
были повторением действительности: они были целыми художественными типами,
в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои, как редко у
кого-либо другого из русских писателей, становились нарицательными именами,
и до него в нашей литературе не было примера, чтобы в самом скромном
человеческом существовании была открываема так поразительно внутренняя
жизнь. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних
лет, с первых проблесков молодого сознания, его волновали возвышенные
стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с
ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишенное
внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в тридцатых годах,
сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же
развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой
как высшее просветление идеала... Но Гоголь был человеком своего времени и
общества. Из школы он вынес немного; не мудрено, что у юноши не было
определенного образа мыслей; но для этого не было задатка и в его
дальнейшем образовании. Его мнения о коренных вопросах нравственности и
общественной жизни оставались и теперь патриархально-простодушными. В нем
созревал могущественный талант, - его чувство и наблюдательность глубоко
проникали в жизненные явления, - но его мысль не останавливалась на
причинах этих явлений. Он рано был исполнен великодушного и благородного
стремления к человеческому благу, сочувствия к человеческому страданию; он
находил для их выражения возвышенный, поэтический язык, глубокий юмор и
потрясающие картины; но эти стремления оставались на степени чувства,
художественного проницания, идеальной отвлеченности - в том смысле, что при
всей их силе Гоголь не переводил их в практическую мысль улучшения
общественного, и когда стали указывать ему иную точку зрения, он уже не мог
понять ее... Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были
представления Пушкинского круга. Гоголь вступал в него юношей, а лица этого
круга были уже люди зрелого развития, более обширного образования,
значительного положения в обществе; Пушкин и Жуковский - на верху своей
поэтической славы. Старые предания Арзамаса развились в культ отвлеченного
художества, приводивший, в конце концов, к удалению от вопросов
действительной жизни, с которым естественно сливался консервативный взгляд
в предметах общественных. Кружок преклонялся перед именем Карамзина,
увлекался славою России, верил в будущее ее величие, не имел сомнений
относительно настоящего и, негодуя на недостатки, которых нельзя было не
видеть, приписывал их только недостатку в людях добродетели, неисполнению
законов. К концу тридцатых годов, еще при жизни Пушкина, начался поворот,
показывавший, что
его школа перестала
стремлениям общества. Позднее кружок все больше уединялся от новых
направлений и враждовал с ними; по его идеям литература должна была витать