Анатолий Васильевич Эфрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:23, биография

Краткое описание

Сегодня театр может быть всяким: броским, ярким, публицистичным, или наоборот — тихим, аполитичным, лабораторным. Одного не может сегодня наш театр — быть волшебным сновидением, полным печали и надежды одновременно. И дело здесь в том, что просто нет сейчас в сценическом искусстве личности, умеющей плести тончайшее кружево театрального волшебства. Последний из великих мастеров театрального колдовства, выдающийся режиссер Анатолий Васильевич Эфрос покинул сей мир 13 января 1987 года. Ему не исполнилось и 62 лет. Его биография, на первый взгляд, весьма обыденна. Родился Анатолий Васильевич Эфрос (настоящее имя — Натан Исаевич Эфрос) 3 июля 1925 года в Харькове, в семье служащих авиационного завода.Несмотря на то, что его семья была далека от театра, он с детства интересовался искусством, много читал о Станиславском и о его спектаклях. Во время войны в эвакуации, работал слесарем на авиазаводе в Перми.

Файлы: 1 файл

Анато́лий Васи́льевич Э́фрос1.docx

— 8.48 Кб (Скачать)

                                     Анатолий Васильевич Эфрос

Сегодня театр может быть всяким: броским, ярким, публицистичным, или наоборот — тихим, аполитичным, лабораторным. Одного не может сегодня наш театр — быть волшебным сновидением, полным печали и надежды одновременно. И дело здесь в том, что просто нет сейчас в сценическом искусстве личности, умеющей плести тончайшее кружево театрального волшебства. Последний из великих мастеров театрального колдовства, выдающийся режиссер Анатолий Васильевич Эфрос покинул сей мир 13 января 1987 года. Ему не исполнилось и 62 лет. Его биография, на первый взгляд, весьма обыденна. Родился Анатолий Васильевич Эфрос (настоящее имя — Натан Исаевич Эфрос) 3 июля 1925 года в Харькове, в семье служащих авиационного завода.Несмотря на то, что его семья была далека от театра, он с детства интересовался искусством, много читал о Станиславском и о его спектаклях. Во время войны в эвакуации, работал слесарем на авиазаводе в Перми. После войны в 1943 году поступил в студию Ю. А. Завадскому при Театре имени Моссовета;

В 1945 году переведен на второй курс ГИТИСа. Окончил режиссёрский факультет ГИТИСа (1950, мастерская Н. В. Петрова и М. О. Кнебель).

В 1951—1953 годах работал в Рязанском драматическом театре, После окончания института, в 1951-1953 гг., Анатолий Эфрос работал режиссером Рязанского драматического театра.

В 1954 г. он по приглашению директора театра перешел в Центральный детский театр (ЦДТ), где до 1963 г. был главным режиссером. При Эфросе ЦДТ (ныне – Молодежный театр) перестал быть исключительно детским. Анатолий Эфрос поставил в театре пьесы Виктора Розова "В добрый час!", "В поисках радости", "Неравный бой", "Перед ужином" с молодыми актерами, чьи имена позже составили славу российского театра: Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, Львом Дуровым.

В 1963 г. Анатолию Эфросу предложили возглавить театр Ленинского комсомола (ныне Ленком). Вокруг режиссера сконцентрировалась целая плеяда актеров, чьи имена сразу стали известными всей театральной Москве: Валентин Гафт, Анна Дмитриева, Александр Збруев, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Лев Дуров, Ольга Яковлева и др.

В этом театре Эфрос поставил "В день свадьбы" (1964), "104 страницы про любовь" (1964), "Мой бедный Марат" (1965), "Снимается кино…" (1965). Впервые Эфрос взялся за классику – "Чайку" (1966), "Три сестры"» Чехова, "Мольера" Булгакова (1966).

Спектакль "Три сестры" был запрещен; в 1967 г. Эфрос отстранен от руководства театром и переведен в Драматический театр на Малой Бронной в качестве "очередного режиссера". Вместе со своим режиссёром из театра в театр переходила и группа его актёров-единомышленников (в том числе любимая актриса Эфроса — О. М. Яковлева).

Период работы Анатолия Эфроса в театре на Малой Бронной (1967-1984) стал очередной вехой в его творческой биографии. Первый же спектакль Эфроса в новом театре – "Три сестры" по Чехову – был запрещен, а режиссер попал в большую немилость, позже был запрещен его другой спектакль – "Обольститель Колобашкин" по пьесе Радзинского. Тогда несколько эфросовских артистов дрогнули и ушли от опального мастера.В это же время Эфрос получил и свой первый инфаркт. Чтобы не дразнить зверя, Эфрос, стараясь в своих постановках не затрагивать актуальных современных проблем, обратился к театральной классике. Он ставит свои  знаменитые спектакли:  "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Буря" Шекспира, "Дон Жуан", "Тартюф" Мольера, "Месяц в деревне" Тургенева, "Женитьба" Гоголя. Изредка он ставил и современные пьесы: "Счастливые дни несчастливого человека" Арбузова, "Человек со стороны" Дворецкого, "Эшелон" Рощина и др.

В искусстве его интересовала личность, психология человека — не сильного героя, а порой подавленная обстоятельствами, окружением, в каждом персонаже он стремился дать увидеть что-то свое, особенное, духовно тонкое, скрываемое от посторонних глаз. Кроме того, если в русском театре предыдущей эпохи нагримированные актеры в натуралистических декорациях неестественными голосами произносили малопонятные публике тексты («совсем как в театре»), то в постановках Эфроса артисты, практически, не размалевывали себя, декорации были минимальны, чтобы не отвлекать зрителей от сюжета и персонажей, а говорили артисты на сцене нормальными голосами с нормальными интонациями. Причем и тогда, и впоследствии Эфрос не особенно заботился — о чем говорят герои пьес. Он показывал — что происходит между ними, какие истинные мотивы (не слова) движут персонажами. Отсюда возникала необыкновенная психологическая глубина эфросовских постановок.Каждая постановка Эфроса становилась для театральной публики сенсацией, Эфрос был признан классиком режиссуры.

В этот период он поставил Чехова и Булгакова в Японии и в США. Два спектакля режиссер поставил на сцене Художественного театра – мольеровского "Тартюфа" и "Живой труп" Толстого. Много работал на телевидении.

К середине 1970-х гг. Анатолий Эфрос приобретает репутацию опального режиссера: в его спектаклях на современную тему изыскивают социально-политические аллюзии, также предъявляют обвинения в "искажении классики", некоторые спектакли запрещают к показу. В эти опальные времена Эфроса из профессиональной солидарности приглашали на постановки Олег Ефремов в МХАТ и Юрий Любимов в театр на Таганке. Чуть позже, осуществляя на телевидении постановку булгаковского «Мольера», Эфрос пригласит на главную роль Юрия Любимова — история великого французского театрала, затравленного королем и его холуями, была близка и понятна и Эфросу, и Любимову. Тогда никто и подумать не мог, что отношения двух замечательных режиссеров из творческого содружества перейдут в непримиримую вражду, которая косвенно станет причиной смерти одного из них.

Последней работой Эфроса в театре на Малой Бронной был спектакль "Директор театра". В разгар сезона в 1984 г. Эфрос ушел из театра. В соответствии с приказом Управления культуры, он был уволен из театра по собственному желанию в порядке перевода на должность главного режиссера Московского театра драмы и комедии на Таганке.

Таганская погибель

В начале 80-х годов Юрий Любимов отказался возвращаться из-за границы в СССР, был объявлен предателем родины и лишен советского гражданства. Театр на Таганке остался без признанного лидера, нужно было успокоить прогрессивную общественность. Эфросу предложили возглавить Таганку. Тем самым, казалось, будет успокоена избалованная и строптивая труппа театра, а также продемонстрирован либерализм власти по отношению к недавно опальному Эфросу. Как всегда, отдаленный от политики, Эфрос предложение принял.

В 1984 году был назначен главным режиссёром Театра на Таганке вместо Ю. П. Любимова, уехавшего из страны. Поставил там несколько спектаклей, возобновил «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Спектакль имел безусловный успех. Тем не менее эстетика двух великих режиссёров — Эфроса (утончённая психологичность) и Любимова (обыгрывание условности, площадность, вышедшие из Вахтанговской школы), — была настолько разной, что коллектив театра на Таганке не мог принять чуждые для него методы стилистики и постановки.

Тут взбунтовался за рубежом Юрий Любимов — он обвинил Эфроса в шрейкбрехерстве, в забвении корпоративной солидарности, которой сам, дескать, пользовался в трудные времена. Несколько известных актеров Таганки демонстративно покинули труппу театра, когда туда пришел Эфрос.

Перебравшись на Таганку, Эфрос принципиально не взял с собой, практически, никого из прежних актеров-единомышленников, чтобы не вызывать в таганской труппе ненужных опасений и пересудов. И получилось так, что старых соратников он оставил, а новых не приобрел. Правда, с ним охотно сотрудничали ведущие артисты Таганки — Валерий Золотухин, Вениамин Смехов, Алла Демидова. Но очень многие из мира театра Эфроса травили и изводили.  Психологическое и эмоциональное напряжение режиссёра на фоне разраставшегося конфликта послужило косвенной причиной инфаркта. 13 января 1987 г. Анатолий Васильевич скончался от инфаркта. Многие из участников противостояния позже с большой долей раскаяния вспоминали о своей неправоте.

Он похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Рядом с ним похоронена его жена, известный театральный критик Наталья Крымова. У них остался сын – Дмитрий Крымов, театральный художник и режиссер.

 

Помимо театральной режиссуры, Анатолий Эфрос известен как кинорежиссёр. Он снял фильмы "Шумный день"; "Високосный год"; "Двое в степи"; "Борис Годунов. Сцены из трагедии"; "Марат, Лика, Леонидик"; "Милый лжец"; "В четверг, и больше никогда"; "Острова в океане"; "Ромео и Джульетта"; и др. Фильм "В четверг и больше никогда" вошел в число лучших лент советского интеллектуального кино. Был режиссером и автором сценарев фильмов "Герой нашего времени. Страницы журнала Печорина"; "Таня".

У Эфроса были работы и на телевидении: это телепостановки "Борис Годунов", "Всего несколько слов в честь господина де Мольера", "Страницы журнала Печорина", "Вешние воды".

Анатолий Эфрос – автор книг и статей по вопросам театрального искусства – "Репетиция -любовь моя", "Профессия: режиссер", "Продолжение театрального рассказа", "Книга четвертая".

Все актеры Анатолия Эфроса считают себя его учениками – включая и тех, кому не довелось учиться на его курсах в ГИТИСе (он с перерывами преподавал там с 1964 г.). Эфрос воспитал плеяду "своих" актеров: Николая Волкова, Льва Дурова, Ольгу Яковлеву, Леонида Броневого, Анатолия Грачева.

В 1975 г. Анатолию Эфросу был вручен приз Белградского международного театрального фестиваля (БИТЕФ) за постановку на сцене Белградского театра спектакля "Дон Жуан" и Гран-при Международного телевизионного фестиваля "Злата Прага" (за фильм "Фантазия").

В 1976 г. он получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1985 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1993 г. его наградили премией Профессионального Фонда "Русский театр" (за значительный вклад, посмертно).

…Театр не поддается пересказу словами, а театр Эфроса — в особенности. Его спектакли, как и сценические творения других гениев — Станиславского, Мейерхольда, Таирова, Вахтангова — так и останутся теперь навсегда лишь легендой.

Время все расставило на свои места: имя Анатолия  Эфроса стало неотъемлемой частью истории российского театрального искусства, наряду со Станиславским, Вахтанговым, Мейерхольдом, Таировым.

 


Информация о работе Анатолий Васильевич Эфрос