Георгий Васильевич Свиридов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:50, биография

Краткое описание

Был награждён Сталинской премией (1946), Ленинской (1960) и Государственной премией СССР (1968, 1980). Четыре ордена Ленина, орден «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (1995), Почётный гражданин Москвы (1997).

Файлы: 1 файл

Георгий Васильевич Свиридов.docx

— 315.35 Кб (Скачать)

    Георгий Васильевич Свиридов  

    16декабря  1915 - 6 января 1998 

    

 

    Был награждён Сталинской премией (1946), Ленинской (1960) и Государственной  премией СССР (1968, 1980). Четыре ордена Ленина, орден «За заслуги перед  Отечеством» 2 степени (1995), Почётный гражданин  Москвы (1997). 
 

      Родился 16декабря 1915 года в городе Фатеже Курской губернии Российской империи. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем.

    В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В  Курске Георгий Свиридов продолжал  учиться в начальной школе, где  началось его страстное увлечение  книгами. Постепенно на первое место  в кругу его интересов стала  выдвигаться музыка. Там, в начальной школе, Георгий Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте- балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант и способность, что был принят в местный ансамбль народных инструментов.

      С 1929 по 1932 год он учился в  Курской музыкальной школе. Затем  переехал в Ленинград в 1932 году, где он занимался по классу фортепиано у Исайе Браудо и классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он закончил в 1936 году.

    С 1936 по 1941 он учился в Ленинградской  консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года).

    В 1937 году Георгий Свиридов был принят в Союз композиторов СССР.

    Мобилизированный  в Советские Вооружённые силы в 1941году, несколько дней спустя окончания  консерватории, Свиридов был отправлен  в военную академию в Уфе, но был  комиссован в конце года по состоянию  здоровья.

    До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых  самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для  спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.

    В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Он пишет симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.

    C 1957 года член правления Союза  композиторов СССР, в 1962 году избран  секретарём правления Союза. В  1963 году Георгию Свиридову было  присвоено почётное звание народного  артиста РСФСР, а в 1970 году  — народного артиста СССР. В  1965 году был награждён орденом  Ленина. Свиридов — лауреат Ленинской  премии (1960 за «Патетическую ораторию»)  и Государственной премии СССР (1946).

    В июне 1974 года на фестивале русской  и советской песни, проходившем  во Франции, местная печать представила  Свиридова своей искушенной публике  как «наиболее поэтичного из современных  советских композиторов».

    В последние годы Георгий Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны Георгия Свиридова состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя состоялись похороны. Композитор похоронен на Новодевичьем кладбище. 
 

     Творчество Свиридова – значительное явление русской советской музыки. Он является последовательным приемником традиции русской национальной школы. Для музыки Свиридова характерны гражданственность, высокая духовность, в ней звучит тема родины, тема Поэта, Художника, его высокого предназначения.

    Свои  первые сочинения Свиридов написал  ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на слова  Пушкина. Пока он учился в Ленинградской  консерватории, с 1936 по 1941, Свиридов экспериментировал  с разными жанрами и разными  типами композиции. Он написал Концерт  для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных (1940).

    Стиль Свиридова значительно менялся  на ранних этапах его творчества. Его  ранние вещи были написаны в стиле  классической романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова  писались под влиянием его учителя  Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к  музыкальному языку Пауля Хиндемита. Начиная с середины 50-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский  характер. Музыка Свиридова долго  оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, но оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания.

    Свиридов  продолжал и развивал опыт русских  классиков, прежде всего Модеста  Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время — и  современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность. 

    Главное место в творчестве Свиридова  занимала вокальная музыка, всегда основанная на на высокой поэзии. В  союзе с ней родились такие сочинения как:

  • Оратория «Декабристы»
  • Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956)
  • «Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960)
  • «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968)
  • Ладога (Хоровая поэма для смешанного хора и инструментального ансамбля)
 
 

    Кантаты для хора и симфонического оркестра:

  • «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина (1964)
  • «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака (1965)
  • «Весенняя кантата»
  • «Ода Ленину» на слова Роберта Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
 

    Хоры  a`cappella:

  • «Ночные облака», кантата на слова Александра Блока для смешанного хора
  • Цикл "Три стихотворения А.С. Пушкина" для смешанного хора
  • "Пять хоров" на слова русских поэтов, для смешанного хора
  1. На слова Н.В.Гоголя: "Об утраченной юности"
  1. На слова С. Есенина: "Вечером синим"
  2. На слова А. Прокофьева: "Повстречался сын с отцом"
  3. На слова С. Орлова: "Как песня родилась"
  4. На слова С. Есенина: "Табун"
  • Хоры 4, 6, 7 и 8 из кантаты "Пушкинский венок", для смешанного хора
  • "Гимны Родине", для смешанного хора слова Ф. Сологуба
  • "Три миниатюры", для смешанного хора
  1. на стихи А. Блока, "Хоровод"
  1. из народной поэзии, "Веснянка"
  2. слова народные, "Коляда"
  • Поэма "Отчаявшаяся Русь"
  • «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980—1981)

    Вокально-инструментальные сочинения:

  • «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961—69)
  • Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «Мой отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956)
  • Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
 

    Три хора из музыки к  драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»

    1. Любовь святая

    2. Молитва

    3. Покаянный стих

    Инструментальная  музыка:

  • Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера — тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.
  • Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964)

    Самое последнее произведение a`cappella - цикл духовных песнопений. Хоровая композиция разделена на 5 тематических частей и состоит из 26 произведений:

  1. «Неизреченное  чудо» -6 номеров
  2. «Три стихиры» - 3номера
  3. «Странное рождество видевшее» - 7 номеров
  4. «Из  ветхого завета» - 3 номера
  5. «Другие песни» - 7 номеров
 

    А так же романсы  на стихи Пушкина, Лермонтова, Блока, Шекспира, Бернса, оперетты, камерно-инструментальные сочинения, оркестровые сочинения. 
     
     
     
     
     

Владимир  Владимирович Маяковский 

7 (19) июля 1893 - 14 апреля 1930

 
 

    Российский и советский поэт-футурист, драматург.

    Родился в селе Багдади в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857—1906). Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867—1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. Также у него было две сестры: Людмила (1884—1972) и Ольга (1890—1949) и брат Константин, который умер в трёхлетнем возрасте.

    В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. После похорон отца в 1906г. Маяковский вместе с матерью и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-ой классической гимназии (ныне московская школа № 91), где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака Шурой. В марте 1908 года был исключён из V класса за неуплату за обучение.

    В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил  в РСДРП.

    В 1908-9 годах трижды арестовывался. По первому делу был освобожден с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения», по второму и третьему делу был освобожден за недостатком улик.

    После освобождения он вышел из партии. Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности.

    В 1913 году вышел первый сборник Маяковского  «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916).

    В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная  трагедия «Владимир Маяковский». Декорации  для неё писали художники из «Союза молодёжи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссёром и исполнителем главной  роли.

    В феврале 1914 года Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные  выступления. В 1914—1915 годах Маяковский работал над поэмой «Облако в  штанах». После начала Первой мировой  войны вышло стихотворение «Война объявлена». В августе Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это  политической неблагонадёжностью.

      В 1922—1924 годах Маяковский совершил  несколько поездок за границу  — Латвия, Франция, Германия; писал  очерки и стихи о европейских  впечатлениях.

    В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке. Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трёх месяцев выступал в различных городах США с  чтением стихов и докладов.

    В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и  неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920-х годов, стали возникать  трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским  писателем», каким он себя хотел  видеть. В 1929 году он пытался провести выставку, посвящённую 20-летию его  творчества, но ему всячески мешали. Личная жизнь поэта тоже обострилась.

Информация о работе Георгий Васильевич Свиридов