Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:50, биография
Был награждён Сталинской премией (1946), Ленинской (1960) и Государственной премией СССР (1968, 1980). Четыре ордена Ленина, орден «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (1995), Почётный гражданин Москвы (1997).
Именно
эти причины могли привести к
тому, что 14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский
покончил с собой, выстрелом в
сердце из пистолета.
Творчество Маяковского было экспрессивно и метафорично, сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью, ницшианское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство.
«Патетическая
оратория» закончена в 1959 году и
в 1960 удостоена Ленинской премии.
Композитор работал над этим произведением
около 3х лет. В «Патетической
оратории» использован ряд
В некоторых случаях композитор допускает в тексте изменения, сокращения и перестановки строк. Несмотря на свободное обращение с текстом, Свиридов неизменно сохраняет верность духу поэзии Маяковского.
В центре оратории образ Родины, русской земли, которую « завоевал и полуживую вынянчил» поэт – революционер. И здесь же торжественный «Марш», отображающий величественный разлив «вселенского потопа» революции, сметающего на своем пути все, что мешает свободе человека, его стремлению вперед, к прекрасному будущему.
Для
исполнения «Патетической оратории»
требуется симфонический
Оратория состоит из 7 частей:
3
ЧАСТЬ – «Героям Перекопской
битвы» - это гимн, «благодарственная
песня» в честь тех, кто
Форма произведения куплетно-вариационная. Каждый куплет состоит из запева партии басов и дальнейшим присоединением к ним всего хора - повторение второй половины строфы.
1 куплет: запев с 1 по 16т; припев с 17 по25т
2куплет: запев с 26 затакта по 41т; припев с 42 затакта по 51т
3куплет:
с 55 по59т; припев с 60 затакта
по 68т
Фактура
произведения: в запевах – монодия
(с 1 по 16т; с 26 затакта по 41т, с 55 по59т), в
припевах - аккордовая (с 17 по25т; с 42
затакта по 51т; с 60 затакта по 68т)
Данное
произведение написано для 6-голосного
смешанного хора (S I, S II, A, T I, T II, B)
Произведение
начинается в тональности G-dur. С 26
по 54т – e-moll. С 55т – E-dur, в 60т –
С-dur. С 64т – As- dur. С 66т - С dur. Произведение
заканчивается в тональности С-dur.
Темп
- Andante maestoso (торжественным шагом, величественно)
с 1 по 40т. С 42 затакта – Appassionato (страстно),
с 46 затакта – pochissimo rit. (чуть-чуть замедляя),
с 47 по 63т – a tempo ( первоначальный темп).
С 64т – molto allegro ( очень быстро), c 65 т – accel
( ускоряя), а с 66т – по 68 – темп prestissimo (сверх
быстро). Композитор дает не только словесные
обозначения, но и выставляет его по метроному.
Размер
меняется на протяжении всего произведения.
Начинается произведение в размере
3/2, дирижируется по 3х-дольной схеме.
С 55 т - размер меняется на 4/2 ( 12/4). Дирижируется
по 4х-дольной схеме. В 60т – 2/2, дирижируется
по 2х-дольной схеме, в 61т – размер
меняется на 3/2, дирижируется по 3х-дольной
схеме. С 62т – размер 4/2 – дирижируется
по 4х-дольной схеме.
Часто
встречающийся в произведении рисунок:
Диапазоны голосов:
Партия S I
Партия S II
Партия A
Партия T I
Партия T II
Партия B
Общехоровой
диапазон:
Тесситура средняя и высокая. В 24т – в партии Сопрано и партии Теноров – высокая тесситура.
В 43т – у партии сопрано
В 48-49т – тесситура высокая у всего хора. Нота «си» в партии Сопрано и Теноров находится за пределами рабочего диапазона.
В
51т, в 61-68т у партии Сопрано и
Теноров так же тесситура высокая.
Голосоведение плавное, но имеются скачки:
В партии Сопрано:
В партии Альтов:
В партии Теноров:
В партии Басов:
Атака
звука мягкая, звуковедение – legato.
Музыкальная
тема на протяжении всего произведения
переходит из голоса в голос. Сначала
музыкальная тема проходит в басах
с 1 по 16т. Затем с 17 по 24т тема переходит
к сопрано и тенорам. С 26 затакта
по 40т – тема возвращается к партии
басов. С 42 затакта по 51т – тему
проводит партия сопрано.. С 55 по 59т
– тема вновь у басов, в 60 затакте
тему проводит весь хор (октавный
унисон), а с 60т тема вновь переходит к
партии сопрано и теноров до конца произведения.
Динамика
однообразная: от f до ff. Сначала Басы поют
в нюансе f (с 1 по16т). С 17 по 20 т – поет весь
хор на f, а с 21 по 24 т – весь хор поет на
ff. С 25т – басы поют на f, с 34т – poco cresc, с
37т – f, с 41т – весь хор поет на ff. С 55т –
басы поют на f, в 59 такте вступает хор в
нюансе f, с 63т – cresc, и в 64т – приходим к
нюансу ff. Хор заканчивает петь в нюансе
ff.
В
данном произведении ансамбль естественный,
так как все голоса находятся
в одинаковых тесситурных условиях,
соответствующих динамическим указаниям.
Динамический ансамбль – В работе над динамическим ансамблем необходимо убирать силу звука на долгих нотах. Когда в партии сопрано проходит тема, всем остальным партиям, соответственно, следует спеть тише (17-24т, 42затакт-51т, 59-68т).
Темповый ансамбль - Темп - Andante maestoso (торжественным шагом, величественно) с 1 по 40т. С 42 затакта – Appassionato (страстно), с 46 затакта – pochissimo rit. (чуть-чуть замедляя), с 47 по 63т – a tempo ( первоначальный темп). С 64т – molto allegro ( очень быстро), c 65 т – accel ( ускоряя), а с 66т – по 68 – темп prestissimo (сверх быстро). Необходимо четкое выполнение всех темповых изменений, указанных автором. Нельзя ускорять когда cresc или f, и не замедлять, когда dim.
Вокальный ансамбль – очень важно, чтобы все партии пели в единой манере звукоизвлечения. Необходимо добиваться от хористов слитности голосов и единого характера исполнения. Например, в 1 и 3 частях звук яркий, насыщенный, штрих legato, а во 2 части звук собранный, приглушенный. Штрих marcato.
Ритмический ансамбль – требует точного исполнения ритмического рисунка. Сложность может представить.
Дикционный
ансамбль – одновременное короткое
произнесение всех шипящих, свистящих,
с отнесением их к следующему слогу.
Одновременное замыкание слов.
Дыхание общехоровое в 19, 21, 45, 49, 62, 63, 65,66,67,68т.
В партии басов: в 7, 12,29,32,37, 40, 57,59т.
В
остальных случаях –
Трудности интонирования:
Мелодический
строй – трудности могут
Гармонический
строй: трудности могут вызвать
чистые унисоны (17, 41-42,59,62-63т), октавные
унисоны (17-24, 41-42, 47,49-51,59-68т) – женские
голоса дублируются в октаву с
мужскими голосами; движение параллельными
терциями (17-23, 43-44, 45-50, 60-63, 65-68т). А так
же диссонирующие аккорды.
Дикция. Необходимо четко произносить слова, утрированно произносить букву «Р» в словах: краснозвездный, герой, кровью, решительный, твердынями, Крыма, взрыли, рекою, покрыв, Перекоп, врага, разгромили, герои, благодарность, товарищи.
Четко
замыкать слова: краснозвездный, герой,
своей, вымыл, в этот, последний,
решительный, бой, окоп, свинцовой,
покрыв, Перекоп, сливаем, веков,
вам.
Орфоэпия:
Пишется
Произносится
Краснозвездный
Своей
В
этот
Последний
Решительный
Шел
Твердынями
Они
Окопами
Хлестали
Свинцовой
Рекою
Своими
Телами
Покрыв
Разгромили
В
одну
Благодарность
Слова
Тебе