Георгий Васильевич Свиридов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:50, биография

Краткое описание

Был награждён Сталинской премией (1946), Ленинской (1960) и Государственной премией СССР (1968, 1980). Четыре ордена Ленина, орден «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (1995), Почётный гражданин Москвы (1997).

Файлы: 1 файл

Георгий Васильевич Свиридов.docx

— 315.35 Кб (Скачать)

    Именно  эти причины могли привести к  тому, что 14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский покончил с собой, выстрелом в  сердце из пистолета. 
 

    Творчество  Маяковского было экспрессивно и метафорично, сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью, ницшианское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство.

 

    «Патетическая оратория» закончена в 1959 году и  в 1960 удостоена Ленинской премии. Композитор работал над этим произведением  около 3х лет. В «Патетической  оратории» использован ряд стихотворений  Маяковского и отрывки из его  поэмы «Хорошо».

    В  некоторых случаях композитор допускает  в тексте изменения, сокращения и  перестановки строк. Несмотря на свободное  обращение с текстом, Свиридов неизменно  сохраняет верность духу поэзии Маяковского.

    В центре оратории образ Родины, русской  земли, которую « завоевал и полуживую  вынянчил» поэт – революционер. И здесь же торжественный «Марш», отображающий величественный разлив «вселенского потопа» революции, сметающего на своем  пути все, что мешает свободе человека, его стремлению вперед, к прекрасному  будущему.

    Для исполнения «Патетической оратории»  требуется симфонический оркестр  большого состава с мощной медной группой, 2мя роялями и органом, и большой хор.

    Оратория  состоит из 7 частей:

    1. «Марш»
    2. «Рассказ о бегстве генерала Врангеля»
    3. «Героям Перекопской битвы»
    4. «Наша земля»
    5. «Здесь будет город-сад»
    6. «Разговор с товарищем Лениным»
    7. «Солнце и поэт»
 
 

    3 ЧАСТЬ – «Героям Перекопской  битвы» - это гимн, «благодарственная  песня» в честь тех, кто разбил  Врангеля, покрыв своими телами  Перекоп. В тексте рассказывается  о боевых действиях, которые  происходили в Крыму во время  Гражданской войны. Герои Перекопской битвы защищали свою родину, отдали свои жизни ради победы и светлого мирного будущего. И мы выражаем им свою благодарность, от всего сердца и будем их славить всегда. 

    Форма произведения куплетно-вариационная. Каждый куплет состоит из запева партии басов и дальнейшим присоединением к ним всего хора - повторение второй половины строфы.

    1 куплет: запев с 1 по 16т; припев  с 17 по25т

    2куплет: запев с 26 затакта по 41т; припев  с 42 затакта по 51т

    3куплет: с 55 по59т; припев с 60 затакта  по 68т 

    Фактура произведения: в запевах – монодия (с 1 по 16т; с 26 затакта по 41т, с 55 по59т), в припевах -  аккордовая (с 17 по25т; с 42 затакта по 51т; с 60 затакта по 68т) 

    Данное  произведение написано для 6-голосного  смешанного хора (S I, S II, A, T I, T II, B) 

    Произведение  начинается в тональности G-dur. С 26 по 54т – e-moll. С 55т – E-dur, в 60т –      С-dur. С 64т – As- dur. С 66т - С dur. Произведение заканчивается в тональности С-dur. 

    Темп - Andante maestoso (торжественным шагом, величественно) с 1 по 40т. С 42 затакта – Appassionato (страстно), с 46 затакта – pochissimo rit. (чуть-чуть замедляя), с 47 по 63т – a tempo ( первоначальный темп). С 64т – molto allegro ( очень быстро), c 65 т – accel ( ускоряя), а с 66т – по 68 – темп prestissimo (сверх быстро). Композитор дает не только словесные обозначения, но и выставляет его по метроному. 

    Размер  меняется на протяжении всего произведения. Начинается произведение в размере 3/2, дирижируется по 3х-дольной схеме. С 55 т - размер меняется на 4/2 ( 12/4). Дирижируется по 4х-дольной схеме. В 60т – 2/2, дирижируется по 2х-дольной схеме, в 61т – размер меняется на 3/2, дирижируется по 3х-дольной  схеме. С 62т – размер 4/2 – дирижируется по 4х-дольной схеме.  
 
 

    Часто встречающийся в произведении рисунок: 
 
 

    Диапазоны голосов:

    Партия  S I

    Партия  S II

    Партия  A

    Партия  T I

    Партия  T II

    Партия  B

    Общехоровой диапазон: 

    Тесситура средняя и высокая. В 24т – в  партии Сопрано и партии Теноров  – высокая тесситура.

    В 43т – у партии сопрано

    В 48-49т – тесситура высокая у  всего хора. Нота «си» в партии Сопрано  и Теноров находится за пределами  рабочего диапазона.

    В 51т, в 61-68т у партии Сопрано и  Теноров так же тесситура высокая. 

    Голосоведение плавное, но имеются скачки:

В партии Сопрано:

В партии Альтов:

В партии Теноров:

В партии Басов: 
 

    Атака звука мягкая, звуковедение – legato. 

    Музыкальная тема на протяжении всего произведения переходит из голоса в голос. Сначала  музыкальная тема проходит в басах  с 1 по 16т. Затем с 17 по 24т тема переходит  к сопрано и тенорам. С 26 затакта  по 40т – тема возвращается к партии басов. С 42 затакта по 51т – тему проводит партия сопрано.. С 55 по 59т  – тема вновь у басов, в 60 затакте  тему проводит весь хор     (октавный унисон), а с 60т тема вновь переходит к партии сопрано и теноров до конца произведения. 

    Динамика  однообразная: от f до ff. Сначала Басы поют в нюансе f (с 1 по16т). С 17 по 20 т – поет весь хор на f, а с 21 по 24 т – весь хор поет на ff. С 25т – басы поют на f, с 34т – poco cresc, с 37т – f, с 41т – весь хор поет на ff. С 55т – басы поют на f, в 59 такте вступает хор в нюансе f, с 63т – cresc, и в 64т – приходим к нюансу ff. Хор заканчивает петь в нюансе ff. 

    В данном произведении ансамбль естественный, так как все голоса находятся  в одинаковых тесситурных условиях, соответствующих динамическим указаниям. 

    Динамический  ансамбль – В работе над динамическим ансамблем необходимо убирать силу звука на долгих нотах. Когда в  партии сопрано проходит тема, всем  остальным партиям, соответственно, следует спеть тише  (17-24т, 42затакт-51т, 59-68т).

    Темповый  ансамбль - Темп - Andante maestoso (торжественным шагом, величественно) с 1 по 40т. С 42 затакта – Appassionato (страстно), с 46 затакта – pochissimo rit. (чуть-чуть замедляя), с 47 по 63т – a tempo ( первоначальный темп). С 64т – molto allegro ( очень быстро), c 65 т – accel ( ускоряя), а с 66т – по 68 – темп prestissimo (сверх быстро). Необходимо четкое выполнение всех темповых изменений, указанных автором. Нельзя ускорять когда cresc или f, и не замедлять, когда dim.

    Вокальный ансамбль – очень важно, чтобы  все партии  пели в единой манере звукоизвлечения. Необходимо добиваться от хористов слитности голосов и  единого характера исполнения. Например, в 1 и 3 частях звук яркий, насыщенный, штрих  legato, а во 2 части звук собранный, приглушенный. Штрих marcato.

    Ритмический ансамбль – требует точного исполнения ритмического рисунка. Сложность может представить.

    Дикционный  ансамбль – одновременное короткое произнесение всех шипящих, свистящих, с отнесением их к следующему слогу. Одновременное замыкание слов. 

    Дыхание общехоровое в 19, 21, 45, 49, 62, 63, 65,66,67,68т.

    В партии басов: в 7, 12,29,32,37, 40, 57,59т.

    В остальных случаях – используется прием цепного дыхания. 

    Трудности интонирования:

    Мелодический  строй – трудности могут вызвать: смена тональностей, особенности  интонирования ладов ( в мажорных тональностях нужно высоко интонировать III и VII ступени, а в минорных необходимо «подтягивать» I ступень и высоко интонировать VII повышенную). Так же трудность могут вызвать диатонические и хроматические полутоны. Повторение звуков одной высотности (62-63т, 66-68т). А так же тянущиеся ноты (18,21,43,44-45,48-49,64-65т) – их следует петь с тенденцией к повышению.

    Гармонический строй: трудности могут вызвать  чистые унисоны (17, 41-42,59,62-63т), октавные унисоны (17-24, 41-42, 47,49-51,59-68т) – женские  голоса дублируются в октаву с  мужскими голосами; движение параллельными  терциями (17-23, 43-44, 45-50, 60-63, 65-68т). А так  же диссонирующие аккорды. 

    Дикция. Необходимо четко произносить слова, утрированно произносить букву  «Р» в словах: краснозвездный, герой, кровью, решительный, твердынями, Крыма, взрыли, рекою, покрыв, Перекоп, врага, разгромили, герои, благодарность, товарищи.

    Четко замыкать слова: краснозвездный, герой, своей, вымыл, в этот, последний, решительный, бой, окоп, свинцовой, покрыв, Перекоп, сливаем, веков, вам. 

    Орфоэпия: 

    Пишется

    Произносится 

    Краснозвездный                                                                     красназвезный

    Своей                                                                                         сваей

    В этот                                                                                          в этат

    Последний                                                                                паследний

    Решительный                                                                           ришительный

    Шел                                                                                             шол

    Твердынями                                                                             твирдынями

    Они                                                                                              ани

    Окопами                                                                                     акопами

    Хлестали                                                                                     хлистали

    Свинцовой                                                                                  свинцовай

    Рекою                                                                                           рикою

    Своими                                                                                         сваими

    Телами                                                                                         тилами

    Покрыв                                                                                         пакрыв

    Разгромили                                                                                 разграмили

    В одну                                                                                           в адну

    Благодарность                                                                            благадарнасть

    Слова                                                                                             слава

    Тебе                                                                                                тибе

Информация о работе Георгий Васильевич Свиридов