Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:50, биография
Был награждён Сталинской премией (1946), Ленинской (1960) и Государственной премией СССР (1968, 1980). Четыре ордена Ленина, орден «За заслуги перед Отечеством» 2 степени (1995), Почётный гражданин Москвы (1997).
    Именно 
эти причины могли привести к 
тому, что 14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский 
покончил с собой, выстрелом в 
сердце из пистолета. 
 
Творчество Маяковского было экспрессивно и метафорично, сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью, ницшианское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство.
 
    «Патетическая 
оратория» закончена в 1959 году и 
в 1960 удостоена Ленинской премии. 
Композитор работал над этим произведением 
около 3х лет. В «Патетической 
оратории» использован ряд 
В некоторых случаях композитор допускает в тексте изменения, сокращения и перестановки строк. Несмотря на свободное обращение с текстом, Свиридов неизменно сохраняет верность духу поэзии Маяковского.
В центре оратории образ Родины, русской земли, которую « завоевал и полуживую вынянчил» поэт – революционер. И здесь же торжественный «Марш», отображающий величественный разлив «вселенского потопа» революции, сметающего на своем пути все, что мешает свободе человека, его стремлению вперед, к прекрасному будущему.
    Для 
исполнения «Патетической оратории» 
требуется симфонический 
Оратория состоит из 7 частей:
    3 
ЧАСТЬ – «Героям Перекопской 
битвы» - это гимн, «благодарственная 
песня» в честь тех, кто 
Форма произведения куплетно-вариационная. Каждый куплет состоит из запева партии басов и дальнейшим присоединением к ним всего хора - повторение второй половины строфы.
1 куплет: запев с 1 по 16т; припев с 17 по25т
2куплет: запев с 26 затакта по 41т; припев с 42 затакта по 51т
    3куплет: 
с 55 по59т; припев с 60 затакта 
по 68т 
    Фактура 
произведения: в запевах – монодия 
(с 1 по 16т; с 26 затакта по 41т, с 55 по59т), в 
припевах -  аккордовая (с 17 по25т; с 42 
затакта по 51т; с 60 затакта по 68т) 
    Данное 
произведение написано для 6-голосного 
смешанного хора (S I, S II, A, T I, T II, B) 
    Произведение 
начинается в тональности G-dur. С 26 
по 54т – e-moll. С 55т – E-dur, в 60т –      
С-dur. С 64т – As- dur. С 66т - С dur. Произведение 
заканчивается в тональности С-dur. 
    Темп 
- Andante maestoso (торжественным шагом, величественно) 
с 1 по 40т. С 42 затакта – Appassionato (страстно), 
с 46 затакта – pochissimo rit. (чуть-чуть замедляя), 
с 47 по 63т – a tempo ( первоначальный темп). 
С 64т – molto allegro ( очень быстро), c 65 т – accel 
( ускоряя), а с 66т – по 68 – темп prestissimo (сверх 
быстро). Композитор дает не только словесные 
обозначения, но и выставляет его по метроному. 
    Размер 
меняется на протяжении всего произведения. 
Начинается произведение в размере 
3/2, дирижируется по 3х-дольной схеме. 
С 55 т - размер меняется на 4/2 ( 12/4). Дирижируется 
по 4х-дольной схеме. В 60т – 2/2, дирижируется 
по 2х-дольной схеме, в 61т – размер 
меняется на 3/2, дирижируется по 3х-дольной 
схеме. С 62т – размер 4/2 – дирижируется 
по 4х-дольной схеме.  
 
 
    Часто 
встречающийся в произведении рисунок: 
 
 
Диапазоны голосов:
Партия S I
Партия S II
Партия A
Партия T I
Партия T II
Партия B
    Общехоровой 
диапазон: 
Тесситура средняя и высокая. В 24т – в партии Сопрано и партии Теноров – высокая тесситура.
В 43т – у партии сопрано
В 48-49т – тесситура высокая у всего хора. Нота «си» в партии Сопрано и Теноров находится за пределами рабочего диапазона.
    В 
51т, в 61-68т у партии Сопрано и 
Теноров так же тесситура высокая. 
Голосоведение плавное, но имеются скачки:
В партии Сопрано:
В партии Альтов:
В партии Теноров:
В партии Басов: 
 
    Атака 
звука мягкая, звуковедение – legato. 
    Музыкальная 
тема на протяжении всего произведения 
переходит из голоса в голос. Сначала 
музыкальная тема проходит в басах 
с 1 по 16т. Затем с 17 по 24т тема переходит 
к сопрано и тенорам. С 26 затакта 
по 40т – тема возвращается к партии 
басов. С 42 затакта по 51т – тему 
проводит партия сопрано.. С 55 по 59т 
– тема вновь у басов, в 60 затакте 
тему проводит весь хор     (октавный 
унисон), а с 60т  тема вновь переходит к 
партии сопрано и теноров до конца произведения. 
    Динамика 
однообразная: от f до ff. Сначала Басы поют 
в нюансе f (с 1 по16т). С 17 по 20 т – поет весь 
хор на f, а с 21 по 24 т – весь хор поет на 
ff. С 25т – басы поют на f, с 34т – poco cresc, с 
37т – f, с 41т – весь хор поет на ff. С 55т – 
басы поют на f, в 59 такте вступает хор в 
нюансе f, с 63т – cresc, и в 64т – приходим к 
нюансу ff. Хор заканчивает петь в нюансе 
ff. 
    В 
данном произведении ансамбль естественный, 
так как все голоса находятся 
в одинаковых тесситурных условиях, 
соответствующих динамическим указаниям. 
Динамический ансамбль – В работе над динамическим ансамблем необходимо убирать силу звука на долгих нотах. Когда в партии сопрано проходит тема, всем остальным партиям, соответственно, следует спеть тише (17-24т, 42затакт-51т, 59-68т).
Темповый ансамбль - Темп - Andante maestoso (торжественным шагом, величественно) с 1 по 40т. С 42 затакта – Appassionato (страстно), с 46 затакта – pochissimo rit. (чуть-чуть замедляя), с 47 по 63т – a tempo ( первоначальный темп). С 64т – molto allegro ( очень быстро), c 65 т – accel ( ускоряя), а с 66т – по 68 – темп prestissimo (сверх быстро). Необходимо четкое выполнение всех темповых изменений, указанных автором. Нельзя ускорять когда cresc или f, и не замедлять, когда dim.
Вокальный ансамбль – очень важно, чтобы все партии пели в единой манере звукоизвлечения. Необходимо добиваться от хористов слитности голосов и единого характера исполнения. Например, в 1 и 3 частях звук яркий, насыщенный, штрих legato, а во 2 части звук собранный, приглушенный. Штрих marcato.
Ритмический ансамбль – требует точного исполнения ритмического рисунка. Сложность может представить.
    Дикционный 
ансамбль – одновременное короткое 
произнесение всех шипящих, свистящих, 
с отнесением их к следующему слогу. 
Одновременное замыкание слов. 
Дыхание общехоровое в 19, 21, 45, 49, 62, 63, 65,66,67,68т.
В партии басов: в 7, 12,29,32,37, 40, 57,59т.
    В 
остальных случаях – 
Трудности интонирования:
    Мелодический 
строй – трудности могут 
    Гармонический 
строй: трудности могут вызвать 
чистые унисоны (17, 41-42,59,62-63т), октавные 
унисоны (17-24, 41-42, 47,49-51,59-68т) – женские 
голоса дублируются в октаву с 
мужскими голосами; движение параллельными 
терциями (17-23, 43-44, 45-50, 60-63, 65-68т). А так 
же диссонирующие аккорды. 
Дикция. Необходимо четко произносить слова, утрированно произносить букву «Р» в словах: краснозвездный, герой, кровью, решительный, твердынями, Крыма, взрыли, рекою, покрыв, Перекоп, врага, разгромили, герои, благодарность, товарищи.
    Четко 
замыкать слова: краснозвездный, герой, 
своей, вымыл, в этот, последний, 
решительный, бой, окоп, свинцовой, 
покрыв, Перекоп, сливаем, веков, 
вам. 
    Орфоэпия: 
Пишется
    Произносится 
    Краснозвездный            
    Своей                     
    В 
этот                          
    Последний                 
    Решительный               
    Шел                       
    Твердынями                
    Они                       
    Окопами                   
    Хлестали                  
    Свинцовой                 
    Рекою                     
    Своими                    
    Телами                    
    Покрыв                    
    Разгромили                
    В 
одну                          
    Благодарность             
    Слова                     
    Тебе