Заговоры в славянской традиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Областью нашего исследования являются заговоры, распространенные на территории России, их локальные особенности, средства выразительности и структура. Исходя из этого цель исследования - определить общее в народных заговорах, выявить их различия, а так же определить сферу влияния заговоров, их силу и значение в традиционной культуре. Исходя из поставленной цели можно выделить 4 задачи:

исследование истории заговоров, их развития.
выделить и рассмотреть структуру и средства выразительности заговоров
рассмотреть действия, сопровождающие заговоры.
определить сферу распространения заговоров в традиционной и современной культуре.

Оглавление

Введение. 3
1. История исследования и развития заговоров. 5
2. Структура заговоров. 9
3.Лингвистический анализ заговоров. 15
4. Сопроводительные действия в заговорах. 19
5. Правила и запреты, связанные с заговорами. 24
Заключение. 28
Приложение 1. 31
Приложение 2 34
Список литературы: 36

Файлы: 1 файл

Бугрова . заговоры.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Кроме этого заговоры самым тесным образом связаны с мифом и со всей мифопоэтической сферой, но эта связь до сих пор оставалась малоизученной темой. По А. Н. Веселовскому, заговор — это «усилие повторить на земле, в пределах практической деятельности человека, тот процесс, который по понятиям язычника, совершается на небе неземными силами. В этом смысле заговор есть только сокращение, приложение мифа».

Заговор возник в глубокой древности, когда абстрактное значение слова еще не получило своего развития. Текст заговора первоначально служил дополнением к обрядовому действию, возникал на его основе, тесно сплетался с ритуальным действием. На современном этапе развития данного жанра фольклора прослеживается тенденция постепенного отмирания ритуальных действий.

Заговор всегда был тесно связан с бытом, этот жанр имеет явную практическую направленность: излечение человека, предохранение от зла, обеспечение успеха и т.д. В отличие от всех остальных фольклорных жанров заговор - жанр, требующий индивидуального исполнения.

Хранение и передача заговоров составляют неотъемлемую часть заговорно - заклинательной традиции, способ их передачи традиционен, они обычно передаются от старшего к младшему, чаще родственникам, но иногда и друзьям. Глубокая вера в силу заговора, казалось бы, предполагает неизменность их текстов. Между тем, заговоры видоизменяются, варьируются. Это свидетельствует о творческом отношении к ним исполнителей, взаимодействии традиционной культуры с религией, наукой и т.п.

Для заговоров, как для жанра устного народного творчества, характерен устойчивый круг образов, а так же ряд определенных действий (см. приложение 2).

В заговорах встречаются:

  • образы, связанные с языческими природными культами (месяц, заря...).
  • образы, свидетельствующие об остатках тотемических представлений у людей (мифологизированные птицы, животные);
  • образы народных верований и демонологии (домовой, покойник...);
  • Персонажи, соотносимые с человеком (баба, девица...);
  • образы - "персонификации болезней, состояний человека" (зубы, тоска...);
  • персонажи "христианских заступников" (Христос, Матушка Пресвятая Богородица);
  • образы вредностного характера (черт, сатана...)

 

Каждый образ в заговоре употребляется со строго определенной магической целью. Исходя из этого, все образы делятся на два типа: персонажи, избавляющие от бед, болезней, зла, они встречаются в белых заговорах; и образы, причиняющие зло, - они используются в черных заговорах.

Таким образом, заговоры занимают особое и своеобразное место в системе фольклорных жанров. Возникнув в глубокой древности, они продолжают бытовать и в настоящее время.

В современном обществе человек так же прибегает к помощи сверхъестественных сил, обращаясь за помощью к колдунам и экстрасенсам, которые унаследовали заговорную традицию, наполнив ее новыми образами и компонентами.

Цели применения заговоров по-прежнему обширны. Заговоры всегда играли видную роль в народной медицине, в любовных, бытовых и общественных отношениях. Зачастую их роль сводилась к иррациональным методам воздействия на окружающий мир. Не исключается и рациональный характер влияния некоторых видов заговоров на состояние человеческого организма. Кроме этого значение внушения и роль слова доказаны современной наукой. Их психотерапевтический эффект широко известен. Помимо своего функционального предназначения, многие заговоры отличаются ещё и поистине поэтической красотой, хотя, конечно, основной эффект в заговорах достигается за счет знахаря и его взаимодействия с силами природы.

Приложение 1.

 

ДЕТСКИЕ ЗАГОВОРЫ

На зачатие и легкие роды

На спокойствие и здоровье новорожденного

От крика и бессонницы

От испуга

От сглаза

От грыжи

От родимца и прочих болезней

От боли при ударе

При выпадении молочного зуба

 

ЛЮБОВНЫЕ ЗАГОВОРЫ И ПРИГОВОРЫ

На красоту

На любовь

От тоски

Отсушки

 

СВАДЕБНЫЕ ЗАГОВОРЫ, ПРИГОВОРЫ И ОБЕРЕГИ

Предсвадебные

Свадебные

 

СЕМЕЙНЫЕ ЗАГОВОРЫ, МОЛИТВЫ И РАЗЛУЧНЫЕ СЛОВА

На любовь и счастье.

На благополучие семьи

На разлучение

 

ДОМОВОДЧЕСКИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗАГОВОРЫ

На благополучие дома

На ведение скотины

На здоровье скотины

На ведение птицы

На ведение огорода

На урожай и хлебное обилие

На печение хлеба и приготовление еды

От паразитов

 

ПРОМЫСЛОВЫЕ ЗАГОВОРЫ (рыбная ловля, охота)

ЛЕЧЕБНЫЕ ЗАГОВОРЫ

От головной боли

От глазной боли

От болезни ушей

От горловой боли и кашля

От икоты и отрыжек

От зубной боли

От грудной боли

От грыжи (килы)

На кровь, раны, ураз

При ожоге и от жара

На летучий огонь, своробу, шипицу

От лихорадки

От рожи

От ячменя

От чирья

От волоса

От бородавок.

От мужского бессилия

От змеиного укуса и при укусе

От укуса собаки

От укуса насекомых

При мытье

При собирании трав, траволечении

От пьянства

От сглаза

От тоски

 

ЖИТЕЙСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЕРЕГИ

Обереги на разные случаи жизни

Лесные обереги

От лихого человека, вора

На дорогу

Воинские и на почет

 

ЗАГОВОРЫ ОТ ПОКОЙНИКА И ПОХОРОННЫЕ

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

(этапы заговаривания)

  1. Подготовительный этап. Это приготовления заклинателя к процессу заклинания, проходящие пока еще в обычном для него бытовом варианте поведения (для специалиста оно ритуализованное). Знахарь в это время общается с пациентом, готовит помещение и необходимые средства к работе, колдун готовит материалы для заговора.
  1.   Переходный этап. Ведун начинает работу, пытаясь ввести себя в особое состояние. Он переходит от ритуализованного поведения к ритуальному. Это связано обычно с чтением молитвы или молитвенного вступления.
  1.   Этап подготовки к непосредственному "энергетическому" воздействию. Заклинатель, находящийся в состоянии, близком к трансовому, проделывает необходимые подготовительные манипуляции, берет в руки нужные ему предметы и одновременно вычитывает ту часть текста, которая чаще всего является повествованием (т. е. зачин и эпическую часть.).
  1.   Основной этап заговорного воздействия. Это своеобразная затяжная кульминация заклинательного акта. Она включает наиболее интенсивные действия и важнейшие с точки зрения знахаря слова. Заклинательные формулы (которые составляют заклинание-пожелание), выражающие основной смысл всего вербального текста, приходятся именно на эту часть.
  1.   Закрепляющий этап. Здесь могут проводиться дополнительные акции по закреплению основного воздействия. Вербальная же часть обязательно включает слова-закрепки, завершающие основной заговорный текст, зааминивание.
  1.   Этап выхода из рабочего состояния. Он включает финальные действия, выводящие пациента из полугипнотического состояния, в котором тот иногда может оказаться, и выход самого целителя из состояния, близкого к трансовому. Обычно в это время читаются заключительные молитвы или произносятся молитвенные формулы.
  1. Заключительный этап акта, когда ведун убирает помещение и параллельно выясняет состояние пациента.

Список литературы:

    1. Агапкина Т.А., Топорков А.Л. Славянские заговоры, обращенные в бузине, в составлении с германскими//Этнолингвистика текста - М., 1988 ч.1, стр. 40 - 62.
    1. Анисимов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. - Л.: Наука. 1977,стр. 12-57.
    1. Астахова А.М. Художественный образ и мировоззренческий элемент в заговорах. - М.: Наука. 1964, стр. 18-32.
    1. Астахова А.М. Заговорное искусство на реке Пинеге//Искусство Севера. Л., 1928,стр. 14-29.
    1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, т .1, М., 1995, гл. 26, стр. 168-175.
    1. Афанасьева-Медведева Г.В. Восточносибирские ареалы распространения номинаций колдуна, колдуньи: (По материалам мифопоэтических рассказов)//Русский фольклор Сибири: Худож. образ. Исслед. и материалы. Улан-Удэ, 1997, стр.58-66.
    1. Афанасьева-Медведева Г.В. Знахарство и колдовство в Сибири. Иркутск, 1991,стр. 3-26.
    1. Барташевич Г.А. Заговор//Восточно-славянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. - М.: Наука и техника, 1993,стр. 121.
    1. Богданов К.А. Заговор и загадка: (Формульности фольклора)//Русский фольклор: материалы и исследования. СПб, 1996 - т.29. - стр.3-13.
    1. Богданов К.А. Заговор и молитва: (К уяснению вопроса)//Русская литература - 1991, № 3 , стр. 65-68.
    1. Власов З.И. К изучению поэтики устных заговоров//Русский фольклор: Русская народная проза, т.13,. Л.: Наука, 1972, стр. 194-201.
    1. Гуляев С.И. Этнографические очерки Южной Сибири 27. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб. 1880,стр. 47-64.
    1. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. Сборник трудов М.: Индрик. 1994,стр. 87-145.
    1. Исследование в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М.: Наука. 1993. стр.240.
    1. Кравцов Н.И. К изучению эпитета в русской фольклористике//Эпитет в русском народном творчестве. М., 1980,стр.21-25.
    1. Лазутин С.Г. Заговоры//Русское устное народное творчество. М., 1985, стр. 100- 114
    1. Липатов В.А. Любовь и железо: Уральский любовный заговор//Родина. 1994, № 2. стр. 112-113.
    1. 48. Майков Л.Н. Великорусские заклинания. М. 1994. стр.168-174.
    1. Матвеева Р.П. Собрание русского фольклора Сибири//Русский фольклор. 1984. т.22. стр.61-67.
    1. Михайлова Т.А. К "грамматике" заговора: (О словесной магии в древнеирландской поэтической традиции)//Вопросы языкознания. 1997. № 2. стр.132-141.
    1. Ожегова С.С. Композиция и типы северно-русских заговоров, М. 1994,стр.  110-116.
    1. Песков А.М. Об устойчивых поэтических элементах русского заговора. В кн.: Филология: Сборник студенческих и аспирантских работ. Изд.МГУ. М., 1977. Вып.5. стр.26-39.
    1. Познанский Н.Ф. Заговоры: Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул//М.: Индрик, 1995,стр. 23-87.
    1. Потребня А.А. Объяснения малорусских и сродных народных песен. Варшава. 1887,стр. 13-54.
    1. Русское колдовство, ведовство, знахарство: Сборник, отв. ред. Стерлигов. СПб. Литера. 1994 ,стр.46.
    1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука. 1981, стр. 28-56.
    1. Славянская мифология. Издательство "Эллис Лак". 1995,стр. 27- 29.
    1. Топоров В.Н. Заговоры и мифы//Мифы народов мира. т.1. М., 1980,стр. 85- 126.
    1. Топоров В.Н. О статусе и природе заговора//Этнолингвистика текста. М. 1988 ч.1,стр. 21- 34.
    1. Юдин А.В. Имена персонифицированных лихорадок в восточнославянских заговорах: проблема вариативности//Славяноведение. 1998. № 3. стр.54-64.

Информация о работе Заговоры в славянской традиции