Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:16, курсовая работа
Областью нашего исследования являются заговоры, распространенные на территории России, их локальные особенности, средства выразительности и структура. Исходя из этого цель исследования - определить общее в народных заговорах, выявить их различия, а так же определить сферу влияния заговоров, их силу и значение в традиционной культуре. Исходя из поставленной цели можно выделить 4 задачи:
исследование истории заговоров, их развития.
выделить и рассмотреть структуру и средства выразительности заговоров
рассмотреть действия, сопровождающие заговоры.
определить сферу распространения заговоров в традиционной и современной культуре.
Введение. 3
1. История исследования и развития заговоров. 5
2. Структура заговоров. 9
3.Лингвистический анализ заговоров. 15
4. Сопроводительные действия в заговорах. 19
5. Правила и запреты, связанные с заговорами. 24
Заключение. 28
Приложение 1. 31
Приложение 2 34
Список литературы: 36
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ.
КАФЕДРА НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Устное народное творчество
на тему: традиция заговоров у славянских народов.
Выполнил студент |
2 курса 23240 группы Бугрова Екатерина |
(подпись, дата) | |
Направление подготовки (специальность) |
( Шифр ) Народное художественное творчество |
Профиль подготовки (специализация ) |
(шифр) Фольклорная арт - терапия |
Форма обучения |
Очная, бюджет |
Научный руководитель |
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник РИИИ Глазунова Наиля Нигматовна (ученая степень, ученое звание, должность, ФИО) |
(подпись, дата) |
Санкт - Петербург
2012
Содержание:
Введение.
Человек на всех этапах своего развития тесно связан с окружающей его действительностью, которая формирует, воспитывает, развивает самого человека. Еще на раннем этапе своего развития человек понимал силу природы. В сознании человека складывалось представление о мире. Он населялся персонифицированными силами стихий, демонами, духами предков, находящихся в постоянном взаимодействии с самим человеком. Это, естественно, находило отражение в народном творчестве, фольклоре различных народов.
Народное творчество, наполненное осознанием человека силы слова и действия, помогало «договариваться» со сверхъестественными силами, задабривать демонов и домовых, отпугивать русалок и леших, обеспечивать хороший урожай, а так же счастливые отношения в семье и социуме. Но для получения залога о хорошем урожае, благополучной охоте, улучшения жизни, защиты от болезней и т.п. необходимо выполнение определенных действий и произнесение определенных слов - заговоров.
Основные исследования
по этой теме посвящены структурированию
самих заговоров, их типизации. Очень
много записей самих заговоров,
собранных в фольклорных
Областью нашего исследования являются заговоры, распространенные на территории России, их локальные особенности, средства выразительности и структура. Исходя из этого цель исследования - определить общее в народных заговорах, выявить их различия, а так же определить сферу влияния заговоров, их силу и значение в традиционной культуре. Исходя из поставленной цели можно выделить 4 задачи:
Объектом исследования являются заговоры различных этнических групп, проживающих на территории России и за ее пределами, а так же девичьи гадания.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из пяти глав, введения и заключения, а так же двух текстовых приложений и приложений мультимедийных (презентации, музыкальных записей заговоров).
Методологически работа ориентирована на структурно – типологическое направление фольклористики, этнолингвистический анализ, а так же опирается на предыдущие исследования ученых фольклористов, в частности Майкова Л.Н.
1. История исследования и развития заговоров.
По мифологическим представлениям человека мир имеет трехчастную структуру. Он строится на так называемых бинарных оппозициях «свой - чужой», «хороший - плохой», «верх - низ». Кроме того, окружающий мир настроен враждебно – в лесах обитают демоны, великаны, оборотни, реки населены душами утонувших, водяными и русалками, в доме обитает домовой, а в бане – баенник и т.п.[2]. Для того чтобы эти силы не нарушали привычный уклад жизни человека, нужны определенные речевые формулы, с помощью которых с духами можно «договориться» или пригрозить им. Эти формулы называются заговорами.
Опираясь на мнение фольклориста Елеонской Е., К, заговором именуется «определённая словесная формула, произносимая с целью того или иного воздействия на других людей или на окружающий мир - с целью достижения определённого состояния либо напротив, избавления от оного, осуществления определённого намерения либо предотвращения нежелательного явления.» [13] В народе заговор может именоваться и другими словами: «слово», «шептание», «наговор», «приговор», «осторожка», «оберег», «замовление», «примовление» и т.д.
Заговоры, по мнению абсолютного большинства исследователей, являются наиболее архаичной составляющей традиционной славянской культуры. Практика применения заговоров уходит своими корнями в глубокую древность [1] и в большей или меньшей степени сохраняется до наших дней. Того же мнения придерживался фольклорист Познанский «ярко выраженная формализованность, заданность структуры, сравнительно небольшое количество основных образов и их простота - все эти качества заговоров были отмечены еще первыми исследователями и послужили основой для выдвижения тезиса об "архаической исконности" заговоров, уходящей корнями в "седую древность"». [23]
Первые упоминания о заговорах содержатся уже в летописях, где рассказывается о клятвах, произносившихся при заключении договоров. Документы XII-XV столетий содержат упоминания не только о самих заговорах, но и бабах-чародейках и шептуньях, занимавшихся "вязанием узлов" (наузов), использовавшихся в качестве оберегов.[22] Дальнейшее развитие заговоров прослеживается всязи с генениями церкви на «шептунов», судебные дела XVII-XVIII веков, так как знахарство жестоко преследовалось церковью и государством. Особенно суровой борьба с заговорами была в XVII веке, когда запрещались даже традиционные и народные обычаи и праздничные увеселения. Уличенных в колдовстве и знахарстве подвергали пыткам и сжигали в обложенных соломой срубах или отправляли в ссылку. [23]
Постепенно заговоры все меньше интересовали церковь, хотя и никогда не вызывали ее одобрения, гонение на «шептунов» и «колдунов» постепенно уменьшались. Сильным толчком к исследованию заговоров послужили сборники «Великорусские заклинания» (1869), подготовленный Л. Майковым, «Русская народно-бытовая медицина» Г.Попова (1903), «Заговоры, обереги, спасительные молитвы и пр.» Н.Виноградова, а так же «Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии» (1878) П.С. Ефименко, которые свидетельствуют о повсеместном бытовании заговоров в XIX начала XX веков среди народа.
Хотя упоминания о самих текстах заговоров известны давно, первые публикации, связанные с исследованием этого жанра, появились в середине XIX века. В 1841 году вышла в свет книга И.Сахарова "Сказания русского народа". Одна из частей труда И.Сахарова была озаглавлена "Русское народное чернокнижие", в этой части автор книги рассматривал вопросы, связанные со знахарством, кудесничеством, которое опиралось в своем существовании на лекарство и заговоры.
Работы В.И.Даля «О повериях, суевериях русского народа», Ф.И.Буслаева «Исторические очерки русской народной словесности», А.Н.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» стали основой собственно научного изучения заговоров. Ученые - собиратели в своих работах затрагивали проблемы происхождения заговора, его историческую жизнь и развитие данного жанра, а так же их степень распространения и мета бытования.
Теория А. Потебни, трактующая заговор "как словесное изображение пожелания через сравнение", развитая в работе «Объяснение малорусских и сродных песен», оказала воздействие на дальнейшее исследование заговора.
Огромный вклад в изучение заговора внесла монография Н.Ф.Познанского «Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул». Можно сказать, в книге Н. Познанского подведены весьма внушительные итоги работы русских и европейских ученых в области исследования заговора как жанра устного народного.
После 1917 года изучению и собиранию заговоров в России уделялось значительно меньше внимания.
В советское время изучению заговоров были посвящены работы А.М.Астаховой, П.Г. Богатырева, Н.И.Савушкиной, З.И.Власовой, В.Н. Топорова и другие. В трудах этих ученых особое внимание уделяется изучению поэтики заговора, его структуры, изменению этого жанра, композиции, образов. В настоящее время интерес к заговорам не уменьшается. В науке накопилось много нерешенных вопросов, связанных с исследованием данных текстов. Возрастает интерес и к собиранию заговоров: по всем регионам России выходит в свет большое количество сборников (П.С. Ефименко, Л.Б. Мартыненко и И.В. Уваровой, Г.И. Попова, Н.И. Савушкиной и др.).
Развитие же самих заговоров шло весьма мягко и плавно. Можно смело предположить, что заговоры существуют с давних времен, органично вплетенные в традиционную культуру. Если взять за основу летописные источники 12 - 15 веков нашего времени, то можно обратить внимание, что заговоры являются значительной частью языческой, дохристианской культуры, они уже тесно сплетены с народными повериями. Уже на этом этапе они занимают весьма значительный пласт. [5] Заговоры распространены среди всех сословий, всех возрастных и социальных групп. С «крещением» населения в традиционную культуру стали постепенно проникать новые веяния, убеждения, росла сила молитвы. Естественно, это повлияло на народные заговоры, которые впитывали в себя новые формулы, интонации, слова и имена, а так же изменяли структуру под воздействием религиозного фактора.[27]
Таким образом, можно говорить о том, что заговоры всегда интересовали ученых – фольклористов, их изучению посвящено множество работ. Заговоры являются частью традиционной культуры с весьма раннего этапа развития человеческого общества, составляя часть обрядовых действий, воздействуя на сверхъестественные силы природы. Они распространены во всех слоях общества и несут в себе веру в возможность человека воздействовать на окружающую его действительность. Заговоры – это «живая» традиция, они изменяются под воздействием внешних факторов, времени и общества, имеют широкий ареал распространения.
2. Структура заговоров.
Заговоры весьма распространенное явление и в наши дни. По композиции, дошедшие до нас заговоры представляют собой довольно пестрое явление. Можно предположить, что наиболее древним видом построения заговоров является их двухчастная форма. В первой части дается описание заговорного обряда, а во второй приводится сама заговорная формула, заканчивающаяся «закрепкой». [22]
Так, характерен заговор на хороший рост растений. Он начинается с описания самого заговорного действа:
«Встану я, раб божий (имярек), благословясь, пойду помолясь из избы в двери, из дверей в вороты, в чистое поле, прямо на восток и скажу...»
И далее после слова «скажу» идет уже сама заговорная формула:
«Гой еси солнце жаркое, не пали и не пожигай ты овощь и хлеб мой (имярек), а жги и пали куколь и полынь-траву».
И заканчивается эта заговорная формула «закрепкой»:
«Будьте мои слова крепки и лепки».[25]
Однако такие двухчастные композиции в имеющихся публикациях встречаются нечасто. С течением времени, в связи с отмиранием заговорного обряда, сокращается, а затем и совсем отмирает первая часть заговора, содержащая описание обряда. Существует огромное множество видов заговоров: от болезней и хворей, детские заговоры на сон, любовные заговоры и приговоры, промысловые, лечебные, заговоры на покойников, домоводческие и хозяйственные и т.д. (см. приложение 1.) Не смотря на такое многообразие во всех заговорах можно выделить еще одну общую, весьма строгую структуру:
Пример задела:
«Язык — проветчик, зубы — межа, глаза — вода, лоб — бор, веди меня (имя), сударушка — царица Мара-Моренушка, на двор, бери клюкву, мели муку, пеки хлеб, корми меня, будь отныне и до веку моя».
«Встану я (имя), благословясь, умоюсь водою, росою, утруся платком тканым, пойду перекрестяся, из избы в двери, из ворот в ворота, на восток»
то есть — действие либо представляется мысленно, либо реально совершается им и последовательно «проговаривается».