Заговоры в славянской традиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Областью нашего исследования являются заговоры, распространенные на территории России, их локальные особенности, средства выразительности и структура. Исходя из этого цель исследования - определить общее в народных заговорах, выявить их различия, а так же определить сферу влияния заговоров, их силу и значение в традиционной культуре. Исходя из поставленной цели можно выделить 4 задачи:

исследование истории заговоров, их развития.
выделить и рассмотреть структуру и средства выразительности заговоров
рассмотреть действия, сопровождающие заговоры.
определить сферу распространения заговоров в традиционной и современной культуре.

Оглавление

Введение. 3
1. История исследования и развития заговоров. 5
2. Структура заговоров. 9
3.Лингвистический анализ заговоров. 15
4. Сопроводительные действия в заговорах. 19
5. Правила и запреты, связанные с заговорами. 24
Заключение. 28
Приложение 1. 31
Приложение 2 34
Список литературы: 36

Файлы: 1 файл

Бугрова . заговоры.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

 

К какому бы типу «шептунов» не относится ведун, он сопровождает заговор определенными действиями и атрибутами. Все заговоры условно можно разделить на несколько групп по принципу используемого элемента – магического помощника, например произносимые на воду заговоры на красоту, здоровье, силу, благополучие, как правило, связанные с мытьем или умыванием, иногда заговоренную воду необходимо пить, вода может использоваться как колодезная, так и дождевая, а так же роса. Заговоры, произносимые на хлеб - заговоры на любовь, присушки и отсушки, связанные с поеданием хлеба или скармливанием его птицам, огню и т.д [8].

 

Исследования в этой области показали, что как раз  пища, питье, одежда и следы человека чаще всего служили проводниками губительной силы заговора. Определенные правила и запреты важны не только для колдовства, они важны и для знахарства, исцеления.

 

Основными критериями - правилами являются:

    1. время действия - утро перед восходом солнца, вечер перед заходом солнца, полночь, месяц (молодой, на убыль, ущербный или полнолуние, зависит от содержания заговора), когда на небе зажигаются звезды;

 

    1. место действия: дом, двор, улица, ручей, лес, место под деревом, кустом, поле, перекресток и т.д.

 

    1. поведение человека: больной после совершения обряда должен возвращаться домой молча, стараясь никого не встретить, а если встретит кого, то ни в коем случае не разговаривать с ним; если он идет не один, должны идти след в след, чтобы болезнь не нашла дорогу назад; дойдя до дому, немедля войти в него; почти все заговоры и сопровождаемые ими действия повторяются три раза [7].

Таким образом, можно  сделать вывод, что заговариваемый человек является приближенным к  «тому» свету, он находится на границе. Для подчеркивания его положения заостряется внимание на «границах» окружающего мира – определенном времени и пространстве. Ведун же выступает в роли проводника, он, по сути, возвращает человека с «того» света. Кроме того, сам ведун, произнося заговор и совершая ритуал, приближается к миру предков, находится в состоянии транса.

 

Само действие при заговоре не отличалось сложностью и совершалось в узких пределах повседневного быта с помощью предметов, по существу совершенно безопасных. Между тем действие при заговоре, подобно сопровождающим его речам, по внутреннему своему значению было опасным и страшным [7], и трудно решить, что пугало больше, слова или действия, или их совокупность.

Так, например, при произнесении заговоров, направленных на изгнание болезни с помощью заклинания, знахарка выгоняет болезнь прочь из деревни, в лес, в реку, в землю, на траву, на животное: на труп; «где никто не ходит; за 33 замка за 33 горы за 33 дороги на лешего на пса лохматого на кота усатого», при этом выметая пол в доме или гоняя «болезнь» палкой по дому.

Если произносят формулу устрашения, то в обряде используют колющие и режущие предметы - иглы, нож, ножницы, которые заговариваемый держит у больного места или зажимает в зубах. Часто встречается вариант, когда ведун режет воздух или стучит ножом над головой заговариваемого человека. При лечении ожога водят ножом вокруг ожога и читают слова:

«Залей зло жгучее, боли болючие, укроти скорби, не жги, да не боли у раба Божия (имя). Не жги тела белого, ретивого сердца. Отпусти от боли подалее в поле, в чисто поле, широко раздолье, на лес, на траву отдам маяту. Аминь. Аминь. Аминь»[4]

Передача болезни другому человеку, растению, животному может осуществляться прямым посылом другому своей болезни:

«Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!»

При этом человек, больной лихорадкой, идет в лес, кланяется осине и, держась за нее, говорит: и так 3 раза (заговор от лихорадки) [30] Так же передача может происходить через вещь: «от сучьего вымени» водят съедобным куском по больному месту, заговаривают и отдают этот кусок собаке. [30]

Следующим способом избавления от болезни является угроза, когда знахарка угрожает болезни: "Не грызи грыжа младенца (имя), я зубами загрызу, я сама проглочу..." [25]

 

Таким образом, заговор включает в себя не только магические формулы – слова, но и сам ритуал произнесения часто обставляется различными «магическими» действиями. Сами эти действия работают по принципу аналогии – повторяют то, что произносится колдуном, а так же подкрепляют заговор символически – через еду, воду, вещи и предметы. Предметы играют важную роль в структуре заговора. Вещи, как и действия, отражаются в словесной формуле, то есть в некоторых случаях их наличие необязательно, так как действия с предметом осуществлялись в начале существования обряда, а в последствии сам обряд мог отмирать, а заговорная формула оставалась. Иногда от заговора отделяется только действие, которое все еще носит магическую суть, не смотря на то, что слова самого заговора утрачены, например, «закусывание» и «загрызание» испуга у ребенка, который увидел собаку, представляющий собой всего лишь покусывание матерью ребенка за мочку уха. Но чаще всего обряд становится необязательным элементом в заговоре – оставляя только вербальную часть. За счет отмирания действия в заговоре появляются сравнительные обороты, то есть действия переходят в словесную формулу, а обряд не исполняется. Варианты произнесения и использования заговоров могут быть различны, но они всегда направлены на получение определенного результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Правила и запреты, связанные с заговорами.

Как и любая сторона традиционной культуры, заговоры строятся на определенной системе правил и запретов, связанной с произношением, передачей, а так же с правилами и запретами для  самих ведунов. В народе существует целый ряд поверий и предписаний относительно использования заговоров – начиная с сохранения и передачи их текстов и заканчивая собственно применением. Например, бытует поверье, что тексты заговоров нельзя передавать людям старше по возрасту – от этого они могут потерять свою волшебную силу. Поэтому хранители заговоров («знающие люди», «чаровальники», «шептуны» и т.д.) передавали их преимущественно тем, кто в дальнейшем должен был продолжать практику применения заговоров [6].

В ряде заговоров важна ещё и пространственная ориентация – как правило, лечебные и обережные заговоры произносятся лицом на восток. Указание на это в ряде случаев содержится в тексте самого заговора:

Стану я (имярек)

Пойду из избы дверьми,

Из двора - воротами

Во чисто поле,

В восточную сторону.[14]

 

Заговоры, связанные с наведением порчи и проклятий (т.н. «тёмные заговоры») произносятся лицом на запад:

Стану я (имярек)

Пойду нижней тропой,

Волчьей норой

Стану на Заход лицом

На Восход хребтом [14].

 

Знахарские методы часто очень похожи в разных уголках земли. Самые старые бабки-знахарки, чаще всего "необразованные люди", не имея больших медицинских знаний, тем не менее, дают хорошие результаты при лечении, а значит, пользуются доверием и спросом среди людей.[18] Речь идет об использовании духовных сил, которые применяются в знахарской практике, главное, что подчеркивается для таких знахарей – это бескорыстность. За свое лечение они принимают подарки в знак благодарности, а не назначают плату, потому что их цель - спасение и помощь. Они абсолютно верят в то, что можно вылечить больного, как бы плох он ни был. Знахарке нельзя похваляться тем, что она излечивает, иначе тот, чьим здоровьем она похвалилась, заболеет заново. Также ей нельзя удовлетворять чье-либо любопытство, рассказывать о том, как она исцеляет, при помощи чего и передавать заговоры. Считается, что знахарка, рассказав, отдает часть своей силы, а после этого она не сможет помогать людям.

 

В разных локальных традициях существует запрет на определенную одежду, например, знахарки не должны носить черной одежды в дни, когда лечат людей и животных (Жигаловский район, иркутская область). Так же в эти дни она сама должна быть здорова, если она "недомогает", то лечение переносится.

Часто знахарки не подают людям руку при приветствии, они здороваются словами, потому что берегут свои пальцы. Считается, что через рукопожатия они отдают свою силу. Если они поранили палец или руку, то они его не лечат, а ждут, когда рана заживет сама. В это время они так же не лечат больных [4].

 

С колдунами же дело обстоит совсем иначе. Их жители деревни боятся. Как правило, никаких запретов для колдунов нет, но есть определенные правила, которых они придерживаются. Колдуны никогда не переходят через порог, пока их не пригласят в дом, есть ограничение на пищу – после заговоров «на болезнь» не рекомендуется есть мясо. Для жителей древни есть запреты связанные с колдуном: нельзя смотреть колдуну в глаза – он может навести порчу, нельзя приходить к нему после захода солнца (считается что колдуны могут оборачиваться волками), а так же нельзя есть в доме колдуна. Защитой от сглаза колдуна служит «кукиш» или булавка, приколотая к изнанке одежды головкой вниз [12].

Русские колдуны XIX столетия разделялись по следующим трем градациям: колдуны случайные, колдуны поневоле и колдуны по убеждению. Народные изустные предания, передаваемые из поколения в поколение, донесли до нашего времени подробные характеристики всех этих трех типов колдунов.

Чтобы прослыть случайным, простым колдуном требуется очень немного — например, иметь какой-нибудь бросающийся в глаза телесный недостаток или излишество, хотя бы просто отдельный клок волос, случайно выросший на голове или в бороде; если притом мужик ложиться спать, когда другие бодрствуют (и, наоборот, вставать, когда люди ложатся спать), не расчесывать бороды и волос, нести всякий вздор и вообще делать разные несообразные штуки, нашептывая притом какую ни есть небылицу. То он прослывал в деревне колдуном.

Колдуны поневоле — люди, которые поневоле производятся в это звание другими. Это опять же связано с наговорами жителей, но это связано обычно с несчастными случаями, которые происходят с этими людьми.

Колдуны по убеждению сами уверены в действенности собственных заговоров. Заговоры передаются младшим в семействе или друзьям — и притом с заветом, чтобы тайны никому не открывать.

Таким образом, совершенно сторонний человек, не знающий о «волшбе» мог быть прозван колдуном по навету своих соседей по селу [6].

 

Однако главное отличие между колдунами и знахарями состоит в том, что первые скрываются от людей и стараются окутать свое ремесло непроницаемой тайной, вторые же работают в открытую. Знахари без креста и молитвы не приступают к делу: даже целебные заговоры их, в основе своей, состоят из молитвенных обращений к Богу и святым угодникам, как целителям. Правда, знахари тоже нашептывают тайно, вполголоса, но зато открыто и смело действуют.

 

Заговоры произносятся на особый манер – нарочито изменённым голосом (громче либо тише обычного, нашёптыванием, бормотанием и т.п.) и сопровождается учащением либо напротив замедлением дыхания, в зависимости от предназначения заговора и личного практического опыта человека, читающего заговор. Считается, что никто не должен слышать и разобрать слов заговора. В противном случае он потеряет свою магическую силу – этому помогает «шепоток», наполненный шипящими и свистящими звуками.[3] Самыми страшными считаются заговоры на болезнь, смерть и «присухи» [17].

 

Правила и запреты, которые присутствуют в заговорной традиции, прежде всего, направлены на сохранение магической силы слова, а так же силы ведуна или знахаря. Они оберегают от неумелого использования заговоров, хотя многие запреты для знахарей являются пережитками прошлого, но от этого они не теряют своей актуальности и сегодня.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Русская заговорная традиция одна из наиболее богатых и разнообразных на территории Евразии. На западе бытование заговоров уже практически прекратилось, в то время как у русских, украинцев и белорусов заговоры бытуют по сей день. В заговорах воплотился уникальный опыт многих поколений людей, которые посредством слова воздействовали на здоровье и эмоционально-психологический мир человека, внушали ему уверенность в своих силах, защищали от враждебных внешних сил, создавали угрозу для недоброжелателей. При помощи слова очищали дом, защищали домашний скот от болезни и хищных зверей, налаживали отношения жены с мужем и т.д.

Сейчас заговорами пользуются так называемые колдуны, ведьмы и экстрасенсы, которые обещают привлечь любимого, найти украденное имущество и т.д. Раньше же, большинство людей, которые прибегали к подобным практикам не были профессиональными магическими специалистами и обращались к заговорам для решения вполне реальных бытовых проблем, таких, как болезнь, тяжелые роды, необходимость предстать перед судом, неуверенность в результатах охоты или рыбалки, страх перед дикими животными во время выгона скотины и т.д. Включенные в различные ситуации, социального взаимодействия, заговоры становились реальной силой, оказывающей влияние на здоровье, психическое и моральное самочувствие личности, ее положение в обществе и отношения с другими людьми.

Если говорить о степени распространения славянской заговорной традиции, то ареал распространения очень велик – заговоры ярко представлены в западной и южной Украине, севере и северо-западе Белоруссии, а так же в большей или меньшей степени на всей территории России.  В каждом регионе заговоры имеют свой диалектический окрас, свои образы.

Информация о работе Заговоры в славянской традиции