Заговоры в славянской традиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Областью нашего исследования являются заговоры, распространенные на территории России, их локальные особенности, средства выразительности и структура. Исходя из этого цель исследования - определить общее в народных заговорах, выявить их различия, а так же определить сферу влияния заговоров, их силу и значение в традиционной культуре. Исходя из поставленной цели можно выделить 4 задачи:

исследование истории заговоров, их развития.
выделить и рассмотреть структуру и средства выразительности заговоров
рассмотреть действия, сопровождающие заговоры.
определить сферу распространения заговоров в традиционной и современной культуре.

Оглавление

Введение. 3
1. История исследования и развития заговоров. 5
2. Структура заговоров. 9
3.Лингвистический анализ заговоров. 15
4. Сопроводительные действия в заговорах. 19
5. Правила и запреты, связанные с заговорами. 24
Заключение. 28
Приложение 1. 31
Приложение 2 34
Список литературы: 36

Файлы: 1 файл

Бугрова . заговоры.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

«…будьте слова моя крепки и лепки довеку,

 будь ты, мой приговор, крепче камня и железа»

 

 «замыкаю свои слова  замками, бросаю ключи под бел горючь камень алатырь; а как у замков смычи крепки, так мои слова метки»…

 

«Слово каменное, замок железный. Кто тот замок изгложет, слова мои переможет. Так быть сему!» [25]

  • Благодарность [24]

 

В зачинах многих заговоров  мы обнаруживаем влияние христианской религии. Такие заговоры, как правило, начинаются словами:

«Господи боже, благослови Христос!»

«Во имя отца и сына и святого духа, аминь» и т.п.

«Закрепка», которой заканчивается  заговорная формула, по мнению заговаривающих, служит для закрепления сказанного, повышения магической действенности заговора. «Закрепки» нередко строятся на принципе сравнения. И они также иногда испытывают влияние христианской религии.

 «Все мои  слова, будьте благословенны, сильны и крепки, крепчае и жесточае и железа и булату, и вострого ножа, и ногтей орлиных, и всех моих сильных и крепких слов. Казанская богородица печать свою приложила златым своим  перстнем. Всегда отныне и довеку.

 Замок камень. Аминь, аминь, аминь!». [10]

 

Такие заговоры часто  называют «неканоническими молитвами». Если заговор относится именно к  таким «молитвам», то меняется и  струкрура самого заговора:

 

    • Молитвенное вступление.
    • Основная часть.
    • Закрепка
    • Зааминивание.

 

«Господи, как люди не забывают Тебя, 
и как, Господи, ты не забываешь меня 
и весь род человеческий, 
так чтоб и я, раб Твой (имя), 
ничего не забывал, 
из памяти своей не потерял того, 
чего есть, что было и что будет. 
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 
Аминь» [21.].

 

Если нет зааминивания и закрепки, заговор повторяется полностью 3 раза. В таких заговорах – молитвах нет, как правило, описания обряда, но наиболушую силу придает в них именно зааминивание.

Применение заговоров  характерно не только для славянской традиционной культуры, но и практически для всех архаических культур. О том, сколь высокое значение придавалось заговорам у древних можно судить по тому, что ведический корпус включает в себя, наряду с «Ригведой» («ведой гимнов»), «Яджурведой» («ведой жертвенных формул») и «Самаведой» («ведой напевов») ещё и «Атхарваведу» - «веду атхарванов» или, буквально, «веду заговоров». Она включает в себя заговоры главным образом повседневного, бытового характера. Например, против пожара в доме:

Это сток для  вод,

Жилище для  моря.

Посреди пруда наш дом -

Отврати (свои) лица!

Заговоры широко представлены и в традиционной культуре ближайших  соседей славян – балтов. Отрывок  литовского лечебного заговора:

Святая земля,

Земля, земля, землица!

Змея, змея, змея,

Отдай здоровье (имя) [20]

Известны заговоры и германо-скандинавской традиционной культуре. Вот, например, заговор от вывиха:

Фоль и Вотан  ехали в лесу.

Тогда у кобылы Бальдра была вывихнута нога.

Тогда заклинала  её Синтгунт, Сунна её сестра,

Тогда заклинала  её Фрейя, Фола её сестра,

Тогда заклинал её Вотан так хорошо, как он умел

И от вывиха кости, и от вывиха крови,

И от вывиха сустава:

Кость к кости, кровь к крови,

Сустав к  суставу да приклеятся [5]

Заметим, что многие исследователи  указывают на то, что часть мифологических песен «Старшей Эдды» также имеет ярко выраженные черты сугубо заговорного текста (либо являются «выросшими» из заговорного текста). Например, «Речи Сигрдривы» имеют такие строки:

Будь невредимым, день! Будьте невредимыми, дня сыны!

Будь невредимой, ночь с сестрою!

Негневными глазами взгляните на нас сюда

И дайте сидящим победу

Невредимые  асы, невредимые асиньи,

Да будет  невредимой многополезная земля![5]

В кельтском эпосе  также сохранились тексты, имеющие  отчётливые черты заговора:

Заклинаю ирландскую землю,

Омытую морем обильным,

Обильны горы великие,

Велики леса могучие.. [5]

 

Итак, заговор является характерной составляющей любой архаической культуры. В тоже время, говоря о славянском фольклоре, следует отметить, что многие тексты заговоров наполнены наряду с героями славянской демонологии и христианскими персонажами и христианской терминологией, что связано с постепенным проникновением и распространением религии в народные массы. К тому же определённое количество заговоров, записанных этнографами, в самом деле, является продуктом в большей мере христианского мышления, то есть достаточно поздним образованием. Но и ранние и поздние заговоры имеют общую структуру, в которой стойко прослеживаются 3 составляющие: вступление, просьба и закрепление результата (закрепка или зааминивание), что характерно не только для славянской культуры, а для заговорной традиции в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Лингвистический анализ заговоров.

 

Заговоры – это часть традиционной культуры, несущая в себе не только систему восприятия жизни народа, но и поэтику, ритмику  и богатство языка. С религиозно-магической точки зрения заговор является частью вербальных (речевых, словесных) магических практик [28]. Часть заговоров имеет сугубо бытовое, «приземлено - практическое» предназначение, и в этом их отличие от обрядовых песен, большей частью относящихся к ритуальной культуре с духовным предназначением. Вместе с тем известны заговоры, используемые в не бытовых целях, а именно, в ходе ритуальных (обрядовых) действий – как обрядов, так и праздников. [11]

 

В основе создания заговоров лежит принцип сравнения тех или иных явлений, образов или предметов. Необычно широкое употребление сравнений составляет их жанровую стилистическую специфику. Нередки случаи, когда в заговоре применяется не одно, а несколько сравнений. Так, в одной «присушке» заговаривающий молодец хочет, чтобы присушиваемая им девушка так сильно тосковала по нему, как тоскует «мать по дитяти, корова по теленке, кошка по котятам, утка по утятам и т. д.». Иногда сравнения в заговорах переходят в гиперболы [15].

Так, в одном заклинании заговаривающий пастух говорит:

«И как стекаются  реки к окиану морю с тонучих гор, с дремучих лесов, со мхов и болот, и поточин, и с пахотных земель, и с лесных покосов, так бы приходил мой милой живот, крестьянский скот, сам с лесу домой».[19]

 

Второй отличительной  особенностью стиля заговоров является довольно частое употребление в них «сквозных эпитетов», которые служат средством усиления, подчеркивания, и выделения основной мысли. Так, в заговоре, назначение которого «присушить» девушку, сквозным эпитетом является прилагательное «сухой»[15]:

«... у того у белого камня стоит сухое  дерево, у того сухого дерева стоит  сухой мужик, сечет сухое дерево и кладет на огонь. Коль скоро и  круто разгоралось сухое дерево, так бы скоро и круто разгоралось сердце у рабы божией (такой-то) по рабе божием (таком-то)» [25].

 

Для поэтического стиля  заговоров характерно широкое употребление всевозможных повторов, которые в значительной мере обусловлены стремлением к максимальной детализации и конкретизации [15]. Примером может служить заговор от змеиного ужаления:

«Ты, змея Ирина, ты, змея Катерина, ты, змея полевая, ты, змея луговая, ты, змея болотная, ты, змея подколодная, собирайтесь у круг и говорите удруг, вынимайте нечистый яд от суставов, от полусуставов, от жил, от полужил, от полупожилков, от тридевять суставов, от тридевять

полусуставов, от черной шерсти, от белого тела, от чистой крови, от чистого сердца, от буйной головы».[25]

 

В приведенном примере  слова «сустав», «полусустав» и «полужилия» употреблены дважды, слово «змея» — шесть раз и предлог «от» — тринадцать. Эти повторы значительно усиливают выразительность заговора. С особенностями синтаксиса, и, прежде всего, широким употреблением повторов, в заговорах связано своеобразие их ритмики.

 Ритм в заговорной прозе основан на чередовании определенных интонационно сходных речевых отрезков, чаще всего лишенных какой-либо соизмеримости (и по числу слогов, и по расстановке ударений). Но иногда в заговорах можно отметить и определенную соизмеримость нескольких рядом стоящих речевых отрезков, и даже рифму. Приведем пример из одной любовной «отсушки» [20]:

«На море на окиане, уста не растворяются, на острове на Буяне сердце не сокрушается, стоит столб; на том столбе стоит дубовая гробница: Так бы и у (имярек) сердце бы не сокрушалося, в ней лежит красная девица, кровь не разгоралася, тоска-чаровница; сама бы не убивалася, кровь у нее не разгорается, в тоску не вдавалася. ноженьки не поднимаются, Аминь, глаза не раскрываются»[25]

 

Произносились заговоры вначале «зычным голосом», а потом, особенно лечебные заговоры — «шепотом» (шептания), с выполнением некоторых «магических действий». Широко используется практика произнесения лечебных заговоров с использованием техники «горлового пения». В северной традиции используется техника «пропевания» заговоров. Поэтому маг, колдун рунической традиции должен обладать развитым слухом, сильным и звучным голосом и даром «убеждения». Последнее не совсем относится к понятию ораторского искусства, а скорее к явлению природного магнетизма, обаяния, харизмы, заговариваемый должен верить в непререкаемый авторитет колдуна перед «высшими силами». Традиция наложения проклятий предполагает некую «жуткую» тональность в голосе, специфическое окружение, элементы одежды и окружения, а так же «страшный вид» выделяющий такого ведуна среди прочих. «Жуткий» звук – это, как привило, что-то похожее на хриплый и неблагозвучный вой, вызывающий у услышавшего чувство сильного дискомфорта и эмоциональной подавленности [21].

 

Таким образом, своеобразная ритмика, специфическое произношение заговоров заметно выделяет их из обыденной разговорной речи, подчеркивает интонационную необычность и тем самым увеличивает веру в силу их магического воздействия. Из сказанного очевидно, что жанр заговора отличается ярким своеобразием, как в своем назначении, так и в содержании и художественной форме. Заговоры, как и другие виды старинного фольклора, играли большую роль в жизни древнего человека. Вера в могущество слова была не только помощником в бытовых вопросах, но и зачастую обладала эффектом «плацебо» для тяжелобольных. В заговорах воплотился уникальный опыт многих поколений людей, которые пытались посредством слова воздействовать на здоровье и эмоционально-психологический мир человека, внушить ему уверенность в своих силах, защитить себя и своих близких от враждебных внешних сил, создать угрозу для недоброжелателей. При помощи слова очищали дом, защищали домашний скот от болезни и хищных зверей, налаживали отношения жены с мужем и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Сопроводительные действия в заговорах.

 

Сила заговора содержится в словах, произносимых человеком  или же колдуном, но помимо вербальной силы необходимы (для улучшения результата наговора) и определенные действия. Эти действия могут сопровождать как весь заговор, так и являться только символической составляющей, по сути, не использующейся. Заговоры мы будем рассматривать как комплекс: ритуал + предмет + слово [29]. Предыдущие исследования на основе полевого материала позволяют предположить, что ритуал и предмет являются первичным и более устойчивым элементом традиционной формы, а слово как бы прикладывается к действию, сопровождая ритуал, и без него не существует, тогда как ритуал может совершаться и без вербальных форм.[16]

 

Главная цель заговора, отличающая его от других видов фольклора, - достижение определенного результата, то есть некоторого изменения существующего положения вещей. Для этих перемен часто выполнялось действие по аналогии, например в заговоре:

"Бабушка  Соломонида мыла и парила, и заговоры заговаривала из жилы в жилу, во единую жилу;

 чтобы не  брали и ни уроки, и ни  призоры, и никакие оговоры;

 ни своя  дума не брала, и ни свои  не брали:

 и не ушная, и  не языцная, и не подъязыцная,

 пятная и не подпятная,

 подошвенная и подподошвенная. Аминь”.[25]

 

Этот заговор произносится во время мытья в бане, обливая  заговариваемого водой, начиная  с головы, знахарь ходит вокруг него, при этом важно, чтобы заговариваемый стоял на возвышении (перевернутый таз или камень). Вода должна уносить болезни и невзгоды.

 

Представители традиционной культуры делят самих колдунов на «светлых»  и «темных», при этом их разделение весьма условно, потому как и те их возможности одинаковы. «Белых»  называют знахарями, они занимаются заговорами болезней, помогают с охотой, промыслами и в семейной обрядности, часто выполняя функции повитухи, а так же собирают лечебные травы и коренья. Знахарей в каждой деревне гораздо больше, чем колдунов

«Темных» называют колдунами, к  ним обращаются за помощью в любовных делах (присушки и отсушки), а так же чтобы сделать заговоры на врагов, недоброжелателей, они  занимаются проклятиями, наносят вред людям и скоту и т.п. Колдунами считаются либо одинокие, необщительные люди, либо хорошие знатоки трав, кузнецы, мельники и др. Иногда ведьмами называют овдовевших женщин, ведущих уединенный образ жизни [7].

Информация о работе Заговоры в славянской традиции