Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:38, контрольная работа
Эффективность дидактического процесса в сильной степени зависит от выбора и внедрения тех или иных педагогических технологий (организационные формы обучения, методы обучения, приемы и т.д.). В работе с точки зрения теории систем определены задачи, решаемые при проектировании процессов обучения, воспитания и развития. Различают задачи структурного и параметрического синтеза. Как и любая система, дидактическая система имеет многоуровневый иерархический характер. На самом верхнем уровне системы - тип современной школы, ее целевая установка. На следующем уровне - выбор моделей обучения, воспитания, развития, определяемые, прежде всего, конкретными целями педагогического процесса.
Введение
Организационные формы обучения
Общие формы организации обучения
Внешние формы организации обучения
Форма организации обучения Виды и особенности самостоятельной работы учащихся
Взаимосвязь приемов, методов и организационных форм обучения
Заключение
Список литературы
Практикум — это вид практических занятий тренировочного характера, на котором осуществляется связь изучаемой теории и практики, а материал его часто служит иллюстрацией к лекции. В основе практикума лежит упражнение, в рамках которого решаются познавательные задачи и большое внимание уделяется обучению специальным приемам и способам профессиональной деятельности (профессиональный тренинг), овладению научной терминологией, умению устанавливать связи между различными научными категориями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.
Лабораторная работа — это практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников; цель его — реализация следующих основных функций: овладение системой средств и методов экспериментально-практического исследования; развитие творческих исследовательских навыков учащихся; расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач.
Основными структурными элементами лабораторной формы работы являются: обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы ее членов; самостоятельное коллективное исполнение задания посредством чтения, практической деятельности, распределения частных заданий между участниками рабочей группы; консультации учителя в процессе обучения; обсуждение и оценка полученных результатов членами рабочей группы; письменный или устный отчет учащихся о выполнении задания; контрольное собеседование учителя с представителями рабочих групп.
Как правило, все лабораторные работы по определенной учебной дисциплине объединяются в единую систему и носят название «лабораторный практикум», что позволяет говорить о существовании значительного сходства между лабораторными и практическими формами проведения занятий.
Игра (педагогическая или дидактическая)
— это форма организации обучения, воспитания
и развития личности, которая осуществляется
педагогом на основе целенаправленно
организованной деятельности учащихся
по специально разработанному игровому
сценарию с опорой на максимальную самоорганизацию
учащихся при моделировании опыта человеческой
деятельности.
В образовательной практике игровые формы
обучения реализуются, как правило, посредством
деловой игры, имеющей цель усиления практической
направленности обучения, творческого
применения полученных научных знаний
и их закрепления.
Современные исследования показывают, что значение педагогических и дидактических возможностей игры достаточно велико, так как: активизируется и интенсифицируется процесс обучения посредством стимуляции мотивов учебной деятельности; воссоздаются межличностные отношения, моделирующие реальные условия социальной жизни; варьируется проблемкость учебного материала за счет нивелирования сложностей его освоения; расширяется и углубляется процесс творческого самоопределения учащихся.
Основными признаками деловой игры как формы обучения являются:
1. Наличие проблемы, требующей решения.
2. Моделирование игровой ситуации, аналогичной социальной, профессиональной или научной проблеме.
3. Наличие участников игры, выполняющих игровые роли.
4. Активное взаимодействие
игроков между собой и с педаго
5. Использование
дополнительной игровой
6. Высокое эмоциональное напряжение участников.
7. Импровизационный характер действий игроков.
Самостоятельная учебная работа представляет собой овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него. При этом необходимо целенаправленное управление самостоятельной деятельностью учеников посредством формулировки темы-проблемы, ее расшифровки через план или схему, указания основных и дополнительных источников, вопросов и заданий для самоконтроля осваиваемых знаний, заданий для развития необходимых умений и навыков, сроков консультаций и форм контроля.
Самостоятельную работу учащихся классифицируют:
Все виды самостоятельной работы учащихся зависят от формы организации обучения, что представлено в таблице.
Виды самостоятельной работы учащихся в зависимости от формы организации обучения
Форма
организации обучения Виды и особенности
самостоятельной работы учащихся
Уроки
Работа с учебной литературой, самостоятельное решение задач, выполнение упражнений, заданий, подготовка к уроку рефератов, докладов, самостоятельная работа с применением ТСО, компьютерных обучающих и контролирующих программ, самостоятельная работа со всевозможными карточками-заданиями
Лекции
Активное слушание и конспектирование лекций, самостоятельная работа над предложением, литературой в контексте лекции
Семинары
Работа с литературой по теме семинара, написание реферата, подготовка тезисов для выступления на семинаре
Лабораторно-практические занятия
Экспериментально-
Экскурсии
Работа с десной и справочной литературой на этапе подготовки к экскурсии, написание обобщенных, аналитических отчетов по результатам экскурсии, сбор и систематика новой информации в процессе экскурсии
Игры
Работа по решению ситуативных задач и заданий, самостоятельная работа с компьютерными играми, самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом
Домашняя самостоятельная работа
Выполнение упражнений, задач, подготовка рефератов, докладов, выполнение заданий, в том числе творческих
Гибкое сочетание
разнообразных форм и
технологий обучения Гибкое сочетание
и разнообразное применение всех перечисленных
выше видов самостоятельной работы учащихся.
В свою очередь, внешние формы организации
обучения детерминируют внутренние формы
(вводное занятие, занятие по углублению
и совершенствованию знаний, умений и
навыков, практическое занятие, занятие
по систематизации и обобщению знаний,
занятие по контролю знаний, умений и навыков,
комбинированная форма организации занятий)
и определяют их специфику.
Рассмотренные общие, внешние и внутренние
формы организации обучения, как правило,
используются преподавателями вариативно,
интегративно, творчески в зависимости
от собственных профессиональных установок,
целей, задач и содержания образовательного
процесса, с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей студентов (учащихся).
Взаимосвязь приемов, методов и организационных форм обучения
Для разработки теоретических основ процесса обучения необходимо уточнить возможности самой его организации в реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций и выявить условия взаимосвязи этого компонента процесса с другими, в частности, с методами обучения.
Взаимосвязь организационных форм и методов обучения никогда не ставилась под сомнение, однако ее трактовка была односторонней. Эта взаимосвязь воспринималась только с позиций влияния методов обучения на формы организации учебного процесса. Влияние же организационных форм на методы не признавалось, что может быть объяснено сложностью установления прямых и непосредственных зависимостей между методами и организационными формами в их общетеоретических характеристиках.
На уровне теоретического представления (т.е, на высшем уровне, при рассмотрении единства содержательной и процессуальной сторон обучения, на котором формируется содержание образования, обосновываются методы обучения, организационные формы, уровни усвоения знаний учащихся, намечаются связи между всеми существенными категориями дидактики) организационные формы и методы обучения относительно независимы друг от друга. Более тесные взаимосвязи устанавливаются на последующих уровнях.
Обзор реальной картины отбора содержания образования позволил в рамках системного представления о нем выделить несколько уровней: общего теоретического представления, учебного предмета и учебного материала (В. В. Краевский). На уровне общетеоретического представления содержание образования фиксируется в виде обобщенного системного знания о составе, элементах, структуре и функциях социального опыта, передаваемого подрастающим поколениям.
На уровне учебного предмета развернуто представление об отдельных частях содержания, несущих специфические функции в общем образовании и определяющих особые для каждого учебного предмета, но соотносимые с общим теоретическим представлением состав и структуру. На уровне учебного материала отражены конкретные, подлежащие усвоению учащимися, фиксированные в учебниках, пособиях, дидактических материалах те элементы содержания (знания, умения, навыки и т. д.), которые составляют основу обучения определенному учебному предмету.
Эти три уровня относятся к проектируемому содержанию, еще в действительности не реализованному, существующему в качестве заданной нормы, которую необходимо воплотить в условиях, когда содержание образования реально включается в процесс обучения, становится предметом совместной деятельности преподавания и учения (четвертый уровень), а затем и достоянием отдельного ученика, частью структуры его личности (пятый уровень)1.
Исходя из данной концепции, было выдвинуто предположение, что реализация взаимосвязей между методами и организационными формами обучения возможна и целесообразна на уровне учебного предмета, а способом обнаружения этих взаимосвязей и их развития служит прием обучения.
Доказательством возможности и продуктивности такой гипотезы стали следующие! положения. К основным инвариантным характеристикам обучения относятся единство преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной сторон обучения. Единство же образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения выступает как принцип конструирования и осуществления обучения и как его цель, а не закономерность всякого обучения.
Реализация этих функций связана не только с учетом особых видов содержания образования, применением всей системы методов обучения, ориентированных на достижение разных уровней его усвоения, но и с целенаправленным выбором соответствующих форм обучения. Эффективность названных функций возрастает в условиях целенаправленной организации отношений между участниками процесса обучения: учителем и всеми учениками, учителем и группами учащихся, учителем и отдельными учениками, между разными группами учащихся (временными, случайными и достаточно постоянными), между учениками внутри группы, между всеми учащимися класса и т. д.
Единицей процесса обучения с точки зрения принятого нами представления о содержании образования становится такая целостность, которая охватывает все компоненты содержания образования от знаний до воспитания, (знания, опыт деятельности по образцу, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к действительности) и предполагает все уровни усвоения от восприятия до отношения.
Выбор приема обучения в качестве области поиска взаимосвязи методов и организационных форм обучения имеет под собой прочную методологическую почву — подход к рассмотрению процесса обучения как к некоторой структурной целостности.
В педагогических исследованиях в качестве компонентов процесса обучения обычно называют ученика (как субъекта и объекта обучения), материал обучения (тем или иным способом организованное и зафиксированное содержание образования), систему методов и организационных форм обучения и контроля («технологию» учебно-воспитательного процесса) и учителя (как организующее и направляющее начало процесса обучения)2. Прием обучения позволяет опосредовать практически все компоненты процесса обучения, а значит, и соблюсти в подходе к нему его структурную целостность. Для доказательства, что именно прием — главное средство при реализации взаимосвязи организационных форм и методов обучения, необходимо уточнить основные понятия, характеризующие проблематику данного сообщения.
Организационная форма обучения — это вариативная, но относительно устойчивая структура взаимодействия между его участниками, содержание которого зависит от цели, учебного материала, методов и условий обучения.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе. С общедидактических позиций — это модель взаимодействия обучающего и обучающегося с целью усвоения последним содержания образования. К числу элементов этой модели относятся цель обучающего, его деятельность, средства этой деятельности; цель обучаемого, его деятельность, средства этой деятельности; изменение личности ученика под влиянием взаимодействия с объектом усвоения, достигнутая цель3. На уровне конкретных учебных предметов методы обучения реально проявляются в приемах обучения.
Информация о работе Взаимосвязь организационных форм обучения