Взаимосвязь организационных форм обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Эффективность дидактического процесса в сильной степени зависит от выбора и внедрения тех или иных педагогических технологий (организационные формы обучения, методы обучения, приемы и т.д.). В работе с точки зрения теории систем определены задачи, решаемые при проектировании процессов обучения, воспитания и развития. Различают задачи структурного и параметрического синтеза. Как и любая система, дидактическая система имеет многоуровневый иерархический характер. На самом верхнем уровне системы - тип современной школы, ее целевая установка. На следующем уровне - выбор моделей обучения, воспитания, развития, определяемые, прежде всего, конкретными целями педагогического процесса.

Оглавление

Введение
Организационные формы обучения
Общие формы организации обучения
Внешние формы организации обучения
Форма организации обучения Виды и особенности самостоятельной работы учащихся
Взаимосвязь приемов, методов и организационных форм обучения
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь организационных форм обучения.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Фронтальная форма, т.е. «обращенная к зрителям», предполагает одновременное обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные учебные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя. Эта традиционная форма организации учебного процесса связана с «усреднением» обучающихся, так как единообразие заданий не учитывает их индивидуальных особенностей.

Внешние формы организации обучения

Урок — единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой работы. Урок является основной формой организации текущей учебной работы. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы. По образному выражению Н.М.Верзилина, «урок — это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий». Сущность и назначение урока сводятся к коллективно-индивидуаль¬ному взаимодействию учителя и учеников для решения дидактических задач. 
Согласно концепции М. И. Махмутова, урок рассматривается как «динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения).

Функция урока  как организованной формы обучения заключается в достижении завершенной, но частичной дидактической цели в триединстве образовательной, воспитательной и развивающей задач.

Типология урока  — одна из самых сложных дидактических задач, авторское решение которой предлагали многие современные исследователи, классифицируя уроки по различным основаниям. С.В.Иванов, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, И.Н.Казанцев, В.А.Онищук, Г.И.Щукина выделяют практически аналогичные типы уроков в зависимости от ведущей дидактической цели:

  • вводные уроки;
  • уроки первичного ознакомления с учебным материалом;
  • уроки образования понятий, установления законов и правил;
  • уроки применения полученных знаний на практике;
  • уроки выработки навыков (тренировочные);
  • уроки повторения и обобщения;
  • контрольные уроки;
  • уроки смешанные или комбинированные.

Кроме этого, И. Н. Казанцев подразделяет уроки по способу  их организации или ведущему методу обучения:

  • урок-лекция;
  • урок-беседа;
  • урок-экскурсия;
  • киноурок;
  • урок самостоятельной работы;
  • лабораторные и практические занятия;
  • уроки с разнообразными видами заданий.

В работе М. И. Махмутова, сделана попытка объединить существующие противоречия по классификации уроков. В качестве оснований классификации выделяются цель организации, детерминированная общедидактической целью, характер, содержание изучаемого материала и уровень обученное™ учащихся.

Соответственно выделяются следующие типы уроков:

  • изучения нового учебного материала;
  • совершенствования знаний, умений и навыков;
  • обобщения и систематизации;
  • комбинированные уроки;
  • контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Независимо  от типа урока педагогу необходимо продумать его структуру и  логику для повышения эффективности  собственно 
учебного процесса.

Под структурой урока подразумеваются его внутреннее строение и последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.

Классическая, традиционная структура урока опирается  на формальные ступени обучения, такие как:

— подготовка к  усвоению новых знаний;

— усвоение новых  знаний, умений;

— их закрепление  и систематизация;

— применение на практике.

Соответствующий данной структуре тип урока носит  название комбинированного и состоит  из следующих этапов:

1. Организационный — дидактическая задача заключается в подготовке учащихся к работе на уроке.

2. Проверка выполнения  домашнего задания — дидактическая задача — проверка.

3. Подготовка  к активной учебно-познавательной  деятельности — дидактическая  задача этого этапа ориентирует на подготовку учащихся к тому виду деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока.

4. Усвоение новых  знаний — дидактическая задача  определяет формирование у учащихся  конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.

5. Первичная  проверка понимания учащимися  нового материала — дидактическая  задача состоит в установлении  специфики осознанности его освоения.

6. Закрепление  знаний — дидактическая задача  заключается в организации деятельности учащихся по применению новых знаний.

7. Обобщение  и систематизация знаний —  дидактическая задача состоит  в обеспечении усвоения системы  знаний и установлении межпредметных  связей.

8. Контроль и  самоконтроль знаний — дидактическая  задача ориентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование.

9. Подведение  итогов — дидактическая задача  — дать анализ успешности образовательной деятельности и показать пути решения проблем в обучении.

10. Информация  о домашнем задании — дидактическая задача состоит в подготовке к выполнению рекомендаций учителя.

Рассмотренные этапы не имеют жестко закрепленной последовательности, могут носить инвариантный характер и объединяться между собой, ориентируясь на целенаправленную учебно-познавательную деятельность учащихся и характеризуя также другие формы обучения.

Экскурсии — это форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Именно экскурсии позволяют объединить учебный процесс в школе с реальной жизнью для непосредственного знакомства учеников с предметами и явлениями естественного окружения.

В системе обучения экскурсия выполняет целый ряд  дидактических функций:

• реализует  принцип наглядности обучения;

• повышает научность  образования и укрепляет его  связи с жизнью и практикой;

• расширяет  технологический кругозор учащихся;

• играет значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости  от решаемых дидактических задач выделяются экскурсии различных типов:

• вводные, которые  проводятся перед непосредственным изучением нового материала;

• текущие;

• итоговые, которые  проводятся для контроля и закрепления  изученного материала.

По предметному  содержанию экскурсии подразделяются на производственные, краеведческие, естественнонаучные, историко-литературные и т.д. Нередко проводятся экскурсии, которые сочетают в себе информацию по нескольким учебным дисциплинам, позволяют изучать отдельные объекты в их целостности и носят название комплексных.

Структура проведения экскурсий:

1 этап — предварительная  подготовка;

2 этап — выезд  к изучаемому объекту;

3 этап — обработка  материалов экскурсии и итоговая  беседа по ее результатам.

Лекция — это древнейшая форма передачи знаний, в процессе лекции педагог последовательно и системно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал.

Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций считаются: оптимальное сочетание их обучающих, воспитывающих, развивающих функций, научность, проблемность, системность, ясность изложения и активизация мышления слушателей, доказательность и аргументированность суждений, учет особенностей аудитории, сочетание теории и практики, сочетание логики изложения с творческой импровизацией преподавателя, использование дидактических материалов и технических средств.

Данные принципы получают свое развитие при определении  основных структурных компонентов  лекции:

  • вводная часть — ознакомление с темой, планом, целью, задачами лекции и
  • рекомендуемой литературой;
  • главная часть — раскрытие темы лекции в соответствии с заявленным планом и авторским видением проблемы;
  • заключительная часть — выводы и обобщения, подводящие итоги лекции.

В то же время  представленная структура вариативно изменяется в зависимости от видов лекций, среди которых современные исследователи выделяют:

  • вводную лекцию, которая дает целостное представление об учебном предмете и ориентирует учащихся на специфику курса;
  • лекцию-информацию, которая предполагает изложение и объяснение учащимся научной информации;
  • обзорную лекцию, которая представляет собой систематизацию научных знаний, излагаемых педагогом на основе меж- и внутри-предметных связей;
  • проблемную лекцию, когда новая информация предлагается посредством обсуждения проблемных вопросов;
  • лекцию-визуализацию, которая предполагает предоставление учащимся наглядного материала с помощью различных технических средств обучения;
  • бинарную лекцию, которая строится в форме диалога двух педагогов различных научных школ или подходов для обсуждения насущных научных проблем;
  • лекцию с заранее запланированными ошибками, стимулирующую учащихся к критическому восприятию и переработке информации;
  • лекцию-конференцию, которая проводится как заранее спланированная система докладов учеников;
  • лекцию-консультацию, которая проходит по типу «вопросов — ответов» и заранее запланированной дискуссии.

Наряду с  данными традиционными видами проведения лекций современная дидактика оперирует новационными технологиями, позволяющими значительно активизировать диалоговые и творчески-поисковые формы проведения образовательной работы.

К ним относятся: лекция-деловая игра, лекция-блицтурнир, лекция-брифинг, лекция-брейнсторминг, на которых учащиеся не конспектируют излагаемый материал, а обсуждают информацию, предлагаемую в форме конспектов или текстов лекций. Одним из видов лекций, получивших широкое распространение в связи с технологизацией образовательного процесса школы, становится телелекция, особенностью которой является ее проведение без обратной связи, с использованием видеоаппаратуры.

Лекция в  современной дидактике рассматривается  как одна из основных форм преподавания в высшей школе. Однако в настоящее время существует тенденция к ее активному использованию в образовательном процессе средней школы — в старших классах, причинами тому явились: расширение информационного поля современных научных дисциплин и учебных предметов; возникновение новых специализированных учебных заведений; опережающий характер социокультурной ситуации в стране; отставание в изложении данных фактов в учебных пособиях и материалах для школы.

Семинар — это форма организации обучения, доминирующим компонентом которой является самостоятельная исследовательско-аналитическая работа учащихся с учебной литературой и последующим активным обсуждением проблемы под руководством педагога. Целями семинара являются углубление и систематизация теоретических знаний учащихся, а также целенаправленный контроль за освоением знаний со стороны педагога и критическое обсуждение творческих работ учеников (рисунков, сочинений, продуктов технического творчества, исследовательских докладов и т.д.). Проводятся различные виды семинаров - семинары-конференции, семинары-консультации, коллоквиумы, семинары-зачеты.

Структура семинаров очень  разнообразна и подвижна, но основной частью является контроль знаний, их систематизация и обобщение за счет восполнения педагогом научных лакун своей дисциплины. Значение проведения семинаров заключается в предоставлении возможностей учащимся раскрыть свой творческий потенциал, развить свои аналитико-синтетические способности, культуру речи, сформировать общее научно-критическое мировоззрение. Так же как и лекция, данная форма организации обучения является преимущественно вузовской, но активно используется на современном этапе в некоторых средних учебных заведениях.

Практическое  занятие как форма организации образовательного процесса носит обучающий характер, направлено на формирование определенных практических умений и навыков, является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением учеником научной дисциплины и применением ее положений на практике. Как правило, применяется при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, в процессе трудовой и профессиональной подготовки учащихся, проводится в лабораториях, мастерских и учебных кабинетах. На практическом занятии учащиеся овладевают методикой научного исследования, у них формируются соответствующие навыки. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному педагогом. Ценность практических занятий заключается в том, что при их проведении осуществляется оперативная обратная связь и вносятся необходимые коррективы.

Информация о работе Взаимосвязь организационных форм обучения