Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:19, методичка
Целью работы является следующее: показать роль и возможности игровой и творческой деятельности и их актуальность в процессе обучения.
Для достижения цели работы мы поставили следующие задачи:
1.Дать анализ дидактической игры как педагогической технологии;
2.Привести классификацию игровой деятельности в учебном процессе.
3.Показать особенности такой формы обучения и деятельности, как театрализованная и ролевая игра.
4.Дать методическое обоснование собственной системы уроков, проводимых с использованием игровой деятельности
Введение
Значение учебных игр для формирования ключевых стр. 3 - 4
компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием
игровых технологий в образовательном процессе современной школы.
Цели и задачи методической разработки.
Основная часть
1. Дидактическая игра как педагогическая технология. стр. 5 - 6
2. Классификация игровой деятельности в учебном процессе. стр. 6 - 7
3. Характеристика ролевых и театрализованных игр.
•Ролевая игра стр. 7 - 8
•Театрализованная игра стр. 9 - 10
4. Примеры ролевых и театрализованных игр, применяемых стр. 10 -13
на уроках истории в собственной практике учителя.
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 15
В 9 классе при изучении темы «Версальско-Вашингтонская система» класс делится на тройки, где один представляет В.Вильсона, другой Ж.Клемансо, третий—Ллойд Джорджа. Перед участниками игры ставится задача выработать проект мирного договора с Германией. У каждого персонажа своя цель, но они должны суметь договориться, придти к единому решению.
Эффективным игровым приемом, не сложным для учащихся, является прием «Оживи картину». Учащиеся озвучивают типичных персонажей эпох, которые изображены на картинах, например, «Свежий кавалер», «Арест пропагандиста», «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». Для этого им необходимо представить историю персонажа, осмыслить черты и особенности времени. Если ученик добавил что-то свое, не соответствующее духу времени, он должен обосновать почему.
Приемы ролевых игр используются и на уроках обществознания. Например, на уроке «Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора» обучающиеся моделируют различные ситуации, такие как «собеседование с работодателем» и обыгрывают их. На уроке «Семья и брак» старшеклассники разбиваются на пары (мальчик, девочка) и создают модель идеальной по их представлению семьи, пытаясь прийти к общему решению по вопросам материальным, семейных ценностей, стиля взаимоотношений.
Традиционной в11 классе стала ролевая игра по обществознанию «Выборы». Группы создают виртуальные «партии», разрабатывают основные положения программы и пути реализации ее, готовят выступления на тему «Политика партии в области образования», изучают предвыборные технологии. В ходе игры происходит политический брэйн-ринг между лидерами партий, встреча с избирателями, дебаты и, наконец, выборы.
Кроме ролевых и театрализованных использую на уроках и другие виды игр.
Игры-конкурсы. Игра может использоваться как фрагмент урока в режиме соревнования: «Дуэль с указками» (у карты), «Кроссворд без поля», «Зашифрованная телеграмма», «Исторический аукцион». Вызывают интерес старые игры с новой «начинкой»: «Третий лишний», «Крестики-нолики» (поставить свой значок ученик может в том случае, если он ответит на вопрос), «Найди клад» (работа с фрагментом исторической карты без единой надписи), «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Поле чудес».
Часто на уроках в 5-7 классах использую загадки-рифмовки, которые в большом количестве составляю сама. Пример рифмовок в пятом классе на уроке «Искусство Древнего Египта»
И опора, и украшение
Не богов, а людей творение,
И стройна она, и многотонна
Называется это… (Колонна).
То цветок, а то папирус
На стебле огромном вырос.
Трудилась мастеров артель
Вверху колонны… (Капитель).
Там лес колонн, там тайны мрак,
Туда не пустят просто так.
Века не превратили в пыль
Зал под названием… (Гипостиль)
Игры-конкурсы хорошо применять на итоговых уроках. Они помогают обобщить и закрепить изученный материал. Например, игра «Исторический марафон» для 6-8 классов. Класс делится на «Спортивно-исторические команды», на «беговых дорожках»- партах только чистые листы бумаги и ручка. В руках у учителя игрушечный пистолет, играющий роль стартового.
Первый «забег на короткую дистанцию»: в течение пяти минут ученики должны написать как можно больше дат и событий по истории пройденного периода. Та команда, которая справилась результативнее, считается пришедшей к финишу первой.
Второй «забег на среднюю дистанцию»: команды должны в течение 10 минут написать имена знаменитых людей изучаемого периода. За такое короткое время, работая коллективно, с действительно спортивным азартом, учащиеся успевают вспомнить да 2-х десятков людей, оставивших свой след в истории.
Третий «забег на длинную дистанцию»: учащиеся за 15 минут должны вспомнить и записать места исторических событий. Итоги подводятся после каждого забега, за каждый правильный ответ команда получает по одному баллу. Последнее задание – «бег с препятствиями». Выполняя его, ученики должны сориентироваться в тексте учебника и быстро найти нужную информацию. Учитель задает вопросы, и команды быстро находят ответы. Например, кого называли «Делатель королей»? Как «Королева морей» сбила крестоносцев с пути истинного? Вопросы непростые, поэтому ребята ищут ответы с помощью учебника, словно преодолевают препятствия, проходя сквозь чащу фактического материала. Игра «Исторический марафон» помогает быстро и четко повторить в сжатой форме пройденный материал.
В качестве итогового урока можно провести игру «Детективы от истории». Приведу пример такого урока в 6 классе после изучения темы «Киевская Русь». Класс работает по группам.
Первое задание – разминка детективов. Каждая группа составляет словесный портрет какого-либо исторического лица (Княгиня Ольга, Князь Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый и т.д.). Группы по словесному портрету угадывают, о ком идет речь.
Второе задание сложнее: историк Лев Гумилев утверждал, что руку печенегов, уничтоживших войско и самого князя Святослава в 972 году, направляли не византийцы, как считает ряд историков, а свои – киевляне. Кто действительно был заинтересован в гибели князя, его войска? Группы выдвигают свои версии и обосновывают их.
Следующее задание заключается в том, что детективы должны работать с документами, «писанными на бересте». Группам даются тексты грамот без перевода (по изданию В.Л. Янина «Я послал тебе бересту…», Москва, 1965 г.) Ученики должны разобраться в содержании документа, сделать всевозможные выводы и даже найти состав преступления. Грамоты содержат «челобитие» крестьян, их жалобы. В итоге шестиклассники воссоздают картину жизни в раннефеодальном государстве.
Четвертое задание называется «О чем
говорят вещдоки?» Группам
Последнее задание бывает шуточным.
Детективы анализируют
Подобные игры помогают усвоить сложный материал, пробуждают интерес к истории, развивают историческое мышление, воображение, речь, память.
Ещё один пример игры-конкурса, применяемой на этапе обобщения, - «Своя игра» (может быть представлена в компьютерном варианте, а может быть, игровое поле начерчено на доске). Для нее нужны всего лишь интересные вопросы в нескольких номинациях. Игра позволяет за 15-20 минут повторить основные события эпохи. Примеры вопросов «Своей игры» в седьмом классе по теме «Эпоха Петра I»:
Вопрос на 30 баллов в номинации «Культура»:
Как Петр I распорядился привлекать посетителей в первый музей? (Денег не брать, подавать напитки, чай, кофе)
Вопрос на 40 баллов в номинации «Внешняя политика»:
О каком событии сказал историк В.О. Ключевский «Осаждающие ходили около крепости как кошки около горячей каши»? (Осада Нарвы в 1700 году)
Вопрос на 50 баллов в
номинации «Внутренняя
Петр, создавая Синод, сказал: «Отец мой имел дело с одним бородачом, а я с тысячами». Кого имел в виду Петр? (Патриарха Никона)
Урок-портфолио
Подобную форму можно использовать при изучении выдающихся исторических личностей. Метод обучения – поисковый. Творческие группы накапливают материал и составляют портфолио исторического деятеля, включая жизненный путь, характер, увлечения, мечты, идеалы. Использовала на уроках: «Россия при Петре 1» (7 класс), «Движение декабристов» (8 класс), «Смутное время» (10 класс).
Очень важно, используя игровые методики, «не заиграться». Чтобы избежать такой опасности, необходимо всегда проводить черту между игрой и жизнью. В игре ученик говорит и действует от имени персонажа, т.е. необязательно, чтобы он считал правильным его образ мыслей и действия. В обсуждении он говорит то, что думает на самом деле. После игрового этапа обязательно нужно подвести итог, что получилось, что нового мы узнали на уроке, чьё выступление произвело впечатление, что не удалось, какой опыт можно использовать на других уроках. Очень важно на таких уроках творчества расставить акценты, подчеркнуть важные моменты, поставить перед учениками новые проблемы.
Заключение
Для формирования у детей социальных
качеств и нравственного
Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра - это средство создания "детского общества". Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. ТВ, радио, видео, Интернет за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.
Таким образом, важной задачей школы становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.
Занимаясь проблемой использования игр на уроках истории, мы пришли к следующим выводам:
В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина:
"Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам".
"Идеальная дидактика - это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах".
Список литературы:
Информация о работе Возможности использования игровых технологий на уроках истории