Возможности использования игровых технологий на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:19, методичка

Краткое описание

Целью работы является следующее: показать роль и возможности игровой и творческой деятельности и их актуальность в процессе обучения.
Для достижения цели работы мы поставили следующие задачи:
1.Дать анализ дидактической игры как педагогической технологии;
2.Привести классификацию игровой деятельности в учебном процессе.
3.Показать особенности такой формы обучения и деятельности, как театрализованная и ролевая игра.
4.Дать методическое обоснование собственной системы уроков, проводимых с использованием игровой деятельности

Оглавление

Введение
Значение учебных игр для формирования ключевых стр. 3 - 4
компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием
игровых технологий в образовательном процессе современной школы.
Цели и задачи методической разработки.
Основная часть
1. Дидактическая игра как педагогическая технология. стр. 5 - 6
2. Классификация игровой деятельности в учебном процессе. стр. 6 - 7
3. Характеристика ролевых и театрализованных игр.
•Ролевая игра стр. 7 - 8
•Театрализованная игра стр. 9 - 10
4. Примеры ролевых и театрализованных игр, применяемых стр. 10 -13
на уроках истории в собственной практике учителя.
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 15

Файлы: 1 файл

history01.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая  разработка на тему:

 

 

«Возможности использования игровых технологий 
на уроках истории»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ушатова Лидия Александровна,

учитель истории и обществознания

МОУ Гимназия №2 г. Ярославля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль

2011год

 

Содержание

 

Введение

Значение учебных игр для формирования ключевых                                   стр. 3 - 4

компетентностей учащихся. Проблемы,  связанные с использованием

игровых технологий в образовательном процессе современной школы.

Цели и задачи методической разработки.

 

Основная часть

 

1. Дидактическая игра как педагогическая технология.                                  стр. 5 - 6

 

2. Классификация игровой деятельности в учебном процессе.                        стр. 6 - 7

 

3. Характеристика ролевых и театрализованных игр.

 

  • Ролевая игра                                                                                                    стр. 7 - 8

 

  • Театрализованная игра                                                                                 стр. 9 - 10

 

4. Примеры  ролевых и театрализованных игр, применяемых                        стр. 10 -13

на уроках истории  в собственной практике учителя.

 

Заключение                                                                                              стр. 14

 

Список литературы                                                                                стр. 15

 

Введение.

 

Значение учебных игр  для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых и театральных технологий в образовательном процессе современной школы. Цели и задачи методической разработки.

 

Игра - путь детей к познанию мира, в котором  
они живут и который призваны изменить".  
(М. Горький)

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развеивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Как удивить современного школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока? Как решить одну из важнейших задач современного образования – задачу   "формирования у учащихся готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели"?

Для этого на уроках используются различные формы и методы подачи учебного материала, инновационные технологии, которые способствуют формированию ключевых компетентностей учащихся:

готовности к разрешению проблем;

готовности к самообразованию;

готовности к использованию информационных ресурсов;

готовности к социальному взаимодействию;

коммуникативной компетентности.

На мой взгляд, одной из технологий, формирующих вышеназванные компетентности учащихся, является дидактическая игра как одно из средств интенсификации обучения. (Интенсификация - от латинского Intension - "напряжение, усилие", facio - "делаю" - увеличение напряжённости, повышение производительности).

А. С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращался  к вопросу о роли игры в жизни  детей. Многие педагоги, признавая, что  в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. А. С. Макаренко характеризовал учебную игру как "могучее средство воздействия на детский коллектив".

Педагоги, использующие учебные игры в своей педагогической деятельности, единогласно отмечают, что "игра порождала радость и бодрость, воодушевляла ребят, обогащала впечатлениями", "помогала педагогам избегать назойливой назидательности", "создавала в детском коллективе атмосферу дружелюбия" и др.

Но до сих пор остаётся  нерешённой проблема редкого применения игры в процессе обучения. Среди причин этого стоит назвать следующие. Многие игры не укладываются в урок, требуют трудоёмкой подготовки и длительной организации, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска. Ещё одна  причина заключается в однобоком понимании ведущей деятельности. Игру считают ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте, а в дальнейшем её, по мнению некоторых педагогов, неизменно должно сменить учение "в чистом виде". Но не учитывается тот факт, что учение должно и может органично вписаться в спектр деятельности ребёнка и гармонично сосуществовать с игровой деятельностью.

Несмотря на это, материалы анкет, результаты интервьюирования выявили, что учителя  заинтересованы в привлечении игровой и творческой деятельности на уроке. Значит, нужны игры, которые облегчат работу учителя, необходима эффективная методика организации игр, которая поможет решить дисциплинарные вопросы и сделать время, потраченное на игру, максимально эффективным, способствует формированию ключевых компетентностей учащихся. На уроках истории использование игровых технологий необходимо еще и потому, что обучающиеся могут не просто перерабатывать информацию, а переживать ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для себя знания, могут «примерить» на себя роли различных исторических персонажей, почувствовать своеобразие исторической эпохи.

Все вышесказанное объясняет актуальность избранной мною темы. 

Целью работы является следующее: показать роль и возможности игровой и творческой деятельности и их  актуальность в процессе обучения.

Для достижения цели работы мы поставили  следующие задачи:

  1. Дать анализ дидактической игры как педагогической технологии;
  2. Привести классификацию игровой деятельности в учебном процессе.
  3. Показать особенности такой формы обучения и деятельности, как театрализованная и ролевая игра.
  4. Дать методическое обоснование собственной системы уроков, проводимых с использованием игровой  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

1. Дидактическая игра как педагогическая технология.

 

Ещё в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая  в средневековье авторитарная и  рассудочная система образования  стала опираться исключительно  на рациональную дидактику. Игра в такой  школе была редчайшим исключением. Постепенно утвердилось мнение, что учение - это тяжёлый труд, предполагающий естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Во всём мире такая картина просуществовала до конца XIX в.

Сам термин "дидактические игры", под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, ввели Ф. Фребель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Но постепенно они начали проникать и в начальную школу, принимая сначала форму игровых приёмов в обучении. В России только в 1960-е гг. - в период либерализации общественной жизни - начала распространяться формула "учение с увлечением", пропагандируемая С. Л. Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный, потому что приобщает к новому, неизведанному, интересному. Последователи Соловейчика доказывали, что обучение может быть по-настоящему развивающим, трудным, но при этом увлекательным, что оно может сочетать и рациональное, и эмоциональное. Но этот всплеск интереса к занимательности обучения очень быстро иссяк, идеологизация обучения вытеснила игры из работы школьных учителей, за исключением некоторых энтузиастов-новаторов - Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой и др. Занимательность уступила место рационализации обучения.

Что же такое есть игра вообще и  игра дидактическая? Теоретический  анализ философской и психологической  литературы (Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина) позволяет определить игру - в широком  смысле слова - как занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях.

Поскольку обучение - это "процесс  целенаправленной передачи общественно-исторического  опыта; организация формирования знаний, умений и навыков" (Психологический  словарь, М.:1990), можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений, навыков.

Понимание сущности дидактической  игры позволяет выделить наиболее значимые её составляющие (компоненты):

- деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности,  её способности и характер;

- условность, которая понимается  как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность  образа и его объекта.

Но не всякая деятельность в условных ситуациях является игрой. Задача в  учебнике по математике тоже условна, хотя и задача может превратиться в игру, приобретя занимательность для учащихся. Занимательная подача условий задачи может превратить её в ролевую игру. А главной целью дидактической игры должна стать именно активная познавательная позиция учащихся, ставшая основанием собственной и самостоятельной мыследеятельности.

Таким образом, педагогическая игра должна обладать существенным признаком - четко  поставленной целью обучения и соответствующим  ей педагогическим результатом, которые  могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогическая игра выполняет  следующие целевые ориентации:

Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.

Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.

 

2. Классификация игровой деятельности в учебном процессе.

 

В современной школе, делающей ставку на интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы (КТД и др.)

 

Проблему дидактической игры как  педагогической технологии исследуют Л. П. Борзова в методическом пособии для учителя "Игры на уроке истории"; А. Гин в пособии для учителя "Приемы педагогической техники"; А.П Ершова и В. М. Букатов в статье "Театральные подмостки школьной дидактики";  классификацию и систему игр можно найти в сборнике Г.А. Кулагиной "Сто игр по истории" (М., Просвещение, 1983)

 

Существующие педагогические игры можно классифицировать:

  • по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
  • по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные обучающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические; релаксационные игры-паузы;
  • по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации и театрализации;
  • по предметной области: математические, исторические, экологические, физические:, музыкальные, театрализованные, литературные, трудовые, технические, производственные, военно-прикладные, туристические, народные, спортивные, обществоведческие, управленческие, экономические, управленческие; без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические, со средствами передвижения.

 

Дидактическая игра по истории является практической деятельностью, в которой  дети используют знания, полученные не только на уроках истории, но и в  процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметным связям: историко-литературные; историко-филологические; историко-географические; историко-математические и т.п.

Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие  игры по источнику познания: визуальные, диалоговые, массовые и т.д.

Это только несколько моделей классификации  игр, которые позволяют показать некоторые возможности их систематизации в зависимости от целей использования игры в разных аспектах деятельности.   Необходимо помнить, что сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается.

Информация о работе Возможности использования игровых технологий на уроках истории