Возможности использования игровых технологий на уроках истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:19, методичка

Краткое описание

Целью работы является следующее: показать роль и возможности игровой и творческой деятельности и их актуальность в процессе обучения.
Для достижения цели работы мы поставили следующие задачи:
1.Дать анализ дидактической игры как педагогической технологии;
2.Привести классификацию игровой деятельности в учебном процессе.
3.Показать особенности такой формы обучения и деятельности, как театрализованная и ролевая игра.
4.Дать методическое обоснование собственной системы уроков, проводимых с использованием игровой деятельности

Оглавление

Введение
Значение учебных игр для формирования ключевых стр. 3 - 4
компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием
игровых технологий в образовательном процессе современной школы.
Цели и задачи методической разработки.
Основная часть
1. Дидактическая игра как педагогическая технология. стр. 5 - 6
2. Классификация игровой деятельности в учебном процессе. стр. 6 - 7
3. Характеристика ролевых и театрализованных игр.
•Ролевая игра стр. 7 - 8
•Театрализованная игра стр. 9 - 10
4. Примеры ролевых и театрализованных игр, применяемых стр. 10 -13
на уроках истории в собственной практике учителя.
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 15

Файлы: 1 файл

history01.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Наибольшую сложность, на наш взгляд, вызывают сюжетно-ролевые, деловые  игры, драматизации и театрализации.

 

3. Характеристика  ролевых и театрализованных игр.

  • Ролевая игра

Ролевая игра—это форма организации  учебной деятельности, при которой  каждый ученик выступает в роли участника  событий прошлого. История --специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке- не что иное, как  «создание нереальных ситуаций» (Годер).

Цели:

  1. Изучить, повторить, закрепить  или обобщить материал.
  2. Проверить степень овладения теми или иными общеучебными  или специальными умениями и навыками.
  3. Формировать коммуникативные навыки путем работы в группах.
  4. Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность проявить себя каждому.

Положительный эффект:

  1. В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории.
  2. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.
  3. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.
  4. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя.
  5. Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.
  6. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
  7. Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.
  8. Для учителя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.

Какие роли могут играть учащиеся?

Реально существовавшее лицо ( король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель  и др.)

Вымышленный персонаж, типичный представитель  эпохи ( крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)

Подготовка:

  1. Планирование игры.
  2. Работа с учащимися:

сообщение темы, даты проведения ролевой игры,

распределение ролей и заданий,

разбивка на группы, по необходимости  – выборы жюри, ведущих,

знакомство с планом игры,

объяснение целей и ожидаемых  результатов,

форма представления материала,

дополнительная литература,

по необходимости – консультации, репетиции,

изготовление необходимых дидактических  материалов,

сообщение о контроле знаний.

 

Варианты контроля знаний:

  1. Оценка за работу на уроке, т.е. непосредственное участие в игре в работе своей группы.
  2. Оценка за подготовку к игре дома ( рисунок, схема, костюм, кроссворд, сообщение   и др.)
  3. Работа в тетради по ходу игры ( запись выступлений других учащихся, таблица, ключевые слова и др.)
  4. На следующем уроке  - проверочная работа, тест, исторический диктант и др.

Ход игры:

Организационный момент.

Ролевая игра.

Рефлексия: устный анализ в конце  урока, анкета, заметка в школьную газету, выставка творческих заданий  и др. Игра  должна стать не просто упражнением, но и познавательным опытом, поэтому в конце урока необходимо закрепить цель и познавательную ценность занятия, обсудить и оценить сам процесс и его результаты, наметить перспективу.

Приемы, которые могут быть использованы в ходе ролевой игры:

  1. Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник учителя, консультант, член жюри и др. 
    Примеры. Урок «Древневавилонское царство». Ученик–Хаммурапи – оценивает ситуации с позиций своих законов. 
    Урок повторения «Древний Египет». Жюри–жрецы оценивают деятельность групп воинов, земледельцев, писцов т др.
  2. Интервью – ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи. 
    Урок «Жизнь феодалов». Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи? Занимались ли обманом на турнирах? Ч то получал победитель?
  3. Путешествие – проверка картографических навыков. Урок «Ярмарка в Шампани». Торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях.
  4. Историческое письмо или телеграмма. Узнай, кто мог быть автором. Урок «Индия в средние века». «Пишу тебе я, славный потомок Чингисхана. Я завоевал северную Индию и создал огромное могучее государство. Посоветуй, как мне его назвать, чтобы в веках о нем осталась память». ( Бабур, Империя Великих Моголов). Ученики не только угадывают, но и сами пишут письма от имени исторических персонажей или историческим персонажам (Жанне Д Арк, М.Ломоносову, Лжедмитрию 1 и т.д.)
  5. Исторический документ. Узнай автора. О каком событии идет речь? Например, «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его.» (Древляне о князе Игоре).
  6. Рассказ-защита (герб, город, памятник культуры и др.).
  7. Текст с ошибками или пропусками. Такие тексты составляются так,  чтобы можно было легко определить, о каком именно событии идет речь. Ошибки здесь могут быть в значимых явлениях, хорошо известных, а так же неточности, касающиеся мелких фактов. Это задание проверяет не только память, но и внимание. Использую тексты из книги И. А.Федорчук «Интеллектуальные игры для школьников. История». Если не все ошибки будут найдены, наиболее сильный ученик в роли персонажа эпохи, может обратиться к  обучающимся с вопросами, пожеланиями.
  8. Кроссворды, загадки-рифмовки, кричалки и т.д.

 

 

 

  • Театрализованная игра

Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.  Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Поэтому лучше использовать термин «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в историческом кружке, школьном театре.

Требования, применяемые к театрализованной игре:

  1. Психологические: игра должна обладать значимостью для каждого ученика, то есть должна быть мотивирована; обстановка, в которой происходит игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества, содержание игры должно быть интересно, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, ученик должен иметь возможность для самовыражения и самореализации.
  2. Педагогические: игровое действие должно опираться на знания, умения, навыки, приобретенные ранее на уроках; цель игры должна определяться в соответствии с задачами учебного процесса; участники игры должны быть обеспечены соответствующим методическим материалом, документацией и т.п.; игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения и не должна быть преобладающей (подавляющей) в учебном процессе.

 

Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока ):

  1. Персонификация – реально живший исторический персонаж участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.) Урок «Александрия Египетская», экскурсовод – Александр Македонский.
  2. «Кто я?» Ученик в костюме   какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он. Урок «Религия древних греков». «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые  темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня?» (Прометей). Урок «Поэма Гомера «Илиада». «Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку» (Ахиллес).
  3. Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.) Урок «Греко-персидские войны».  Речь Фемистокла перед Саламинской битвой: «Спартанские военачальники считают, что нужно отвести флот к Пелопоннесу. Они хотят защитить Спарту, но кто тогда защитит афинян? Наш город уже разграблен и разрушен персами. Я думаю, мы должны дать бой именно здесь в узком Саламинском проливе. Мы, эллины, знаем здесь каждый подводный камень, где мелко, где глубоко, изучили каждое подводное течение, направления всех ветров. Персы же совсем не знакомы с этим проливом. Наши триеры гораздо меньше по размеру, чем тяжелые и неповоротливые персидские корабли. Триера неглубоко сидит в воде, она легко пройдет среди скал и мелей. А тяжелые персидские корабли разобъются о подводные камни или сядут на мель. Саламинский пролив – лучшее место для боя с персами.» После речи Фемистокла учащиеся отвечают на вопросы: Почему Фемистокл так уверен в победе? Приведите его аргументы.
  4. Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

 

Подготовка: написание сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и реквизита, репетиции.

 

4. Примеры ролевых и театрализованных игр, применяемых на уроках истории в собственной практике учителя.

 

 Театрализованные игры-это маленькие  пьесы, разыгрываемые учениками,  в основном импровизированные.  Цель игр: оживить исторические  события, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и эмоции. Мною разработана серия театрализованных игр « Спектакль без репетиций». На подготовительном этапе дети получают роли, изучают биографии своих героев, их характеры. На уроке им предстоит действовать в предлагаемых обстоятельствах, они не знают сюжета заранее. Поэтому уроки-импровизации проходят по-разному в разных классах, с неожиданными поворотами, своеобразными финалами. На уроках в 5 классе «Демократия в Афинах», «Религия древних греков» в соответствии с сюжетом дети пытаются  решить проблему, дать совет, ссорятся, пытаются выйти из трудной ситуации, осуждают своих героев и сочувствуют им. Интересно то, что предлагаемые обстоятельства могут быть разные: пир богов на Олимпе, народное собрание, заседание герусии в Спарте. Конфликты сюжетных линий тоже разные. Такие приемы драматизации полезны, т.к. дети учатся самостоятельно мыслить, интерпретировать исторические факты, взаимодействовать друг с другом, находить нестандартное решение проблемы. Они направлены против автоматизма, им свойственны неожиданность и парадоксальность. В 6 классе подобная театрализованная игра может проходить на темы « Рыцарский турнир», «Новгородское вече», «Английский парламент». В 7 классе можно взять такие предлагаемые обстоятельства, как «Москва в Смутное время», «Заседание Уложенной комиссии». В ходе игры обучающиеся, собрав заранее материал о своих героях, поняв логику их действий, играют в рамках заданной ситуации и заданной роли, переживают ситуацию, ищут ответы на вопросы. Здесь очень важно, чтобы в основе исторического сюжета был конфликт, это поддерживает активность учеников, приводит к нестандартным мыслям и поступкам.

Ролевые игры  предполагают перевоплощение, например, в журналистов, экскурсоводов, съемочную группу. Здесь правила игры, сюжет определены заранее, игра требует серьезной подготовки, умения пользоваться специальной литературой, понятийным аппаратом. Ученики 10 класса проводят виртуальную экскурсию по Афинскому Акрополю, по средневековым городам Руси Владимиру, Новгороду, по Московскому Кремлю времен Ивана III. Иногда экскурсанты попадаются очень уж дотошные, особенно, если это «иностранные туристы». «Иностранцы» задают «экскурсоводам» множество вопросов, а те пытаются выйти из довольно сложных ситуаций. Попробуйте-ка объяснить значения таких слов, как апсиды, закомары, пилястры, консоли. Группа учащихся, исполняющая роль «экскурсантов-иностранцев», заранее готовит каверзные вопросы. Поэтому игра проходит в режиме соревнования, с большой активностью учеников.

Урок в форме презентации «туристических фирм» предполагает распределение ролей менеджеров, экскурсоводов, рекламных агентов, даже гидов-переводчиков (было у нас однажды и такое). Турфирмы создают «свое лицо», разрабатывают маршруты «путешествия в прошлое на машине времени», темы экскурсий, советы туристам, рекламные листовки, малоформатные газеты.

Ещё один вид ролевых игр – создание короткометражных фильмов или рекламных роликов. «Создатели» получают определенную тему и самостоятельно пишут сценарий, распределяют роли, выбирают сценариста, режиссера, оператора, продюсера, актеров. Особенно удаются фильмы по обществознанию в 6-7 классах. На уроках обществознания приходится разбирать много жизненных ситуаций, и ребятам нравится их инсценировать («Портрет подростка», «Досуг и отдых подростка», «Радости и сложности общения»). Иногда новый материал излагают и показывают сами ребята в форме телепрограмм из цикла «В эфире новости». Так в 8 классе, изучая тему «Становление индустриального общества», учащиеся по группам готовят страницы «телепередачи» «Время технического прогресса». Страницы были следующими: «Мы едем, едем, едем…(о развитии транспорта в 19 веке), « Чудо технической мысли» (о совершенствовании средств связи в 19 веке), «Чрезвычайное происшествие» (о чартистском движении) и т.д. 

Урок - интервью или игра в «журналистов» удаётся в старших классах. Придумать и сформулировать вопросы для интервью – дело непростое. Интервью помогает раскрыть некоторые стороны  личности исторического деятеля, дать ему возможность оправдаться перед судом истории. Ученики брали интервью у императрицы Екатерины II, у Наполеона Бонапарта, у Никиты Хрущева и т.д. Несомненно, что журналисты, готовящие интервью, должны хорошо знать своего героя. Таким урокам всегда предшествует тщательная подготовка. Вопросы ребята придумывают оригинальные, злободневные, с долей хорошего юмора. На таких уроках ребята учатся формулировать и отстаивать свою точку зрения, рассматривать проблемы с разных сторон. Иногда используется прием «Позвольте мне ответить за него». Интервьюирование—хороший способ связать изученное на уроках с реальной жизнью, расширить социальные представления обучающихся, развить у них навыки общения с различными людьми. В 11 классе при изучении темы «СССР в 1953-1964 годах» во время подготовки круглого стола, посвященного деятельности Никиты Сергеевича Хрущева, ребята берут интервью у своих бабушек и дедушек, у тех, кто помнит это десятилетие после смерти Сталина. И это уже не просто игра в журналистов, а серьезная работа и большая ответственность. История глазами очевидцев всегда вызывает особый интерес, так как эпоха предстает перед нами наиболее отчетливо и зримо, ученики получают возможность прикоснуться к прошлому.

Информация о работе Возможности использования игровых технологий на уроках истории