Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:19, методичка
Целью работы является следующее: показать роль и возможности игровой и творческой деятельности и их актуальность в процессе обучения.
Для достижения цели работы мы поставили следующие задачи:
1.Дать анализ дидактической игры как педагогической технологии;
2.Привести классификацию игровой деятельности в учебном процессе.
3.Показать особенности такой формы обучения и деятельности, как театрализованная и ролевая игра.
4.Дать методическое обоснование собственной системы уроков, проводимых с использованием игровой деятельности
Введение
Значение учебных игр для формирования ключевых стр. 3 - 4
компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием
игровых технологий в образовательном процессе современной школы.
Цели и задачи методической разработки.
Основная часть
1. Дидактическая игра как педагогическая технология. стр. 5 - 6
2. Классификация игровой деятельности в учебном процессе. стр. 6 - 7
3. Характеристика ролевых и театрализованных игр.
•Ролевая игра стр. 7 - 8
•Театрализованная игра стр. 9 - 10
4. Примеры ролевых и театрализованных игр, применяемых стр. 10 -13
на уроках истории в собственной практике учителя.
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 15
Наибольшую сложность, на наш взгляд, вызывают сюжетно-ролевые, деловые игры, драматизации и театрализации.
3. Характеристика ролевых и театрализованных игр.
Ролевая игра—это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. История --специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке- не что иное, как «создание нереальных ситуаций» (Годер).
Цели:
Положительный эффект:
Какие роли могут играть учащиеся?
Реально существовавшее лицо ( король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.)
Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи ( крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)
Подготовка:
сообщение темы, даты проведения ролевой игры,
распределение ролей и заданий,
разбивка на группы, по необходимости – выборы жюри, ведущих,
знакомство с планом игры,
объяснение целей и ожидаемых результатов,
форма представления материала,
дополнительная литература,
по необходимости – консультаци
изготовление необходимых
сообщение о контроле знаний.
Варианты контроля знаний:
Ход игры:
Организационный момент.
Ролевая игра.
Рефлексия: устный анализ в конце урока, анкета, заметка в школьную газету, выставка творческих заданий и др. Игра должна стать не просто упражнением, но и познавательным опытом, поэтому в конце урока необходимо закрепить цель и познавательную ценность занятия, обсудить и оценить сам процесс и его результаты, наметить перспективу.
Приемы, которые могут быть использованы в ходе ролевой игры:
Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Поэтому лучше использовать термин «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в историческом кружке, школьном театре.
Требования, применяемые к театрализованной игре:
Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока ):
Подготовка: написание сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и реквизита, репетиции.
4. Примеры ролевых и театрализованных игр, применяемых на уроках истории в собственной практике учителя.
Театрализованные игры-это
Ролевые игры предполагают перевоплощение, например, в журналистов, экскурсоводов, съемочную группу. Здесь правила игры, сюжет определены заранее, игра требует серьезной подготовки, умения пользоваться специальной литературой, понятийным аппаратом. Ученики 10 класса проводят виртуальную экскурсию по Афинскому Акрополю, по средневековым городам Руси Владимиру, Новгороду, по Московскому Кремлю времен Ивана III. Иногда экскурсанты попадаются очень уж дотошные, особенно, если это «иностранные туристы». «Иностранцы» задают «экскурсоводам» множество вопросов, а те пытаются выйти из довольно сложных ситуаций. Попробуйте-ка объяснить значения таких слов, как апсиды, закомары, пилястры, консоли. Группа учащихся, исполняющая роль «экскурсантов-иностранцев», заранее готовит каверзные вопросы. Поэтому игра проходит в режиме соревнования, с большой активностью учеников.
Урок в форме презентации «туристических фирм» предполагает распределение ролей менеджеров, экскурсоводов, рекламных агентов, даже гидов-переводчиков (было у нас однажды и такое). Турфирмы создают «свое лицо», разрабатывают маршруты «путешествия в прошлое на машине времени», темы экскурсий, советы туристам, рекламные листовки, малоформатные газеты.
Ещё один вид ролевых игр – создание короткометражных фильмов или рекламных роликов. «Создатели» получают определенную тему и самостоятельно пишут сценарий, распределяют роли, выбирают сценариста, режиссера, оператора, продюсера, актеров. Особенно удаются фильмы по обществознанию в 6-7 классах. На уроках обществознания приходится разбирать много жизненных ситуаций, и ребятам нравится их инсценировать («Портрет подростка», «Досуг и отдых подростка», «Радости и сложности общения»). Иногда новый материал излагают и показывают сами ребята в форме телепрограмм из цикла «В эфире новости». Так в 8 классе, изучая тему «Становление индустриального общества», учащиеся по группам готовят страницы «телепередачи» «Время технического прогресса». Страницы были следующими: «Мы едем, едем, едем…(о развитии транспорта в 19 веке), « Чудо технической мысли» (о совершенствовании средств связи в 19 веке), «Чрезвычайное происшествие» (о чартистском движении) и т.д.
Урок - интервью или игра в «журналистов» удаётся в старших классах. Придумать и сформулировать вопросы для интервью – дело непростое. Интервью помогает раскрыть некоторые стороны личности исторического деятеля, дать ему возможность оправдаться перед судом истории. Ученики брали интервью у императрицы Екатерины II, у Наполеона Бонапарта, у Никиты Хрущева и т.д. Несомненно, что журналисты, готовящие интервью, должны хорошо знать своего героя. Таким урокам всегда предшествует тщательная подготовка. Вопросы ребята придумывают оригинальные, злободневные, с долей хорошего юмора. На таких уроках ребята учатся формулировать и отстаивать свою точку зрения, рассматривать проблемы с разных сторон. Иногда используется прием «Позвольте мне ответить за него». Интервьюирование—хороший способ связать изученное на уроках с реальной жизнью, расширить социальные представления обучающихся, развить у них навыки общения с различными людьми. В 11 классе при изучении темы «СССР в 1953-1964 годах» во время подготовки круглого стола, посвященного деятельности Никиты Сергеевича Хрущева, ребята берут интервью у своих бабушек и дедушек, у тех, кто помнит это десятилетие после смерти Сталина. И это уже не просто игра в журналистов, а серьезная работа и большая ответственность. История глазами очевидцев всегда вызывает особый интерес, так как эпоха предстает перед нами наиболее отчетливо и зримо, ученики получают возможность прикоснуться к прошлому.
Информация о работе Возможности использования игровых технологий на уроках истории