Воспитание компетенции личностного самосовершенствования у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: обобщение и систематизация материала по проблеме формирования компетенции личностного самосовершенствования у младших школьников.
Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
1.Определить основные составляющие компетенции личностного самосовершенствования.
2.Обозначить формы и методы работы с детьми для формирования компетенции личностного самосовершенствования.
3.Выявить основные направления влияния компетенции личностного самосовершенствования на воспитанника.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА1.ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ………………………………………………………….……….….5
1.1ОСНОВЫ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………………….…..…..5
1.2.ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.....7
ГЛАВА2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………………………....9
2.1.МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………….……………………………9
2.2.ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….….11
2.3.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………………………………..…16
2.4.РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………..……20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..…..………26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.33 Кб (Скачать)

   Активно участвуя в общественной жизни, ребята не только усваивают знания, применяют их, но и у них формируется чувство сопричастности к происходящему в обществе, а, следовательно, и ответственности за свои поступки, действия или бездействие. Приходит осознание того, что и твой голос может быть услышан, но для этого необходимо вступать в диалог[11].

   Проблемные ситуации в обучении - Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для ученика. Ее возникновение должно быть по возможности связано с интересами и предшествующим опытом учащихся. 

   И наконец, более общая проблемная ситуация должна заключать в себе ряд более частных. Общая проблемная ситуация-проблема- должна распадаться на ряд подпроблем, связанных и вытекающих одна из другой[7].

   Типы проблемных ситуаций, наиболее часто возникающих в учебном процессе:

   1. Проблемная ситуация создается тогда, когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).

   2. Проблемные ситуации возникают при необходимости выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы, использование которой только и может обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.

   3. Проблемные ситуации возникают перед учащимися тогда, когда они сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.

   4. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

   5. Проблемные ситуации создаются и тем, что существует объективно заложенное в принципиальных схемах противоречие между статическим характером самих изображений и необходимостью прочитать в них динамические процессы.

   Введение в учебный процесс элементов проблемности повышает активность учащихся, способствует развитию у них познавательных интересов[7].

   Обучение через  деятельность. Суть его заключается в том, чтобы научить школьников учиться и передавать свои знания одноклассникам. «Учение через обучение» основывается на трех компонентах педагогически- антропологическом; учебно-теоретическом; систематическом предметно- направленном и содержательном.

Система дидактических принципов обучения через деятельность:

 -принцип активизации деятельности учащихся;

 -принцип непрерывности; принцип целостности;

 -принцип минимакса;

 -принцип психологической комфортности;

- принцип вариативности;

- принцип творчества[6].

Сущность обучения состоит не в изложении учебного материала, а в изучении этого материала учащимися под руководством учителя с использованием последних продуктивных методов и приемов.

 Обучение через деятельность позволяет: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся, способствует расширению их кругозора, учит выдвигать анализировать и сопоставлять, выдвигать предположения, строить гипотезы и пытаться их доказывать или опровергать. Обучение через деятельность учит учащихся не только получать знания от учителя, но и добывать их самим, используя для этого различные источники[6].

 
 
 

 

 Групповая форма работы. При применении данного вида деятельности воспитанников, во-первых, происходит резкое повышение интереса к учению, выработка положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.  В развитии интереса к учебе большую роль играет потребность детей в эмоциональном контакте. Общение в группе становится на начальных этапах групповой деятельности той точкой опоры, которая переворачивает мир детского отношения к учебе. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу.  
Во-вторых, групповая работа способствует выработке у детей тех качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании с несколько меньшим стремлением к лидерству; более дружелюбные и менее агрессивные; желающие быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и законы.  
В-третьих, работа в группах открывает широчайшие возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков). В процессе общения учащиеся учатся правильно оценивать свои собственные поступки, регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания[4].  
   Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:  
• Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;  
• На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;  
• Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;  
• Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;  
• Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;  
• Сплоченность класса возрастает;  
• Дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся друг к другу и к себе с большим уважением;  
• В то же время растет самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.  
• Дети помогают в учебе своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя.  
• Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;  
• Учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности;  
• Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений[4]. 

Вследствие сказанного выше можно сделать вывод, что основными формами работы с детьми при формировании компетенции личностного самосовершенствования являются стандартные для педагогики формы работы.  Главное что бы материал, облаченный в выше перечисленные формы работы соответствовал направленности компетенции.

 

 

 

 

 

2.3.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ  КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

   Организация проектно-исследовательской деятельности является одним из приоритетов современного образования. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации.

Методы (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. 

   Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить»[8].

   Таким образом, весь успех детского поведения зависит от тесного представления цели, т.е. от того, насколько прочно и решительно в детском сознании будет господствовать предшествующая не выявленная реакция. Не существует никакой особенной волевой способности, которую надо было бы упражнять, нет никакой особенной душевной силы, которая устраивает переход от представления о цели к осуществлению ее. Ребенок должен, постепенно развиваясь, приобрести способность к тому, чтобы настойчиво держать перед своим умственным взором цель предпринимаемого действия. В этом фактически заключается цель воспитательного влияния делать то, чего мы действительно хотим, значит исполнять свой долг, и нет более высокой цели воспитания, чем развитие этой способности – способности настойчиво удерживать перед своим взором то, что составляет предмет нашего глубокого хотения[1.с.324]. 
   Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью педагога определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст[8].

   В любой деятельности можно выделить две стороны – адаптивную (уметь приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям) и творческую (созидающую). Творческая сторона является определяющей в процессе самосовершенствования. Творческие способности обучающихся предполагают полное раскрытие их индивидуальности через черты, одни из которых надо учитывать, другие воспитывать, а третьи – развивать. С группой учащихся нужно вести систематическую работу, которая направлена на определение качеств личности, уровня агрессивности, выявление лидерских качеств, умения сопереживать товарищам, и, конечно же, на определение типа темперамента. Чтобы побудить школьников к самосовершенствованию, а далее развить осознанную потребность в самосовершенствовании, использую различные формы внеклассной деятельности. Но в основе лежит диагностика обучающихся (на начало и на конец года, а диагностика уровня воспитанности обучающихся сравнивается не только по полугодиям, но и по годам), которую проводят для выявления разницы результатов[8]. 
       Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию и самосовершенствованию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она 

•Личностно-ориентирована;  
• Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;  
• Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;  
• Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;  
• приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. 

   Способ выражения зависит учителя, который подталкивает и направляет эмоциональный порыв ребенка, и именно проектная деятельность как нельзя лучше, позволяет раскрыться личности ребенка. Учителя в своей работе используют как новые технологии, так и традиционные формы диагностирования. Наиболее удачными являются технологии, связанные с различными формами интерактивного диагностирования, проектной деятельностью, нестандартными занятиями (тренинги, игры) с детьми. Именно различные формы работы и постоянное сотрудничество не только с классным руководителем, но и с родителями, позволяет ожидать следующие результаты : 

- повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их  познавательной мотивированности;  
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;  
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности. 

   В рамках педагогической деятельности учителями осуществляется психологическое сопровождение участников проектной деятельности посредством реализации основных направлений деятельности педагога-психолога: диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское, экспертное направление и консультирование.  
В рамках работы в данном направлении ежегодно проводится диагностическое обследование данных обучающихся. Результаты диагностической работы анализируются совместно с классным руководителем, разрабатываются психологические характеристики класса, рекомендации по работе с каждым ребенком. Помимо этого, в рамках темы проекта, для учащихся проводятся групповые и индивидуальные консультации.  
Анализ результатов групповой работы позволяет отметить как положительную динамику в преодолении школьной тревожности, повышении самооценки учащихся, повышении познавательной мотивации детей, так и выделить приоритетные направления в организации дальнейшей работы. Проектная деятельность является одним из лучших способов формирования компетенции личностного самосовершенствования так, как она наиболее полно раскрывает способности ребенка, позволяет выявить недостающие качества личности и обозначить пути работы над ними[8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.РАЗРАБОТКА  МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ  КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

Цель занятия: ознакомить учащихся с основами самопрезентации.

Задачи:

  • Дать понятие: «самопрезентация»; «резюме»;

  • Познакомить с правилами составления резюме;

  • Познакомить с основами самопрезентации;

  • Рассмотреть понятие имиджа и определить из каких составляющих складывается это понятие.

Оборудование:  доска, маркеры, бумага.

Ход урока.

1. Введение в тему урока и определение задач урока.

Упражнение «Самопрезентация, или кто я?»

За 5 минут необходимо составить 10 слов, которые бы ответили на вопрос «Кто я?». Учитель показывает пример на доске. Учащиеся делают работу на заготовленных карточках. В конце упражнения учащимся предлагается выбрать 3 самые лучшие самопрезентации. 

Учитель: Вы сейчас выполнили упражнение «Кто я?» или по- другому представили свою самопрезентацию.  
«Навыки самопрезентации»- это тема нашего урока. На данном уроке мы должны познакомиться с понятием самопрезентации, с основами самопрезентации, определить понятие имиджа[5].

1.1. Работа над понятием самопрезентация.

1.2 Упражнение «Моя визитная карточка»  

За 3 минут предлагается изготовить свою визитную карточку. Что вы укажете в ней и каким образом оформите - это ваше дело. Помните: деловому человеку визитная карточка необходима для продолжения контакта, и это возможность заявить о себе как об индивидуальности. (Пример показывается на доске).   
 Выберите три лучших визитных карточки. Вы сейчас представили еще одну из форм самопрезентации[5].

2.Изучение новой темы.

За эту часть урока вы дважды имели возможность самопрезентовать себя. 

- Что такое самопрезентация?

- В каких жизненных ситуациях  мы чаще всего прибегаем к  самопрезентации?

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ - это преподнесение себя, это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его. (надпись на доске).

Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае мы производим какое-то впечатление на окружающих, хотим мы этого или нет. Но этими впечатлениями можно управлять сознательно

Информация о работе Воспитание компетенции личностного самосовершенствования у младших школьников