Активно участвуя в общественной
жизни, ребята не только усваивают знания,
применяют их, но и у них формируется чувство
сопричастности к происходящему в обществе,
а, следовательно, и ответственности за
свои поступки, действия или бездействие.
Приходит осознание того, что и твой голос
может быть услышан, но для этого необходимо
вступать в диалог[11].
Проблемные ситуации в обучении - Первый
признак проблемной ситуации в обучении
состоит в том, что она создает трудность,
преодолеть которую ученик может лишь
в результате собственной мыслительной
активности. Проблемная ситуация должна
быть значимой для ученика. Ее возникновение
должно быть по возможности связано с
интересами и предшествующим опытом учащихся.
И наконец, более общая
проблемная ситуация должна заключать
в себе ряд более частных. Общая проблемная
ситуация-проблема- должна распадаться
на ряд подпроблем, связанных и вытекающих
одна из другой[7].
Типы проблемных ситуаций,
наиболее часто возникающих в учебном
процессе:
1. Проблемная ситуация
создается тогда, когда обнаруживается
несоответствие между имеющимися уже
системами знаний у учащихся и новыми
требованиями (между старыми знаниями
и новыми фактами, между знаниями более
низкого и более высокого уровня, между
житейскими и научными знаниями).
2. Проблемные ситуации
возникают при необходимости выбора из
систем имеющихся знаний единственно
необходимой системы, использование которой
только и может обеспечить правильное
решение предложенной проблемной задачи.
3. Проблемные ситуации
возникают перед учащимися тогда, когда
они сталкиваются с новыми практическими
условиями использования уже имеющихся
знаний, когда имеет место поиск путей
применения знаний на практике.
4. Проблемная ситуация
возникает в том случае, если имеется противоречие
между теоретически возможным путем решения
задачи и практической неосуществимостью
или нецелесообразностью избранного способа,
а также между практически достигнутым
результатом выполнения задания и отсутствием
теоретического обоснования.
5. Проблемные ситуации
создаются и тем, что существует объективно
заложенное в принципиальных схемах противоречие
между статическим характером самих изображений
и необходимостью прочитать в них динамические
процессы.
Введение в учебный процесс
элементов проблемности повышает активность
учащихся, способствует развитию у них
познавательных интересов[7].
Обучение через
деятельность. Суть его заключается в
том, чтобы научить школьников учиться
и передавать свои знания одноклассникам.
«Учение через обучение» основывается
на трех компонентах педагогически- антропологическом;
учебно-теоретическом; систематическом
предметно- направленном и содержательном.
Система дидактических принципов
обучения через деятельность:
-принцип активизации деятельности
учащихся;
-принцип непрерывности;
принцип целостности;
-принцип минимакса;
-принцип психологической
комфортности;
- принцип вариативности;
- принцип творчества[6].
Сущность обучения состоит
не в изложении учебного материала, а в
изучении этого материала учащимися под
руководством учителя с использованием
последних продуктивных методов и приемов.
Обучение через деятельность
позволяет: активизировать учебную и познавательную
деятельность учащихся, способствует
расширению их кругозора, учит выдвигать
анализировать и сопоставлять, выдвигать
предположения, строить гипотезы и пытаться
их доказывать или опровергать. Обучение
через деятельность учит учащихся не только
получать знания от учителя, но и добывать
их самим, используя для этого различные
источники[6].
Групповая форма работы. При
применении данного вида деятельности
воспитанников, во-первых, происходит
резкое повышение интереса к учению, выработка
положительного отношения к нему, и, как
следствие этого, улучшение результативности
учебного процесса. В развитии интереса к учебе
большую роль играет потребность детей
в эмоциональном контакте. Общение в группе
становится на начальных этапах групповой
деятельности той точкой опоры, которая
переворачивает мир детского отношения
к учебе. Учебные занятия, побуждаемые
вначале стремлением к общению, постепенно
приобретают самостоятельный интерес,
собственную побудительную силу.
Во-вторых, групповая работа
способствует выработке у детей тех качеств,
которые требуются для успешного контакта
с другими людьми. Наиболее пригодными
к деловому общению оказываются, по исследованиям
психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности
в сочетании с несколько меньшим стремлением
к лидерству; более дружелюбные и менее
агрессивные; желающие быть общественно
полезными; легко признающие вклад других,
осознающие неизбежность различий между
людьми и не стремящиеся подогнать оценку
других под свои собственные нормы и законы.
В-третьих, работа в группах
открывает широчайшие возможности для
выработки навыков социальной перцепции
(восприятие других людей, их внешности,
речи, жестов, мимики, оценка их действий
и поступков). В процессе общения учащиеся
учатся правильно оценивать свои собственные
поступки, регулировать свое поведение
в зависимости от изменяющихся условий
окружения, преодолевать противоречия
между членами группы, чтобы добиться
большего взаимопонимания[4].
Кроме того, решается
и ряд других учебных и воспитательных
задач:
• Возрастает объем усваиваемого
материала и глубина его понимания;
• На формирование понятий,
умений, навыков тратится меньше времени,
чем при фронтальном обучении;
• Ученики получают большое
удовольствие от занятий, комфортней чувствуют
себя в школе;
• Возрастает познавательная
активность и творческая самостоятельность
учащихся;
• Меняется характер взаимоотношений
между детьми: исчезает безразличие, агрессия;
прибавляется теплота и человечность;
• Сплоченность класса возрастает;
• Дети начинают понимать друг
друга и самих себя, относятся друг к другу
и к себе с большим уважением;
• В то же время растет самокритичность:
ребенок, имевший опыт работы со сверстниками,
более точно оценивает свои возможности,
лучше себя контролирует.
• Дети помогают в учебе своим
товарищам, с большим уважением и менее
потребительски относятся к труду учителя.
• Приобретаются навыки, необходимые
для жизни в обществе: самостоятельность,
ответственность, такт, умение строить
свое поведение с учетом позиций других
людей;
• Учитель получает возможность
реально осуществлять индивидуальный
подход к учащимся; учитывать их взаимные
склонности, способности, темп работы
при делении класса на группы, давать группам
задания, дифференцированные по трудности;
• Воспитательная работа учителя
становится необходимым условием группового
обучения, так как все группы в своем становлении
проходят стадию конфликтных отношений[4].
Вследствие сказанного выше
можно сделать вывод, что основными формами
работы с детьми при формировании компетенции
личностного самосовершенствования являются
стандартные для педагогики формы работы.
Главное что бы материал, облаченный в
выше перечисленные формы работы соответствовал
направленности компетенции.
2.3.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Организация проектно-исследовательской
деятельности является одним из приоритетов
современного образования. Развивающие
приемы обучения, семинары, элективные
курсы поискового характера, учебные проекты
позволяют лучше учесть личные склонности
учеников, что способствует формированию
их активной и самостоятельной позиции
в учении, готовности к саморазвитию, социализации.
Методы (проектный и поисковый)
не просто формируют умения, а компетенции,
то есть умения, непосредственно сопряженные
с практической деятельностью. Они широко
востребованы за счет рационального сочетания
теоретических знаний и их практического
применения для решения конкретных проблем.
Формирование исследовательской
позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят
к поисковой деятельности необходимо
подготавливать годами, всегда помня,
что в стенах школы «не мыслям надобно
учить, а учить мыслить»[8].
Таким образом, весь
успех детского поведения зависит от тесного
представления цели, т.е. от того, насколько
прочно и решительно в детском сознании
будет господствовать предшествующая
не выявленная реакция. Не существует
никакой особенной волевой способности,
которую надо было бы упражнять, нет никакой
особенной душевной силы, которая устраивает
переход от представления о цели к осуществлению
ее. Ребенок должен, постепенно развиваясь,
приобрести способность к тому, чтобы
настойчиво держать перед своим умственным
взором цель предпринимаемого действия.
В этом фактически заключается цель воспитательного
влияния делать то, чего мы действительно
хотим, значит исполнять свой долг, и нет
более высокой цели воспитания, чем развитие
этой способности – способности настойчиво
удерживать перед своим взором то, что
составляет предмет нашего глубокого
хотения[1.с.324].
Каким бы ни был объект исследования,
главное состоит в том, чтобы поставленная
проблема позволяла ученику самостоятельно
или с помощью педагога определить путь
исследования, выбрать методы, необходимые
для работы с художественным произведением,
применить имеющиеся умения анализировать
текст[8].
В любой деятельности
можно выделить две стороны – адаптивную
(уметь приспосабливаться к изменяющимся
внешним условиям) и творческую (созидающую).
Творческая сторона является определяющей
в процессе самосовершенствования. Творческие
способности обучающихся предполагают
полное раскрытие их индивидуальности
через черты, одни из которых надо учитывать,
другие воспитывать, а третьи – развивать.
С группой учащихся нужно вести систематическую
работу, которая направлена на определение
качеств личности, уровня агрессивности,
выявление лидерских качеств, умения сопереживать
товарищам, и, конечно же, на определение
типа темперамента. Чтобы побудить школьников
к самосовершенствованию, а далее развить
осознанную потребность в самосовершенствовании,
использую различные формы внеклассной
деятельности. Но в основе лежит диагностика
обучающихся (на начало и на конец года,
а диагностика уровня воспитанности обучающихся
сравнивается не только по полугодиям,
но и по годам), которую проводят для выявления
разницы результатов[8].
Таким образом, разработка
проекта – это путь к саморазвитию и самосовершенствованию
личности через осознание собственных
потребностей, через самореализацию в
предметной деятельности. Среди современных
педагогических технологий в последние
годы проектная деятельность учащихся
приобретает все большую популярность,
т.к. она
•Личностно-ориентирована;
• Характеризуется возрастанием интереса
и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
• Позволяет реализовывать педагогические
цели на всех этапах;
• Позволяет учиться на собственном опыте,
на реализации конкретного дела;
• приносит удовлетворение ученикам,
видящим продукт собственного труда.
Способ выражения зависит
учителя, который подталкивает и направляет
эмоциональный порыв ребенка, и именно
проектная деятельность как нельзя лучше,
позволяет раскрыться личности ребенка.
Учителя в своей работе используют как
новые технологии, так и традиционные
формы диагностирования. Наиболее удачными
являются технологии, связанные с различными
формами интерактивного диагностирования,
проектной деятельностью, нестандартными
занятиями (тренинги, игры) с детьми. Именно
различные формы работы и постоянное сотрудничество
не только с классным руководителем, но
и с родителями, позволяет ожидать следующие
результаты :
- повышение степени самостоятельности,
инициативности учащихся и их
познавательной мотивированности;
- развитие социальных навыков школьников
в процессе групповых взаимодействий;
- приобретение детьми опыта исследовательско-творческой
деятельности.
В рамках педагогической
деятельности учителями осуществляется
психологическое сопровождение участников
проектной деятельности посредством реализации
основных направлений деятельности педагога-психолога:
диагностическое, коррекционно-развивающее,
просветительское, экспертное направление
и консультирование.
В рамках работы в данном направлении
ежегодно проводится диагностическое
обследование данных обучающихся. Результаты
диагностической работы анализируются
совместно с классным руководителем, разрабатываются
психологические характеристики класса,
рекомендации по работе с каждым ребенком.
Помимо этого, в рамках темы проекта, для
учащихся проводятся групповые и индивидуальные
консультации.
Анализ результатов групповой работы
позволяет отметить как положительную
динамику в преодолении школьной тревожности,
повышении самооценки учащихся, повышении
познавательной мотивации детей, так и
выделить приоритетные направления в
организации дальнейшей работы. Проектная
деятельность является одним из лучших
способов формирования компетенции личностного
самосовершенствования так, как она наиболее
полно раскрывает способности ребенка,
позволяет выявить недостающие качества
личности и обозначить пути работы над
ними[8].
2.4.РАЗРАБОТКА
МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Цель занятия: ознакомить учащихся с основами самопрезентации.
Задачи:
Дать понятие: «самопрезентация»; «резюме»;
Познакомить с правилами составления
резюме;
Познакомить с основами самопрезентации;
Рассмотреть понятие имиджа и определить из каких составляющих складывается это понятие.
Оборудование: доска, маркеры, бумага.
Ход урока.
1. Введение в тему урока и
определение задач урока.
Упражнение «Самопрезентация,
или кто я?»
За 5 минут необходимо составить 10 слов,
которые бы ответили на вопрос «Кто я?».
Учитель показывает пример на доске. Учащиеся
делают работу на заготовленных карточках.
В конце упражнения учащимся предлагается
выбрать 3 самые лучшие самопрезентации.
Учитель: Вы сейчас выполнили упражнение «Кто
я?» или по- другому представили свою самопрезентацию.
«Навыки самопрезентации»- это тема нашего
урока. На данном уроке мы должны познакомиться
с понятием самопрезентации, с основами
самопрезентации, определить понятие
имиджа[5].
1.1. Работа над понятием самопрезентация.
1.2 Упражнение «Моя визитная
карточка»
За 3 минут предлагается изготовить свою
визитную карточку. Что вы укажете в ней
и каким образом оформите - это ваше дело.
Помните: деловому человеку визитная карточка
необходима для продолжения контакта,
и это возможность заявить о себе как об
индивидуальности. (Пример показывается
на доске).
Выберите три лучших визитных карточки.
Вы сейчас представили еще одну из форм
самопрезентации[5].
2.Изучение новой темы.
За эту часть урока вы дважды имели возможность
самопрезентовать себя.
- Что такое самопрезентация?
- В каких жизненных ситуациях
мы чаще всего прибегаем к
самопрезентации?
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ - это преподнесение
себя, это умение человека подать себя
с лучшей стороны, произвести благоприятное
впечатление на окружающих и сохранять
его. (надпись на доске).
Самопрезентация происходит независимо
от наших желаний. В любом случае мы производим
какое-то впечатление на окружающих, хотим
мы этого или нет. Но этими впечатлениями
можно управлять сознательно