Воспитание компетенции личностного самосовершенствования у младших школьников
Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 17:35, курсовая работа
Краткое описание
Цель: обобщение и систематизация материала по проблеме формирования компетенции личностного самосовершенствования у младших школьников. Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи: 1.Определить основные составляющие компетенции личностного самосовершенствования. 2.Обозначить формы и методы работы с детьми для формирования компетенции личностного самосовершенствования. 3.Выявить основные направления влияния компетенции личностного самосовершенствования на воспитанника.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3 ГЛАВА1.ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ………………………………………………………….……….….5 1.1ОСНОВЫ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………………….…..…..5 1.2.ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.....7 ГЛАВА2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ……………………………………………....9 2.1.МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………….……………………………9 2.2.ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………….….11 2.3.ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………………………………..…16 2.4.РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ………………………………………..……20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...……25 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..…..………26
Развитие общества, современной
науки, высоких технологий, введение в
учебный процесс новых предметов обучения
требуют педагогов нового подхода к достижению
поставленных целей в обучении учащихся.
В «Федеральной концепции
модернизации российского образования
на период до 2010 года»[11] впервые на государственном
уровне предложено использовать для оценки
качества содержания образования современные
ключевые компетенции, которые определены
как система знаний, умений, навыков в
любой области деятельности. Это заказ
общества к подготовке его граждан к современным условиям
жизни. А школа должна создавать условия
для формирования личности, обладающей
такими компетенциями. Базовой основой
дл формирования всех компетенции является
компетенция личностного самосовершенствования.
Это и определило актуальность нашего
исследования.
Объект: нашего исследования:
компетенция личностного самосовершенствования
в педагогике.
Предмет: образовательный процесс
в начальной школе.
Цель: обобщение и систематизация
материала по проблеме формирования компетенции
личностного самосовершенствования у
младших школьников.
Для достижения поставленной
цели мы ставим перед собой следующие
задачи:
1.Определить основные
составляющие компетенции личностного
самосовершенствования.
2.Обозначить формы и
методы работы с детьми для
формирования компетенции личностного
самосовершенствования.
3.Выявить основные направления
влияния компетенции личностного
самосовершенствования на воспитанника.
4.Разработать мероприятие
для формирования компетенции
личностного самосовершенствования.
Для решения поставленных
задач мы используем метод теоретического
исследования, а именно анализ литературных
источников.
Основными литературными
источниками являются научные
статьи, а также различные учебные
пособия по педагогике.
ГЛАВА1.ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИ В СОВРЕМЕННОЙ
ПЕДАГОГИКЕ
Компетенция личностного
самосовершенствования направлена на
то, чтобы осваивать способы физического,
духовного и интеллектуального саморазвития,
эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Реальным объектом компетенции
личностного самосовершенствования выступает
сам ученик. Он владеет способами деятельности
в собственных интересах и возможностях,
что выражается в его непрерывном самопознании,
развитии необходимых современному человеку
личных качеств, формировании психологической
грамотности, культуры мышления и поведения[3].
К этой компетенции
относятся правила личной гигиены, забота
о собственном здоровье, половая грамотность,
внутренняя экологическая культура. Сюда
же входит комплекс качеств, связанных
с основами безопасной жизнедеятельности.
Умение анализировать, сравнивать, выделять
главное, решать проблему, способность
к самосовершенствованию и умение дать
адекватную самооценку, быть ответственным,
самостоятельным, уметь творить и сотрудничать
– вот с чем ребёнку необходимо войти
в этот мир[2.с.24].
И надо построить процесс
обучения так, чтобы помочь раскрыться
духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо
не только доступно всё рассказать и показать,
но и научить мыслить, привить навыки практических
действий обучающимся.
Этому могут способствовать
активные формы и методы обучения. К ним
относятся игра, проблемная ситуация,
обучение через деятельность, групповая
и парная работы.
Чего ждёт ребёнок,
переступивший порог школы? Только успеха.
Ситуация успеха – необходимое условие
для перерастания положительного отношения
к учёбе в активное, творческое. Успех
связан с чувством эмоционального подъёма,
создаёт ощущение внутреннего благополучия.
Один раз, пережив успех, ребёнок будет
вновь и вновь стремиться к нему[3].
Ребёнок – активный
участник познания и преобразования окружающего
мира. Ему всё интересно,
он удивлён окружающим его миром.
Уверенно чувствует себя тот,
кто в деятельности опирается и использует
свои личные психологические особенности.
А чтобы уверенность не терялась, необходимо
помочь развитию ребёнка. Важнейшее значение
имеет прямое общение детей на уроке. Лишая
учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными,
неуверенными в собственных силах, более
зависимыми от учителя, не способными
к высказыванию собственного мнения. Здесь
и имеет большое значение работа в группах
и парах.
Что же приобретает обучающийся,
пройдя через такой процесс обучения?
Самое главное – у него нет страха перед
неизвестным, появляется потребность
в общении, самостоятельность при решении
учебных задач, он умеет доказывать свое,
и уважает чужое мнение, имеет способность
к самоконтролю и сопереживанию[3].
Тем самым компетенция
личностного самосовершенствования
играет главенствующую роль в
развитии личности воспитанника,
так, как отвечает за формирование
наиболее важных качеств личность
в современном обществе.
1.2.ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ
КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
Компетенция личностного
самосовершенствования тесно переплетается
с другими компетенциями, например со
здоровье сберегающей компетенцией. Что
бы проследить связь этих двух компетенций
достаточно взглянуть на ступени формирования
здоровье сберегающей компетенции:
I ступень:
- иметь опыт ориентации
и экологической деятельности
в природной среде ( в лесу, в поле,
на водоемах);
-знать и применять
правила поведения в экстремальных
ситуациях: под дождем, градом, при
сильном ветре, во время грозы,
наводнения, пожара, при встрече
с опасными животными, насекомыми[3];
II ступень:
- позитивно относиться
к своему здоровью; владеть способами
физического самосовершенствования,
эмоциональной саморегуляции, самоподдержки
и самоконтроля;
- знать и применять
правила личной гигиены, уметь
заботиться о собственном здоровье,
личной безопасности; владеть способами
оказания первой медицинской
помощи[3];
III ступень:
- владеть элементами психологической
грамотности, половой культуры и
поведения;
- иметь многообразие двигательного
опыта и умение использовать
его в массовых формах соревновательной
деятельности, в организации активного
отдыха и досуга;
- уметь подбирать индивидуальные
средства и методы для развития
своих физических качеств[3].
Все основные постулаты
здоровье сберегающей компетенции построены
на основе самосовершенствования, самоконтроля,
самоизменения воспитанников. Тем самым
можно сделать вывод, что компетенция
личностного самосовершенствования является
базовой основой для формирования других
компетенции. Из этого следует, что формированию
компетенции личностного самосовершенствования
следует отводить главную роль, так как
она является «фундаментом» других компетенций,
ведь если не будет прочного фундамента,
то и вся стена получится не прочной.
ГЛАВА2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ЦЕЛЬЮ
ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1.МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
К основным методам формирования
компетенции личностного самосовершенствования
относятся: педагогическое наблюдение
за учениками; беседы, направленные на
выявление воспитанности; опросы (анкетные,
устные и пр.); анализ результатов общественно
полезной деятельности, деятельности
органов ученического самоуправления;
создание ситуаций для изучения поведения
воспитуемых.
Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным
восприятием деятельности, общения, поведения
личности в целостности и динамике их
изменения. Различают разнообразные виды
наблюдения - непосредственное и опосредованное,
открытое и скрытое, непрерывное и дискретное,
монографическое и узкое и пр. Наблюдения
должны носить систематический характер.
Важно хорошо продумать систему фиксации
наблюдаемых фактов (записи в дневник
наблюдений, в карту наблюдений и др.)[10].
Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить
степень информированности учащихся в
области проблем, норм и правил поведения,
выявить причины отклонений от выполнения
этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно
учителя фиксируют мнения, высказывания
учеников, чтобы оценить и качество своих
воспитательных влияний, отношение детей
друг к другу, их симпатии, антипатии и
т.п.
Все чаще в классных коллективах
применяются психологические опросники,
которые выявляют характер отношений
между членами коллектива, товарищеские
привязанности или, наоборот, негативные
отношения к тем или иным членам его.
Опытные воспитатели для контроля
за ходом воспитания школьников применяют
и такой более сложный метод, как сознательное
включение учеников в такие виды деятельности
и общения, в которых они могут наиболее
полно проявить те или иные стороны своей
воспитанности[10].
О результативности воспитания
свидетельствуют такие показатели: сформированность
у учащихся основ мировоззрения, умение
оценивать события, происходящие в нашей
стране и за рубежом; усвоение ими норм
морали, знание и соблюдение законов, в
том числе правил для учащихся; общественная
активность, коллективизм, участие в ученическом
самоуправлении; инициатива и самодеятельность
воспитанников; эстетическое и физическое
развитие[10].
Из выше сказанного можно сделать
вывод, что основными методами формирования
компетенции личностного самосовершенствования
явлеются методы постоянного контроля
развития личности воспитанника, направление
этого развития, поощрение удачных изменений
личности, и помощь отклоняющемся личностям.
2.2.ФОРМЫ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
К формам работы с детьми
для развития компетенции личностного
самосовершенствования относятся: игра,
проблемная ситуация, обучение через деятельность,
групповая и парная работы.
Учебная игра, как технология личностно-ориентированного
обучения, полностью отвечает задачам
формирования компетенции личностного
самосовершенствования благодаря следующему:
- в ходе игры учащиеся овладевают
опытом деятельности, сходным с тем, который
они получали бы в действительности;
- учебная игра позволяет решать
трудные проблемы, пробовать свои силы
в разных видах деятельности, а не только
быть наблюдателем;
- игры создают более высокую
возможность переноса знаний и опыта деятельности
из учебной ситуации в реальную жизнь;
- учебные игры обеспечивают
среду, требующую от учащихся незамедлительного
реагирования[11].
Учебная игра позволяет не
только повысить интерес учащихся к изучаемым
темам, но и отработать навыки поведения,
диктуемые определенной социальной ролью,
создать условия для формирования активной
гражданской позиции.
В формировании компетенции
личностного самосовершенствовании важную
роль играют приемы, позволяющие организовывать
обмен мнениями: «круглый стол», «судебное
заседание», «заседание экспертной группы»,
«дискуссия».
Особенно интересна дискуссия,
так как она является своеобразным интеллектуальным
тренингом, поскольку её суть и состоит
в том, чтобы заставить учащихся максимально
напрячься и проявить свои умственные
способности для доказательства необходимого.