Воспитание экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимодействия общества и природы выдвинулась в одну из основных проблем современности. Не случайно экологическая проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связаны не с природой вообще, а с природной средой общества как планетарным явлением.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью борьбы с увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую человеческое общество среду, путём повышения эффективности экологических технологий экологического воспитания личности.
Объект – процесс воспитания экологически грамотного и безопасного поведения школьников в природе и обществе.
Предмет – воспитание экологически грамотного и безопасного поведения школьников в природе и обществе.
Цель – теоретически обосновать необходимость воспитания экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе и разработать способ его реализации в школьной практике.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.42 Кб (Скачать)
="justify">Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение  к миру.

3-4-й  класс

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые  поступки можно оценить как хорошие  или плохие.

Самостоятельно  определять и высказывать самые  простые общие для всех людей  правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для  всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение  к миру.

    Курс «Окружающий мир» в начальной  школе включает в себя три  блока:

  • человек и природа
  • человек и общество
  • правила безопасной жизни.

В него входит изучение:

  • личной ответственности каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
  • номера телефонов экстренной помощи.
  • первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
  • правила безопасной жизни
  • ценность здоровья и здорового образа жизни.
  • режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
  • физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
  • дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в   лесу, на водоёме в разное время года.
  • правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
  • опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.).
  • правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
  • Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
  • экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Примером  реализации сказанного выше служит план проведения урока 

«Окружающего  мира» в 1 классе на тему: «Соблюдение  правил дорожного движения на улице»*

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

*(см. приложение – 2)

                                                  Заключение.

 

         Познавательные интересы младших  школьников не устойчивы и  не дифференцированы. Они находятся  в стадии развития и становления.  Детей занимают все стороны  жизни: природа, техника, космос, спорт, искусство, события в  мире и т. д. Младшие школьники  одинаково увлекаются одновременно  всем, они быстро переключаются  с одних увлечений на другие. Но именно младший школьный  возраст благоприятен для развития  любознательности и познавательных  интересов. Поэтому учителю начальных  классов важно не упустить  время для интенсивного формирования  этих важных черт личности. Задача  состоит в том, чтобы создать  в процессе обучения, воспитания  и развития условия, которые  бы наиболее активно способствовали  становлению личности школьника.

        Формирование экологической культуры  поведения в природе и обществе, бережного отношения к окружающей  среде осуществляется в процессе  комплексного психолого-педагогического  воздействия на личность ученика,  предполагающего взаимосвязанное  усвоение системы научных знаний, развитие ценностных ориентации, практических умений по охране  природы, желания и воли для  осуществления конкретных экологически  грамотных и социально значимых  поступков.

     Экологическая воспитанность согласуется  с высокими гражданскими и  нравственными качествами: умением  следовать принципам бережливости  и экономии природных богатств, соблюдением моральных и правовых  норм по отношению к природе,  знанию правил правильного поведения  в обществе.

       Учебная деятельность способствует  освоению теории и практики  взаимодействия общества и природы.  Школа и внешкольные учреждения  должны придавать высокую общественную  значимость экологизации всех  видов деятельности учащихся.

     Практический вклад школьника  в улучшение окружающей среды,  наряду с осознанностью, глубиной  и прочностью знаний о взаимодействии  общества и природы, является показателем эффективности экологического образования и воспитания. Основой этого вклада служат те знания и навыки в области экологически грамотного и безопасного поведения, которые были  усвоены ребёнком в процессе изучения курса «Окружающий мир».

      Будущее общества и будущее  нашей планеты зависит только  от нас. И то, насколько хорошо  будут осознанны и усвоены  подрастающим поколением правила  экологически грамотного и безопасного  поведения в природе и обществе , сыграет огромную роль в будущем всего человечества.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы.

 
  1. Глазачев  С.Н. Экологическая культурология. – М., 2008.
  2. Грехова Л.И. В союзе с природой. – М.: Сервисшкола, 2003.
  3. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. - М.: Педагогика, 1981.
  4. Зверев И. Д. Охрана природы и экологическое воспитание.//Воспитание школьников. -1985, N6, С. 30-35.
  5. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 1980.
  6. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др. Экологическое образование школьников. - М., 1983.
  7. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.
  8. Липицкий В.С. Человек, природа, воспитание. – М.,1971.
  9. Лола В. Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы.//Начальная школа. -1988, N1, С. 25-27.
  10. Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М.: Просвещение, 1991.
  11. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа.//Начальная школа. -1991, N5, С. 2-8.
  12. Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, 2009 г.
  13. Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших      школьников.//Начальная школа. -1991, N4, С. 24-27.
  14. Стандарт общего образования . – М., 2011.
  15. Федеральный Государственный Образовательный
  16. Хафизова Л. М. Экологическое воспитание у младших школьников.//Начальная школа. -1989, N3, С. 33-34.
  17. Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологической проблемы: (Сб. ст.)/ отв. Ред. Е.Т. Фадеев. – М.: Наука, 1986.
  18. Гирусов Э.В., Мамедов Н.М. Экологическая культура. // Культура: Теории и проблемы. – М.: 1995.
  19. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999.
  20. Лихачев Б.Г. Педагогика: Курс лекций. – М.: Юрайт – М, 2001.
  21. Купров В.Д. Экологическое образование младших школьников.// Начальная школа . – 2000, N7 ,С. 85.
  22. Реймерс Н.Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику. — М.: Изд-во РОУ, 1992.
  23. Дре Ф. Экология. - М.: Атомиздат, 1976.
  24. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.
  25. Пакулова В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990.
  26. Трусова Т. М. Воспитание любви к природе.//Начальная школа. -1986, N8, С. 63-64.
  27. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение,   1990.
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  – 1.

 

НАУЧИТЬ РЕБЕНКА 

везде и всегда соблюдать осторожность - преступником  может оказаться  и сверстник ребенка, и знакомый взрослый.

Никогда и никому не рассказывать о распорядке дня в семье.

Носить  ключи в специальном кармане.

Не выставлять напоказ мобильный телефон, дорогие вещи, наличные деньги.

Никого  не приглашать в пустую квартиру.

Не играть вблизи дорог или стоящих автомашин. Не лазать в подвалы и на чердаки.

 

ДОМА 

Тщательно закрывать двери и окна в квартире.

Не открывать  дверь незнакомцам, даже если они  представляются сотрудником милиции, работником коммунальных услуг или  почты, сослуживцем родителей, соседом.

Не говорить, что он один дома (сказать, что папа спит, брат смотрит телевизор, мама разговаривает по телефону и т.д.).

В случае опасности звонить в милицию («02») или в службу спасения («112»), родителям, а если нет телефона или он не работает, выйти на балкон или открыть  окно и громко кричать: «Пожар!»

Не вступать в диалог с незнакомцами по телефону, никогда не отвечать «Квартира таких-то».

 

•  Если позвонивший представляется другом родителей и уговаривает ребенка  напомнить адрес, который он, якобы, забыл - попросить перезвонить позже  или сообщить рабочий телефон  родителей. Не надо спешить называть позвонившего по имени (пусть он сам представится). Затем необходимо немедленно перезвонить родителям и предупредить о звонке.

Если  в дом проникли преступники, не пытаться с ними бороться, бежать из квартиры прочь, звать на помощь соседей, прохожих, громко крича: «Пожар!».

Если  дверь в квартиру открыта, около  нее стоит посторонний, на пороге лежат чужие сумки или собранные  вещи - не подходить к квартире, позвонить  соседям, попросить о помощи.

При выходе из квартиры даже «на минуточку» - посмотреть в глазок и выйти только, если на площадке нет посторонних, закрыть  дверь на ключ.

Если  ребенок уходит из дома в отсутствие взрослых, необходимо оставить записку, куда и с кем он идет, где его  искать и во сколько он придет.

 

НА  УЛИЦЕ

На все  уговоры незнакомых людей пойти  с ними или предложения отвезти  на машине ребенок должен сказать: «Нет!». Никогда не соглашаться идти в  гост к незнакомцу.

Не вступать в разговор с незнакомцами, даже если это подростки. Если группа подростков резко направляется  в сторону  ребенка - перейти через дорогу или  зайти в первый попавшийся магазин.

Не подходить  к подъезду, когда там маячит незнакомец, дождаться соседа или знакомого.

Если  ребенку показалось, что он встречает  одного и того же человека по дороге или тот стал часто появляться рядом, он должен рассказать об этом родителям, попросить провожать и встречать  его, сменить маршрут. Маршрут ребенка  должен быть безопасным: двигаться  надо по освещенным улицам, обходить стороной парки и лесные массивы.

При первом же требовании добровольно отдать деньги (кольцо, браслет, дорогую обувь, модную куртку, плеер, телефон). Жизнь дороже!

Не садиться в машину, даже если за рулем или  в салоне женщина. Ответить категорическим отказом. Если водитель вышел из машины и идет к ребенку - бежать как можно  быстрее в первый попавшийся двор, там остановиться, крикнуть «Мама!» и помахать рукой, будто увидел именно того, кого звал. Не важно, что в окне никого нет, вряд ли преступник будет всматриваться в окна, привлекая к себе внимание.

Если  ребенка насильно сажают в машину - кричать: «Меня зовут... Мой телефон... Позвоните моим родителям!» или: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей! Позовите милицию!» Текст  должен быть максимально кратким  и не содержать лишней информации. Ребенок обязан помнить его всегда.

Если  ребенок потерялся, пусть зайдет в первый попавшийся магазин или  кинотеатр, больницу или аптеку, в  отделение милиции и попросит связаться с родителями по телефону. На одежде ребенка должна быть пришита  метка с именем, фамилией, телефоном, а также медикаментозными противопоказаниями, если они есть.

Если  на улице стреляют - не выходить из дома, не подходить к окну.

Стрельба  застала на улице? Лечь на землю и  постараться отползти за угол дома или за любую преграду (остановку, клумбу). Если ничего такого поблизости нег, закрыть голову руками и лежать спокойно. Стреляющие ориентируются  на резкое .движение и попытка убежать может стоить жизни.

Информация о работе Воспитание экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе