Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа
Проблема взаимодействия общества и природы выдвинулась в одну из основных проблем современности. Не случайно экологическая проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связаны не с природой вообще, а с природной средой общества как планетарным явлением.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью борьбы с увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую человеческое общество среду, путём повышения эффективности экологических технологий экологического воспитания личности.
Объект – процесс воспитания экологически грамотного и безопасного поведения школьников в природе и обществе.
Предмет – воспитание экологически грамотного и безопасного поведения школьников в природе и обществе.
Цель – теоретически обосновать необходимость воспитания экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе и разработать способ его реализации в школьной практике.
Развитие экологической культуры личности – результат широкого процесса экологизации личности – становление ее сущностных сил, обеспечивающее экологически обоснованное взаимодействие с окружающим.
Исходя
из выше сказанного понятия
«экологическое воспитание» и
«воспитание экологической
Следует
также остановиться на взаимосвязи
процессов экологического воспитания
и образования. Заметим, что специального
внимания заслуживают вопросы
Специфика
процесса экологического
Данное противоречие характерно для всех уровней процесса экологического воспитания. Обострения глобальных экологических проблем выступило сегодня в острейшее противоречие с потребительской культурой населения планеты и стимулирует человечество к соизменению, переориентации, поиску новых принципов взаимодействия с окружающим.
Специфическими движущими силами процесса экологического воспитания младших школьников выступают противоречия между многообразием окружающего мира и небольшим опытом по взаимодействию с ним, знаний о явлениях окружающей жизни. Этим противоречием, наиболее острым в период дошкольного детства младшего и школьного возраста обусловлена та интенсивность, с которой в рассматриваемый период происходит накопление личного опыта, познавательная активность ребенка.
Специфической движущей силой процесса экологического воспитания младших школьников является противоречие между преимущественно негативным опытом по взаимодействию с окружающим миром, который ребенок приобретает «стихийно», и знаниями, ценностями, предлагаемыми ему в целенаправленном педагогическом процессе. Обострение данного противоречия является особенностью нашего времени, конкретно-исторической, экологической ситуации, сложившейся как в нашей стране, так и в масштабах всей планеты. Младший школьник наблюдает мусорные свалки, создаваемые взрослыми, жестокое отношение к животным, безответственность по отношению к окружающим лесам, паркам, в то время как в школе, учреждениях дополнительного образования он узнает о пагубном отношении влияния подобной деятельности человека на природу, вреде, наносимом собственному здоровью и благополучию, испытывает чувство жалости к животным и растениям, попавшим в беду.
Процесс экологического воспитания младших школьников характеризуется противоречием между интенсивностью освоения ребенком окружающего мира, накопления личного опыта и эффективностью целенаправленных воздействий. Последние, как правило, отступают на второй план перед «стихийным» влиянием окружающей среды.
Процесс
освоения ребенком окружающего
мира, как и процесс развития
личности, является непрерывным
и, как уже было отмечено, отличается
своей интенсивностью. В связи
с этим в экологическом
Ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Сформированная в этот период наглядно-образная картина является важнейшим фактором развития экологической культуры личности в подростковом возрасте. Игровая творческая деятельность, основанная на опыте взаимодействия с окружающей средой, выступает «второй реальностью» в детском мировосприятии.
Однако,
важнейшей закономерностью
Исследователями
в области экологии и охраны природы
разработаны основные принципы и
технологии экологически целесообразного
взаимодействия человека с природной
средой и ее отдельными элементами.
Экология
как форма общественного
Мир природы – среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлено необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.
Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды.
Экологическое
сознание выполняет важные функции.
Просветительская функция помогает
школьникам осознать природу как
среду обитания человека и как
эстетическое совершенство. Подрастающему
поколению внушается мысль о
необходимости использования
Эффективная реализация функции экологического сознания ведет к формированию у школьников экологической культуры поведения. Она включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых с общением с природой.
Экологическое
сознание как важная часть мировоззрения
школьников формируется в процессе
экологического воспитания. Оно представляет
собой систематическую
разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания.
Цель системы – в развитии
экологического сознания детей
как совокупность знаний, мышления,
чувств и воли; в формировании
у них экологической культуры;
готовности к активной
В формировании экологического
сознания школьников большую
роль играет их общественно
полезный труд
Экологическое воспитание
§ 2. Грамотное и безопасное поведение в обществе.
В современном мире опасные
и чрезвычайные ситуации
В настоящее время
Необходимо отметить, что «человеческий
фактор» в настоящее время
оказывает постоянно
В современном мире опасные
и чрезвычайные ситуации
В законе Российской Федерации
«О безопасности» от 5 марта 1992
года дано определение понятий
безопасности и ее объектов. «Безопасность»
– состояние защищенности
Информация о работе Воспитание экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе