Воспитание экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимодействия общества и природы выдвинулась в одну из основных проблем современности. Не случайно экологическая проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связаны не с природой вообще, а с природной средой общества как планетарным явлением.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью борьбы с увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую человеческое общество среду, путём повышения эффективности экологических технологий экологического воспитания личности.
Объект – процесс воспитания экологически грамотного и безопасного поведения школьников в природе и обществе.
Предмет – воспитание экологически грамотного и безопасного поведения школьников в природе и обществе.
Цель – теоретически обосновать необходимость воспитания экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе и разработать способ его реализации в школьной практике.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.42 Кб (Скачать)

Развитие  экологической культуры личности –  результат широкого процесса экологизации личности – становление ее сущностных сил, обеспечивающее экологически обоснованное взаимодействие с окружающим.

 Исходя  из выше сказанного понятия  «экологическое воспитание» и  «воспитание экологической культуры»  можно рассматривать как тождественные  при условии установки экологического  воспитания на развитие экологической  культуры.

Следует также остановиться на взаимосвязи  процессов экологического воспитания и образования. Заметим, что специального внимания заслуживают вопросы экологического воспитания в процессе образования  и, напротив, экологического образования  в воспитательном процессе. В первом случае важно проследить логическую взаимосвязь воспитательной работы с образовательными программами, обеспечить взаимосвязь содержания учебного процесса с деятельностью младших школьников во внеурочное время. Во втором – обеспечить решение воспитательных задач в  процессе изучения детьми основ экологии.

 Специфика  процесса экологического воспитания  объективно обусловлена ориентированностью  его на окружающую среду. Ориентация  на внешний мир выступает ведущей  относительно внутреннего мира, а возникающие противоречия между  внутренней сущностью личности (интересами, потребностями и  другое) и  необходимостью соизмерения «внутреннего»  с «внешним» окружением, включая  природную среду, - мощной специфической  движущей силой процесса экологического  воспитания. 

    Данное противоречие характерно для всех уровней процесса экологического воспитания. Обострения глобальных экологических проблем выступило сегодня в острейшее противоречие с потребительской культурой населения планеты и стимулирует человечество к соизменению, переориентации, поиску новых принципов взаимодействия с окружающим.

        Специфическими движущими силами процесса экологического воспитания младших школьников выступают противоречия между многообразием окружающего мира и небольшим опытом по взаимодействию с ним, знаний  о явлениях окружающей жизни. Этим противоречием, наиболее острым в период дошкольного детства младшего и школьного возраста обусловлена та интенсивность, с которой в рассматриваемый период происходит накопление личного опыта, познавательная активность ребенка.

     Специфической движущей силой процесса экологического воспитания младших школьников является противоречие между преимущественно негативным опытом по взаимодействию с окружающим миром, который ребенок приобретает «стихийно», и знаниями, ценностями, предлагаемыми ему в целенаправленном педагогическом процессе. Обострение данного противоречия является особенностью нашего времени, конкретно-исторической, экологической ситуации, сложившейся как в нашей стране, так и в масштабах всей планеты. Младший школьник наблюдает мусорные свалки, создаваемые взрослыми, жестокое отношение к животным, безответственность по отношению к окружающим лесам, паркам, в то время как в школе, учреждениях дополнительного образования он узнает о пагубном отношении влияния подобной деятельности человека на природу, вреде, наносимом собственному здоровью и благополучию, испытывает чувство жалости к животным и растениям, попавшим в беду.

Процесс экологического воспитания младших  школьников характеризуется противоречием  между интенсивностью освоения ребенком окружающего мира, накопления личного  опыта и эффективностью целенаправленных  воздействий. Последние, как правило, отступают на второй план перед «стихийным» влиянием окружающей среды.

 Процесс  освоения ребенком окружающего  мира, как и процесс развития  личности, является непрерывным  и, как уже было отмечено, отличается  своей  интенсивностью. В связи  с этим в экологическом воспитании  младших школьников особо важен  принцип «опережающего педагогического  воздействия», лишь следуя которому  возможно обеспечить ребенку  позитивный опыт взаимодействия  с окружающей средой и «удержать»  в системе целенаправленных воздействий.  Принцип «опережения» должен  распространяться и на содержание процесса, и формы организации деятельности детей.

Ребенок младшего школьного возраста осваивает  окружающий мир на  предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Сформированная в этот период наглядно-образная картина является важнейшим фактором развития экологической культуры личности в подростковом возрасте. Игровая творческая деятельность, основанная на опыте взаимодействия с окружающей средой, выступает «второй реальностью» в детском мировосприятии.

Однако, важнейшей закономерностью процесса экологического воспитания младших  школьников, выступающей следствием происходящего в данном возрасте осознанного восприятия окружающего  мира, является постепенное преодоление  ребенком мифологического мироощущения, выделение природы и самого себя как самостоятельных объектов и  переход к осознанному взаимодействию с окружающей средой. При этом интенсивность  эмоционально-чувственного восприятия не снижается на протяжении всего  возрастного периода.

Исследователями в области экологии и охраны природы  разработаны основные принципы и  технологии экологически целесообразного  взаимодействия человека с природной  средой и ее отдельными элементами. 

Экология  как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны  и флоры, их представителей между  собой и с окружающей средой.

Мир природы  – среда обитания человека. Он заинтересован  в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений  биологического взаимодействия и равновесия. Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлено необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.

Экологическое сознание включает в себя экологические  знания: факты, сведения, выводы, обобщения  о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а  также в сфере их обитания и  в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды.

Экологическое сознание выполняет важные функции. Просветительская функция помогает школьникам осознать природу как  среду обитания человека и как  эстетическое совершенство. Подрастающему  поколению внушается мысль о  необходимости использования экологических  знаний в целях сохранения природы, предотвращение опасного и необратимого нарушения экологического равновесия. Развивающая функция реализуется  в процессе формирования у детей  умение осмысливать экологические  явления, устанавливать связи и  зависимость, существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщение  и заключения относительно состояния  природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.  Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности. Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности учащихся. Они принимают участие в том, чтобы строительство промышленных предприятий, землепользование, заготовка древесины, сбор трав – все производилось в строгом соответствии с законом об охране окружающей среды. Экологическое сознание вовлекает школьников в борьбу за мир, за выживание людей, против атомной войны. Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказания  возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.

Эффективная реализация функции экологического сознания ведет к формированию у  школьников экологической культуры поведения. Она включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых с общением с природой.

Экологическое сознание как важная часть мировоззрения  школьников формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и  воспитанности детей; накопление экологических  знаний, формирование умений и навыков  деятельности в природе, пробуждение  высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой  воли в осуществлении природоохранной работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредотачивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность

разнообразных видов деятельности определяют систему  экологического воспитания.

   Цель системы – в развитии  экологического сознания детей  как совокупность знаний, мышления, чувств и воли; в формировании  у них экологической культуры; готовности к активной природоохранной  деятельности.

     В формировании экологического  сознания школьников большую  роль играет их общественно  полезный труд природоохранного  характера: школьные лесничества,  насаждение защитных полос, лесопитомников  и садов, работы в охотничьих  хозяйствах, зверосовхозах и на  зверофермах. С природоохранной  деятельностью детей неразрывно  связана туристко-краеведческая  работа. Она приучает школьников  соблюдать правила поведения  в местах отдыха, в лесах и  на реках, вести наблюдения  за состоянием природы, накапливать  впечатления для художественного  выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.

     Экологическое воспитание осуществляется  в неразрывной связи с умственным  как часть мировоззрения, общего  познания мира; с трудовым, помогающим  реализовать экологические убеждения  детей в действительности; с эстетическим, развивающим чувствование красоты  природы и стимулирующим природоохранную  деятельность учащихся; с нравственным, формирующим чувство ответственности  по отношении к природе и  людям. Основными показателями  экологической воспитанности является понимание школьниками современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               § 2. Грамотное  и безопасное  поведение в обществе.

         В современном мире опасные  и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера  стали объективной реальностью  в жизнедеятельности человека. Они  несут угрозу его жизни и  здоровью, повреждают и уничтожают  материальные и духовные ценности, наносят огромный ущерб окружающей  природной среде и человеческому  обществу.

     В настоящее время увеличиваются  последствия от чрезвычайных  ситуаций социального характера,  основной причиной этого являются  постоянные военные конфликты,  терроризм и наркомания. В последнее  время в России обозначилась  тенденция к снижению численности  населения и ухудшилось состояние его здоровья, особенно подрастающего поколения.  Во многом этому способствует низкий уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности населения нашей страны. Трагедия происходит чаще всего из-за незнания и несоблюдения человеком норм и правилами безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, из-за пренебрежения правил личной гигиены и норм здорового образа жизни.

        Необходимо отметить, что «человеческий  фактор» в настоящее время  оказывает постоянно возрастающее  отрицательное влияние на безопасность  личности, общества и государства. 

        В современном мире опасные  и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера  стали объективной реальностью  в жизнедеятельности человека. Они  несут угрозу его жизни и  здоровью, повреждают и уничтожают  материальные и духовные ценности, наносят огромный ущерб окружающей  природной среде и человеческому  обществу.

       В законе Российской Федерации  «О безопасности» от 5 марта 1992 года дано определение понятий  безопасности и ее объектов. «Безопасность»  – состояние защищенности жизненно  важных интересов личности, общества  и государства. Жизненно важные  интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Информация о работе Воспитание экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе