Воспитание экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимодействия общества и природы выдвинулась в одну из основных проблем современности. Не случайно экологическая проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связаны не с природой вообще, а с природной средой общества как планетарным явлением.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью борьбы с увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую человеческое общество среду, путём повышения эффективности экологических технологий экологического воспитания личности.
Объект – процесс воспитания экологически грамотного и безопасного поведения школьников в природе и обществе.
Предмет – воспитание экологически грамотного и безопасного поведения школьников в природе и обществе.
Цель – теоретически обосновать необходимость воспитания экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе и разработать способ его реализации в школьной практике.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.42 Кб (Скачать)

        Таким образом, повышение уровня  культуры в области безопасности  жизнедеятельности каждого человека  и населения страны в целом,  прежде всего, должно быть направлено  на обеспечение защищенности  жизненно важных интересов личности, общества и государства от  отрицательного влияния «человеческого  фактора».

        Следовательно, целью развития  культуры безопасности учащихся  должно быть: приобретение учениками  необходимого объема представлений,  знаний и навыков, позволяющих  им самостоятельно действовать  при угрозе или возникновении  опасной ситуации.

       Достичь этого можно только  в процессе целенаправленного  формирования у каждого человека  необходимых знаний, умений и  навыков и воспитание у него  наиболее значимых качеств, убеждений  и привычек, которые характеризуют  уровни культуры в области  безопасности жизнедеятельности. 

      Говоря о безопасности ребенка  в целом и о правилах безопасного  поведения, как одного из аспектов  данного вопроса, необходимо, в  первую очередь, понять уровень  ответственности каждого из нас  за несовершеннолетнего. Ведь  речь идет о нашем будущем,  будущем нашей страны.

         Вопрос безопасного поведения  ребенка в обществе необходимо  рассматривать в трех проекциях.  Во-первых, это ограждение от преступных  посягательств со стороны других  лиц. Во-вторых, пресечение возможности  попадания ребенка в преступную  среду и, как следствие, совершение  им преступлений. В-третьих, самобезопасность, то есть умение вести себя  так, чтобы избежать получения  травм по собственной неосторожности.

Коротко рассмотрим, каким должно быть поведение  ребёнка в типичных ситуациях.    -

          Преступные посягательства на  несовершеннолетнего могут классифицироваться  по различным типам. Изучая  вопрос безопасного поведения,  логично было бы классифицировать  преступные посягательства по  месту их совершения (дом или  улица), а также по виду преступления (кража, открытое хищение, причинение  вреда здоровью, преступления сексуальной  направленности). В любом случае  основами безопасности будут  осмотрительное поведение ребенка,  а также умение принять быстрое  и верное решение.

     Ни в коем случае ребенок,  в особенности оставаясь дома  в одиночестве, не должен открывать  двери незнакомым людям и не  вести с ними длительных диалогов  через дверь. Достаточно дать  понять неизвестному, что дома  присутствуют взрослые, но в силу  каких-то причин они не могут  подойти к двери. Если звонит  телефон, нужно обязательно ответить  на звонок, но при этом, если  звонящий не знаком ребенку,  не называть себя, номера телефонов,  а также следует уточнить цель, номер телефона звонящего и  закончить разговор.

Идя по улице, ребенок должен уметь держать  окружающую обстановку под контролем. При малейших подозрениях о попытке  вхождения со стороны незнакомых людей в какой-либо контакт, в  особенности если поведение их носит явно агрессивный и угрожающий характер, следует немедленно сменить маршрут движения и попытаться скрыться. Можно зайти в место массового пребывания людей, например, в торговый центр. Если это все же не удалось и преступник начал осуществлять свои намерения, нужно создавать как можно больше шума: кричать, звать на помощь, оказывать сопротивление.

Входя в подъезд или в лифт, необходимо осмотреться и убедиться, что  в приближении нет лиц, которые  потенциально могут напасть в  замкнутом пространстве, где попытки  скрыться или позвать на помощь будут  сильно ограничены.

Ребенок ни в коем случае не должен вступать в разговоры с незнакомыми  людьми и соглашаться идти с ними, даже если будет обещана реализация его самых сокровенных желаний.

Чтобы уберечь себя от получения разного  рода травм, не связанных с совершением  в отношении него преступлений, ребенок  должен знать и правильно применять  элементарные правила дорожного  движения, уметь пользоваться бытовыми приборами, знать основные телефоны аварийных и специальных служб, а также ближайших родственников. Кроме того, ему необходимо внушить, насколько опасны места, где проводятся строительные и ремонтные работы.

     Воспитание у детей привычек  безопасного поведения - одна  из самых больших проблем, потому  что их, как магнитом, тянет на  заброшенные стройки и иные  опасные объекты, где есть возможность  побегать, попрыгать и полазать  в экстремальных условиях. Учитывая, что чувство опасности у детей  развито гораздо слабее, чем у  взрослых, а координация движений  зачастую еще недостаточна, то  нередки случаи, когда такие прогулки  заканчиваются несчастными случаями, в том числе и со смертельными  исходами.

   Это лишь основополагающие принципы  безопасного поведения ребенка.  Надо понимать, что всех ситуаций  предусмотреть невозможно, поэтому  очень важно научить наших  детей быть осмотрительными и  уметь правильно реагировать  на опасную, пусть даже зачастую  только потенциально опасную ситуацию.*

Повышение культуры в области безопасности жизнедеятельности предполагает формирование  учащихся следующих качеств:  
 

 

*(см.приложение-1)

 
  • знаний  об опасных и чрезвычайных ситуациях  природного, техногенного и социального  характера; об организационных основах  защиты населения страны от различных  опасных и чрезвычайных ситуаций;
 
  • умений  предвидеть возникновение опасных  ситуаций по их наиболее характерным  признакам, оценивать складывающую обстановку и действовать адекватно  складывающей обстановке с учетом своих  возможностей, чтобы снизить фактор риска и сохранить свою жизнь  и здоровье;
  • навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных чрезвычайных ситуациях, здорового образа жизни; в использовании средств индивидуальной и коллективной защиты, оказанию первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

       Всё это предполагает воспитание  у каждого педагога и учащегося  определенных качеств, убеждений  и привычек. Наиболее значимыми  из них можно считать: 

-   качества – ответственность,  исполнительность, сила воли;

- убеждения  – в необходимости сохранения  и укрепления личного здоровья  как индивидуальной, так и общественной  ценности; в сохранении окружающей  природной среды как среды  обитания Человека; в необходимости  обеспечения личной безопасности, безопасности общества и государства  от внутренних и внешних угроз; 

       - привычки – в осознанном соблюдении  существующих норм и правил  безопасного поведения в повседневной  жизни и в различных опасных  и чрезвычайных ситуациях.

Развитие  культуры безопасного поведения  позволяет:

Учить:

¨  распознавать и оценивать опасные и вредные  факторы окружающей среды;

¨  предвидеть потенциальные опасности и правильно  действовать в случае их наступления, использовать все средства защиты, оказывать первую медицинскую помощь;

¨  здоровому  образу жизни.

Развивать:

¨   мотивацию безопасной жизнедеятельности;

¨   способность предвидеть опасные  ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие;

¨   уверенность и умение рассчитывать на себя, не бояться действовать  согласно обстановке, всеми способами  искать выход из сложившейся ситуации;

¨  умение и навыки оказания само и взаимопомощи в случае проявления опасности;

¨  качества личности, необходимое для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

¨   умение ликвидировать негативные последствия  опасных и вредных факторов.

Формировать:

¨   культуру безопасной жизнедеятельности;

¨   эколого-гигиеническую культуру ученика;

  Однако  культура безопасного поведения  является универсальным компонентом  общечеловеческой культуры, в той  иной степени ее усваивают  все члены общества. Каждый человек так или иначе влияет на уровень безопасности окружающих людей, общества в целом. Культура личной безопасности является неотъемлемой частью культуры безопасности. Безопасное поведение человека, усвоившего культуру личной безопасности, одновременно повышает уровень безопасности окружающих людей, общества в целом.

 
 

                   ГЛАВА II.    Воспитание экологически  грамотного и безопасного  поведения в природе  и обществе в  процессе усвоения  программного материала   на уроках «Окружающего  мира».

 

           Предмет «Окружающий мир» - это  основы естественных и социальных  наук. Цель курса окружающего  мира в начальной школе –  осмысление личного опыта и  приучение детей к рациональному  постижению мира.                      В процессе изучения предмета  «Окружающий мир» младшие школьники  получают возможность систематизировать,  расширять, углублять полученные  ранее (в семье, в дошкольном  учреждении, из личного опыта  взаимодействия с природой и  людьми) представления о природных  и социальных объектах, осмысливать  характер взаимодействий человека  с природой, особенности взаимоотношений  внутри отдельных социальных  групп (семья, класс, школа). Осваивая  правила безопасного, экологически  грамотного и нравственного поведения  в природе и обществе, младшие  школьники осознают важность  здорового образа жизни, уважительного  и внимательного отношения к  окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением  здоровья и др.), бережного отношения  к природе, историческим и культурным  ценностям. Усвоение учащимися  элементарных знаний о природе,  человеке, обществе, о важнейших  событиях в истории Отечества  и освоение разных способов  познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения,  классификация и др.) создают условия  для их успешного продолжения  образования в основной школе.

      В соответствии с федеральным  базисным учебным планом курс  «Окружающий мир» изучается с  1 по 4 класс по два часа в  неделю. Общий объём учебного  времени составляет 270 часов. Особое  место занимают экскурсии и  практические работы. Их необходимый  минимум определён по каждому  разделу программы. Экскурсии  включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

      В процессе освоения программного  материала курса «Окружающий  мир» с 1-го по 4-й класс в  области воспитания безопасности  поведения учащихся происходит  формирование умений:

                                                              1-й класс

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые  можно  оценить как хорошие  или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие  или плохие.

Самостоятельно  определять и высказывать самые  простые общие для всех людей  правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для  всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение  к миру.

2-й класс

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые  можно  оценить как хорошие  или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые  поступки можно оценить как хорошие  или плохие.

Самостоятельно  определять и высказывать самые  простые общие для всех людей  правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для  всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Информация о работе Воспитание экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе