Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа
Проблема взаимодействия общества и природы выдвинулась в одну из основных проблем современности. Не случайно экологическая проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связаны не с природой вообще, а с природной средой общества как планетарным явлением.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью борьбы с увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую человеческое общество среду, путём повышения эффективности экологических технологий экологического воспитания личности.
Объект – процесс воспитания экологически грамотного и безопасного поведения школьников в природе и обществе.
Предмет – воспитание экологически грамотного и безопасного поведения школьников в природе и обществе.
Цель – теоретически обосновать необходимость воспитания экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе и разработать способ его реализации в школьной практике.
Проблема взаимодействия
Зависимость человека от
В настоящее время происходят
значительные изменения в
В этих условиях роль
Формирование экологически
Если взрослые люди каким-то
образом могут предотвращать
и справляться с возможностью
возникновения опасных
Детям младшего школьного
Большое наследие в области
воспитания детей окружающей
средой оставил нам выдающийся
педагог В. А. Сухомлинский. Он
придавал особое значение
Все сказанное определило
Актуальность выбранной темы
обусловлена необходимостью
борьбы с увеличивающимся
негативным воздействием
Объект – процесс воспитания
экологически грамотного и
Предмет – воспитание
Цель – теоретически
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия экологически грамотное поведение в природе;
2.Рассмотреть
систему организации
3. Организация
такого поведения в процессе
усвоения программного
Методы:
1. Анализ
психолого-педагогической и
2. Анализ государственного стандарта и учебных программ
для начальной школы.
ГЛАВА I . Теория воспитания экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе.
§ 1. Экологически грамотное поведение в природе.
Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем что губительно отражается на окружающей природе.
Условием
такого обучения и воспитания
выступает организация
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
-
образовательных - формирование системы
знаний об экологических проблемах современности
и пути их разрешения;
- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-
развивающих - развитие системы интеллектуальных
и практических умений по изучению, оценке
состояния и улучшению окружающей среды
своей местности; развитие стремления
к активной деятельности по охране окружающей
среды: интеллектуального( способности
к анализу экологических ситуаций),эмоционального(
Было выявлено, что воспитание в широком смысле рассматривается многими учеными-педагогами как общественное явление, передача социального опыта одного поколения людей – другому. Однако, природная среда не менее, чем социум, содержит в себе развивающий, воспитывающий потенциал, реализация которого происходит не только, условно говоря, « при посредничестве» социума, но и в процессе индивидуального взаимодействия личности с природным окружением.
Процесс экологического воспитания в широком смысле – это процесс экологизации личности, формирование ее как носителя определенного типа
культуры взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды
(включая
целенаправленный
В
широком смысле процесс
Однако,
следует заметить, что только благодаря
процессу социализации экологическая
культура формируется как качественное
новообразование личности, ибо личность
– понятие социального происхождения.
Под экологической культурой
мы понимаем часть общей культуры
– совокупность гармонично
Понятие
экологической культуры –
Учитывая непрерывный характер развития личности, необходимость придания педагогическому процессу целостного характера, мы считаем целесообразным в качестве целевой установки определить развитие экологической культуры личности и в процессе образования, и воспитания. При этом каждый из рассматриваемых процессов не может выступать достаточным, но является необходимым условием эффективности развития экологической культуры.
Соотношение
понятий «образование» и
Экологическое воспитание –
Экологическое
образование – целенаправленное
воздействие на формирование мировоззрения,
осознанного отношения к
Информация о работе Воспитание экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе