Воспитание экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема взаимодействия общества и природы выдвинулась в одну из основных проблем современности. Не случайно экологическая проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связаны не с природой вообще, а с природной средой общества как планетарным явлением.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью борьбы с увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую человеческое общество среду, путём повышения эффективности экологических технологий экологического воспитания личности.
Объект – процесс воспитания экологически грамотного и безопасного поведения школьников в природе и обществе.
Предмет – воспитание экологически грамотного и безопасного поведения школьников в природе и обществе.
Цель – теоретически обосновать необходимость воспитания экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе и разработать способ его реализации в школьной практике.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.42 Кб (Скачать)

                                                    Введение.

       Проблема взаимодействия общества  и природы выдвинулась в одну  из основных проблем современности.  Не случайно экологическая проблема  охраны и рационального использования  природных ресурсов связаны не  с природой вообще, а с природной  средой общества как планетарным  явлением.

        Зависимость человека от окружающей  его природы, точнее - от географической  среды, не оспаривалась никогда,  хотя степень этой зависимости  расценивалась различными учеными  по-разному. К тому же природная  среда рассматривается как результат  предшествующего процесса взаимодействия  человеческого общества и природной  среды его обитания. И общество  понимается как субъект, оказывающий  посредством своего материального  производства глобальное воздействие  на географическую среду. Темпы,  рост и масштабы воздействия  на окружающую среду обществом  переросли в настоящее время  в экологическую проблему.

        В настоящее время происходят  значительные изменения в окружающей  нас среде, обусловленные разноплановыми  преобразованиями в жизни всего  человеческого общества. Мир вступил  в эпоху глобализации, информатизации  и всеобщей коммуникации.

       В этих условиях роль экологической  культуры в сознании населяющих планету людей, несомненно, будет возрастать. При этом следует сказать, что экологические изменения в природе не являются чем-то противоестественными, это закономерный процесс, только в последнее время под действием антропогенного влияния они заметно ускорились. В результате расточительных методов сжигания нефти, каменного угля и других горючие полезные ископаемые органического происхождения, хищнического сведения лесов, безответственного внесения токсичных веществ в почвы и водоисточники, а также неконтролируемого выброса в атмосферу вредных автомобильных и промышленных газов, сегодня нарушено хрупкое равновесие в природной системе. Серьезный ущерб нанесен всем геосферным оболочкам Земли. Человечество подорвало систему собственного жизнеобеспечения, и последствия этого могут оказаться необратимыми.

      Формирование экологически грамотного  и безопасного поведения человека- это способ гармонизации отношений  между обществом и природой, направленный  на сохранение жизни планеты,  на сознательную социально-экономическую  деятельность общества, на понимание  бытия трех самоценных начал:  Природа - Человек - Общество. 

         Если взрослые люди каким-то  образом могут предотвращать  и справляться с возможностью  возникновения опасных ситуаций, то дети в большинстве случаев  в таких ситуациях абсолютно  беспомощны. Что делать? Ответ может  быть только один: необходимо  с самого раннего детства прививать  детям навыки их безопасного  поведения – это суровая необходимость,  причём заниматься этим следует  повседневно. При этом в тесной  взаимосвязи должны выступать  все формы и виды учебной  и внеклассной деятельности детей.

      Детям младшего школьного возраста  свойственно уникальное единство  знаний и переживаний, которые  позволяют говорить о возможности  формирования у них надежных  основ ответственного отношения  к природе. Все учебные предметы  начальной школы призваны вносить  свой вклад в формирование  экологической ответственности  детей и знаний о безопасном  поведении в обществе. Важное  место в этом  могут занять  ролевые игры, учебные дискуссии. 

        Большое наследие в области  воспитания детей окружающей  средой оставил нам выдающийся  педагог В. А. Сухомлинский. Он  придавал особое значение влиянию  природы на нравственное развитие  ребенка. По его мнению, природа  лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно  отмечал, что сама природа не  воспитывает, а активно влияет  только на взаимодействие с  ней. Чтобы ребенок научился  понимать природу, чувствовать  его красоту, нужно прививать  ему это качество с раннего  детства. Однако проведенное анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся и их родителей, но и у учителей. Можно сделать вывод, что усиление экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе  остается проблемой номер один в педагогической действительности школы.

       Все сказанное определило выбор  темы исследования: воспитание экологически  грамотного и безопасного поведения  в природе и обществе.

      Актуальность выбранной темы  обусловлена  необходимостью  борьбы с увеличивающимся   негативным воздействием антропогенных  факторов на окружающую человеческое  общество среду,  путём повышения  эффективности  экологических  технологий экологического воспитания  личности.

     Объект – процесс  воспитания  экологически грамотного и безопасного  поведения  школьников в природе  и обществе.

     Предмет – воспитание экологически  грамотного и безопасного поведения   школьников в природе и обществе.

     Цель – теоретически обосновать  необходимость воспитания экологически  грамотного и безопасного поведения  в природе и обществе и разработать  способ его реализации в школьной  практике.

   Задачи:

1. Раскрыть  сущность  понятия экологически  грамотное поведение в природе;

2.Рассмотреть  систему организации экологически  грамотного и безопасного поведения  в обществе;

3. Организация  такого поведения в процессе  усвоения программного материала  на уроках "Окружающего мира"

    Методы:

1. Анализ  психолого-педагогической и методической  литературы;

2. Анализ  государственного стандарта и  учебных программ

для начальной школы.

ГЛАВА  I . Теория воспитания экологически грамотного и безопасного  поведения в природе  и обществе.

        

                       § 1. Экологически  грамотное поведение  в природе.

Как известно, воспитание  в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под  воздействием  целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

  Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Цель экологического воспитания - формирование ответственного  отношения к окружающей среде, которая строится  на базе экологического сознания.

 Ответственное  отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем что губительно отражается на окружающей природе.

 Условием  такого обучения и воспитания  выступает  организация  взаимосвязанной   научной, нравственной, правовой, эстетической  и практической  деятельности  учащихся, направленной на  изучение  и улучшение отношений между  природой и человеком.

  Критерием  сформированности  ответственного  отношения к  окружающей среде  является нравственная забота  о будущих  поколениях.

Цель  экологического воспитания достигается  по мере решения в единстве следующих  задач:

-    образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; 

-    воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

-     развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие  стремления к активной деятельности по охране окружающей  среды: интеллектуального( способности к анализу экологических ситуаций),эмоционального(отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного( воли и настойчивости).

Было  выявлено, что воспитание в широком  смысле рассматривается многими  учеными-педагогами как общественное явление, передача социального опыта  одного поколения людей – другому. Однако, природная среда не менее, чем социум, содержит в себе развивающий, воспитывающий потенциал, реализация которого происходит не только, условно говоря, « при посредничестве» социума, но и в процессе индивидуального взаимодействия личности с природным окружением.

 Процесс  экологического воспитания  в  широком смысле – это процесс  экологизации личности, формирование  ее как носителя определенного  типа

культуры  взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной, самим  собой) под воздействием различных  факторов окружающей среды

(включая  целенаправленный педагогический  процесс) и внутренней природы  человека.

  В  широком смысле процесс экологизации  человека выступает более емким  понятием относительно процесса  его социализации, что объективно  обусловлено вторичностью человека  и общества относительно природы.

Однако, следует заметить, что только благодаря процессу  социализации экологическая культура формируется как качественное новообразование личности, ибо личность – понятие социального происхождения. 

     Под экологической культурой  мы понимаем  часть общей культуры  – совокупность гармонично развитых  интеллектуальной,  деятельностной, эмоционально - чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой). Общее представление об экологической культуре конкретизируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста. Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности ребенка.

 Понятие  экологической культуры – комплексное,  распространяющееся на весь спектр  взаимоотношений человека с окружающей  средой и пронизывающее всю  личностною структуру. Это понятие  включает в себя и бережное, ответственное отношение к окружающему  миру, и любовь к природе и  ряд других понятий, которые  неоднократно выдвигались как  самостоятельные цели экологического  воспитания.

Учитывая  непрерывный характер развития личности, необходимость придания педагогическому  процессу целостного характера, мы считаем  целесообразным в качестве целевой  установки определить развитие экологической культуры личности и в процессе образования, и воспитания. При этом каждый из рассматриваемых процессов не может выступать достаточным, но является необходимым условием эффективности развития экологической культуры.

Соотношение понятий «образование» и воспитание остается в педагогике дискуссионной  проблемой. На уровне целенаправленных педагогических воздействий «экологической образование» и «экологическое воспитание» - равноценные и самоценные категории, имеющие свою специфику и играющие особую роль в развитии экологической  культуры личности. 

     Экологическое воспитание – целенаправленное  воздействие на духовное развитие  детей, формирование у них ценностных  установок, нравственно-экологической  позиции личности, умение и навыков  экологически обоснованного взаимодействия  с природой и социумом.

Экологическое образование – целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков.

Информация о работе Воспитание экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе