Воспитание и развите ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Личностное разви¬тие человека несет на себе печать его возрастных и инди¬видуальных особенностей, которые необходимо учиты¬вать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои воз-можности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наибо¬лее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышле¬ния и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физичес¬кое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1.Первоначальное формирование личности человека…………….5

Глава 2. Особенности развития и воспитания младших школьников...17

Глава 3. Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного (подросткового) возраста………………………………………23

Глава 4. Особенности развития и воспитания старших школьников…29

Заключение……………………………………………………………………..35

Список использованных источников………………………………….……36

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 63.63 Кб (Скачать)

     На  этом основании воспитание в философии  определяется как воспроизводство  социального опыта в индивиде, как перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования. Это определение полезно и  для педагогики. Имея в виду деятельностный характер воспитания, Ушинский писал: «Почти все ее (педагогики) правила  вытекают посредственно или непосредственно  из основного положения: давайте  душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами неограниченной, поглощающей душу деятельности».

     Для педагогики, однако, весьма важным является то, что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта его участия в деятельности, но главным образом от степени  той активности, которую он проявляет  в этой деятельности, а также от ее характера и направленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности. Обратимся к примерам.

     В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых  они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в  этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данного  предмета. Даже при средних способностях школьник или студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять  высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым  материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение  к учебной работе, как правило, ведут к отставанию.

     Не  менее существенными для развития личности является также характер и  направленность той активности, которую  проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять  активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить  похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет  формироваться коллективист, во втором – индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом  задачу – постоянно стимулировать  активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к  ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней  выступают как определяющие факторы  воспитания и личностного развития учащегося.

     Приведенные суждения, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к  его определению. Под воспитанием  следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой  личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

     Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческой  концепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит  в том, что только включая растущего  человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и  умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно  осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения  к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.

     Современные проблемы дошкольного и начального школьного образования и пути их решения.

     Что предлагает по этому поводу Д. Воробьева, кандидат педагогических наук, профессор, член-корреспондент Международной  академии педагогических наук.

     За  последнее десятилетие существенно  изменилась система образования  в России. В современном образовании  значительно возросла вариативность  типов учебных заведений, появились  многочисленные авторские школы, предлагающие собственные программы обучения детей дошкольного и начального школьного возраста, что безусловно формирует новые требования к  педагогу.

     Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействия педагога с детьми в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и начальной школы. Это неоднозначная, многоплановая задача связана с  установками педагога и необходимостью смены их, что предполагает осознание  современных целей образования.

     Тормозом  для изменения взаимоотношений  между основными субъектами педагогического  процесса (ребенок - педагог) является существующая система подготовки и переподготовки специалистов. К сожалению их сегодня готовят в таком направлении, чтобы специалисты могли реализовать в основном задачи развития познавательной сферы ребенка. Безусловно, это важное, но не единственное направление работы педагога с детьми, к тому же в практике оно странным образом подменяется стремлением сверх меры “загрузить” ребенка в начальной школе и, что особенно тревожит, в ДОУ большими объемами знаний.

     Увеличение  объема учебного материала ведет  к завышению требований к детям  и усилению давления на них с целью  его усвоения. Однако, различные  управленческие образовательные структуры  неадекватно реагируют на такое  положение дел. Поддерживая и  поощряя подобную практику, они в  определенной мере формируют общественное мнение, в основе которого лежит  убеждение, что накопление больших  объемов знаний благо и это  именно тот путь, который ведет  ребенка в развитие. В этих условиях создается ажиотажный спрос родителей  на учителей и учреждения подобного  типа, а учебные заведения, удовлетворяя его, “совершенствуют” систему подготовки педагогов и продолжают приводить  в школы и ДОУ выпускников, имеющих слабые представления о  том, как можно решать задачи целостного развития ребенка в возрасте 3-10 лет.

     Самым поразительным является отсутствие просчета глобальных последствий подобного  обучения детей, его влияния на формирование в последующие годы отношения  ребенка к школе, учителю и  учению.

     Имеющиеся в нашем распоряжении в этих условиях данные наблюдений, статистика свидетельствуют  о том, что уже в дошкольном периоде детства дети теряют природный  интерес к учению и, к сожалению, не приобретают его, как правило, в начальной и средней школе.

     Однако  некоторые ученые и управленческие структуры, ведающие образованием, несмотря на негативное отношение детей к  учению и связанное с этим асоциальное  их поведение, упорно закрывают глаза  на существо проблемы. Часто выдавая  желаемое за действительное, они отказываются видеть причину в насилии над личностью ребенка в учебном процессе. Вместе с тем, эти же структуры изыскивают возможность для мобилизации своих усилий на поиск методик, обеспечивающих возможность оценки знаний учащихся школ и дошкольников. Можно предвидеть к чему это приведет: учитель, дошкольный педагог повысят порог давления на детей, поскольку именно объем знаний ученика будет определять имидж педагога. Как видим, круг замыкается, а результат плачевен. Опять вне поля зрения педагогической общественности остаются проблемы образования, связанные с развитием положительного отношения ребенка к учению.

     Надо  признать, что педагог ДОУ и  школы постоянно находится под  достаточно жестким прессингом, что  входит в противоречие с призывом внедрять гуманистическую педагогику.

     Педагог действует по правилам, усвоенным  еще в стенах учебных заведений: учитель (воспитатель) должен учить, а  ребенок должен освоить материал. А может ли ребенок освоить - это  не вопрос. Вся система управления вольно или невольно побуждает педагога относиться к ребенку как к  некой данности, единице, которая  всегда может усвоить все, если постараться. И педагог, порой вопреки объективным  фактам и здравому смыслу, старается, не особенно заботясь о том, чтобы  ребенок испытывал комфорт и  чувство радости познания, был  успешным в процессе приобщения его  к социальному опыту (знаниям, умениям, навыкам). Вне поля внимания педагога остаются состояние здоровья, медицинские  показатели, порой возрастные, а  также психические и индивидуальные особенности ребенка.

     На  фоне этих тревожных тенденций нами проводится активный поиск путей, обеспечивающих возможность формирования педагога нового склада.

     Основное  направление - формирование профессионального  идеала-педагога, способного оказывать  такое влияние на ребенка, которое  обеспечивало бы ему успех интеллектуального, эмоционального и нравственно-волевого развития. С этой целью нами отрабатываются условия, способствующие формированию у педагога способности реализовать  идею целостного развития ребенка 3-10 лет в процессе участия его в разработке и апробировании новой педагогической технологии.

     Данная  идея осуществлялась в образовательных  учреждениях г. Санкт-Петербурга, Ленинградской  области и других городов России на базе детских садов и школ-детских  садов, предполагающих сотрудничество педагогов двух ступеней. Система  семинаров и просмотров учебного процесса предоставляла педагогам  возможность осмыслить содержание новых педагогических технологий, обеспечивающих существенное изменение позиции  ребенка в педагогическом процессе ДОУ и начальной школе (ребенок - субъект деятельности).

     Нами  отмечается быстрый профессиональный рост педагога в том случае, если у него имеется достаточно высокий  уровень критической самооценки и активное стремление к совершенствованию  себя в практике работы с детьми.

     Анализ  показал, что за достаточно короткий срок происходит разительное изменение  в установках педагога на процесс  обучения детей. На первый план выдвигается  задача развития интереса детей к  познанию окружающего мира.

     Применяется интегрированный подход - объединение  на одном занятии (уроке) различного учебного материала; в ДОУ занятия  проводятся индивидуально и небольшими подгруппами, куда дети собираются по собственной инициативе, по интересам. Занятия проводятся на фоне играющих детей. Педагог в большей мере начинает учитывать состояние здоровья и психики ребенка, у него формируются  умения целенаправленно отбирать и  варьировать учебный материал.

     Проведенный мониторинг свидетельствует о возможности  формирования у педагогов ДОУ  и начальной школы новых установок, обеспечивающих внедрение в педагогический процесс гуманистической педагогики, основанной на диалектическом подходе  к решению проблемы воспитания и  образования

     Личности. Овладение новой педагогической технологией требует от педагога достаточных знаний психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов и целесообразности их использования  в работе, с учетом знаний особенностей детей и недопустимости жесткого давления на них в процессе присвоения социального опыта. Новая технология выводит педагога на позиции, обеспечивающие развитие чувства успешности каждого  участника педагогического процесса, формирует у ребенка желание  учиться и познавать мир.

     Наличие идеального образа предполагает продвижение  педагога к успеху в педагогической деятельности. Это происходит при  условии, если он осознает необходимость  самосовершенствования и сам  становится разработчиком новой  педагогической технологии. Переживаемое педагогом чувство глубокого  удовлетворения открывает ему новые  возможности для профессионального  роста, что также способствует решению  проблем дошкольного и начального школьного образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.Особенности развития и воспитания младших школьников. 

     Младший школьный возраст связан с обучением  детей в начальных классах. К  этому времени их физическое развитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчивается окостенение  черепа, закрываются роднички, оформляются  черепные швы и продолжается упрочение  скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями (от греч. anomalia — отклонение от нормы). Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

     Существенной  физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы.

     Антропометрические  исследования показывают, что дети-семилетки  в состоянии поднять правой рукой  от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16—19 кг. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы (физкультминутки), в теплое время заниматься при открытых форточках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточный приток свежего воздуха в рекреационные (от лат.гесгеаtiо - восстановление сил) помещения и коридоры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хорошую погоду проводить с ними прогулки или спокойные игры на свежем воздухе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматься утренней гимнастикой и т.д.

Информация о работе Воспитание и развите ребёнка