Все это требует пересмотра
в отношениях работник – работодатель
с целью установления таких принципов
стимулирования труда работников, мотивация
которых направлена на успешную деятельность
фирмы и личный вклад каждого работника
в конечный результат.
С этой целью была разработана
система «Kost» (от немецкого слова Kost - стоимость,
вознаграждение) которая включает следующие
элементы: анкету, распределение респондентов
по видам деятельности, анализ полученных
результатов, формирование сводной ведомости,
разработка положений по материальному
и моральному стимулированию труда работников.
В данной статье не рассматривается
основная заработная плата, а дополнительная,
включающая доплаты, премии и надбавки,
которая может изменяться в зависимости
от конкретного вклада в успех предприятия
отдельного работника или группы. Система
«Kost» была успешно апробирована на предприятии
ООО НПП «Макромер» стабильно функционирующего
в рыночной среде более 10 лет.
Данные анализа представлены
в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица заинтересованности
работников на основе эксперимента «Kost»
Поставленный вопрос |
Варианты ответа |
Группы |
Научная группа, % |
Рабочие, % |
Служащие, % |
Руководители, % |
Удовлетворены ли Вы заработной платой |
Да |
46,6 |
- |
30,7 |
100 |
нет |
53,4 |
100 |
69,2 |
- |
Если НЕТ то в виду |
Плохой организацией труда |
9 |
21,7 |
14,3 |
- |
|
Недостаточном стимулирование труда |
27,5 |
21,7 |
28,6 |
- |
Низкими окладами |
45,4 |
52,2 |
50 |
- |
Какие доплаты Вы хотели бы получать |
50% оплаты коммунальных услуг |
19,2 |
14,8 |
25 |
42,8 |
Оплата проезда до места работы |
26,9 |
18,5 |
12,5 |
- |
Продолжение таблицы № 1 |
Оплата детских дошкольных учреждений |
7,7 |
14,8 |
8,3 |
- |
Частичная или полная оплата спортивно-оздоровительных
комплексов |
3,8 |
7,4 |
16,6 |
14,3 |
Оплата лечебно-профилактических учреждений |
8 |
14,8 |
12,5 |
14,3 |
50% оплаты стоимости квартиры
в рассрочку |
3 |
18,5 |
25 |
28,6 |
Считаете ли Вы разумным введение моральных
стимулов |
Вручение почетных грамот |
10,5 |
14,3 |
33,3 |
20 |
Присвоение звания лучшего по профессии |
31,5 |
- |
16,6 |
20 |
Присвоение звания Ветерана Труда |
52,6 |
71,4 |
41,6 |
40 |
Организации доски почета |
5,4 |
14,3 |
8,3 |
20 |
На основе данных таблицы 1 с
учетом мнения респондентов было разработано
положение о моральном стимулировании
работников предприятия. Для обоснования
вклада каждого работника в результат
деятельности предприятия был сформирован
премиальный фонд (Фпр), который предназначен
для поощрения работников подразделений
(групп).
Разработанная система «Kost»
может быть применена на различных предприятиях
и позволяет осуществить рейтинговую
оценку вклада каждого работника в деятельность
предприятия, включая элементы морального
и материального стимулирования.
Данная система может корректироваться
в зависимости от изменений происходящих
во внутренней и внешней среде предприятия2.
Одной из предпосылок эффективного
управления персоналом предприятия является
прогнозирование изменений в социальной
структуре трудового коллектива. Так,
установление необходимых соотношений
разных категорий работников по полу и
возрасту имеет целью своевременное обеспечение
потребностей современного производства
в кадрах. Характер и содержание труда,
которые неуклонно и быстро изменяются
под влиянием достижений научно-технического
и организационного прогресса, требуют
такого же динамического улучшения профессиональной
и квалификационной структуры персонала.
Поэтому в план социального развития предприятия
должны быть включены меры по повышению
уровня специального образования работников,
уменьшения текучести кадров.
В плане социального развития
обязательно нужно предусмотреть конкретные
мероприятия, направленные на совершенствование
санитарно-гигиенических условий труда
(снижение уровня шума, вибрации, запыленности
и загазованности воздуха и т. п.). Не менее
важной является разработка мер по сохранению
надлежащей трудоспособности в течение
длительного времени и предупреждению
быстрой усталости. Эти меры будут способствовать
устранению чрезмерных физических и нервно-психологических
нагрузок, установлению оптимальных режимов
труда и отдыха, организации рабочего
места, интенсивности работы. Особое внимание
нужно уделять мероприятиям, повышающим
безопасность труда и устраняющим производственный
травматизм, а также предупреждающим профзаболевания.
В план социального развития
трудового коллектива обязательно включают
также мероприятия по улучшению жилищных
и бытовых условий работников предприятия,
а также по укреплению материально-технической
базы соответствующих объектов социальной
инфраструктуры.
План социального развития
предприятия должен предусматривать и
мероприятия по усилению трудовой и творческой
активности, в частности, те, которые способствуют
развитию рационализаторства и научно-технического
творчества работников.
Главные аспекты плана социального
развития предприятия должны быть согласованы
с соответствующими планами развития
городского района или даже города в целом,
где оно расположено. Это связано с тем,
что решение многих важных социальных
проблем превышает возможности отдельного
(даже очень крупного) предприятия.
2. Анализ системы
социального партнерства предприятия
«МБОУ СОШ № 163 г.о. Самара»
2.1. Краткая характеристика
предприятия
Школа создана в марте 1962 года
Организационно-правовая форма Школы:
муниципальное бюджетное учреждение.
Тип: общеобразовательное учреждение.
Вид: средняя общеобразовательная школа.
Учредителем Школы является муниципальное
образование городской округ Самара.
С июня 2012 года школу возглавляет Елена
Викторовна Фень.
Телефон: 8 (846) 225-69-97
Почтовый адрес: 443066 г.Самара,
ул. Свободы, 2а.
Электронный адрес: moy163@yandex.ru
Инновационный профиль: «Школа социальной ответственности»
Основная идеяинновационного развития школы:
проектирование инновационной модели
образовательного учреждения как школы
социальной ответственности, содержание
образовательного процесса в которой
направлено на формирование культуры
социального взаимодействия, социальной
мобильности и ответственности, развитие
социальных качеств личности.
Миссия школы дифференцируется по
отношению к различным субъектам:
по отношению к родителям и
детям – повышение качества общего образования,
ориентированного на интеллектуальное
развитие учащихся, развитие системы поддержки
талантливых детей,
создание благоприятных условий для
адаптации детей к быстро меняющейся жизни
в современном обществе на основе развития
социальной природы и характера индивида,
формирования социальных компетенций,
обеспечивающих эффективное решение задач
преобразования себя и социума в условиях
выбора, сохранение и укрепление здоровья
школьников.
по отношению к педагогическому
коллективу школы – создание условий
для профессионального развития, роста
и социальной защиты педагога;
по отношению к профессиональному
сообществу – качественная реализация
ФГОС и инновационной модели школы в образовательном
пространстве района и города, расширение
самостоятельности школы.
по отношению к системе регионального
образования – разработка инновационной
модели деятельности нижегородской школы
как образовательной организации.
Ценностные
ориентиры инновационного развития:
1. «Человеческий капитал» как
педагогическая ценность, обретение человеком образа человеческого
во времени истории и пространстве культуры.
2. Ценность педагога-инноватора как
интеллектуального ресурса, способного
обеспечить развитие и саморазвитие своим
ученикам.
3. Ценностьинновационного образования как
универсального способа соединения нацело
общности людей: учебно-профессиональные,
разновозрастные, проектные команды, социальные
партнеры и др.
4. Ценностьрезультативности как
динамичное производство разнообразных
образовательных услуг.
5. Ценностьэффективности как
способность достичь максимального уровня
образовательных услуг при минимуме затрат.
6. Ценность качества как высокая востребованность образовательных
услуг со стороны родителей и социума
в целом.
Цель программы:
Разработка комплекса условий для развития
социальных качеств личности школьников
через механизм и средства социально-педагогического
проектирования, организацию в школе взаимодействующего
типа управления, а также процессы социального
воспитания и социального образования,
ориентированных на формирование социального
интереса, социальной компетентности
и развитие социального интеллекта субъектов
образовательного процесса.
Задачи программы:
разработка качественно нового
содержания образования, направленного
на формирование социальных качеств личности
и проектирование процесса овладения
новыми личностно-ориентированными технологиями;
формирование коммуникативно-деятельностной
образовательной среды на основе организации
совместно-распределенной деятельности
и кооперации участников образовательного
процесса.
разработка механизмов проектно-демократического
типа управления;
создание системы контроля
и диагностирования содержания образования
и условий, способствующих выявлению и
утверждению собственной позиции, обеспечивающей
интеграцию личности в современные социокультурные
процессы;
создание развивающей информационно-образовательной
среды, ориентированной на расширения
социального партнёрства школы.
Содержательные
принципы инновационного развития:
принцип субъектности – быть
субъектом – значит быть инициатором
собственной активности и принцип свободы
выбора – признание права ребенка на индивидуальный
выбор и соответственно отказа взрослому
в праве на жесткий прогноз в отношении
жизнедеятельности ребенка.
принцип неповторимости – готовность
принять ребенка как другого человека,
наделенного своими особыми, присущими
ему качествами и имеющего индивидуальный
потенциал своего развития.
принцип открытости – предоставление
учащимся возможности конструировать
собственные знания о реальных объектах
познания с разной степенью творческого
самовыражения.
принцип социообразности –
рассмотрение возраста как качественно
своеобразного периода жизни ребенка,
связанного с социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью,
новообразованиями данного периода развития.
Критерии результативности:
Повышение качества школьного образования
по показателям: инновационность и уникальность;
перспективность и вариативность; социальность
и индивидуальность; результативность
и эффективность; доступность и оптимальность;
управляемость и диалогичность; профессионализм
Инновационные
механизмы управления:
Технология проектного управления развитием
образовательной организации. Создание
коллегиального органа управления школой
– координационного совета.
Главный ожидаемый
результат:
Разработка и реализация модели «Школы
социальной ответственности», ориентированной
на развитие социальной природы и характера
индивида, на подготовку его к социальной
жизни.
Ожидаемые
результаты
создание инновационной модели
образовательного учреждения, как социально-ориентированной
школы;