Все это требует пересмотра 
в отношениях работник – работодатель 
с целью установления таких принципов 
стимулирования труда работников, мотивация 
которых направлена на успешную деятельность 
фирмы и личный вклад каждого работника 
в конечный результат.
С этой целью была разработана 
система «Kost» (от немецкого слова Kost - стоимость, 
вознаграждение) которая включает следующие 
элементы: анкету, распределение респондентов 
по видам деятельности, анализ полученных 
результатов, формирование сводной ведомости, 
разработка положений по материальному 
и моральному стимулированию труда работников. 
В данной статье не рассматривается 
основная заработная плата, а дополнительная, 
включающая доплаты, премии и надбавки, 
которая может изменяться в зависимости 
от конкретного вклада в успех предприятия 
отдельного работника или группы. Система 
«Kost» была успешно апробирована на предприятии 
ООО НПП «Макромер» стабильно функционирующего 
в рыночной среде более 10 лет.
Данные анализа представлены 
в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица заинтересованности 
работников на основе эксперимента «Kost»
Поставленный вопрос  | 
  Варианты ответа  | 
  Группы  | 
Научная группа, %  | 
  Рабочие, %  | 
  Служащие, %  | 
  Руководители, %  | 
Удовлетворены ли Вы заработной платой  | 
  Да  | 
  46,6  | 
  -  | 
  30,7  | 
  100  | 
нет  | 
  53,4  | 
  100  | 
  69,2  | 
  -  | 
Если НЕТ то в виду  | 
  Плохой организацией труда  | 
  9  | 
  21,7  | 
  14,3  | 
  -  | 
|   | 
  Недостаточном стимулирование труда  | 
  27,5  | 
  21,7  | 
  28,6  | 
  -  | 
Низкими окладами  | 
  45,4  | 
  52,2  | 
  50  | 
  -  | 
Какие доплаты Вы хотели бы получать  | 
  50% оплаты коммунальных услуг  | 
  19,2  | 
  14,8  | 
  25  | 
  42,8  | 
Оплата проезда до места работы  | 
  26,9  | 
  18,5  | 
  12,5  | 
  -  | 
Продолжение таблицы № 1  | 
Оплата детских дошкольных учреждений  | 
  7,7  | 
  14,8  | 
  8,3  | 
  -  | 
Частичная или полная оплата спортивно-оздоровительных 
  комплексов  | 
  3,8  | 
  7,4  | 
  16,6  | 
  14,3  | 
Оплата лечебно-профилактических учреждений  | 
  8  | 
  14,8  | 
  12,5  | 
  14,3  | 
50% оплаты стоимости квартиры 
  в рассрочку  | 
  3  | 
  18,5  | 
  25  | 
  28,6  | 
Считаете ли Вы разумным введение моральных 
  стимулов  | 
  Вручение почетных грамот  | 
  10,5  | 
  14,3  | 
  33,3  | 
  20  | 
Присвоение звания лучшего по профессии  | 
  31,5  | 
  -  | 
  16,6  | 
  20  | 
Присвоение звания Ветерана Труда  | 
  52,6  | 
  71,4  | 
  41,6  | 
  40  | 
Организации доски почета  | 
  5,4  | 
  14,3  | 
  8,3  | 
  20  | 
 
На основе данных таблицы 1 с 
учетом мнения респондентов было разработано 
положение о моральном стимулировании 
работников предприятия. Для обоснования 
вклада каждого работника в результат 
деятельности предприятия был сформирован 
премиальный фонд (Фпр), который предназначен 
для поощрения работников подразделений 
(групп).
Разработанная система «Kost» 
может быть применена на различных предприятиях 
и позволяет осуществить рейтинговую 
оценку вклада каждого работника в деятельность 
предприятия, включая элементы морального 
и материального стимулирования.
Данная система может корректироваться 
в зависимости от изменений происходящих 
во внутренней и внешней среде предприятия2.
Одной из предпосылок эффективного 
управления персоналом предприятия является 
прогнозирование изменений в социальной 
структуре трудового коллектива. Так, 
установление необходимых соотношений 
разных категорий работников по полу и 
возрасту имеет целью своевременное обеспечение 
потребностей современного производства 
в кадрах. Характер и содержание труда, 
которые неуклонно и быстро изменяются 
под влиянием достижений научно-технического 
и организационного прогресса, требуют 
такого же динамического улучшения профессиональной 
и квалификационной структуры персонала. 
Поэтому в план социального развития предприятия 
должны быть включены меры по повышению 
уровня специального образования работников, 
уменьшения текучести кадров.
В плане социального развития 
обязательно нужно предусмотреть конкретные 
мероприятия, направленные на совершенствование 
санитарно-гигиенических условий труда 
(снижение уровня шума, вибрации, запыленности 
и загазованности воздуха и т. п.). Не менее 
важной является разработка мер по сохранению 
надлежащей трудоспособности в течение 
длительного времени и предупреждению 
быстрой усталости. Эти меры будут способствовать 
устранению чрезмерных физических и нервно-психологических 
нагрузок, установлению оптимальных режимов 
труда и отдыха, организации рабочего 
места, интенсивности работы. Особое внимание 
нужно уделять мероприятиям, повышающим 
безопасность труда и устраняющим производственный 
травматизм, а также предупреждающим профзаболевания.
В план социального развития 
трудового коллектива обязательно включают 
также мероприятия по улучшению жилищных 
и бытовых условий работников предприятия, 
а также по укреплению материально-технической 
базы соответствующих объектов социальной 
инфраструктуры.
План социального развития 
предприятия должен предусматривать и 
мероприятия по усилению трудовой и творческой 
активности, в частности, те, которые способствуют 
развитию рационализаторства и научно-технического 
творчества работников.
Главные аспекты плана социального 
развития предприятия должны быть согласованы 
с соответствующими планами развития 
городского района или даже города в целом, 
где оно расположено. Это связано с тем, 
что решение многих важных социальных 
проблем превышает возможности отдельного 
(даже очень крупного) предприятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.  Анализ системы 
социального партнерства предприятия 
«МБОУ СОШ № 163 г.о. Самара»
 
2.1. Краткая  характеристика 
предприятия
Школа создана в марте 1962 года
Организационно-правовая форма Школы: 
муниципальное бюджетное учреждение. 
Тип: общеобразовательное учреждение. 
Вид: средняя общеобразовательная школа.
Учредителем Школы является муниципальное 
образование городской округ Самара.
С июня 2012 года школу возглавляет Елена 
Викторовна Фень.
Телефон: 8 (846) 225-69-97 
Почтовый адрес: 443066 г.Самара, 
ул. Свободы, 2а.
Электронный адрес: moy163@yandex.ru
Инновационный профиль: «Школа социальной ответственности»
Основная идеяинновационного развития школы: 
проектирование инновационной модели 
образовательного учреждения как школы 
социальной ответственности, содержание 
образовательного процесса в которой 
направлено на формирование культуры 
социального взаимодействия, социальной 
мобильности и ответственности, развитие 
социальных качеств личности.
Миссия школы дифференцируется по 
отношению к различным субъектам: 
  по отношению к родителям и 
  детям – повышение качества общего образования, 
  ориентированного на интеллектуальное 
  развитие учащихся, развитие системы поддержки 
  талантливых детей,
 
создание благоприятных условий для 
адаптации детей к быстро меняющейся жизни 
в современном обществе на основе развития 
социальной природы и характера индивида, 
формирования социальных компетенций, 
обеспечивающих эффективное решение задач 
преобразования себя и социума в условиях 
выбора, сохранение и укрепление здоровья 
школьников.
  по отношению к педагогическому 
  коллективу школы – создание условий 
  для профессионального развития, роста 
  и социальной защиты педагога;
 
  по отношению к профессиональному 
  сообществу – качественная реализация 
  ФГОС и инновационной модели школы в образовательном 
  пространстве района и города, расширение 
  самостоятельности школы.
 
по отношению к системе регионального 
образования – разработка инновационной 
модели деятельности нижегородской школы 
как образовательной организации.
Ценностные 
ориентиры инновационного развития:
1. «Человеческий капитал» как 
педагогическая ценность, обретение человеком образа человеческого 
во времени истории и пространстве культуры. 
2. Ценность педагога-инноватора как 
интеллектуального ресурса, способного 
обеспечить развитие и саморазвитие своим 
ученикам. 
3. Ценностьинновационного образования как 
универсального способа соединения нацело 
общности людей: учебно-профессиональные, 
разновозрастные, проектные команды, социальные 
партнеры и др. 
4. Ценностьрезультативности как 
динамичное производство разнообразных 
образовательных услуг. 
5. Ценностьэффективности как 
способность достичь максимального уровня 
образовательных услуг при минимуме затрат. 
6. Ценность качества как высокая востребованность образовательных 
услуг со стороны родителей и социума 
в целом.
Цель программы:
Разработка комплекса условий для развития 
социальных качеств личности школьников 
через механизм и средства социально-педагогического 
проектирования, организацию в школе взаимодействующего 
типа управления, а также процессы социального 
воспитания и социального образования, 
ориентированных на формирование социального 
интереса, социальной компетентности 
и развитие социального интеллекта субъектов 
образовательного процесса.
Задачи программы:
  разработка качественно нового 
  содержания образования, направленного 
  на формирование социальных качеств личности 
  и проектирование процесса овладения 
  новыми личностно-ориентированными технологиями;
 
  формирование коммуникативно-деятельностной 
  образовательной среды на основе организации 
  совместно-распределенной деятельности 
  и кооперации участников образовательного 
  процесса.
 
  разработка механизмов проектно-демократического 
  типа управления;
 
  создание системы контроля 
  и диагностирования содержания образования 
  и условий, способствующих выявлению и 
  утверждению собственной позиции, обеспечивающей 
  интеграцию личности в современные социокультурные 
  процессы;
 
создание развивающей информационно-образовательной 
среды, ориентированной на расширения 
социального партнёрства школы.
Содержательные 
принципы инновационного развития:
  принцип субъектности – быть 
  субъектом – значит быть инициатором 
  собственной активности и принцип свободы 
  выбора – признание права ребенка на индивидуальный 
  выбор и соответственно отказа взрослому 
  в праве на жесткий прогноз в отношении 
  жизнедеятельности ребенка.
 
  принцип неповторимости – готовность 
  принять ребенка как другого человека, 
  наделенного своими особыми, присущими 
  ему качествами и имеющего индивидуальный 
  потенциал своего развития.
 
  принцип открытости – предоставление 
  учащимся возможности конструировать 
  собственные знания о реальных объектах 
  познания с разной степенью творческого 
  самовыражения.
 
  принцип социообразности – 
  рассмотрение возраста как качественно 
  своеобразного периода жизни ребенка, 
  связанного с социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, 
  новообразованиями данного периода развития.
 
Критерии результативности:
Повышение качества школьного образования 
по показателям: инновационность и уникальность; 
перспективность и вариативность; социальность 
и индивидуальность; результативность 
и эффективность; доступность и оптимальность; 
управляемость и диалогичность; профессионализм
Инновационные 
механизмы управления:
Технология проектного управления развитием 
образовательной организации. Создание 
коллегиального органа управления школой 
– координационного совета.
Главный ожидаемый 
результат:
Разработка и реализация модели «Школы 
социальной ответственности», ориентированной 
на развитие социальной природы и характера 
индивида, на подготовку его к социальной 
жизни.
Ожидаемые 
результаты
  создание инновационной модели 
  образовательного учреждения, как социально-ориентированной 
  школы;