Внепроизводственная социальная инфраструктура организации, её проблемы и возможности развития.

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение темы, а так же исследование проблем и развитие возможностей внепроизводственной социальной инфраструктуры организации.
Задачи исследования:
1) осуществить анализ теоретического и практического опыта по данной теме;
2) провести мониторинг и выявить проблемы развития социальной инфраструктуры;
3) разработать рекомендации классным руководителям по использованию резервов социальной инфраструктуры.

Файлы: 1 файл

Внепроизводственная социальная инфраструктура организации, еёпроблемы и возможности развития..docx

— 55.27 Кб (Скачать)

Введение

Начиная с середины XX в. во всех странах с развитой рыночной экономикой резко ускорился процесс развития социальной инфраструктуры. Развертывание научно-технической революции, во-первых, потребовало резкого повышения качества рабочей силы за счет развития интеллекта, укрепления здоровья, изменения трудовых мотиваций, что стимулировало развитие различных сфер социальной инфраструктуры, во-вторых, была создана качественно новая в технико-технологическом плане материально-техническая база в отраслях и сферах социальной инфраструктуры, что обеспечивало высокую эффективность ее функционирования; в-третьих, развертывание научно-технической революции в отраслях материального производства сопровождалось значительным сокращением численности занятых, что создало возможность существенного перераспределения рабочей силы в сферу услуг, в т. ч. в отрасли социальной инфраструктуры. Каждое предприятие имеет сложные взаимоотношения с людьми, группами и организациями. Некоторые из них специальные и желательные, другие случайные и нежелательные. Однако, в той или иной мере, они обеспечивают прибыльность и экономический успех предприятия.

Сегодня наблюдается осознание необходимости повышения социальной ответственности предприятия перед обществом и обеспечение конкретных социальных потребностей (персонала, потребителей, обществ в целом), что обосновывает необходимость изучения социальной политики предприятия и роли в ней человеческого фактора.

Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих в социальную инфраструктуру, их доступность населению важное условие повышения уровня и качества жизни основной массы населения страны

Целью работы является изучение темы, а так же исследование проблем и развитие возможностей внепроизводственной социальной инфраструктуры организации.

Объект исследования моей работы: Образовательный процесс в школе.

 

Задачи исследования:

1) осуществить анализ теоретического и практического опыта по данной теме;

2) провести мониторинг и выявить проблемы развития социальной инфраструктуры;

3) разработать рекомендации классным руководителям по использованию резервов социальной инфраструктуры.

Предметом исследования является изучение вопросов, касающихся внепроизводственной социальной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теретические  основы социальной инфраструктуры  организации.

 

    1. Понятие социальной инфраструктуры предприятия.

 

Инфраструктура предприятия - это подразделения по обслуживанию основного производства, а также социальному обслуживанию коллектива.     

Соответственно различают производственную и внепроизводственную инфраструктуру предприятия. 

Производственная инфраструктура имеет целью обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, складским, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции. 

Внепроизводственная инфраструктура предприятия создается для социального обслуживания работников предприятия. Она включает:

  • жилищно-коммунальные структуры;
  • детские сады;
  • ясли;
  • медицинские пункты;
  • поликлиники;
  • больницы;
  • санатории;
  • дома отдыха;
  • оздоровительные комплексы;
  • столовые;
  • буфеты;
  • учебные заведения и другие необходимые службы.  

Внепроизводственная инфраструктура является важной составляющей общей структуры предприятия, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность коллектива. Наличие важнейших элементов непроизводственной инфраструктуры на предприятии создает возможность и дает уверенность его работникам удовлетворять жизненно необходимые социальные потребности, тем самым, создавая предпосылки для хорошего делового настроя и высокопродуктивной работы коллектива1. 

 

1.2 Сущность внепроизводственной социальной системы

 

В формировании мотивации работников, повышении его самоотдачи в производственной деятельности особое место отводится социальной системе предприятия. На предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, на случай болезни, в случае безработицы и т.д.), установленные на вышестоящем уровне. Кроме того, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы за счет выделенных на эти цели средств, заработанных коллективом предприятия.

Инициатором предоставления дополнительных льгот и услуг социального характера сверх обязательных выплат выступает либо сама администрация предприятия, демонстрируя добровольное воплощение в жизнь социальной кадровой политики, либо это может быть результат тарифных соглашений между администрацией и профсоюзом как защитником интересов работников предприятия.

Добровольно предоставляемые работникам льготы и услуги по внутреннему договору становятся для администрации столь же обязательными, как и предоставляемые в соответствии с трудовым законодательством.

Социальная политика предприятия как составная часть представляет собой цели и мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

Чем больше таких льгот и услуг, чем их сумма выше установленного законом размера, тем привлекательнее выглядит работа на таком предприятии, тем с меньшей охотой работник захочет терять эти льготы при увольнении. Независимо от того, являются ли услуги социального характера на предприятии жизненно необходимыми или предлагаются только в интересах привлечения квалифицированного персонала, они создают заинтересованность работников в экономической деятельности организации. Следовательно, социальное обеспечение работников, развитие их личностных качеств, сохранение здоровья является условием успеха организации.

Таким образом, социально ориентированная кадровая политика предприятия и связанные с ней социальные услуги должны способствовать тому, чтобы:

  • работник отождествлял себя со своим предприятием;
  • желания работников соответствовали целям предприятия;
  • росли производительность труда и готовность работников к работе;
  • работники были социально защищены, предоставляемые в законном порядке или же по тарифному соглашению социальные услуги при необходимости дополнялись;
  • поощрялась собственная инициатива работника при решении его проблем;
  • улучшалась атмосфера на предприятии, формировался благоприятный социально-психологический климат;
  • у работников и у общественности создавалось положительное представление о предприятии.
  • Социальная деятельность предприятия должна быть:
  • защитной, реализуемой через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием;
  • воспроизводственной, реализуемой через организацию оплаты труда и ее регулирование с целью обеспечения воспроизводства рабочей силы;
  • стабилизирующей, реализуемой через согласование интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство).

Как инструмент мотивации работников, она предусматривает принятие решений, касающихся:

выбора приоритетов в направленности самой социальной политики социальная защита, социальное или медицинское страхование, льготы за работу в неблагоприятных условиях труда как форма привлечения и закрепления рабочей силы на тех или иных участках работы и т.д.);

выбора форм предоставления льгот, услуг, выплат и самих их видов;

оценки величины возможных выплат исходя из доставленных задач и финансовых возможностей;

избирательности в предоставлении льгот и услуг, дифференциации размеров выплат по категориям персонала в зависимости от решаемых с ее помощью задач.

Перечень выплат, льгот и услуг социального характера, предоставляемых в различных формах:

а) денежной:

    • выплаты предприятия на приобретение собственности и имущества (например, приобретение акций предприятия по сниженной цене);
    • оплачиваемое освобождение от работы (при вступлении в брак, тяжелой болезни членов семьи, смерти родителей и т.п.);
    • дополнительные отпускные деньги;
    • компенсация укороченного рабочего дня пожилых работников;
    • дотации и пособия по нетрудоспособности, выплачиваемые больничной кассой;
    • денежное вознаграждение, предоставляемое в связи с личными торжествами или праздниками, рождественское вознаграждение (денежные суммы или подарки);
    • предоставление в пользование служебного автомобиля
    • оплата переезда при переводе работника в другое структурное подразделение и др.;

б) в форме обеспечения работника в старости (в дополнение к государственной пенсии и частным страховкам работника):

    • дополнительное пенсионное обеспечение в рамках фирмы (предприятия);
    • единовременное вознаграждение пенсионеров со стороны фирмы (предприятия);

в) в форме пользования социальными учреждениями предприятия:

    • льготы в пользовании столовыми;
    • пониженная квартплата в служебном жилье;
    • ссуда под строительство жилья под особо низкие проценты; - пользование домами отдыха, санаториями;
    • предоставление на льготных условиях мест в детских дошкольных учреждениях и др.

Социальная политика является составной частью механизма совершенствования качества рабочей силы и условий ее эффективной реализации. Объектом воздействия социальной политики являются не только занятые работники предприятия, но в определенной мере и бывшие работники предприятия, в том числе вышедшие на пенсию. К факторам, оказывающим влияние на величину выплат, относятся размер предприятия, его отраслевая принадлежность, финансово-экономическое положение, степень влияния профсоюзов, форма собственности и др.

Предприятия предоставляют своим работникам возможность выбора льгот и услуг по своему усмотрению на определенную сумму из своеобразного "меню": заработной платы, пенсий от фирм, страхование жизни, других льгот, выбор времени работы, отпуска и т.д. и их комбинации.

Некоторые зарубежные фирмы используют дополнительные выплаты к заработной плате для стимулирования заинтересованности работника в укреплении здоровья. Это выплаты в виде денежного вознаграждения за отказ от курения, выплаты лицам, не проболевшим ни одного рабочего дня в течение года, выплаты работникам предприятия, постоянно занимающимся спортом. Все средства выплачиваются в конце года и весьма значительны. Такие дополнительные льготы, выплаты и гарантии, несомненно, увеличивают расходы предприятия на рабочую силу, удорожая стоимость единицы труда. Однако очевидны и положительные стороны социальной политики (повышение мотивации, стабилизация коллектива и др.). Таким образом, социальная политика, реализуемая на предприятии, выгодна и для работников, и для администрации.

 

1.3 Проблемы социальной  инфраструктуры организации и  возможности развития 

 
В последние годы в силу сложного финансового состояния российских предприятий, значительная часть которых просто убыточна, прекращают деятельность некоторые службы непроизводственной инфраструктуры или передают их в ведение муниципальных органов власти. Такое развитие событий, как правило, ухудшает социальное обслуживание работников предприятий. 

Информация о работе Внепроизводственная социальная инфраструктура организации, её проблемы и возможности развития.