Влияние средств массовой информации на социальное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:51, контрольная работа

Краткое описание

Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Обязанность государства создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.

Оглавление

Введение
1. Информационная среда и проблемы социализации младших школьников
2. Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребенка
3. Проблемы защиты детей от вредного воздействия СМИ в России и за рубежом
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа влияние СМИ на социальное развитие.doc

— 75.00 Кб (Скачать)


Контрольная работа

"Влияние средств массовой информации на социальное воспитание"

 

Содержание

 

Введение

1. Информационная среда и проблемы социализации младших школьников             

2. Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребенка

3. Проблемы защиты детей от вредного воздействия СМИ в России и за рубежом

Заключение

Список использованной литературы

 

 


Введение

 

Обеспечение информационной безопасности страны невозможно без создания оптимальной системы средств массовой информации, призванной доводить социально значимую информацию до самых широких слоёв населения страны.

Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Обязанность государства создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.

Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека.

Целью исследования является выявление степени влияния средств массовой информации на социальное развитие ребенка.

Средства массовой информации являются одним из факторов, обуславливающих развитие личности человека, особенности и характеристику его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей. Развитие психологических черт личности во многом зависит от правильно организованного досугового процесса младших школьников родителями и учителем с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей.

 


1. Информационная среда и проблемы социализации младших школьников

 

Большие возможности характера массовой коммуникации обусловлены в настоящее время, во-первых, мощным развитием современных средств передачи информации (миллиардные тиражи газет и журналов, миллионы радиоприёмников, телевизоров, магнитофонов, распространение кабельно-антенной и спутниковой связи, внедрение видеотехники и проката видеофильмов). Во-вторых, процессами демократизации и развитием свободы в нашей стране, где средства массовой информации играют ключевую роль.

В связи с переменами в общественной жизни страны основной целью массовой коммуникации на сегодняшний день становится формирование у людей личностного отношения к действительности, к содержанию передаваемой информации, выработка определённой социальной позиции, которая интегрирует качества личности и придаёт определённую направленность её деятельности.

По классификации А.С. Школьникова в социально-педагогическом плане значимы следующие функции массовой коммуникации:

1) Информационно-познавательные. Печать, телевидение, радио, кино ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях. С помощью средств массовой информации (СМИ) мы постоянно узнаём о жизни в нашей стране и за рубежом, научных открытиях и спортивных достижениях, новостях науки и искусства и т.д.;

2) Нормативная. С помощью СМИ пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей. В связи с этим, средства массовой информации выступают в роли важного общественного регулятора жизнедеятельности людей;

3) Социально-проблемная. СМИ приобщают каждого человека как члена общества к важнейшим актуальным проблемам современности. При этом учитывается желание зрителей, слушателей, читателей быть в курсе общественного мнения, обсуждать насущные проблемы и вопросы, которые волнуют миллионы людей;

4) Интегративная. Средства массовой информации объединяют массы вокруг идей, существующих в настоящее время в политической системе нашей страны, формируют у людей общие взгляды, позиции, оценки тех или иных событий, создают психологический тонус в обществе;

5) Развлекательно-компенсаторная. Отдых перед экраном, в кино, с журналом в руках позволяет расслабиться после трудового дня или учебного времени, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких впечатлений. Эта функция СМИ особо значимая для школьного возраста, так как позволяет уменьшить свойственную ему эмоциональную неудовлетворённость;

6) Фоновая. Радио, телевидение, звукозапись позволяют многим людям избежать одиночества. Ребёнок в семье, готовящий уроки под «аккомпанемент» голубого экрана или магнитофона – явление, давно уже ставшее абсолютно привычным.

В условиях научно-технического прогресса существенное влияние на художественную и эстетическую деятельность человека оказывают СМИ. Массовая коммуникация – это распространение информации с помощью специальной системы средств информационных общений, ориентированных на восприятие разными группами людей.

Таким образом, СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои «идеалы». Ребёнок, ещё не ориентирующийся в современной эстраде, как правило. Выбирает «модных» на сегодняшний день поп-звёзд, которые не редко становятся его жизненным идеалом, определяют музыкальные предпочтения, а, в дальнейшем, и эстетический вкус. Как важно, чтобы именно в этот момент рядом оказался человек. Разбирающийся в современной эстраде, готовый подсказать младшему школьнику правильный выбор. Главным проводником в мир музыкальной продукции должен стать учитель музыки, который поможет учащимся начальной школы разобраться в современной эстраде.

воспитание школьник информационная безопасность

2. Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребенка

 

На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, интернет, сотовые телефоны современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, хотя это все было совершенно чуждым маленьким детям, взрослевшим несколько десятилетий назад. Ранее дети усваивали культурные ценности от родителей и учителей. Теперь дети подвергаются большему влиянию новых информационных технологий.

Принято считать, что пристрастие к телевидению имеют дети, лишенные родительского внимания. Однако, были проведены исследования, в результате которых выяснилось, что дети приобретают «телевизионные» привычки в процессе общения со взрослыми.

Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет готовые, легко интерпретируемые образы.

Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение.

Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. Больше всего родителей беспокоит усвоение стереотипов, усвоение агрессивного поведения и чрезмерная подверженность влиянию рекламы. Как известно, именно через телевидение дети усваивают социальные стереотипы поведения женщин, мужчин, пожилых людей и многих других групп, включая и самих детей.

Что же касается рекламы, то именно реклама продуктов и игрушек – неотъемлемая часть того, что видят дети по телевизору. В среднем ребенок видит более 50 роликов в день. А дети особенно легко поддаются воздействию рекламы. Постепенно они начинают любить именно те товары и продукты, которые рекламируются. Телевидение наносит вред развитию речи! Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, поглощающее все больше времени и у родителей, и у детей.

Таким образом, телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Основываясь на многолетнем педагогическом опыте, ученый констатирует, что из-за нехватки первичных стимулирующих раздражений у нынешних детей с все большим трудом формируются функции для восприятия внутренних и внешних состояний – тепла, равновесия, движения, обоняние, осязание и вкус. Этот дефицит только усугубляется недостатком в больших городах пригодных для игр площадок и стимулирующих условий.

Современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. Особенно подвержены воздействию телевидения дети с их еще не сформировавшимися психикой и организмом в целом.

Еще один, не менее, а, может быть, даже более важный аспект проблемы «дети и телевидение». Это влияние телевидения на физическое здоровье ребенка. Как показывают исследования, на еще не окрепший организм ребенка действуют следующие факторы: излучение от экрана телевизора, мелькание яркостных и цветовых пятен на его экране, частая смена изображений.

Из сказанного следует вывод о необходимости ограничивать время, в течение которого ребенок сидит у телевизора, не разрешать ему смотреть передачи с частыми мельканиями световых и цветовых пятен. Кстати, этим грешат передачи типа видеомузыкальных клипов и реклама.

 

3. Проблемы защиты детей от вредного воздействия СМИ в России и за рубежом

 

В среднестатистической семье телевизор включен до 7-8 часов в день. Больше всего времени перед ним проводят дошкольники и пенсионеры, меньше школьники и работающая молодежь, еще меньше женщины старше 30 и совсем мало мужчины трудоспособного возраста. Но сколько это совсем мало – примерно 2 часа в день. На школьников и дошкольников приходится около трех – четырех часов в день, что равнозначно пяти урокам в школе.

Проблема защиты детей от агрессивного негативного воздействия российских средств массовой информации является одной из наиболее важных и актуальных проблем современного российского законодательства. К сожалению, неоднократные попытки Государственной Думы установить необходимые правовые ограничения не увенчались успехом. Этому противостоит мощное лобби, включающее в себя членов правительства Российской Федерации, руководителей некоторых ведущих СМИ, отдельных депутатов Государственной Думы, а также общественные объединения лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Одним из аргументов, выдвигаемых противниками правовой защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, является якобы невозможность, в случае введения ограничений на деятельности СМИ, связанных с обеспечением информационной безопасностью детей, осуществлять объективное информирование граждан.

Анализ зарубежного опыта показывает, ни в какой другой стране кроме России, ограничения, налагаемые на деятельность СМИ в целях защиты детей, не рассматриваются, как препятствие при информировании граждан о событиях в стране и за рубежом. Например, пункт 2 статьи 5 Основного закона Федеративной Республики Германии устанавливает гарантии охраны интересов молодежи. В отношении детей и подростков это основное право означает, что их следует защищать от таких СМИ, которые могут негативно повлиять на процесс их социально-этического становления. Государство призвано предпринимать соответствующие действия.

В соответствии с этим в 1953 г. Германский Бундестаг принял Закон о распространении материалов, вредных для молодежи (ЗРМВМ), который призван, как и другие законы, защищающие интересы молодежи, содействовать созидательной работе с молодежью. Для практического осуществления правовой защиты молодежи от вредного воздействия СМИ указанным Законом предусмотрено создание высшего федерального ведомства – Федерального ведомства по проверке материалов, вредных для молодежи (ФВПМВМ), которое осуществляет свою деятельность с 1954 г. При рассмотрении вопросов о включении материалов, вредных для молодежи, в специальный список его члены, включая председателя, не связаны никакими указаниями. В соответствующий список включаются, например, книги, прославляющие режим национал-социалистов, с целью противодействовать неонацизму и затруднить влияние правых радикалов на молодежь. ФВПМВМ занимается преимущественно включением в список видеофильмов, проповедующих жестокость, и компьютерными играми, прославляющими войну или расизм.

В Великобритании также действует ряд правовых актов, направленных на защиту детей от вредного воздействия СМИ. В этих целях Британским комитетом классификации фильмов осуществляется классификация кино – и видеофильмов в зависимости от возраста аудитории, которая должна учитываться при их демонстрации на телеканалах, кинотеатрах, распространяться путем продажи или почтовой рассылки. Закон Великобритании о видеозаписи 1984 года требует от Британского комитета классификации фильмов (БККФ) обратить особое внимание на вероятность просмотра продукции в домашних условиях, а также на возможность вреда для тех, кто, вероятно, будет это смотреть; на вероятность нанесения вреда обществу поведением зрителей после просмотра. Указанный Закон выделяет следующие элементы, которые могут нанести вред:

Информация о работе Влияние средств массовой информации на социальное воспитание