Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить способы развития познавательного интереса средствами информационных технологий.
Объект исследования: познавательный интерес.
Предмет исследования: влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать сущность познавательного интереса в педагогике и психологии.
3. Выявить специфику и применение информационных технологий образовательном процессе.
4. Экспериментально проверить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов 6
1.1 Понятие и особенности познавательного интереса 6
1.2 Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе 15
Выводы по главе I 20
Глава II. Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов 21
2.1 Оценка уровня познавательного интереса студентов 21
2.2 Эффективность использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса 27
Выводы по главе II 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

курсовая готовая Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

2.2 Эффективность использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса

 

     Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование студентов экспериментальной и контрольной группы.

     Методика  контрольного обследования совпадала  с методикой констатирующего  обследования уровня сформированности познавательного интереса у студентов.

     Данные  контрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике в экспериментальной и контрольной группах испытуемых приведены в таблице 2.

     Результаты  анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня сформированности познавательного  интереса.

 

      Таблица 2

     Показатели  уровня познавательного интереса в  экспериментальной группе на контрольном  этапе эксперимента

Уровень познавательного  интереса Количество

наблюдений

%
Низкий 0 0
Средний 7 70
Высокий 3 30
 

     Для наглядности показатели уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 1.  

       
 
 
 
 
 

     Рис.1. Уровень сформированности познавательного  интереса в экспериментальной группе на контрольном этапе 

 

      Таблица 3

     Показатели  уровня сформированности познавательного интереса в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента

Уровень познавательного  интереса Количество

наблюдений

%
Низкий 2 20
Средний 5 50
Высокий 3 30
 

     Для наглядности показатели уровня сформированности познавательного интереса в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 2.

     Оценка  динамики изменения уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной  группе на констатирующем и контрольном  этапах эксперимента представлена в таблице 4.

     Таблица 4

     Показатели  уровня сформированности познавательного  интереса в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном  этапах эксперимента

Уровень познавательного  интереса Констатирующий  этап (%) Контрольный этап

(%)

Низкий 20 0
Средний 60 70
Высокий 20 30
 

     Для наглядности представим сравнительный  анализ уровня сформированности познавательного  интереса в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном  этапе на рисунке 2. 

     

     Рис.2. Сравнительный анализ уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе 

     Сравнение данных констатирующего этапа с  данными, полученными на контрольном  этапе показывает, что количество студентов с низким уровнем сформированности познавательного интереса уменьшилось до 0, на 10 % увеличилось количество студентов, имевших средний уровень сформированности познавательного интереса.

     За  счет уменьшения количества низкого  уровня сформированности познавательного  интереса на 10% увеличилось количество студентов, показавших высокий уровень сформированности познавательного интереса. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня сформированности познавательного интереса у студентов.

 

Выводы по главе II

 

     В настоящее время в Российской Федерации все шире начинают использоваться новейшие информационные технологии и  средства телекоммуникации не только в научных исследованиях и  управлении различными социальными, экономическими и политическими процессами, но и в системе образования. Происходит расширение масштабов новых форм образования и компьютерных сетей.

     Таким образом, наше исследование способствовало развитию познавательного интереса у студентов – как целенаправленного процесса формирования устойчивых качеств личности студента, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность учащегося в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения.

     Таким образом, занятия, которые мы проводили  в ходе нашего экспериментального исследования, помогли нам значительно повысить уровень сформированности познавательного  интереса к учебной деятельности студентов средствами информационных технологий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Сегодня Россия в условиях информатизации общества встала перед проблемой: в короткий срок заменить старые технологии на новые  экономически и социально целесообразные. В связи с чем, с резко возрастает потребность общества в потоке новых решений, которая может быть удовлетворена лишь в том случае, если общество направит свои усилия на подготовку качественно новых специалистов владеющих современными информационными технологиями поиска решений творческих задач, с высоким уровнем самореализации своей индивидуальности в профессии и через профессию, что напрямую зависит от уровня и величины профессионального потенциала.

     Таким образом, учитывая отмеченное, можно  выделить следующие социально-экономические  предпосылки влияния новых информационных технологий на развитие профессионально-познавательной активности студентов:

    • ускорение темпов развития общества, расширение возможностей экономического и социального выбора за счет активного внедрения новых информационных технологий;
    • переход к постиндустриальному обществу, информационному обществу, сопровождающийся значительным ростом информационных ресурсов;
    • глобализация мировой экономики, динамичность развития экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости за счет использования новых информационных технологий;
    • информатизация системы среднего профессионального образования, как один из факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества, непрерывного обновления содержания профессионального образования, роста профессионального потенциала будущих выпускников.

     Характерной чертой развития сферы образования, как отмечает К. Н. Босикова, являются интенсивно развивающиеся процессы информатизации во всех сферах человеческой деятельности. Они привели к формированию новой информационной структуры, которая связана с новым типом общественных отношений (информационные отношения), с новой реальностью (виртуальной реальностью), с новыми информационными технологиями различных видов деятельности.

     В современных условиях усиливается  уровень интеллектуализации общества посредством использования перспективных  образовательных технологий. В настоящее  время катализатором научно-технического и общественного прогресса являются информационные и коммуникационные технологии в образовании.

     Значимость  новейших информационных и телекоммуникационных технологий, оказывающих немалое  влияние на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на область образования, несомненна.

     Однако, в конечном счете, самым существенным фактором, с которым должны считаться  при использовании этих технологий в системе образования, является именно человек. Так как основой  функционирования и развития общества выступает человек, то фундаментальным принципом образования является положение, согласно которому необходимо создать условия для развития индивидом своего потенциала.  

     В результате нашего исследования мы рассмотрели  понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе, выявили психолого-педагогические аспекты использования современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса к учебной деятельности у студентов.

     Мы провели экспериментальное исследование. Констатирующий этап эксперимента показал, что большинство испытуемых студентов имеют низкий уровень познавательного интереса.

     На  формирующем этапе эксперимента мы провели занятия с экспериментальной  группой учащихся, применяя на занятиях современные информационные технологии. Уже в ходе этих занятий мы начали отмечать большую активность учащихся, их положительный эмоциональный настрой. Для анализа и проверки эффективности занятий мы провели контрольный этап эксперимента, который показал, что у большинства испытуемых экспериментальной группы отмечается устойчивый познавательный интерес к учебной деятельности.

     Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, нами были решены, цель исследования достигнута.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
  1. Андреев, Г.П. Компьютеризация процесса обучения в вузе: проблемы, тенденции, перспективы [Текст]/ Г.П. Андреев. – М.: ВПА, 2008. - 48 с.
  2. Андриевская, В.В. Некоторые предпосылки психологического обеспечения диалога при решении учебных задач [Текст]/В.В.Андриевская// Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. - М., 2005. - С. 13-19.
  3. Баранникова, С.А.. Рабочие программы или куррикулумы? [Текст] //С.А. Баранникова, Образование и мониторинг, 1 (январь - февраль), 2007.
  4. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] /В.С. Безрукова. Екатеринбург, Деловая книга,2006. - 200 с.
  5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. М., 2008. - 230 с
  6. Божович, Л.И. О мотивации учения /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, сост. И.В.Дубровина[Текст]/Л..Божович. – М.; Изд. Центр «Академия», 2009 .- 320с.
  7. Вишневская, С.О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках [Текст]/С.О.Вишневская // Интернет-журнал «Эйдос». – 2009.
  8. Владимирова, Л.П. Взаимодействие учителей в сетевых сообществах [Текст]/Л.П.Владимирова// Информатика и образование. - №6. – 2006. – 25 с.
  9. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. - Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 2010. - 142 с.
  10. Гаммершмидт, И.И. Информационные технологии. [Текст]/И.И.Гаммершмидт, Д.А.Гаммершмидт// Информатика и образование.- №7.- 2005.
  11. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы [Текст]/Б.С.Гершунский. - М.: Педагогика, 2007. - 265 с.
  12. Гершунский, Б.С. Философия образования [Текст] / Б.С.Гершунский - М., 2008. - 428 с.
  13. Горемычкин, А.И. О стратегии компьютеризации [Текст]/А.И.Горемычкин // Информационные технологии. - 2009. - № 2. - C.10-16.
  14. Гриншкун, В.В. Григорьев, С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы [Текст] / В.В. Гриншкун, С.Г. Григорьев // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98 с.
  15. Гурьев, С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса [Текст]/С.В.Гурьев. – М.:Просвещение, 2007. – 234 с.
  16. Гусев, В.В. Информационные технологии в образовательном процессе [Текст]/В.В.Гусев, П.И.Образцов, В.М.Щекотихин. - Орел: ВИПС, 2008. - 126 с.
  17. Домрачев, В.Г. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий [Текст]/В.Г.Домрачев, И.В.Ретинская // Информационные технологии. - 2006. - № 2. - C.10-13.
  18. Дусавицкий, А.К. Познавательные мотивы /Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, сост. И.В.Дубровина [Текст]/А.К.Дусавицкий. – М.; Изд. Центр «Академия», 2009.- 320с.
  19. Зайцева, Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения [Текст]/Л.А.Зайцева. – М.: Просвещение, 2008. – с.253.
  20. Зайцева, С.А. Иванов, В.В. Информационные технологии в образовании [Текст] / С.А.Зайцева, В.В. Иванов. - М., 2005. - 120 с.
  21. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании. Теория, методика, практика [Текст] / О.В. Зимина.- СПб, 2007. - 120 с.
  22. Зубрилин, А.А. Виды и средства контроля знаний, умений и навыков обучаемых, применяемых на элективных курсах по информатике [Текст]/А.А.Зубрилин, Е.М.Юртанова // Информатика и образование.- №10.- 2006.
  23. Интернет в гуманитарном образовании [Текст] / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2010. - 78 с.
  24. Каргинцева, Е.И. Пути формирования познавательных интересов в учебной деятельности [Текст]/Е.И.Каргинцева // Начальная школа.- № 11-12.- 2006.- с. 29-31.
  25. Компьютерная технология обучения. Словарь-справочник /Под ред. В.И.Гриценко, А.М.Довгяло, А.Я.Савельева. - Киев: Наукова думка, 2008. - 652 с.
  26. Краткий психологический словарь /Сост.Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 2009.- С.21.
  27. Материалы IX Международной конференции «Информационные технологии» (9-12 ноября 2009 г.). - М., 2009. - 102 с.
  28. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения [Текст]/Е.И.Машбиц. - М.: Педагогика, 2008. - 191 с.
  29. Моисеева, М.В. Введение в компьютерные коммуникации [Текст] / М.В. Моисеева // Информатика и образование, 2009.
  30. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] /Н.Г.Морозова. - М.: Знание, 2009.-47 с.
  31. Новые информационные технологии образования: экспериментальная проверка педагогической эффективности / Под ред. В.Г.Разумовского, И.М.Бобко. - Новосибирск: НИИИВТ, 2011. - 69 с.
  32. Оконь, В. Введение в общую дидактику [Текст] / В.Оконь. - М.: Высш. шк., 2009. - 402 с.
  33. Орлов, О.С. Как составить образовательную программу [Текст] / О.С. Орлов. - М., Наука, 2005. - 320 с.
  34. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст]/И.В.Роберт. — М.: Школа—Пресс, 2008. — 205 с.
  35. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко - М. Народное образование, 2008. - 240 с.
  36. Сергеева, Т. Новые информационные технологии и содержание обучения [Текст]/Т.Сергеева //Информатика и образование. – 2007. -№ 1. - С. 3-10.
  37. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов средствами новых информационных технологий [Текст]/Т.Е.Соколова // Начальная школа.- № 3.-2008.- с. 21-23.
  38. Тихонов, М.Ю. Информационное общество: Философские проблемы управления наукой и образованием [Текст] / М.Ю. Тихонов. - М., 2008. - 226 с.
  39. Уваров, А.Ю. На пути к общественной коллекции цифровых образовательных ресурсов [Текст]/А.Ю.Уваров // Информатика и образование. - №7. – 2005.
  40. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. - М.: МГУ, 2008. - С.260-273.
  41. Фалина, И.Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики [Текст]/И.Н.Фалина, М.Н.Мохова // Информатика. - №9. - 2006.
  42. Черных, В.В. Использование компьютерных технологий в образовании [Текст]/В.В.Черных // Российское образование. - 2009. - № 11. – 24 с.
  43. Щукина, Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст]/Г.И.Щукина. - М.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2005. - 170 с.
  44. Щукина,Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/Г.И.Щукина. - М.: Педагогика, 2008. - 203 с.

Информация о работе Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов