Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:02, курсовая работа
Цель исследования: определить способы развития познавательного интереса средствами информационных технологий.
Объект исследования: познавательный интерес.
Предмет исследования: влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать сущность познавательного интереса в педагогике и психологии.
3. Выявить специфику и применение информационных технологий образовательном процессе.
4. Экспериментально проверить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов 6
1.1 Понятие и особенности познавательного интереса 6
1.2 Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе 15
Выводы по главе I 20
Глава II. Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов 21
2.1 Оценка уровня познавательного интереса студентов 21
2.2 Эффективность использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса 27
Выводы по главе II 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Для проверки эффективности формирующего этапа эксперимента работы, было проведено контрольное обследование студентов экспериментальной и контрольной группы.
Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности познавательного интереса у студентов.
Данные контрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике в экспериментальной и контрольной группах испытуемых приведены в таблице 2.
Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня сформированности познавательного интереса.
Таблица 2
Показатели уровня познавательного интереса в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента
Уровень познавательного интереса | Количество
наблюдений |
% |
Низкий | 0 | 0 |
Средний | 7 | 70 |
Высокий | 3 | 30 |
Для
наглядности показатели уровня сформированности
познавательного интереса в экспериментальной
группе на контрольном этапе эксперимента
представлены на рисунке 1.
Рис.1.
Уровень сформированности познавательного
интереса в экспериментальной группе
на контрольном этапе
Таблица 3
Показатели уровня сформированности познавательного интереса в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента
Уровень познавательного интереса | Количество
наблюдений |
% |
Низкий | 2 | 20 |
Средний | 5 | 50 |
Высокий | 3 | 30 |
Для наглядности показатели уровня сформированности познавательного интереса в контрольной группе на контрольном этапе эксперимента представлены на рисунке 2.
Оценка динамики изменения уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента представлена в таблице 4.
Таблица 4
Показатели уровня сформированности познавательного интереса в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровень познавательного интереса | Констатирующий этап (%) | Контрольный
этап
(%) |
Низкий | 20 | 0 |
Средний | 60 | 70 |
Высокий | 20 | 30 |
Для
наглядности представим сравнительный
анализ уровня сформированности познавательного
интереса в экспериментальной группе
на констатирующем и контрольном
этапе на рисунке 2.
Рис.2.
Сравнительный анализ уровня сформированности
познавательного интереса в экспериментальной
группе на констатирующем и контрольном
этапе
Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что количество студентов с низким уровнем сформированности познавательного интереса уменьшилось до 0, на 10 % увеличилось количество студентов, имевших средний уровень сформированности познавательного интереса.
За счет уменьшения количества низкого уровня сформированности познавательного интереса на 10% увеличилось количество студентов, показавших высокий уровень сформированности познавательного интереса. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня сформированности познавательного интереса у студентов.
В настоящее время в Российской Федерации все шире начинают использоваться новейшие информационные технологии и средства телекоммуникации не только в научных исследованиях и управлении различными социальными, экономическими и политическими процессами, но и в системе образования. Происходит расширение масштабов новых форм образования и компьютерных сетей.
Таким образом, наше исследование способствовало развитию познавательного интереса у студентов – как целенаправленного процесса формирования устойчивых качеств личности студента, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность учащегося в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения.
Таким
образом, занятия, которые мы проводили
в ходе нашего экспериментального исследования,
помогли нам значительно
Сегодня Россия в условиях информатизации общества встала перед проблемой: в короткий срок заменить старые технологии на новые экономически и социально целесообразные. В связи с чем, с резко возрастает потребность общества в потоке новых решений, которая может быть удовлетворена лишь в том случае, если общество направит свои усилия на подготовку качественно новых специалистов владеющих современными информационными технологиями поиска решений творческих задач, с высоким уровнем самореализации своей индивидуальности в профессии и через профессию, что напрямую зависит от уровня и величины профессионального потенциала.
Таким
образом, учитывая отмеченное, можно
выделить следующие социально-
Характерной чертой развития сферы образования, как отмечает К. Н. Босикова, являются интенсивно развивающиеся процессы информатизации во всех сферах человеческой деятельности. Они привели к формированию новой информационной структуры, которая связана с новым типом общественных отношений (информационные отношения), с новой реальностью (виртуальной реальностью), с новыми информационными технологиями различных видов деятельности.
В
современных условиях усиливается
уровень интеллектуализации общества
посредством использования
Значимость новейших информационных и телекоммуникационных технологий, оказывающих немалое влияние на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на область образования, несомненна.
Однако,
в конечном счете, самым существенным
фактором, с которым должны считаться
при использовании этих технологий
в системе образования, является
именно человек. Так как основой
функционирования и развития общества
выступает человек, то фундаментальным
принципом образования является положение,
согласно которому необходимо создать
условия для развития индивидом своего
потенциала.
В результате нашего исследования мы рассмотрели понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе, выявили психолого-педагогические аспекты использования современных информационных технологий с целью повышения познавательного интереса к учебной деятельности у студентов.
Мы провели экспериментальное исследование. Констатирующий этап эксперимента показал, что большинство испытуемых студентов имеют низкий уровень познавательного интереса.
На
формирующем этапе эксперимента
мы провели занятия с
Таким образом, задачи, поставленные в начале эксперимента, нами были решены, цель исследования достигнута.
Информация о работе Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов