Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить способы развития познавательного интереса средствами информационных технологий.
Объект исследования: познавательный интерес.
Предмет исследования: влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать сущность познавательного интереса в педагогике и психологии.
3. Выявить специфику и применение информационных технологий образовательном процессе.
4. Экспериментально проверить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов 6
1.1 Понятие и особенности познавательного интереса 6
1.2 Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе 15
Выводы по главе I 20
Глава II. Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов 21
2.1 Оценка уровня познавательного интереса студентов 21
2.2 Эффективность использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса 27
Выводы по главе II 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

курсовая готовая Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

     Во-первых, информационные технологии не стали, как  предполагалось, средством социализации человека, напротив, оказалось, что  они обладают почти наркотическим  воздействием на индивида, делая его  неспособным к нормальному взаимодействию с другими людьми: электронная почта и телеконференции вполне заменяют ему живое общение. Оказалось, что компьютер отдаляет человека от реальности, создавая взамен ее удобную, комфортную, но «виртуальную» среду [2]

     Во-вторых, информационные технологии действительно дают доступ к глобальным сетям. Однако они не всегда способствуют развитию личности, ее профессионального потенциала, не всегда являются средством ее интеллектуального обогащения. Если у студента не сформированы навыки селекции и систематизации информации, то возникает угроза стандартизации, усредненности этого студента.

     Отечественный психолог М.Г. Абрамов отмечает: «Исключительное положение компьютера как связующего звена, посредника между человеком и информационной средой (сетью) может инициировать возникновение и развитие негативного эмоционального – тревожности … человек платит эмоциональным отчуждением.

     Подобный  личностный сценарий часто проявляется в стремлении человека к самоизоляции и требует особого внимания в подростковом возрасте… Развивается своеобразная форма нантилизма, характерная прекрасной осведомленностью во всем, что касается компьютеров и информационных сетей, и практически полной беспомощностью в сложном мире социальных норм и отношений»[1, с. 34].

     В-третьих, введение новых технологий (компьютерные обучающие программы и Интернет-технологии) существенно не только опередило  соответствующие изменения в педагогическом мышлении, но и оказалось не способным обойтись без педагога.

     Ведь  роль последнего незаменима, когда  требуется «помощь в инкультурации молодежи, то есть формирование устойчивого стиля мышления и ценностных ориентаций, обретение таких норм, образцов мышления и деятельности, которые служили бы ориентирами, способствующими позитивной динамике общественного развития».

 

Выводы по главе I

 

     Таким образом, обобщая все вышесказанное  можно сделать следующий вывод:

     При подготовке студентов к развитию профессионально-познавательной активности, как показывает опыт, информационные технологи находят все большее применение в циклах специальных и общепрофессиональных дисциплин в таких видах учебных занятий как лабораторный практикум, практические задания, курсовое и дипломное проектирование, самостоятельная работа студентов.

     Особый  интерес представляют комплексы  программных продуктов, поддерживающих обучение информационным технологиям, включающие электронные варианты следующих  учебно-методических материалов:

    • компьютерные презентации иллюстративного характера;
    • электронные словари-справочники и учебники;
    • лабораторные практикумы с возможностью моделирования;
    • программы тренажеры;
    • тестовые системы.

 

Глава II. Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов

2.1 Оценка уровня познавательного интереса студентов

 

     Для исследования эффективности использования  современных информационных технологий как средства повышения познавательного  интереса студентов ЧГПУ был проведен эксперимент.

     В эксперименте приняли участие студенты ЧГПУ в количестве 20 человек. Эксперимент состоял из трех этапов:

     1 этап – констатирующий этап - первичная диагностика уровня  сформированности познавательного  интереса к учебной деятельности  у студентов.

     2 этап – формирующий этап - организована работа по повышению познавательного интереса студентов к учебной деятельности с использованием современных информационных технологий.

     3 этап – контрольный этап - повторная  диагностика уровня сформированности  познавательного интереса к учебной деятельности у студентов, проведен анализ полученных результатов.

     Для выявления уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности использовались следующие критерии и показатели:

     1. Обращённость учащихся к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность и осознанность познавательного интереса.

     2. Эмоциональная вовлеченность в  учебный процесс (сосредоточенность  внимания, слабая отвлекаемость).

     3. Интеллектуальная активность (стремление  поделиться с товарищами, педагогом новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения, стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности).

     При выборе критериев была использована методика исследования познавательного интереса, предложенная Кувалдиной Е.А.

     На  основе выделенных критериев, а также  для аналитической обработки  результатов исследования и получения  количественных показателей были выделены три уровня сформированности познавательного интереса учащихся: низкий, средний и высокий.

     Высокий уровень – ребенок проявляет  интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть; познавательный интерес студента достаточно устойчив, внутренняя мотивация в учении преобладает; учащиеся активно ищут знания, извлекают их из различных источников и за пределами урока; учащиеся стремятся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения; учащиеся имеют положительный эмоциональный настрой, поглощены деятельностью, несмотря на посторонние раздражители.

     Средний уровень – учащиеся имеют интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке, такой интерес может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей его ситуацией, он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных впечатлений, в структуре личности он не оставляет особого следа, так как интерес её всё время побуждается внешними средствами, сам студент остаётся к познанию нейтральным.

     Низкий  уровень – инертный, равнодушный к учению студент не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы.

     С целью определения уровня сформированности познавательного интереса к учебной  деятельности мы использовали анкету. Учащимся была предложена анкета, состоящая  из 7 вопросов.

     Данные, полученные после обработки анкеты можно поместить в таблицу 1.

     Таблица 1

     Уровни  развития познавательных интересов  студентов

Показатели  познавательного  интереса

Уровни  познавательного  интереса

Обращённость  учащихся к объектам познания Эмоциональная вовлеченность в  учебный процесс Интеллектуальная  активность
Низкий  уровень.

46,5 %

Отсутствие  самостоятельной познавательной деятельности. Работа под контролем.

47,8 %

Отрицательная мотивация к познавательной деятельности, к процессу и содержанию учения.

 

37,7 %

Низкий уровень активности, познавательная инертность. Отсутствие стремления к деятельности в процессе познания.

33,4 %

Средний уровень.

33,5 %

Эпизодическая активность, побуждаемая внешними стимулами (педагогом, друзьями, родителями, способами выполнения заданий и т. д.).

36,1 %

Неустойчивая  мотивация к внешним сторонам деятельности. Эпизодическая познавательная мотивация с условием внешнего стимулирования.

31,9 %

Ситуативная самостоятельность  в познавательной деятельности. Проявление самостоятельности при наличии внешних побудителей.

 40,4 %

Высокий уровень.

17,4 %

Активность, стимулируемая  не только внешними, но и внутренними  побудителями.

 30,5 %

Устойчивая  потребность в познавательной деятельности. Интерес к результату и оценке познавательной деятельности как мотив.

24,1 %

Интенсивный процесс  самостоятельной деятельности по развитию интереса. Стремление использовать помощь.

 10,3 %

 

     Из  данной таблицы видно, что почти  у половины испытуемых (46,5 %) низкие уровни развития познавательных интересов; у трети испытуемых (33,5 %) – средние уровни; у шестой части испытуемых (17,4 %) высокие уровни развития познавательных интересов; очень небольшому числу стдентов (1,4 %) преемственны очень высокие уровни. Следовательно, уровни развития познавательных интересов студентов в целом по группе малы, они требуют повышения, причем с использованием современных информационных технологий.

     Для использования современных информационных технологий в учебном процессе мы:

  1. Обеспечили учебный процесс ноутбуками и мультимедиа-проекторами,
  2. Пополнили медиатеку.
  3. Эпизодически включали информационные технологии в преподавание ряда учебных дисциплин.

     Для решения поставленных задач было организовано 2 группы: контрольная  и экспериментальная. Контрольная  группа составляла 10 студентов и занималась по традиционной методике и экспериментальная группа, в которой занималось 10 студентов с использованием разработанной компьютерной ИДС. В начале эксперимента уровень подготовленности у студентов обеих групп по результатам тестирования существенно не отличались.

     Исследованию  были подвержены показатели и тесты, входящие в общую оценку знаний учащихся.

     Направления работы с использованием современных  информационных технологий:

     - введение нового материала с  помощью мультимедийных презентаций; (Применение компьютерных презентаций позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала).

     Компьютерные  презентации позволяют акцентировать внимание студентов на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы.

     Компьютерные  презентации позволяют адаптировать учебный материал под особенности учащихся.

     Применение  компьютерных технологий в проектной  деятельности активизирует процесс  обучения, формирует и далее развивает  мотивацию обучения. Данную технологию можно с успехом использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

     Рассмотрим  наиболее распространенную схему организации  урока с использованием средств  компьютерных технологий.

     На  первом этапе педагог проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо педагог демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся выдаются индивидуальные задания.  

     На  втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством педагога, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе педагог становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом студентов.

     Третий  этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить студентам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.

     На  формирующем этапе нами проводился ряд мероприятий, направленных на формирование познавательного интереса учащихся.

     Мы  применили несколько основных принципов  организации урока для студентов, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока.

    1. Конкурсно-соревновательный характер выполнения практических заданий, использование рейтинговых оценок учащихся. К решению данной задачи сравнительно легко адаптируется программное и учебно-методическое обеспечение уроков.
    2. Высокая степень самостоятельности выполнения студентами заданий за компьютером.
    3. Автономная деятельность повышает личную ответственность студента, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий.
    4. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях вузов.

     Для проверки эффективности реализованных  мероприятий по повышению познавательного  интереса студентов через использование современных информационных технологий нами был проведен контрольный этап эксперимента.

Информация о работе Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов