Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить способы развития познавательного интереса средствами информационных технологий.
Объект исследования: познавательный интерес.
Предмет исследования: влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать сущность познавательного интереса в педагогике и психологии.
3. Выявить специфику и применение информационных технологий образовательном процессе.
4. Экспериментально проверить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов 6
1.1 Понятие и особенности познавательного интереса 6
1.2 Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе 15
Выводы по главе I 20
Глава II. Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов 21
2.1 Оценка уровня познавательного интереса студентов 21
2.2 Эффективность использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса 27
Выводы по главе II 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

курсовая готовая Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

     3. Высокий уровень характеризуется  убежденностью необходимости изучения всех учебных предметов как основы личного благополучия в дальнейшей жизни. В то же время учащийся проявляет интерес к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки или системы наук, лежащих в основе избранной старшеклассником области профессиональной деятельности. Доминирующее положение в иерархии мотивов учебной деятельности занимают внутренние мотивы.

     Для данного уровня характерен интерес  к творческой деятельности по освоению знаний, элементы творческой деятельности. Учащийся имеет высокую степень познавательной потребности. Практически все свободное время учащимся уделяется исследуемой проблеме.

     Проблеме  формирования познавательного интереса у студентов посвящен целый ряд  исследований (Р.Д.Тригер, К.М.Рамонова, Н.К.Постникова, И.Д.Власова, Л.Ф.Захаревич, Л.М.Маневцова, Т.А.Куликова, Е.В.Иванова, Е.С.Бабунова, Л.Н.Вахрушева и др.), рассматривающих его как мотив познавательной деятельности.

     Среди многих проблем, направленных на совершенствование  процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.

     Сила познавательного интереса состоит в том, что, являясь глубоко личностным образованием, он «обнажает объективные ценности обучения, сообщает учению силу, легкость, интенсивность и быстроту; придает познавательной деятельности личностный смысл; содействует ее продуктивности, снимает негативное состояние участников деятельности (утомление, инертность, равнодушие); придает всей учебной деятельности благоприятный эмоциональный тонус...» [5, с.67].

     Рядом с развитием интереса идет становление  таких ценных качеств личности как наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и др. Под влиянием интереса познание принимает личностный смысл.

     Благодаря познавательному интересу деятельность ученика становится плодотворной. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности.

     Познавательный  интерес - важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый  фактор становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает ее движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался.

     Познавательный  интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.

     Проблеме  формирования интереса уделила внимание Г.И.Щукина. Она советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию» [37, с.412]. Огромную роль интересу придавал П.Я.Гальперин: «Непосредственный интерес - вот великий двигатель - единственный, который ведет верно и далеко» [33, с.456].

     Видное  место проблема интереса заняла в  педагогической системе И. Гербарт. Если до Гербарта интерес рассматривался как условие для овладения знанием, то Гербарт возвел интерес в педагогическую цель. Учить надо так, чтобы полученное знание возбуждало интерес к дальнейшему обучению. Исследуя проблему интереса, Гербарт сделал попытку выяснить, что такое интерес, его виды (посредственный и непосредственный), связать интерес со стремлением к действию (интерес имеет деятельное начало) и с самим действием.

     По  его мнению, развитие многостороннего  непосредственного интереса должно быть важнейшей задачей обучения. Раскрывая сущность понятия «многосторонний интерес», Гербарт выделил шесть его видов, развитие которых должно идти через определенные учебные предметы. Кстати, в первый круг этих предметов он относит естественные науки.

     И, наконец, Гербарт останавливается  и на условиях возбуждения интереса, т.е. общепедагогические проблемы интереса он выводит на методику его формирования и развития. Словом, подлинно педагогическая постановка этой проблемы - неоспоримая  заслуга Гербарта.

     В России в поисках иных путей усвоения знаний к решению проблемы интереса подошли Н.Ф. Бунаков, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов и др. Но наиболее обстоятельно в контексте своей педагогической теории рассматривал проблему интереса К. Д. Ушинский. Интерес, по его мнению, связан с потребностью личности и является ее качественной характеристикой.

     Для развития интереса важно использовать природное любопытство ребенка, которое должно перерастать в  любознательность. Он увидел и психологические  основы интереса, связав его с вниманием.

     При этом, отдавая должное развитию произвольного  внимания, указывая, что нельзя отбрасывать  и непроизвольное внимание, в развитии интереса в ребенке он видит путь к развитию в нем стремления к  самообразованию. К.Д. Ушинский убедительно  показал, что интерес обеспечивает умственное и нравственное становление личности.

     Г.И. Щукина, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова считают, что познавательный интерес имеет  «поисковый» характер.

     Инициатива  поиска и самостоятельность в  добывании знаний, выдвижение и постановка познавательных задач являются самыми характерными проявлениями познавательного интереса.

     В настоящее время наиболее общепризнанной является трактовка познавательного  интереса Г.И. Щукиной. По ее мнению, это  «...избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями»            [37, с.75].

     В своем исследовании мы и исходим  из этого определения.

     Мы  также ориентируемся на характеристики познавательного интереса о том, что он направляет личность на активный самостоятельный поиск знаний и способ получения этих знаний.

     Познавательный  интерес может достигнуть такого развития, когда не довольствуется прямым расширением знаний об интересующем предмете, а вызывает стремление переработки этих знаний, поиска существенных связей и отношений внутри этих знаний.

     Таким образом, познавательный интерес - это  глубокая направленность личности и  устойчивый мотив учения. Он создает  наиболее благоприятные условия  для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.

     Психологическая структура познавательного интереса представляет собой сплав эмоционально-волевых  и мыслительных процессов в человеке, которые составляют единое взаимосвязанное целое.

     Своеобразными эмоциями, свойственными познавательному  процессу, являются удивление, связанное  с тем, что нечто новое поразило воображение и состояние ожидания того, что еще предстоит узнать, увлеченность процессом деятельности, интеллектуальную радость, чувство успеха. Волевое начало в познавательном интересе сопряжено с инициативной самостоятельностью добывания знаний. Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. 

     Познавательный  интерес является образованием формирующимся и развивающимся. При специально создаваемых определенных педагогических условиях познавательный интерес возможно формировать в младшем юношеском возрасте. При этом он может стать в достаточной степени дифференцированным, устойчивым и действенным.

     Наличие познавательных интересов у студентов  поддается контролю с помощью  специальных критериев. Повышению  познавательного интереса студентов  способствует использование на уроках современных информационных технологий.

1.2 Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе

 

     Информационные  технологии значительно способствуют развитию профессионально-познавательной активности студентов. В данном случае необходимо учитывать как позитивные, так и негативные моменты значимости информационных технологий в развитии профессионально-познавательной активности студентов.

     В настоящее время особую актуальность приобретает такая структура  как сеть Интернет, которая становится необходимым элементом приобщения к мировой культуре и является одним из основных составляющих информационных технологий.

     Первым  важным преимуществом Интернет технологии является то, что она создает «виртуальное сообщество людей», трансформируя тем самым современную культуру в такой новый ее тип, «как глобальная деревня» с отсутствием в ней границ для коммуникации. Именно последнее дает возможность студенту подключиться к сокровищам мировой культуры с целью повышения уровня развития профессионально-познавательной активности.

     Вторым  преимуществом использования информационных технологий в развитии профессионально-познавательной активности студентов является то, что они выступают действенным средством поддержки и обогащения учебного плана.

     В нашем исследовании мы определяем, что профессионально-познавательная активность это общеличностная характеристика, выражающая отношение студентов к содержанию и процессу учебно-профессиональной деятельности, стремление производить профессионально значимые познавательные действия для получения, переработки и усвоения профессиональных знаний в целях оптимизации профессиональной деятельности [5, с.116].

     Для развития профессионально-познавательной активности студентов весьма важным является возможность получения  доступа к таким видам интерактивных  справочных и самообразовательных  материалов мультимедиа, как словари, энциклопедии, самоучители и т.д.

     Третьим важным преимуществом использования  информационных технологий в развитии профессионально-познавательной активности является возможность использовать целый ряд преимуществ, предоставляемых  виртуальной средой обучения, которая создается помощью компьютерных информационных технологий.

     В докладе, посвященном значимости виртуальной  среды обучения для системы образования, Т.О. Ши, Э. Сканлон подчеркивают, что  виртуальная среда обучения представляет совершенно новую форму технологии образования. Представляя собой интерактивную образовательную программу с интегрированной способностью к коммуникации, предлагает учебным заведениям в мире обширный набор возможностей и задач.

     Классная  комната или библиотека являются примером реальной среды обучения, а компьютерная программа, которая служит опорой для нетривиального научного имитационного моделирования может считаться интерактивной средой обучения.

     Виртуальная среда обучения может служить  поддержкой для форм обучения, которые аналогичны «реальным», но она не характеризуется физическим пространством, как класс, и обучаемые могут работать в тесном сотрудничестве, но при этом в разное время. Виртуальная среда обучения отличается от реальной не только другими отношениями к пространству и времени, но и характером памяти. Виртуальные среды создаются с помощью компьютерной технологии.

     Таким образом, их можно построить так, что у них будет собственная  памятью том, что делали обучаемый  или группа обучаемых [4, с.178].

     Виртуальная среда является мощным средством  развития уровня профессионально-познавательной активности будущего специалиста, поскольку  способствует развитию творческой самостоятельности  обучаемого.

     Четвертое серьезное преимущество использования  информационных технологий в развитии профессионально-познавательной активности студентов, заключается в потенциале самого компьютера, обладающего рядом уникальных свойств и соответствующего программного обеспечения. Такого свойства компьютера не имеют обычные образовательные средства, так как именно компьютерные информационные технологии:

    • дают возможность имитации реальных процессов;
    • позволяют выводить на экран аутентичные иллюстрации и демонстрировать мультимедиа;
    • имеют возможности перепрограммирования и систематически улучшать существующие учебные материалы;
    • дают возможность адаптивного взаимодействия с отдельными обучаемыми.

     Вместе  с тем использование информационных технологий имеет ряд отрицательных  последствий. В научной литературе обращается снимание на следующий ряд противоречий.

Информация о работе Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов