Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить способы развития познавательного интереса средствами информационных технологий.
Объект исследования: познавательный интерес.
Предмет исследования: влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать сущность познавательного интереса в педагогике и психологии.
3. Выявить специфику и применение информационных технологий образовательном процессе.
4. Экспериментально проверить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов 6
1.1 Понятие и особенности познавательного интереса 6
1.2 Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе 15
Выводы по главе I 20
Глава II. Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов 21
2.1 Оценка уровня познавательного интереса студентов 21
2.2 Эффективность использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса 27
Выводы по главе II 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

курсовая готовая Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким  кругозором и прочными знаниями. Школа  в условиях модернизации системы  образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

     При традиционном способе преподавания учитель часто ставит учащегося в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности учащегося, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении.

     Из  опыта работы и личных наблюдений известно, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.

     Развитие  познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися  в энергетическом и содержательном показателях (Денисенкова Н.С., Клопотова  Е.Е.).

     Энергетический  показатель характеризует заинтересованность в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.

       В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.).

     Изучение  этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой  происходит развитие личности, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие.

     Изучение  и использование различных типов  ситуаций получило распространение и в педагогической психологии (проблемные ситуации - А.М. Матюшкин, Г.И. Щукина и др., противоречивые ситуации – Н.Е. Веракса).

     Актуальность  проблемы определила тему исследования: «Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов».

     Цель  исследования: определить способы развития познавательного интереса средствами информационных технологий.

     Объект  исследования: познавательный интерес.

     Предмет исследования: влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.

     Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач:

     1. Проанализировать научную психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

     2. Проанализировать сущность познавательного  интереса в педагогике и психологии.

     3. Выявить специфику и применение  информационных технологий образовательном  процессе.

     4. Экспериментально проверить влияние  информационных технологий на  развитие познавательного интереса  студентов. 

     Методы  исследования:

    • теоретические - анализ научной литературы по теме исследования;
    • опытно-экспериментальные - тестирование, моделирование.

     Теоретико-методологическая основа исследования: методические и  научные исследования развития познавательного  интереса студентов в трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной и других, концептуальные положения использования современных информационных технологий в учебном процессе С.О.Вишневской, использования компьютерных технологий в учебном процессе в работах Л.П.Владимировой, Л.А.Зайцевой, П.И.Образцова и других.

     База  исследования: 20 студентов Челябинского Государственного Педагогического Университета.

     Структура работы: работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения и библиографического списка.

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов

1.1 Понятие и особенности  познавательного  интереса

 

     Одним из постоянных сильнодействующих мотивов  человеческой деятельности является интерес (от лат. interest — имеет значение, важно), т.е. реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении студента к объекту познания.

     Т.Е.Соколова пишет: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах... Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [29, с.265].

     В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, — продолжает Т.Е.Соколова, — насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п.  

     Таким образом, правило заключается в  том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний вывод использования интереса предписывает построить всю учебную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» [29, с.274].

     Познавательный  интерес — это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.

     Познавательный  интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у студентов является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

     Проблема  интереса — это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии  детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные  знания мертвым грузом или станут активным достоянием студентов. Многочисленными  исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию.

     Однако  значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания личности — интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами.

     Именно  благодаря интересу как знания, так  и процесс их приобретения могут  стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне  развитой личности.

     О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорила, в частности, Н.Ф.Талызина, подтверждая свою мысль словами Л. Фейербаха: «То, для чего открыто сердце, не может составить тайны и для разума»       [31, с.312].

     Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний не просто в «усвоенную информацию», а в глубоко личный духовный багаж человека.

     Интерес содействует формированию волевых  качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции. Но значение интереса не исчерпывается и этим.

     Как мы уже говорили выше, при наличии  стрессовых психотравмирующих ситуаций люди, проявляющие поисковую активность, заболевают гораздо реже, чем люди, лишенные такой активности по тем или иным обстоятельствам.

     Познавательный  интерес в общей структуре  учебной мотивации может быть как ведущим, так и второстепенным мотивом учения. Однако, входя в  общую систему мотивации, познавательный интерес, по словам Г.И.Щукиной, «облагораживает любую деятельность студента, оказывая влияние на интенсивность и личностное отношение» [36, с.89].

     Самостоятельная познавательная деятельность может  быть обусловлена потребностью познания, относимой разными авторами к  идеальным или социальным потребностям. Познавательную потребность ряд авторов рассматривает как один из концептуально важных элементов самоактуализации личности.

     Н.Г. Морозова называет три степени интенсивности (силы) познавательной потребности: низкую, среднюю и высокую [24, с.367].  

     Начальный уровень потребности характеризуется потребностью во впечатлениях – индивид реагирует прежде всего на новизну стимула. На втором уровне познавательная потребность – потребность в знаниях (любознательность) – носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально-значимого продукта деятельности. Высший уровень имеет характер целенаправленной деятельности.

     Выделяются две формы проявления познавательной потребности: первая – усвоение готовых знаний (усвоение готовых знаний, их интеграция, систематизация и потребность в накоплении знаний); вторая – исследование действительности с целью получения нового знания (анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям, стремление к целенаправленной творческой деятельности).

     К характерным особенностям познавательной потребности относит: временной фактор занятия познавательной деятельностью, стремление проникнуть в суть рассматриваемых вопросов на уроках и во внеурочное время, проявление волевых усилий при проведении самостоятельной познавательной деятельности, эмоциональный фон при проведении самостоятельного познания.

     Как было сказано, наиболее значимыми для  познавательной деятельности могут  являться широкие социальные мотивы. К широким социальным мотивам  Е.И. Каргинцева относит:

    • мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;
    • мотивы самоопределения: осознание значимости получаемых знаний, умений и навыков для будущей жизнедеятельности, желание подготовиться к будущей профессиональной деятельности и т.п.;
    • мотивы самосовершенствования: получить развитие в результате учения [19, с.53].

     Учитывая  взаимосвязь и взаимозависимость  внутренней и внешней мотивации  самостоятельной познавательной деятельности, динамику развития познавательного  интереса (по Г.И.Щукиной), степени интенсивности познавательной потребности и обозначенные уровни развития широких социальных мотивов, можно условно выделить уровня развития мотивационного компонента познавательной самостоятельности.

     1. Низкий уровень. Самостоятельная  познавательная деятельность вызвана сиюминутным интересом, обусловленным внешними обстоятельствами, занимательностью ситуации. Интерес выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям – описаниям, действиям по образцу. Истинного стремления к знаниям нет. Преимущественно индифферентное отношение к познанию. Внешняя мотивация преобладает над внутренней.

     Познавательная  потребность низкого уровня. Самостоятельной  познавательной деятельности учащимся уделяется очень мало времени, по сути она ограничена временными рамками  урока. Осознание необходимости самостоятельной познавательной деятельности нечеткое. Существует лишь общее знание (представление) необходимости образования.

     2. Средний уровень. Самостоятельное  познание вызвано интересом на  стадии любознательности. Характерные  признаки: осознанная избирательная направленность на отдельные («любимые») предметы, стремление знать больше, стремление к выяснению возникших вопросов, к проникновению в сущность проблемы, интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Предмету познавательного интереса студентом посвящается значительная часть свободного времени, но данный вид деятельности не носит системного характера. Средний уровень познавательной потребности.

Информация о работе Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов