Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить состояние дошкольного образования в России и за рубежом; провести анализ управления системой дошкольного учреждения на примере конкретного детского садика (МДОУ №7 «Золотой ключик» г. Кореновска), выявив существенные проблемы определить основные направления развития объекта и разработать эффективные рекомендации по совершенствованию объекта.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав: теоретической, исследовательско-аналитической и рекомендательной, далее заключение и список используемых источников.
Таким образом, необходимо разработать стратегию (проект) развития интеллектуального развития детей в МДОУ №7 «Золотой ключик». Цель заключается в следующем: создать и реализовать модель дошкольного образовательного учреждения с интеллектуальным компонентом образования, как педагогической системы, способствующей повышению качества образовательного процесса.
3.2 Разработка стратегической программы развития объекта
«Модель дошкольного образовательного учреждения
с интеллектуальным компонентом образования»
Задачи проекта:
1. создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста;
2. модернизация содержания воспитательно-образовательной и организационно-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении:
2.1 обогащение содержания образовательного процесса за счет привлечения воспитательного потенциала, вариативных и авторских программ;
2.2 внедрение интегративных процессов в содержание воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;
3. обобщение и систематизация современных методик и технологий, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников;
4. обеспечение комплексного подхода к ребенку со стороны всех служб дошкольного образовательного учреждения и участников образовательного процесса;
5. профессиональное совершенствование педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения путем внедрения результатов научных исследований, передового педагогического опыта, курсов повышения квалификации;
6. разработка мониторинга отслеживания деятельности дошкольного учреждения и семьи по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста;
7. обеспечение вариативности реализации интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством усиления координации деятельности систем дошкольного, начального школьного и дополнительного образования.
Актуальность проекта: глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Одной из центральных задач современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, обучение и воспитание интеллектуально-развитых детей. Государство тратит значительные средства на исследования в области психологии дошкольного возраста, психологии отклонений в поведении детей и коррекционной работы с ними, но нет единой системы по педагогическому обеспечению углубленного развития детей дошкольного возраста, обладающих наиболее высокими интеллектуальными возможностями. Между тем именно высоко интеллектуальные, творческие люди способны внести наибольший вклад в развитие общества и невнимание к ним является непозволительной ошибкой для любого государства.
Успех проекта во многом зависит и от того, кто, развивая интеллект дошкольника, сам имеет высокий уровень его развития. Поэтому одной из задач проекта является развитие у педагогов способности видеть педагогическую проблему, находить новые формы организации занятий, осуществлять подбор и разработку самих заданий, выстраивать их по степени сложности; развивать у себя стремление искать новые методы работы с детьми.
Ожидаемые результаты проекта:
На региональном уровне: создание модели дошкольного образовательного учреждения с интеллектуальным компонентом образования; создание технологического инструментария процесса интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
На локальном уровне: организация воспитательно-образовательного процесса на основе модернизированного содержания образования организационно-педагогической деятельности; совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста; увеличение количества детей старшего дошкольного возраста с опережением в интеллектуальном развитии; увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению; внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения инновационных форм работы с детьми; повышение качества подготовки детей к школьному обучению; использование условий социума для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста; рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах.
Ресурсное обеспечение:
Основными источниками для финансово-экономического обеспечения реализации проекта выступают: финансирование из местного бюджета (введение в штат воспитателя дополнительного образования), за счет родительской оплаты (приобретение игрового оборудования: конструкторов, развивающих игр, уголков экспериментирования); финансово-экономическая поддержка за счет привлечения спонсорской помощи; финансирование за счет участия в конкурсах на получение грантов.
Описание проекта.
Предмет исследования – педагогическая система дошкольного образовательного учреждения, реализующего интеллектуальный компонент образования детей.
Сроки реализации проекта - 2011-2014 гг.
1 этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Сроки: 2011-2012гг. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения:
1). Разработка нормативно-правовых документов по реализации модели дошкольного образовательного учреждения с интеллектуальным компонентом образования.
2). Создание модели предметно-пространственной среды интегрированного вида.
3). Отбор диагностических методик по выявлению детей с опережением в развитии.
4). Создание организационных, научно-методических условий для реализации педагогами развивающих технологий и авторских программ.
5). Отработка условий и создание модели партнерской деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в контексте требований проекта.
2 этап – внедрение и реализация проекта деятельности. Сроки: 2012 – 2013 год. Этап включает в себя следующие направления деятельности ДОУ:
1). Внедрение развивающих технологий и авторских программ в воспитательно-образовательный процесс.
2). Открытие группы для детей с опережением в интеллектуальном развитии.
3). Внедрение разнообразных форм дифференцированной и индивидуальной работы на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
4). Интеграция основного и дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
5). Разработка системы мониторинга по отслеживанию результатов работы по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
6). Разработка эффективных форм работы с родителями по вопросам интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.
3 этап – анализ и оценка результативности реализации проекта. Сроки: 2013-2014 год. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
1). Оценка эффективности реализации проекта.
2). Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата.
3). Выработка стратегии дальнейшего развития муниципального дошкольного образовательного учреждения.
4). Осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
3.3 Оценка экономической эффективности от внедрения разработанных рекомендаций (стратегий)
Критерии отслеживания результатов проекта
Экспертные оценки реализации проекта будут осуществляться по двум направлениям:
уровень интеллектуального развития детей;
уровень основной направленности инновационной деятельности.
Уровень интеллектуального развития детей:
1. использование детьми усвоенных способов интеллектуальных действий и их интеграция в разные виды деятельности (индикаторы – использование детьми усвоенных способов интеллектуальных действий в разных видах учебной деятельности);
2. повышение уровня интеллектуально-творческой деятельности детей (индикаторы – реальные достижения детей в разных видах учебной деятельности);
3. изменение качества умственной деятельности детей (индикаторы – умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении);
4. качество готовности детей к школьному обучению (индикаторы – диагностика знаний, умений, навыков);
Уровень основной направленности инновационной деятельности:
1. изменение деятельности педагогов,
2. качество в разработке и реализации обучающих программ:
2.1 результаты изменения содержания и форм образовательного процесса;
2.2 личностный рост педагогов (индикаторы – степень вовлеченности педагогов и инновационный процесс, повышения уровня профессионального интереса и творческой активности).
3. изменение отношения родителей к деятельности и интеллектуальному развитию своего ребенка (индикаторы – степень участия родителей в совместных с детьми мероприятиях, в жизни и деятельности детского сада).
Одним из методов прогнозирования в инновационной деятельности является функционально-стоимостной анализ. Суть его заключается в повышении качества услуги при одновременном снижении себестоимости. При этом увеличится экономическое благосостояние предприятия.
Проведение функционально-стоимостного анализа осуществляется путем построения таблицы, основанной на принципе Эйзенхауэра: разделы ABCD, из которых А – главные, незаменимые функции, детали, блоки; B – второстепенные, но важные; C – «третьестепенные» - маловажные, D – лишние – функции и составляющие услуги.
Таблица 4 – Распределение критериев эффективности проекта
Критерии | A | B | C | D |
Интеграция в различные виды деятельности |
|
|
| Х |
Достижения детей в различных видах деятельности |
|
|
| Х |
Изменение качества умственной деятельности | Х |
|
|
|
Качество готовности детей к школьному обучению |
| Х |
|
|
Изменение деятельности педагогов |
| Х |
|
|
Результаты изменения содержания и форм образовательного процесса | Х |
|
|
|
Личностный рост педагогов | Х |
|
|
|
Степень участия родителей в совместных с детьми мероприятиях |
|
| Х |
|
Таким образом, проведя ФСА были выведены 2 критерия, которые по своему составу входят в отдельно существующий критерий и не требуют такого разделения на отдельные группы. В итоге сократятся затраты на отслеживание данных критериев. Дополнительная прибыль может быть получена за счет участия детского сада в различных инновационных программах, в следствии получение грантов, а также привлечения спонсорской помощи от крупных организаций, ну и конечно денежные поступления из местного бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О социальной востребованости дошкольного образования свидетельствует наличие очередности на устройство детей в детские сады. Рост очередности на устройство детей в детские сады и недостаточная ёмкость действующей сети дошкольных учреждений становятся главной проблемой в реализации конституционного права граждан на получение общедоступного дошкольного образования. Обеспеченность населения, имеющего детей дошкольного возраста, местами в детских садах, является одним из показателей, характеризующих состояние системы дошкольного образования.
Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан решается сегодня за счет развития различных форм дошкольного образования. В практику образовательных учреждений активно внедряются группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, оборудуются игровые комнаты. Работа с детьми ведётся по программам дошкольного образования. Проблема общедоступности дошкольного образования решается также сегодня за счет строительства новых ДОУ, реконструкции существующих зданий под ДОУ, открытие дополнительных групп в уже действующих ДОУ. Всеми органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов разработаны и утверждены муниципальные программы развития дошкольного образования. Использование программно-целевого подхода будет способствовать решению проблемы сохранения и развития сети образовательных учреждений, удовлетворению спроса на дошкольные услуги с учетом роста рождаемости.
Таким образом, основной задачей всех заинтересованных структур является создание системы, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Детское дошкольное образование: экономический аспект. Информационный бюллетень. – М.: ГУ–ВШЭ, 2005. – 36 с.
2. Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. М.: ГУ–ВШЭ, 2009, 2010.
3. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание.
Информация о работе Управление системой дошкольного образования