Управление системой дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы изучить состояние дошкольного образования в России и за рубежом; провести анализ управления системой дошкольного учреждения на примере конкретного детского садика (МДОУ №7 «Золотой ключик» г. Кореновска), выявив существенные проблемы определить основные направления развития объекта и разработать эффективные рекомендации по совершенствованию объекта.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав: теоретической, исследовательско-аналитической и рекомендательной, далее заключение и список используемых источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая РАБОТА.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Таким образом, необходимо разработать стратегию (проект) развития интеллектуального развития детей в МДОУ №7 «Золотой ключик». Цель заключается в следующем: создать и реализовать модель дошкольного образовательного учреждения с интеллектуальным компонентом образования,  как педагогической системы, способствующей повышению качества образовательного процесса.


3.2 Разработка стратегической программы развития объекта

«Модель дошкольного образовательного учреждения

с интеллектуальным компонентом образования»

Задачи проекта:

1. создание условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста;

2. модернизация содержания воспитательно-образовательной и организационно-педагогической деятельности  в дошкольном образовательном учреждении:

2.1   обогащение содержания образовательного процесса за счет привлечения воспитательного потенциала, вариативных и авторских программ;

2.2 внедрение интегративных процессов в содержание воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

3. обобщение и систематизация современных методик и технологий, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников;

4.  обеспечение комплексного подхода к ребенку со стороны всех служб дошкольного образовательного учреждения и участников образовательного процесса;

5. профессиональное совершенствование педагогических кадров дошкольного образовательного учреждения путем внедрения результатов научных исследований, передового педагогического опыта, курсов повышения квалификации;

6. разработка мониторинга отслеживания деятельности дошкольного учреждения и семьи по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста;

7.   обеспечение вариативности реализации интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством усиления координации деятельности систем дошкольного, начального школьного и дополнительного образования.

Актуальность проекта: глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Одной из центральных задач современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, обучение и воспитание интеллектуально-развитых детей. Государство тратит значительные средства на исследования в области психологии дошкольного возраста, психологии отклонений в поведении детей и коррекционной работы с ними, но нет единой системы по педагогическому обеспечению углубленного развития детей дошкольного возраста, обладающих наиболее высокими интеллектуальными возможностями. Между тем именно высоко интеллектуальные, творческие  люди способны внести наибольший вклад в развитие общества и невнимание к ним является непозволительной ошибкой для любого государства.

Успех проекта во многом зависит и от того, кто, развивая интеллект дошкольника, сам имеет высокий уровень его развития. Поэтому одной из задач проекта является развитие у педагогов способности видеть педагогическую проблему, находить новые формы организации занятий, осуществлять подбор и разработку самих заданий, выстраивать их по степени сложности; развивать у себя стремление искать новые методы работы с детьми.

Ожидаемые результаты проекта:

На региональном уровне: создание модели дошкольного образовательного учреждения с интеллектуальным компонентом образования; создание технологического инструментария процесса интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

На локальном уровне: организация воспитательно-образовательного процесса на основе модернизированного содержания образования организационно-педагогической деятельности; совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста; увеличение количества детей старшего дошкольного возраста с опережением в интеллектуальном развитии; увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению; внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения инновационных форм работы с детьми; повышение качества подготовки детей к школьному обучению; использование условий социума для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста; рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной и региональной образовательных системах.

Ресурсное обеспечение:

Основными источниками для финансово-экономического обеспечения реализации проекта выступают: финансирование  из местного бюджета (введение в штат воспитателя дополнительного образования),  за счет родительской оплаты (приобретение игрового оборудования: конструкторов, развивающих игр, уголков экспериментирования); финансово-экономическая поддержка за счет привлечения спонсорской помощи; финансирование за счет участия в конкурсах на получение грантов.

Описание проекта.

Предмет исследования – педагогическая система дошкольного образовательного учреждения, реализующего интеллектуальный компонент образования детей.

Сроки реализации проекта - 2011-2014 гг.

1 этап – подготовка дошкольного учреждения к деятельности в новых условиях. Сроки: 2011-2012гг. Этап включает реализацию следующих направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения:

1). Разработка нормативно-правовых документов по реализации модели дошкольного образовательного учреждения с интеллектуальным компонентом образования.

2). Создание модели предметно-пространственной среды интегрированного вида.

3). Отбор диагностических методик по выявлению детей с опережением в развитии.

4). Создание организационных, научно-методических условий для реализации педагогами развивающих технологий и авторских программ.

5). Отработка условий и создание модели партнерской деятельности всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в контексте требований проекта.

2 этап – внедрение и реализация проекта деятельности. Сроки: 2012 – 2013 год. Этап включает в себя следующие направления деятельности ДОУ:

1). Внедрение развивающих технологий и авторских программ в воспитательно-образовательный процесс.

2). Открытие группы для детей с опережением в интеллектуальном развитии.

3). Внедрение разнообразных форм дифференцированной и индивидуальной работы на развитие интеллектуальных способностей ребенка.

4). Интеграция основного и дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

5). Разработка системы мониторинга по отслеживанию результатов работы по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

6). Разработка эффективных форм работы с родителями по вопросам интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

3 этап – анализ и оценка результативности реализации проекта. Сроки: 2013-2014 год. Этап включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:

1). Оценка эффективности реализации проекта.

2). Определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата.

3). Выработка стратегии дальнейшего развития муниципального дошкольного образовательного учреждения.

4). Осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.


3.3 Оценка экономической эффективности от внедрения разработанных рекомендаций (стратегий)

Критерии отслеживания результатов проекта

Экспертные оценки реализации проекта будут осуществляться по двум направлениям:

      уровень интеллектуального развития детей;

      уровень основной направленности инновационной деятельности.

Уровень интеллектуального развития детей:

1.      использование детьми усвоенных способов интеллектуальных действий и их интеграция в разные виды деятельности (индикаторы – использование детьми усвоенных способов интеллектуальных действий в разных видах учебной деятельности);

2.      повышение уровня интеллектуально-творческой деятельности детей (индикаторы – реальные достижения детей в разных видах учебной деятельности);

3.      изменение качества умственной деятельности детей (индикаторы – умение видеть проблему, практическая реализация активности, самостоятельности и многовариативности в ее решении);

4.      качество готовности детей к школьному обучению (индикаторы – диагностика знаний, умений, навыков);

Уровень основной направленности инновационной деятельности:

1.      изменение деятельности педагогов,

2.      качество в разработке и реализации обучающих программ:

2.1 результаты изменения содержания и форм образовательного процесса;

2.2 личностный рост педагогов (индикаторы – степень вовлеченности педагогов и инновационный процесс, повышения уровня профессионального интереса и творческой активности).

3. изменение отношения родителей к деятельности и интеллектуальному развитию своего ребенка (индикаторы – степень участия родителей в совместных с детьми мероприятиях, в жизни и деятельности детского сада).

Одним из методов прогнозирования в инновационной деятельности является функционально-стоимостной анализ. Суть его заключается в повышении качества услуги при одновременном снижении себестоимости. При этом увеличится экономическое благосостояние предприятия.

Проведение функционально-стоимостного анализа осуществляется путем построения таблицы, основанной на принципе Эйзенхауэра: разделы ABCD, из которых А – главные, незаменимые функции, детали, блоки; B – второстепенные, но важные; C – «третьестепенные» - маловажные, D – лишние – функции и составляющие услуги.

Таблица 4 – Распределение критериев эффективности проекта

Критерии

A

B

C

D

Интеграция в различные виды деятельности

 

 

 

Х

Достижения детей в различных видах деятельности

 

 

 

Х

Изменение качества умственной деятельности

Х

 

 

 

Качество готовности детей к школьному обучению

 

Х

 

 

Изменение деятельности педагогов

 

Х

 

 

Результаты изменения содержания и форм образовательного процесса

Х

 

 

 

Личностный рост педагогов

Х

 

 

 

Степень участия родителей в совместных с детьми мероприятиях

 

 

Х

 

              Таким образом, проведя ФСА были выведены 2 критерия, которые по своему составу входят в отдельно существующий критерий и не требуют такого разделения на отдельные группы. В итоге сократятся затраты на отслеживание данных критериев. Дополнительная прибыль может быть получена за счет участия детского сада в различных инновационных программах, в следствии получение грантов, а также привлечения спонсорской помощи от крупных организаций, ну и конечно денежные поступления из местного бюджета.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О социальной востребованости дошкольного образования свидетельствует наличие очередности на устройство детей в детские сады. Рост очередности на устройство детей в детские сады и недостаточная ёмкость действующей сети дошкольных учреждений становятся главной проблемой в реализации конституционного права граждан на получение общедоступного дошкольного образования. Обеспеченность населения, имеющего детей дошкольного возраста, местами в детских садах, является одним из показателей, характеризующих состояние системы дошкольного образования.

Проблема общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан решается сегодня за счет развития различных форм дошкольного образования. В практику образовательных учреждений активно внедряются группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, оборудуются игровые комнаты. Работа с детьми ведётся по программам дошкольного образования. Проблема общедоступности дошкольного образования решается также сегодня за счет строительства новых ДОУ, реконструкции существующих зданий под ДОУ, открытие дополнительных групп в уже действующих ДОУ. Всеми органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов разработаны и утверждены муниципальные программы развития дошкольного образования. Использование программно-целевого подхода будет способствовать решению проблемы сохранения и развития сети образовательных учреждений, удовлетворению спроса на дошкольные услуги с учетом роста рождаемости.

Таким образом, основной задачей всех заинтересованных структур является создание системы, оптимально отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей качественным дошкольным образованием.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                  Детское дошкольное образование: экономический аспект. Информационный бюллетень. – М.: ГУ–ВШЭ, 2005. – 36 с.

2.                  Образование в Российской Федерации. Статистический ежегодник. М.: ГУ–ВШЭ, 2009, 2010.

3.                  Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание.

Информация о работе Управление системой дошкольного образования