Управление системой дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы изучить состояние дошкольного образования в России и за рубежом; провести анализ управления системой дошкольного учреждения на примере конкретного детского садика (МДОУ №7 «Золотой ключик» г. Кореновска), выявив существенные проблемы определить основные направления развития объекта и разработать эффективные рекомендации по совершенствованию объекта.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав: теоретической, исследовательско-аналитической и рекомендательной, далее заключение и список используемых источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая РАБОТА.doc

— 228.50 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное учреждение все время развивается, так как современное образование не стоит на месте. В связи с этим необходимо постоянно работать в инновационном режиме, искать и находить что-то новое и вводить инновации в работу, осуществлять экспериментальную деятельность. Педагогическому коллективу детского сада нужно постоянно самообразовываться и совершенствоваться, узнавая о новинках педагогических технологий и программ и внедрять их в работу с детьми. Необходимо постоянно обновлять предметно-развивающую среду дошкольного учреждения, согласно современным требованиям за счет бюджетного финансирования, спонсоров и добровольных родительских пожертвований. Поэтому данная тема является актуальной на сегодняшний день.

Цель данной курсовой работы изучить состояние дошкольного образования в России и за рубежом; провести анализ управления системой дошкольного учреждения на примере конкретного детского садика (МДОУ №7 «Золотой ключик» г. Кореновска), выявив существенные проблемы определить основные направления развития объекта и разработать эффективные рекомендации по совершенствованию объекта.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав: теоретической, исследовательско-аналитической и рекомендательной, далее заключение и список используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исследование и анализ управления системой дошкольного образования

1.1 Анализ состояния системы дошкольного образования в России

Дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основными тенденциями изменения видового разнообразия ДОУ в последнее время является увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников: физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, интеллектуального и этнокультурного развития и воспитания дошкольников.

Практическая деятельность органов управления образованием и самих дошкольных учреждений сегодня изобилует разнообразными попытками создания условий для самоопределения и самореализации детей.

Открываются учреждения:

1. «Начальная школа – детский сад»;

2. центры развития ребенка;

3. детские сады, присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

4. детские сады комбинированного вида;

5. детские сады компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

6. детские сады общеразвивающего вида с приоритетом в художественно-эстетическом, интеллектуальном развитии детей.

Бесспорно, что все инновации в системе дошкольного образования позволяют решать отдельные аспекты проблемы свободного самоопределения и саморазвития личности ребенка. Вместе с тем современная система образования еще незначительно продвинулась в формировании адаптивной образовательной среды.

К сожалению, в большинстве городов и сел, дошкольные учреждения продолжают оставаться однообразными в своей педагогической сущности. Такие направления создания адаптивной образовательной среды, как гибкий режим, учет индивидуальных особенностей ребенка, проведение различных форм занятий (с малыми подгруппами, индивидуально и др.), остаются только областью перспективы.

Сегодня нельзя забывать о том, что развивающееся дошкольное учреждение, работающее в инновационном режиме, значительно отличается от традиционных детских садов. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном режиме работы учреждения, не позволяют достичь желаемых целей в инновационном режиме.

Нужны новые подходы к управлению, они становятся той движущей силой, которая может перевести дошкольное учреждение из функционирующего в развивающееся.

Четкое знание педагогами и функциональное содержание деятельности при формировании соответствующей образовательной среды создает предпосылки для реализации целостной системы жизнедеятельности в педагогических коллективах дошкольных учреждений.

Адаптивная образовательная система дошкольного учреждения требует от каждого субъекта рефлексии своей деятельности, в результате чего происходит самосознание собственных действий и позиций других участников процесса. Рефлексивное управление в такой системе предполагает преобразование руководящей позиции руководителя учреждения, воспитателя и собственно подчиненной позиции ребенка. На практике это становится вполне возможным при овладении такими педагогическими технологиями, как разноуровневое обучение, гибкое выстраивание моделей учебно-воспитательного процесса.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования (табл.1).

Таблица 1 – Современные тенденции в развитии дошкольного образования.

Тенденции

Процесс

Управление

Педагогическая деятельность

Сопровождение и обеспечение

Гуманизация

Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление

Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы.

Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.

Демократизация

Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.

Новые отношения и позиции:

субъект-субъктные;

возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником.

Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса

Диверсификация

Расширение типов и уровней управления.

Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг.

Расширение структур сопровождения:

медико-валеологическая;

социально-педагогическая;

психологическая;

коррекционно-педагогическая

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.

Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

В итоге же ДОУ вынуждены ориентироваться на «примерные требования», выдержанные в традиционном административном духе. Действия, которые предпринимаются работниками дошкольного образования по увеличению бюджетного финансирования, открытию ряда экспериментальных площадок с дополнительным финансированием их деятельности (с каждым годом это становится все труднее), проведению совещаний по обмену опытом и т.п., малоэффективны, пока не решена главная проблема.

Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются следующие принципы:

1. демократизации и гуманизации;

2. системности и целостности управления;

3. централизации/децентрализации;

4. взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

5. единоначалия и коллегиальности;

6. объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

1. совмещение инновационных программ с уже существующими;

2. сосуществование представителей различных педагогических концепций;

3. раскол педагогического сообщества;

4. несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

5. потребность в новом научно-методическом обеспечении;

6. потребность в новых педагогических кадрах;

7. приспособление новшеств к конкретным условиям;

8. проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

9. проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

 


1.2 Анализ состояния дошкольного образования за рубежом

В настоящее время сложились системы дошкольного образования в большинстве стран мира. Нужно отметить, что система дошкольного образования в любой стране развивалась менее интенсивно, чем система образования в целом. В разных странах уровень дошкольного образования неодинаков. Это объясняется многими причинами:

– отношением государства и общества к воспитанию дошкольников;

– социально—экономической ситуацией в обществе;

– традициями и культурой страны;

– климатом и др.

Для того чтобы разобраться в особенностях системы образования за рубежом, обратимся к примерам.

Соединенные Штаты Америки.

Первый ДС появился в Америке в 1855 г. Он был создан эмигрантами—немцами. Этот сад работал по системе Фребеля и стал толчком для развития дошкольного образования. К концу XIX в. значительно выросло количество садов, они создавались для детей из бедных слоев населения, где женщины были заняты в промышленном производстве.

К концу XIX—началу XX вв. в каждом большом городе был один и более публичных ДС, стали создаваться ДУ при школах. В это же время американские педагоги отказались от системы Фребеля и начали развивать собственные направления в дошкольной педагогике. Современные ДС в США работают на основе различных центров, организованных в помещениях и на площадках ДС и предназначенных для организации какого—либо действия.

1. Центр «Социограмма», или «Центр для организации сложно—ролевой игры».

2. Кукольный театр.

3. Центр искусства.

4. Центр кулинарии.

5. Центр игры с песком и водой.

6. Научно—математический центр.

7. Центр строительства и конструирования.

ДС, как правило, невелики по наполняемости. Организация работы с детьми рассчитана на самостоятельность. Пример режима:

7.00 – прием детей всех групп на площадке;

7.00—9.00 – дети свободно играют на площадке, в помещении;

9.00 – начинается учебный день. Все садятся на ковер, воспитатель здоровается с детьми, все вместе вспоминают, какой сегодня день, число, знаменитая дата. Воспитатель побуждает детей рассказывать о важном для них и рассказывает об этом сам. Далее – самостоятельная работа;

10.15 (через 45 мин) – работа в центрах заканчивается, дети убирают все за собой и выходят гулять.

За это время дети съедают 2 завтрака, принесенных из дома. Основную массу детей родители забирают в 12.30. Остальные чистят зубы, моют руки, идут на «тихий час». Специального места нет. Берут матрасы и располагаются, где захотят;

14.30 – сок, фрукты. Затем гуляют, лепят, рисуют, играют;

16.00 – уход домой.

Содержание работы с детьми определяется задачами воспитания. Образовательная система Америки позволяет детям стать независимыми, уверенными в себе, самостоятельными, умеющими отстаивать собственное мнение. Происходит индивидуализация своей личности. Для этого детям предлагаются различные варианты выбора:

Информация о работе Управление системой дошкольного образования