Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:27, контрольная работа
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе.
1. Игра как основной вид деятельности дошкольника.
2. Творческие игры:
а) сюжетно – ролевые игры;
б) строительно – конструктивные игры;
в) игры – драматизации;
3. Основные отличительные особенности творческих игр, их
своеобразие.
4. Роль педагога в творческих играх дошкольников.
Опыт показывает, что
целесообразно составлять план руководства
творческими играми не на каждый день,
так как это неизбежно
Игра всегда может оказаться
неожиданной для педагога. Поэтому, кроме
ориентировочного плана, педагогу рекомендуется
вести ежедневный учет своих достижений,
трудностей, недостатков и планировать
работу на каждый следующий день. Например,
воспитатель младшей группы, заметив,
что игра, которая была организована с
его помощью, распадается, включается
в нее, а на следующий день отмечает, как
удалась эта попытка.
На основании вышеизложенного, можно выделить основные принципы организации творческой игры в педагогическом процессе детского сада.
первый принцип:
При этом чрезвычайно
важным моментом, во многом определяющим
успешность «втягивания» детей в мир игры,
является сам характер поведения взрослого
во время игры. Совместная игра взрослого
с детьми только тогда будет действительно,
игрой для ребенка (а не занятием или действием
по инструкции), если он почувствует в
этой деятельности не давление воспитателя
- взрослого, которому в любом случае надо
подчиняться, а лишь превосходство «умеющего
интересно играть» партнера. Такого рода
смена позиции и естественное эмоциональное
поведение воспитателя как играющего
партнера - гарантия возникновения у ребенка
побуждения к сюжетной игре вообще и даже
возникновения у него интереса к любой
тематике, которую включает в игру взрослый.
Если строить совместную игру
с детьми разного дошкольного возраста
подобным образом, то можно очень быстро,
экономно в плане затрат усилий и времени
педагога сформировать у детей соответствующие
их возрастным возможностям игровые умения.
Из этого следует второй принцип :
Современные исследования в области психологии и педагогики показывают, что у детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить детей вступать в игровое взаимодействие друг с другом на доступном им уровне построения игры. Вместе с тем пояснять друг другу игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры - задача непростая даже для детей старшего дошкольного возраста. Поэтому, как мы уже указывали, творческая сюжетная игра самостоятельно может разыгрываться детьми лишь в небольших группах.
Итак, для того чтобы дети были в состоянии сотрудничать в игре, необходимо соблюдать третий принцип:
Такая стратегия
обеспечит и индивидуальную самостоятельную
игру детей, и их согласованную совместную
игру в небольших группах, начиная с элементарного
парного взаимодействия в раннем возрасте.
И все же, эти принципы «повиснут в воздухе»,
если мы не определим реальной опоры, реального
средства, на которое может опираться
в своих действиях воспитатель при формировании
игровых умений у детей. Таким средством
является сюжет игры, причем не только
со стороны тематики, но главным образом
- со стороны его строения.
Однако для
поддержания самостоятельной игры и им
необходимы сюжетные игрушки, а также
разнообразные полифункциональные материалы,
помогающие обозначить ту или иную игровую
ситуацию.
Для детей старшего дошкольного
возраста условием активизации самостоятельной
игры может стать специальная организация
воспитателем подготовительного периода
игры в непринужденной форме совместного
с детьми придумывания разнообразных
событий, связанных с привлекательной
темой, что позволяет детям в последующей
самостоятельной игре творчески развертывать
новые содержания.
Как в совместной
игре с детьми, так и при создании условий
для их самостоятельной деятельности,
совершенно недопустимы со стороны взрослого
принуждение, навязывание тем, игровых
ролей, формы игры (индивидуальной или
совместной). У детей не должно возникать
чувство, что в детском саду «надо играть,
как велят, а не как хочешь».
В целом, в педагогическом процессе
по отношению к игре необходимо различать
две тесно связанные составляющие:
Важно понимать,
что эти составляющие присутствуют на
каждом возрастном этапе.
Неправильно было бы считать,
что в младшем дошкольном возрасте надо
учить детей играть, а в старшем дошкольном
возрасте они должны играть только самостоятельно.
На каждом возрастном этапе руководство педагогическим процессом организации игры должно носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Другое дело,
что с изменением возраста детей должна
изменяться сама форма совместной игры
воспитателя с ними и увеличиваться доля
самостоятельной игры в рамках всего отведенного
режимом времени на нее.
5.
Заключение.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот) игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др.
Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения игры в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.
Игра для детей – способ научится тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в тоже время, исследуя, экспериментируя, обучаясь.
Игра для детей – это способ познания мира и своего места в нём, а потому, она необходима для развития личности ребёнка. Однако распространённоё мнение, что потребность в игре с взрослением отпадает – ошибочно. Это заблуждение становится особенно ярко выраженным в том случае, когда мы определяем игру как любую деятельность, цель которой – сама эта деятельность. При таком подходе к играм, в которые играют большинство взрослых, относится и театр, и кино, и политика, и многое, многое другое.
Игра вовлекает в активную работу на уроке каждого ученика. Игра – форма работы, противостоящая пассивному слушанию. В процессе игры интеллектуально пассивные дети обычно выполняют такой объём учебной работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.