Творческие игры и их своеобразие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:27, контрольная работа

Краткое описание

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе.

Оглавление

1. Игра как основной вид деятельности дошкольника.
2. Творческие игры:
а) сюжетно – ролевые игры;
б) строительно – конструктивные игры;
в) игры – драматизации;

3. Основные отличительные особенности творческих игр, их
своеобразие.

4. Роль педагога в творческих играх дошкольников.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 69.95 Кб (Скачать)

  Принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делают игру эмоциональней  и искренней.

  Проявлению  творческих способностей детей помогает прослушивание и анализ фонозаписи их игр, рассматривание фотографий. Слушая записи своих спектаклей, дети забывают об окружающих, входят в образ, и мы наблюдаем интересные зрелища оживших персонажей сказки. Анализируя фотографии, где дети запечатлены во время игры, мы направляем их внимание на удачные мизансценические решения, на выражения лиц персонажей, на наличие новых красок в позе, лице, движениях. Дети учатся правильно оценивать исполнение ролей у товарищей и сами пытаются украшать игру новыми решениями.

  Творчеству  детей способствует контакт воспитателей с родителями. Мамы и папы не безучастны к спектаклям детей. Они становятся союзниками и помощниками воспитателям в организации художественной деятельности детей, охотно участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают им учить текст  роли.

  Проделанная работа незамедлительно дала свои результаты. Так, воспитатели второй младшей  группы, прежде чем предлагать детям  сказку для игры, стремились заинтересовать их, обогатить их знания, впечатления. В группу систематически вносился настольный театр или театр Петрушки. Вначале  исполнителем всех ролей была сама воспитатель. Голос воспитателя, спокойный  и доверительный, радостный или  грустный, уводил детей в сказку. Обращая их внимание на поэтические образы, воспитатель указывала на нравственную сторону поступков героев, выражала свое отношение к тому, или иному персонажу. Характер персонажей воспитатель выражала голосом, походкой.

  Изображая добрую муху-горюху, неповоротливого мишку, хитрую лисоньку, воспитатель приглашала детей поиграть вместе. Постепенно от простого манипулирования дети переходили к игре. Вначале это были робкие попытки разрозненно, в одиночку передать образ героя, но сюжет сказки не обыгрывался. Для этого требовалось объединить детей. Воспитатель всячески поощряла попытки играть вместе, сама принимала участие в игре. Внимание детей обращалось на положительные поступки героев, на торжество добра над злом.

  Так, заинтересовывая  детей, Обучая их основным приемам, воспитатель  достигла цели: дети стали играть группами, игры становились более длительными, увлекательными. Игры-драматизации стали  любимыми в группе. Вся предварительная  деятельность взрослых и детей заканчивается  интересным зрелищем: «Играем в сказку!». Мы видим моменты возникновения  театра из игры. Герои сказки не просто расхаживают, а начинают жить. Вместе с персонажами, ими созданными, дети негодуют и радуются, борются со злом, утверждают добро. Неподдельная искренность переживаний, выдумка  украшают игру детей, вселяют в них  уверенность, желание фантазировать. 

  4. Роль падагога в организации творческих игр в детском саду. 

 

    Своеобразие творческих игр требует и своеобразных приемов управления.  
Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Вместе с тем в педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни. Чтобы разобраться в причинах такой ситуации, необходимо знать какой должна быть игра детей на разных этапах дошкольного детства, какова специфика педагогических воздействий по отношению к игре, по сравнению с другими видами детской деятельности, что подлежит оценке - собственно деятельность воспитателя по организации игры детей, тематическое содержание игры или игровые умения детей.

    Часто ставится вопрос: может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру?  
    Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление.  
    Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии.   Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на прогулку в парк, на стадион.

    Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители - самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка»), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах.  
    Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на кораблях, летают на самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, заводы, новые города. В этих играх отражается специфика труда и быта каждого края, каждой области, воспитывается уважение к труду.

    Особенно увлекают ребят героические профессии. Любимые игры - полеты космических кораблей, охрана границы, путешествие на Северный полюс, в Антарктиду. У мальчиков обычно популярны игры в войну, в этом проявляется их тяга к героическому, преклонение перед мужеством, смелостью, силой. Такие игры помогают формированию патриотических чувств, дисциплинируют детей, объединяют их в дружный коллектив.

    Задача воспитателя - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными. 
    Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие.  
    И здесь влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задуматься над тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений. Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет вся наша страна. Дошкольники, как и взрослые, с волнением смотрят передачи, посвященные полетам в космос, с живым интересом расспрашивают о подвигах космонавтов. Как и взрослые, маленькие граждане гордятся успехами наших спортсменов, пытаются им подражать в своих играх. Эти игры воспитатель поддерживает, помогает развивать их.

    В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею, умеют «играть».

    Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни  
дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры воспитатель спрашивает: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее.

В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более  развитое воображение помогают детям  самим придумывать различные  интересные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем  игры является также беседа, в которой  раскрывается смысл виденного и  прочитанного, характеры действующих  лиц, их переживания. При организации  игры перед воспитателем встают трудные  вопросы: каждому ребенку хочется  быть главным, но не все умеют считаться  с мнением товарищей, справедливо  разрешать споры.

    Особенно сложно воспитателю руководить игрой, когда она уже началась. Пока идет обсуждение сюжета и дети еще не вошли в образ, педагог может давать советы, не изменяя, однако, детского замысла. Неосторожное вмешательство во время разыгрывания ролей может разрушить созданный ребенком образ. Если воспитатель понимает замыслы детей, их переживания, то чтобы предложить новый интересный эпизод, дать игре новое направление, он должен вступить в игру в какой-нибудь роли и обращаться к детям, как к действующим лицам. Например, на аэродроме два самолета, пассажиры переходят из одного в другой, порядка нет. Педагог в роли пассажира спрашивает: «Уважаемый диспетчер кто объявляет посадку? Какой самолет отправляется в Белгород?» Диспетчер, организует диспетчерский пункт, договаривается, какой самолет отправится раньше, заботится об организованной посадке пассажиров.

     У детей пяти-шести лет уже накоплен опыт совместной игры, они умеют объяснять товарищам свои замыслы, но и в хорошо организованном, дружном игровом коллективе иногда возникают конфликты. У дошкольников этого возраста развивается самолюбие, которому необходимо дать правильное направление, чтобы оно не переросло в самомнение, тщеславие. Споры могут возникнуть при выборе игры (каждому хочется, чтобы приняли его предложение), при распределении ролей, при внесении в сюжет новых эпизодов. Внимательное, чуткое руководство воспитателя помогает справедливо разрешать конфликты. Постепенно педагог приучает детей к тому, чтобы они делали это самостоятельно. Иногда возникают любопытные споры о том, как ведет себя герой игры в жизни, как на самом деле устроена машина. Такие споры полезны для уточнения представлений детей, для воспитания их любознательности.

Каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать, что  играть вместе интересно. Но это не означает, что в детском саду не должно быть игр в одиночку. Даже у самого общительного ребенка любого возраста появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть одному с любимой игрушкой. Такие игры особенно полезны для детей легко возбудимых, которые устают от общества сверстников. Нередко можно увидеть, как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря за всех действующих лиц. Индивидуальные игры помогают воспитателю выявить особенности ребенка и найти к нему подход.

    Успех руководства игровой деятельностью в значительной степени зависит от того, удается ли связать ее с трудовой активностью детей. Стремление ребенка к самостоятельности проявляется и в том, что он никогда не довольствуется готовыми игрушками, как бы хороши они ни были. Самые нужные «игрушки-материалы» - это те, из которого ребенок сам смастерит то, что ему необходимо для реализации своего замысла. Потому-то у детей всех возрастных групп большой интерес вызывает строительный материал: из него можно соорудить и дом, и корабль, и самолет, и различные машины.

    В игре много воображаемого, условного, но как мы уже говорили, переживания ребенка и его действия всегда реальны. С куклой в руках девочка чувствует себя настоящей мамой, с игрушечными животными дети могут устроить зоопарк или цирк. В семье малыш единовластно распоряжается своими игрушками, сам дает имена куклам, зверюшкам. В детском саду ребенок впервые, сталкивается с общественной собственностью и привыкает относиться к игрушкам бережно: однако и в детском саду следует создать радостную игровую атмосферу, сохранить отношение к игрушке как к товарищу по игре.

    В каждой возрастной группе подбор игрушек меняется в связи с развитием игровых интересов детей. У малышей обычно имеется несколько одинаковых игрушек разного размера и оформления, так как разнообразие рассеивает внимание детей, мешает им сосредоточиться на одном сюжете. С возрастом детей игры усложняются, и возникает необходимость в большем количестве различных игрушек. Вместо нескольких одинаковых собачек и мишек нужен набор разных игрушечных животных, с которыми можно играть в стадо, в цирк или зоопарк. Появляются куклы - матросы, солдаты, куклы, изображающие людей разной национальности. Чтобы игрушки не теряли своей привлекательности, необходимо их менять: убирать на время те, к которым угас интерес, и вносить новые. Знакомство с новой игрушкой может проходить по-разному, но всегда воспитатель должен вызвать к ней интерес, объяснить ее назначение.

    Многие игры успешнее развиваются на свежем воздухе, так как здесь больше возможностей для движения, для развития фантазии. Опыт показывает, что в любое время года на участке можно организовать различные творческие игры. Из досок, ящиков и прочего материала ребята сооружают крупные машины, корабли, на которых размещаются все играющие. Зимой постройки для игры делают из снега, летом - из песка. Здесь же на участке находится рабочий стол с материалами и инструментами для изготовления нужных вещей. На свежем воздухе можно проводить военные учения, устроить пограничную заставу, космодром. Богатое детское воображение превращает уютный кукольный домик то в детский сад, то в школу.  
    Серьезные затруднения возникают у воспитателя при планировании творческой игры. Нельзя заранее определить, во что будут играть дети в тот или иной день недели. Но педагог может наметить основные приемы руководства играми, определить те воспитательные задачи, которые решаются с помощью игры.

Информация о работе Творческие игры и их своеобразие