Творческие игры и их своеобразие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:27, контрольная работа

Краткое описание

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе.

Оглавление

1. Игра как основной вид деятельности дошкольника.
2. Творческие игры:
а) сюжетно – ролевые игры;
б) строительно – конструктивные игры;
в) игры – драматизации;

3. Основные отличительные особенности творческих игр, их
своеобразие.

4. Роль педагога в творческих играх дошкольников.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 69.95 Кб (Скачать)

    Строительно-конструктивные игры в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми  исследователями как ее разновидность. Например, в программах для дошкольных учреждений их относят  в раздел сюжетно-ролевых игр. И, действительно, у них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются коллективными по своей сути.

    Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия: в сюжетно-ролевой игре отражаются прежде всего разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике.

    Воспитателю важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Так, строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре.   Например, дети задумали играть в моряков, поэтому возникла необходимость  строить корабль. Однако строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная игра. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.

    В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, в т.ч. используя конструкторы, практически постигая простейшие законы физики. При этом ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования. В сооружении постройки, изготовлении игрушки и заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли (начальника стройки, архитектора, шоферов, каменщиков и т.д.).

    Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность  решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т.д. Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами также активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни требует умений выделять главное, отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания, например, использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу и т.п.

   Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций.

    Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.

    Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой и др.

    В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно, строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у детей заметно развивается интерес к технике, они учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу.

    В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.

    В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

    Под  руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем (обогащается речь), выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.п.

    Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок знакомит детей с новыми постройками, архитектурными особенностями сооружений, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Это дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые и добротные постройки, стремление внести украшающие детали, воспитывая тем самым художественный вкус детей.

    Нельзя не отметить, что в строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость.

    Таким образом, строительно-конструктивные игры  значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника.

    Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Если в ролевой игре моделируется сфера взаимоотношений между людьми, то в строительной — сфера созидания, созидания архитектурных сооружений. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры.

    Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. Расширение представлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретение коммуникативных умений и технических, «строительных» навыков приводит к появлению коллективных строительных игр. 

    в)  игры - драматизации

 
    Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.

    В играх- драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

    Чаще всего  основой игр - драматизаций являются  сказки. В сказках образы героев  очерчены наиболее ярко, они превлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.

    С помощью  игр - драматизаций дети лучше  усваивают идейное содержание  произведения, логику и последовательность  событий, их развитие и причинную  обусловленность.

    Для развёртывания  игр - драматизаций необходимы: возбуждение  и развитие интереса к ним  у детей, знание ребятами содержания  и текста произведения, наличие  костюов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

    Руководство  воспитателя заключается в том,  что он прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.

    С дошкольниками  не следует специально разучивать  сказку. Прекрасный язык, увлекательный  сюжет, повторы в тексте, динамика  развития действия - всё это способствует  быстрому её усвоению. При повторном  рассказывании сказки дети дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.  

    В игре - драматизации не надо показывать  ребёнку те или иные выразительные  приёмы: игра для него должна  быть именно игрой.

    Большое  значение в развитии игры-драматизации , в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

    Старшие  дошкольники при распределении  ролей учитывают интересы, желания  друг друга, а иногда применяют  считалку. Но и тут необходимо  некоторое влияние воспитателя:  надо вызвать дружелюбное отношение  у сверстников к робким детям,  подсказать, какие роли им можно  поручить.

    Помогая  детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель  использует рассматривание иллюстраций  к литературным произведениям , уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

  Знакомство  детей с играми-драматизациями начинается с ясельного возраста, когда сказки приходят к детям с театром  Петрушки, бибабо, настольным театром  в исполнении взрослого или старших  дошкольников, с музыкальным сопровождением. У малышей появляется желание подпевать, вторить голосом, изображать какие-то движения в такт музыке.

  У старших  дошкольников игра в сказку приобретает  черты театрального творчества. В  результате целенаправленных занятий, упражнений, творческих заданий у  детей проявляется творческая активность: инициатива, фантазия, увлеченность.

  Все дети хотят играть в сказку, но многим мешают страх, неуверенность, неудачи. Опыт работы подсказал нам необходимые  методические приемы, стимулирующие  творческое воображение детей.

  Так, наряду с показом взрослого и с  показом упражнения одним ребенком мы практикуем коллективные показы-упражнения. При анализе показа-упражнения одного из ребят воспитатель отмечает достоинства  и находки исполнителя и обращается ко всем: «Кто хочет показать, как  движется и рычит медведь, крадется лукавая рыжая лиса, задорно поет храбрый петух?» Глаза ребят  говорят об огромном желании играть, но многим мешает внутренняя скованность, страх. И тогда выручают коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с  вами в лесу и все мы медведи–ищем мед!» или «Мы–хитрые лисоньки (или квакающие лягушки)». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных нет–все дети изображают злого волка, смелого петуха, хозяюшку лягушку, и т. д. Воспитатель сопереживает вместе с детьми, повторяет движения и голоса героев сказки, ищет удачи в игре ребят.

  Постепенно  неуверенные попытки передать голос, характерные движения своего героя  сменяются умением использовать свои художественные навыки полно и  ярко. Игра усложняется, предлагаются контрастные задания: изобрази старого  медведя и медвежонка, старую лягушку  и лягушонка, злую собаку и беззащитного щенка и т. д.

Информация о работе Творческие игры и их своеобразие