Творческие игры и их своеобразие

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:27, контрольная работа

Краткое описание

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе.

Оглавление

1. Игра как основной вид деятельности дошкольника.
2. Творческие игры:
а) сюжетно – ролевые игры;
б) строительно – конструктивные игры;
в) игры – драматизации;

3. Основные отличительные особенности творческих игр, их
своеобразие.

4. Роль педагога в творческих играх дошкольников.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 69.95 Кб (Скачать)

    В  творческой игре умственная активность  детей всегда связана с работой  воображения: нужно найти себе  роль, представить себе, как действует  человек, которому хочется подражать,  что он говорит. Воображение  проявляется и развивается также  в поиске средств для выполнения задуманного:

- прежде чем  отправиться в полет, необходимо  соорудить самолет;

- для магазина  надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить  самому.

    В  творческих играх дошкольников  развиваются творческие способности  будущего школьника. Интересные  игры создают бодрое, радостное  настроение, делают жизнь детей  полной, удовлетворяют их потребность  в активной деятельности. Даже  в хороших условиях, при полноценном  питании ребенок будет плохо  развиваться, станет вялым, если  он лишен увлекательной игры.

    Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные). 
     При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность. 
    Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета. 
Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил. 

    Современная отечественная педагогика к творческим играм относит сюжетно-ролевые игры, строительные игры и игры-драматизации. К группе игр с правилами относятся дидактические и подвижные игры.

    а) сюжетно  – ролевые игры.

    В  процессе развития игры ребенок  переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были. И это далеко не все, что ребенок приобретает в игре. Вместе с тем игру рассматривают как деятельность однородную, имеющую в дошкольном возрасте единственную форму выражения. Действительно, если посмотреть, например, "Программу обучения и воспитания в детском саду", то там речь идет в основном о сюжетно-ролевой игре. Это наиболее доступный и понятный нам, взрослым, вид игры. Вот девочки играют в магазин. Одна — продавец, она взвешивает товар, заворачивает его в бумагу, получает деньги. Другая — покупатель, она выбирает, что и сколько купить, оплачивает покупку, кладет ее в сумку, несет домой. Другими словами, берется какой-то сюжет — тема (в данном случае — магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно-ролевая.

    Этот  вид игры стал центром многочисленных  исследований взрослых, ему посвящают  семинары, научные работы. Это самый  понятный нам вид деятельности  детей. Профессионалы часто посещают  детские садики, чтобы посмотреть, как дети учатся в играх  различным социальным ролям. Но  зачастую дети уже не играют. Они делают то, что хотят видеть  взрослые, старательно уча малышей  "шаблонным играм".

    В  результате мы получаем уже  не игру. Приведем пример из  опыта Е.Е. Кравцовой, описанного  ею в курсе лекций по дисциплине "Психологические основы дошкольного  воспитания".

    "Несколько  лет назад мне с моими коллегами  довелось быть в одном детском  саду, где игра, по мнению специалистов, там работающих, была особенно  хорошо поставлена. Очень мне  захотелось посмотреть эту игру. И вот я в старшей группе. Дети играют "во врача". За  столом, уставленным бутылочками  от лекарств самой разной формы,  сидят мальчик и девочка в  белых халатах, шапочках с красным  крестом. Это врач и медсестра.  Перед их "кабинетом", совсем  как в жизни, сидят в очереди  дети с куклами и мишками  на коленях — это мамы с  детьми. По очереди, степенно дети  входят к врачу. Он у всех  подряд проверяет горло, потом  меряет температуру, затем сестра  выписывает "рецепт". Посмотрев  на эту процедуру, начинаю сильно  хромать и стонать и подхожу  к очереди. "А где ваша дочка?" — спрашивают дети. "А я без  дочки, у меня болит нога, я  не могу терпеть, я поранила  пятку. Ой, ой, ой! Как больно! Можно  мне без очереди?"

     Дети заинтригованы — нарушился  привычный распорядок, знакомая  им последовательность событий.  После некоторого колебания они  пропускают меня без очереди.  Врач уже слышал, что к нему  пришел необычный пациент —  я без дочки и иду вне  очереди. Тем не менее, он  предлагает мне показать горло.

- Откройте рот. 
- Но у меня болит пятка. 
- Откройте рот, надо посмотреть горло. 
- Зачем? Я наступила на гвоздь, и у меня идет кровь! 
- Тогда давайте измерим температуру. 
- Температура здесь ни при чем. 
- Сестра, выпишите рецепт (совсем растерявшись)".

    Описана  как раз не игра, а шаблонное  действие, и, увы, видимо виной  тому ошибка воспитателей. Часто  взрослые хотят видеть в детях  серьезность, правильность со  своей точки зрения, но ведь  в каждом возрасте свои задачи, и для дошкольников очень важно  развить фантазию, воображение. Поэтому зачем заставлять ребенка учиться читать с трех-четырех лет? В какой-то мере это, может быть, правильно, но нельзя забывать о том, что нельзя упускать время. В школьном возрасте значение воображения и фантазии уже далеко не такое, как в дошкольном. Следовательно, раньше времени научив ребенка правильным, с нашей точки зрения, действиям, мы навсегда лишаем его возможности максимально использовать другие свои резервы.

    В  насыщенной, интересной игре, наполненной  фантазиями и воображением, ребенок  растет, развивается, а в простом  повторении заученных фраз? Скорее  деградирует. Здесь нет развития. Но сухость и негибкость малыша  находит свою причину в том, что ребенок когда-то не научился играть в две более простые игры, которые вкупе и складываются в сюжетно-ролевую. Что же это за игры?

    Сюжетно-ролевая  игра имеет две  линии – сюжетную  и ролевую. Рассмотрим  сюжетную линию.

    В  два-три года ребенок вдруг  начинает вести себя странно.  Он вдруг раскладывает разные  предметы перед собой на стуле  или на столе, начинает по  очереди ими манипулировать, что-то  бормотать себе под нос. Ребенок  может играть сервизом в шкафу,  мамиными и папиными вещами, может  даже начать озвучивать картинки  в книжке. Родители обычно не  обращают внимания на такую  деятельность ребенка, что в  ней может быть полезного? Однако  это и есть игра.     Первая составляющая сюжетно-ролевой  игры – режиссерская.

    Действительно,  действия ребенка чрезвычайно  похожи на действия режиссера.  Во-первых, сам ребенок уже сочиняет  сюжет. Сначала это простой,  примитивный сценарий, но в будущем  он обрастает множеством усложняющих  деталей. Родители удивляются  талантам малыша – такой маленький,  а сам придумывает сюжет, но  это очень хороший признак,  который должен быть свойственен  всем детям, – развитие самостоятельности.  Все, что сейчас он делает  – он делает сам, без помощи. Когда-нибудь каждый человек приходит  к самостоятельности, пусть так  рано начнутся первые ее проявления. Второй схожей чертой игры  ребенка и режиссера в данном  случае является то, что ребенок  сам решает, кто кем будет. Каждый  предмет может стать домиком,  человеком, животным и т.д. Ребенок  тем самым учится переносить  свойства одного предмета на  другой. Третьим важным сходством  является то, что малыш сам  сочиняет мизансцены. Он может  долгое время возиться с мелкими  предметами только потому, что  составляет из них фон для  будущего действия. Ну и, наконец,  ребенок в такой игре исполняет  все роли сам или, по крайней  мере, становится диктором, повествующим  о том, что происходит. Значение  такой игры огромно. Все эти  моменты имеют огромное значение  и для общего психического  развития ребенка, и для развития  игровой деятельности. Ребенок-режиссер  приобретает необходимое качество  для дальнейшего развития игры  — он научается "видеть целое  раньше частей". В данном случае это означает видеть игру не с какой-то одной, частной, пусть даже весьма значимой позиции, а с позиции общей, обеспечивающей ему с самого начала положение субъекта этой деятельности, которое лежит в основе взаимодействия отдельных персонажей, положение, дающее возможность не запоминать и слепо повторять сделанное другими, а придумывать ход событий самому.

    Малыш,  владеющий режиссерской игрой,  сумеет без особых проблем  подыграть реальному партнеру  в сюжетно-ролевой игре. Кроме  того, он может играть в одну  и ту же игру по-разному,  придумывая все новые события  и повороты в сюжете, осмыслять  и переосмыслять различные ситуации, встречающиеся в его жизни.  Особую значимость режиссерская  игра приобретает в связи с  тем, что она в одной из  своих характеристик полностью  совпадает со спецификой воображения.  Способность видеть целое раньше  частей — вот та основа игры  и воображения, без которой  ребенок никогда не сможет  стать "волшебником" (Кравцова  Е.Е. "Разбудить в ребенке Волшебника" М.: Просвещение, 1996). А что же делает  маленький режиссер на самом  деле? Он соединяет различные,  вроде и не связанные друг  с другом предметы логическими  связями, сюжетом. Каждый предмет  у него получает свои отличительные  свойства, все они оживают, говорят.  Таким образом, все неодушевленные  участники игры вдруг соединяются  сюжетом ребенка, а это и  есть агглютинация - вид воображения.

    Следующая составляющая сюжетно-ролевой игры - образно-ролевая.

     Практически каждый ребенок в определенном возрасте вдруг превращается в кого-то - в животных, во взрослых, даже в машины. Всем очень хорошо знакома такая картина: мама опаздывает на работу и должна еще успеть завести в детский сад малыша, а он, как назло, не идет быстро, а шаркает ногами. Мама торопит его, но безрезультатно. Подойдя к крыльцу детского сада, он вдруг не пошел по ступенькам, как все "нормальные" дети, а стал их "объезжать". "Что за ребенок такой!" — в сердцах говорит мама. "А я не ребенок, я — машина". Оказывается, малыш шаркал ногами не для того, чтобы мама опоздала на работу или чтобы в очередной раз "потрепать ей нервы", а лишь потому, что он — машина, а машина, как известно, не поднимает ноги-колеса, а плавно скользит по асфальту (Кравцова Е.Е. "Разбудить в ребенке волшебника" М.: просвещение, 1996).

    Следует отметить, что образно-ролевая игра играет важное значение для самостоятельной психологической реабилитации. Игра позволяет ребенку отвлечься, переключиться от проблем, например, в общении со сверстниками. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт — и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть "как мама" или "как папа" воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к "семейному быту". И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в "дочки-матери". Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.

    Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже "Бывает так или нет?". Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив. В сущности, тенденция к тому, что в наше время далеко не все родители отдают детей в садик, потому и пугающая, что молодое поколение испытывает значительные сложности с общением, находясь как бы в изоляции до самой школы.

    Д.Б. Эльконин в своем труде "Психология игры" решал вопрос о возникновении сюжетно-ролевой игры и об особенностях ее в разные периоды дошкольного детства. Детям разных возрастов предлагалось играть в "самих себя", в "мам и пап", в "своих товарищей". Дети всех возрастов отказались играть самих себя. Младшие дошкольники не могли мотивировать своего отказа, старшие же прямо заявили, что так играть нельзя. Дети показывали, что без роли, без перевоплощения, не может быть игры. Младшие дошкольники отказывались также играть друг друга, так как не способны еще были выделить специфических черт друг у друга. Старшие дошкольники брали на себя эту сложную задачу.

    Выполнение роли воспитателя младшими дошкольникам подразумевало кормить малышей, укладывать их спать, гулять с ними. У средних и старших дошкольников роли воспитательницы все более и более концентрируются вокруг взаимоотношений "дети-воспитательница". Появляются указания на характер этих отношений, на норму и способы поведения. Таким образом, каждая сюжетно-ролевая игра претерпевает изменения в зависимости от возраста детей: сначала это предметная деятельность, затем отношения между людьми и, в конце концов, это выполнение правил, регулирующих отношения людей.

   

    б)  строительно – конструктивные игры 

     В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, вальфдорфская педагогика, система Л.К. Шлегер и др.). Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.). Термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно (П.Г. Саморукова, В.Р. Лисина). Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию.

Информация о работе Творческие игры и их своеобразие