Тренинг как метод развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР 8-9 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: определить условия и средства развития коммуникативных универсальных учебных действий посредством тренинга; разработать методические рекомендации развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР 8- 9 лет.
Задачи:
1. Изучить данные научно-методической литературы по проблемы исследования;
2. Изучить особенности общения младших школьников; понятие «тренинг»;
3. Рассмотреть особенности, виды и функции тренингов;
4. Рассмотреть классификацию детей с задержкой психического развития;
5. Выявить особенности использования тренинга как метода развития коммуникации у детей с ЗПР.
6. Разработать коррекционную программу формирования позитивных навыков общения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 8-9 лет;
7. Провести коррекционную работу по улучшению коммуникативных навыков детей;
8. Формировать у детей 8-9 лет с ЗПР ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности младших школьников.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Yana.docx

— 71.22 Кб (Скачать)
  1. « Я общительный» (1 час):

  • «Итоговое занятие».

Для каждой темы подобраны различные методики, игры и упражнения, которые представлены в Приложении. Разработанный план по каждой теме направлен на:

    1. Развитие навыков совместной деятельности и конструктивного общения;
    2. Формирование внимательного отношения друг к другу;
    3. Умение детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в

себе, внутренне раскрепощаться, и установлению дружеских контактов;

    1. Сплочение группы;
    2. Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям и к

чувствам других;

    1. Знакомство с различными эмоциями, умение адекватно выражать свои эмоции;
    2. Развитие мимики;
    3. Развитие невербальных средств общения: языка жестов, мимики, пантомимики,

выразительности движений;

    1. Осознание себя и черт своего характера
    2. Помочь детям увидеть свои положительные стороны;
    3. Формирование чувства принадлежности к группе;
    4. Расширение объема развития коммуникативных навыков;
    5. Развитие уверенности в себе и в своих силах;
    6. Помочь в формирование гармоничной личности;
    7. Формирование умения решать конфликты.
  1. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; осознавать свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Так же мы использовали разработанную Ю. В. Филипповой модель подготовки к тренингу:

    1. Определение темы и цели тренинга как образа будущего результата, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (важно провести тренинг на тему, которая будет интересна учащимся);
    2. Определение состава тренинговой группы. Список группы, количество учащихся. Каково будет соотношение мальчиков и девочек? В чем заключаются психологические особенности участников?
    3. Определение временных ресурсов. Количество тренинговых занятий, дозировка. Определить время 1 занятия;
    4. Формулировка проблем. Необходимо четко и ясно сформулировать проблемы, которые предстоит решить в процессе тренинга;
    5. Подбор соответствующих психотехник. Необходимо использовать профессиональную литературу и пользоваться уже известными психотехниками. Важно, чтобы эти психотехники работали на решение поставленных задач;
    6. Выделение блоков тренинговой программы и занятий на каждый блок. Составление сценарного плана тренинга. Реализация этого шага связана с распределением подобранных или разработанных техник по занятиям. С первого раза оптимальным образом распределить тренинговые психотехники при недостаточном опыте бывает достаточно сложно. Чтобы не растеряться в ситуации необходимости замены одной техники другой, следует заранее позаботиться о запасных упражнениях — иных по форме, но направленных на решение тех же задач.

Написание краткого сценария тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов.

 

2.2 Исследование коммуникативных  универсальных учебных действий  посредством

метода наблюдение и социометрии

Для выполнения намеченной работы были выбраны ученики 3 «В» класса 26 школы города Ярославля. Класс состоит из 7 человек, из них 6 мальчиков и 1 девочка. Детям был предложен перечень вопросов с целью выявление межличностных отношений в коллективе. В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными. Одни вопросы направлены на выявление эмоциональных связей: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой; с кем бы ты поделился своими переживаниями; кого бы ты пригласил на день рождения и другие. Для выявления деловых отношений могут быть предложены следующие вопросы: к кому бы ты обратился за помощью при подготовке к контрольной работе; к кому бы обратился за помощью, поддержкой при выполнении общественного поручения. Подобные вопросы можно составить самостоятельно, исходя из текущих событий класса.

Если при опросе использовались отрицательные критерии, то появляются категории детей, которых относят к «отвергаемым». Дальнейшее исследование индивидуально психологических особенностей детей, получивших различное число выборов при социометрии, предполагает выявление причин такого отношения со стороны одноклассников и определение соответствующих путей и методов воспитательной работы с ними.

Социометрия позволяет выявить следующие социально-психологические феномены: соотношение формальной и неформальной структур коллектива, количества группировок и степень их сплоченности, выявление лидера и психологического климата в коллективе.

В ходе обработки результатов социометрии был выявлены лидеры класса - Исмаилов Турал, Кренделев Егор.

Перед проведением занятий ребятам была предложена анкета «Атмосфера в коллективе» (Приложение 5), которая помогла выявить, какой признак более выражен в данной группе. В ходе анкетирования были получены следующие результаты: в классе преобладает дружелюбие, но в то же время отсутствует согласие и сотрудничество в учебном процессе.

Данные результаты были выявлены не только при анкетировании, но и при использовании метода наблюдения во время урока. Наблюдение за детьми происходило не в искусственно созданных ситуациях, а непосредственно в различных видах деятельности. Во время перемен видно, что между ребятами, в общем, дружеские отношения, за исключением некоторых конфликтных ситуаций. Класс состоит в основном из вспыльчивых ребят, поэтому часто бывали конфликты и столкновения мнений. В результате вмешательства учителя, ученики успокаивались, а конфликт сходил на нет.

Учащиеся данного класса могут высказывать свою точку зрения в устной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2.3. Анализ результатов эффективности  проведенных занятий

В ходе преддипломной практики, мною были проведены 19 занятий, направленных на развитие коммуникативных универсальных действий. Данные были оформлены нами в виде таблицы (см. приложение ), по следующим критериям оценивания коммуникативной деятельности учащихся.

* - Уровень сформированности показателей может оцениваться следующим образом: 3 балла - коммуникативное действие ярко выражено; 2 балла - коммуникативное действие проявляется на среднем уровне; 1 балл - коммуникативное действие выражено слабо; О баллов - коммуникативное действие отсутствует (не выражено).

Компонент

коммуникативной

деятельности

Параметры

определения

сущности

коммуникативного

действия

Эмпирические

показатели

сформированное™

коммуникативных

действий

Уровень

сформированности показателей на основе наблюдения: (от 0 до 3 б.)*

Информационный компонент

Умение принимать информацию

  1. Внимание к сообщениям учителя и товарищей.
  2. Активность, работоспособность на каждом этапе урока.
 
 

Умение передавать информацию

  1. Умение выразить мысль, намерение, просьбу.
  2. Полнота сообщения.
 
 

Умение планировать сообщение

  1. Деление речи на отдельные

смысловые элементы.

  1. Наличие обращения по имени.
 

Интерактивный компонент

Умение

взаимодействовать с партнером в совместной деятельности

  1. Совместное планирование совместной деятельности.
  2. Ориентация на партнера.

3.

Заинтересованность в выходе из конфликтных ситуаций

 
 

Готовность к взаимодействию

  1. Умение ориентироваться в ситуации общения.
  2. Удовлетворенность в общении.
 
 

Адаптированность в

школьном

коллективе

1. Отсутствие

симптомов

«некомфорта»

(отсутствие

замкнутости,

агрессивности и пр.)

 

Компонент восприятия

Восприятие другого

  1. Понимание отношения других к себе(осознание внешней оценки).
  2. Сопереживание эмоциональному состоянию другого.
  3. Понимание эмоции.

1 I г .

 



 

 

межличностных

межличностных

 
 

отношений

отношениях.

  1. Значение для ребенка данных отношений.
  2. Способность выделять свои личностные характеристики.
 


Карта оценивания коммуникативной деятельности учащихся


 

Вывод по 2 главе:

Использование тренинга как метода формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения вносит большие изменения в развитие детей младшего школьного возраста.

Анализируя проведенную работу, мы увидели, что использование данного метода должно носить систематический характер и на ряду с этим необходима смена техники для поддержания интереса к выполняемой деятельности.

При проведении занятий, к концу практики, мы заметили, что у детей повысился уровень осознанности выбора партнера для работы в паре или группе, проявляющийся в желании вступать в диалог и сотрудничество, ребята стали более доброжелательными, раскрепощенными в общении, активно идут на установление новых контактов, преодолевая стеснение, изменили свои статусные роли.

Мнение учителя о классе изменилось. Елена Александровна в беседе отметила, что ребята стали более дружными, охотнее начали излагать во время урока свою точку зрения, аргументируя ее, замечен прогресс в расширении словарного запаса учащихся, что положительно сказывается в умении использовать коммуникативные умения на уроках, предлагать для решения проблемных ситуаций нестандартные способы достижения поставленной цели, не боясь, критики со стороны сверстников. Среди детей реже стали отмечаться случаи негативного отношения к одноклассникам, эмоциональные связи детей в классе укрепились

Учитывая данные факты, можно сказать, что использование тренинга как метода развития коммуникативных универсальных учебных действий при наличии правильно подобранных упражнений и игр, привело к повышению развития коммуникативных навыков и оказало положительное влияние на развитие личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что проведенное исследование и полученные результаты свидетельствуют о том, что целенаправленная организация работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий способствует динамике положительного взаимодействия учащихся.

Заключение

Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как - интерактивный; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

При развитии коммуникации необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников, так как группа сверстников становится для них тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

Поставленные перед нами задачи были реализованы в ходе практической деятельности и анализа литературы. Полученные данные, опубликованные в ряде работ, позволяют сделать вывод о том, что совместная деятельность с детьми в этом направлении реализует

личностно-ориентированные технологии, характеризующие сотрудничество участников педагогического процесса, равенство и равноценное партнерство не только самих младших школьников, но и младших школьников со взрослыми.

Наше исследование показало, что проведенный комплекс занятий, разработанный на основе полученных результатов и анализа уровня коммуникативных умений и навыков, с учетом возрастных особенностей детей 8-9 лет, оказался достаточно продуктивным и способствовал достижению поставленной цели.

Таким образом, уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников, зависит от выбранного организационно- методического обеспечения и правильно организованной воспитательной работы, что собственно и подтверждает выдвинутую гипотезу в исходном положении.

Список использованной литературы

  1. Анохин, П К. Эмоции. Психология эмоций [Текст] / П К. Анохин — М.: Просвещение, 1993. — 209с.
  2. Белобрыкина, О.А. Речь и общение [Текст] / О.А. Белобрыкина. - М., 2008.
  3. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М., 2001,- 356с.
  4. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалев. - М., 2002.
  5. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга [Текст] / Вачков И В. - М.: Ось-

89, 2000.

  1. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы [Текст] / И.В. Вачков - М.. Эксмо, 2007 г.
  2. Вачков, И.П. Методы психологического тренинга в школе [Текст] // Школьный психолог. - 2004. - №35,- с. 15-19.
  3. Власова, Т А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т А. Власова, М.С. Певзнер - М., 2000.
  4. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова - М., 2003.
  5. Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до 7 лет [Текст] / Л.Н. Глазунова, Е.О. Смирнова - М., 2001.
  6. Горшкова, Е.Н. Учите детей общаться [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2000. - №12.
  7. Ефимова, Н С. Психология взаимопонимания [Текст] / Н С. Ефимова - СПб., 2004.
  8. Заика, Е В. Игровой тренинг познавательных процессов школьников: принципы его построения [Текст] / Е В. Заика - М„ 2005. - №5 - 6. - С. 50 - 52.
  9. Кипнис, М. Тренинг коммуникации [Текст] / М. Кипнис - М., 2004.
  10. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах [Текст] // «Начальная школа». - 2008. - №7.
  11. Мелибурда, Е Л. Ты - Мы: психологический возможности улучшения общения [Текст] / Е Л. Мелибурда - М., 2010.
  12. Моделина, Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, текстах [Текст] / Т.Б. Моделина - М., 2009.
  13. Монина, Г.Б., Лютбва-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг [Текст] / Г.Б. Монина, Е.К. Лютбва - Роберте - СПб.: Речь, 2005.
  14. Никишина, В.Б Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов [Текст] / В.Б. Никишина

Информация о работе Тренинг как метод развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР 8-9 лет