Тренинг как метод развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР 8-9 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: определить условия и средства развития коммуникативных универсальных учебных действий посредством тренинга; разработать методические рекомендации развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР 8- 9 лет.
Задачи:
1. Изучить данные научно-методической литературы по проблемы исследования;
2. Изучить особенности общения младших школьников; понятие «тренинг»;
3. Рассмотреть особенности, виды и функции тренингов;
4. Рассмотреть классификацию детей с задержкой психического развития;
5. Выявить особенности использования тренинга как метода развития коммуникации у детей с ЗПР.
6. Разработать коррекционную программу формирования позитивных навыков общения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 8-9 лет;
7. Провести коррекционную работу по улучшению коммуникативных навыков детей;
8. Формировать у детей 8-9 лет с ЗПР ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности младших школьников.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Yana.docx

— 71.22 Кб (Скачать)

Принцип метафорнзации (симболизма). Каждый участник тренинга может (и должен) увидеть свое совпадение с окружающим миром в пространстве жизни, увидеть себя как часть целого. И не только с миром вообще, но и в пространстве своей группы. Метафора есть по сути своей перенос свойств одного предмета на другой. Иначе говоря, благодаря метафоре (чаще всего реализуемой через некоторые символические образы) становится возможным переход из одного пространства (в том числе — воображаемого) в другое. Если в других участниках человеку удается узнать себя и ощутить свое единство с ними в пространстве тренинга, то это также есть реализация принципа метафоризации.

Принцип трансспективы. Согласно этому принципу учитель должен ориентироваться на создание в тренинге условий для проживания участниками событий в их единстве с событиями прошлого и будущего, фактически в их неразрывности во времени. Линейность времени — понятие условное. Психологическое время может проживаться совершенно по- разному циклически, фрагментарно, синкретически [5, С. 34].

Трансспективность события дает человеку возможность изменить и прошлое, и будущее. Часто трансспективность переживается участниками как «временная сжатость» тренинговых занятий, субъективное ощущение очень быстрого протекания времени в процессе работы и чрезвычайной наполненности и длительности при ретроспективном взгляде.

Основными тренинговыми методами для работы с младшими школьниками - являются игровые методы. Они заключают в себя:

  • ситуационно-ролевые;
  • дидактические;
  • творческие;
  • организационно - деятельностные;
  • имитационные.

Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодрамме.

Использование игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряжённости участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты». Очень часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьезных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, поскольку образует психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психо-коррекционным средством не только для детей, но и для взрослых. Возможности игровых методов в тренинговой работе действительно неисчерпаемы [5, С. 56].

Игровые методы включают в себя ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные и деловые игры.

Задачи психологического тренинга

Тренинг как метод направлен на то, чтобы помочь участникам освоить какую-либо деятельность. Но какие условия обеспечивают усвоение новой деятельности? Очевидно, что человек должен:

    1. хотеть это делать;
    2. знать, как это делать;
    3. уметь это делать.

По отношению к психологическому тренингу это означает решение следующих задач:

1. Задача мотивирования и формирования позитивных отношений к новой деятельности.Задача связана с необходимостью сформировать у участников тренинга желание освоить новую деятельность увидеть в ней смысл для себя, осознать ее ценность. Например, в тренинге профессионального педагогического самосознания работа психолога должна способствовать тому, чтобы участники — учителя по-настоящему захотели научиться глубоко рефлексировать свою деятельность, увидели несомненную пользу для себя в том, чтобы разбираться в особенностях своей личности, своих отношений с учениками и способах преподавания.

2. Задача формирования системы представлений. Следует обратить внимание, что речь идет именно о формировании системы представлений, а не системы понятий. Тренинг — это не урок, здесь нет задачи глубокого усвоения знаний. Важно учесть разницу между знаниями и представлениями: представления — это только такая усвоенная информация о мире, которая используется человеком для понимания мира и на основе которой он выстраивает свое поведение в мире. Представления не являются точными и строго определяемыми, но они могут оказывать на человеческую жизнь куда более сильное влияние, чем усвоенные, но не пережитые, не ставшие убеждениями знания. Порой тренеру приходится приложить немало усилий, чтобы помочь участникам группы изменить прежние и усвоить новые представления. Возвращаясь к предыдущему примеру о тренинге профессионального педагогического самосознания: учителям бывает необходимо коренным образом пересмотреть свои представления о сущности и смысле собственной педагогической деятельности.

3. Задача формирования умений. Это наиболее часто называемая и, может быть, наиболее важная задача тренинга. Под умениями мы будем понимать способность человека управлять применением имеющихся у него представлений, отношений и навыков в соответствии с условиями конкретной ситуации. Умения могут быть трех основных типов: технологические, стратегические и диспозиционные. Если технологические умения — это способность использовать знания и навыки в определенной ситуации, стратегические — использовать из имеющихся в подструктуре представлений наиболее адекватную в данной ситуации стратегию деятельности, то диспозиционные — это способность занимать определенную диспозицию по отношению к ситуации на основе имеющейся системы субъективных отношений. В педагогической деятельности все эти умения оказываются чрезвычайно важными [6, С. 49].

При анализе тренинговых методов необходимо опираться на критерии, в которых учтены, с одной стороны, единство индивидуальных и групповых процессов, а с другой — уровни осуществления деятельности педагога.

Итак, тренинговый метод — это способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих. Нельзя забывать о требованиях предъявляемых к проведению тренингов (Приложение2).

Вывод по 1 главе

Для того, чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения необходимы знания индивидуальных особенностей ребенка, как возрастных, так и личностных. Важно так же знать общие закономерности развития общения в детском возрасте, ведь коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а так же для становления человека как личности.

Опираясь на знания общей характеристики младшего школьного возраста, можно сделать упор на ведущий вид деятельности данного возраста для наиболее эффективного и продуктивного построения своей деятельности в области развития коммуникативной стороны учащихся.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и JI.B. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Хотя ведущая деятельность младших школьников - учение, игра занимает очень большое место в их жизни. Коллективные игры способствуют сплочению коллектива. Игра создаёт особого рода практику в поведении ребёнка и таким образом способствует формированию ценных качеств личности, воспитывает волю, организованности, находчивость, инициативность.

Один из видов эффективного взаимодействия с детьми является тренинг. Основными тренинговыми методами для работы с младшими школьниками - являются игровые методы. К ним относятся: ситуационно -ролевые, дидактические, творческие, организационно - деятельностные и имотационные. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод.

При использовании тренинга, формируется положительный климат в классе, способствующий становлению положительного образа «Я», появлению уверенности в себе, а так же развитию ценных навыков общения («От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь» Волков Б. С., Волкова Н. В.).

Тренинг так же является мощным средством сплочения детского коллектива, способствует укреплению дружеской, позитивной атмосферы, в которой ребенок постепенно раскрывается, не боясь проявить себя и в то же время, набирается новым опытом.

Глава 2. Методические разработки по развитию коммуникативных универсальных

учебных действий посредствам тренинга

2.1. Анализ  методических разработок по формированию  коммуникативных универсальных  учебных действий детей младшего  школьного возраста

Начало развития общения и речи ребенка относится к самым ранним этапам онтогенеза, поэтому к моменту поступления в школу ребенок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, однако, что хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников в настоящее время очень сильно варьируется, в целом он весьма далек от желаемого, что и побуждает разработчиков нового проекта «Стандартов» считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.

В контексте предлагаемой концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается не узко прагматически - как обмен информацией, например учебной, - а в своем полноценном значении, т.е. как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

В рамках работы над темой «Тренинг как метод развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития 8-9 лет», мы

будем проводить комплекс занятий, направленных на развитие коммуникативных УУД у учащихся с ЗПР 8-9 лет в школе 26, во 3 классе.

Нами проведены диагностики на выявление уровня развития коммуникативных умений. В соответствии с планом работы по развитию коммуникативных УУД, будут составленным результаты анализа уровня развития коммуникативных умений у детей данного класса, по средствам методик предложенных в приложении.

Полученные данные, в ходе проведения замера, свидетельствуют о низком уровне развития коммуникации у детей с ЗПР.

Прежде чем приступить к реализации разработанного плана приведенного ниже, нами была проведена методика по исследованию психологического климата в группе (Приложение 8), что важно для выявления эмоциональных состояний детей.

Режим проведения: цикл коррекционно - развивающих занятий состоящих из 19 занятий. При соблюдении режима проведения - 1 занятие в неделю.

Продолжительность каждого занятия: 20 -35 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей детей, от их желания).

Предполагаемые результаты: развитие коммуникативных УУД у детей с ЗПР 8-9 лет, посредством разработанных коррекционно - развивающих занятий для детей с ЗПР 8-9 лет План работы:

  1. «Тропинки к своему Я» (5 часов):

    • « Будем знакомы!» - знакомство, создание доброжелательной и доверительной обстановки.
    • « Я + Я» - содержание данного занятия поможет детям осознать свои характерные особенности и предпочтения, преодолеть эмоциональные проблемы;
    • « Я и моё окружение» - развитие коммуникативных навыков, формирование внимательного и доброжелательного отношения друг к другу;
  • « Мои интересы»;
  • « Чем я отличаюсь от других?»
    1. « В мире человеческих эмоций» (5 часов):

  • «Азбука эмоций» - развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам и переживаниям;
  • «Мимика»
  • « Передай эмоцию» - развитие умения управлять эмоциями, создание доброжелательной атмосферы и развитие мимики; вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах, хороводах и музыкальных играх.
  • « Подари положительные эмоции людям»;
  • «Как понять человека без слов?».
  1. « Умение общаться» (2 часа):
  • «Общение - обмен информацией и переживаниями»;
  • « Важно уметь слышать и слушать»;
  1. « Конфликты» (6 часов):
  • « Почему возникают конфликты?»;
  • « Учимся слушать и слышать»;
  • « Выразить правильно то, что не нравится»;
  • « Понять и простить»;
  • «Бесконфликтное обгцение»;
  • « Секреты улыбки».

Информация о работе Тренинг как метод развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР 8-9 лет