Тренинг как метод развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР 8-9 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: определить условия и средства развития коммуникативных универсальных учебных действий посредством тренинга; разработать методические рекомендации развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР 8- 9 лет.
Задачи:
1. Изучить данные научно-методической литературы по проблемы исследования;
2. Изучить особенности общения младших школьников; понятие «тренинг»;
3. Рассмотреть особенности, виды и функции тренингов;
4. Рассмотреть классификацию детей с задержкой психического развития;
5. Выявить особенности использования тренинга как метода развития коммуникации у детей с ЗПР.
6. Разработать коррекционную программу формирования позитивных навыков общения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 8-9 лет;
7. Провести коррекционную работу по улучшению коммуникативных навыков детей;
8. Формировать у детей 8-9 лет с ЗПР ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности младших школьников.

Файлы: 1 файл

Kursovaya_Yana.docx

— 71.22 Кб (Скачать)

Введение

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностных взаимодействий с одноклассниками и учителями. Они проделывают огромную работу, сталкиваясь с новыми нормами и правилами, которые нужно усвоить. В их жизни огромное количество запретов и ограничений, и вместе с этим - море требований и правил, суть которых сводится к главному - научить вести себя в обществе. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития [2, С. 13].

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В период становления ребенка в социальной роли младшего школьника интенсивное установление дружеских контактов, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития. Навыки конструктивного общения, приобретенные в младшем школьном возрасте в подростковом возрасте, во многом определят успешность ребенка [3, С. 27].

Одна из серьезнейших проблем традиционного образования (и школьного, и вузовского) - недостаточное внимание к обучению разнообразным стратегиям при осуществлении деятельности разных типов

К пятидесятым годам прошлого века стало ясно, что специально организованный тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстродействующих форм психологической работы как с группами взрослых так и с детьми. При этом тренинг должен включать, помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техник, деловые и ролевые игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т.д., - иными словами, веет приемы, которые нацелены на формирование необходимых навыков. Именно тренинг - один из тех психологических методов, который позволяет создать психологические условия для развития универсальных учебных действий (УУД):

  • Коммуникативные - умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты;
  • личностные - формирование внутренней позиции обучающегося, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
  • регулятивные - овладение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

• познавательные - воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а так же широким спектром логический действий и операций, включая общие приемы решения задач, дает возможность изменить их поведение и отношение к миру и зарождение непосредственно тренинговых групп, как форм групповой психологической работы с людьми связано с именем Курта Левина, где нашло отражение понятие тренинга введенного Манфредом Форвергом для обозначения групповых форм психологической работы, как социально-психологического метода, приемлемого как для взрослых, так и для детей школьного возраста.

Групповое движение в нашей стране стало развиваться только в последние двадцать лет (особенно активно в 90-е годы XX века).

За последние годы накоплен значительный опыт организации коррективно- развивающей помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательной программы. Однако многие вопросы остаются недостаточно разработанными. Среди них вопрос изучения коммуникативной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Проблема формирования коммуникативных способностей у детей с ЗПР специально не была изучена [21].

Все выше изложенное определило тему нашей выпускной квалификационной работы: «Тренинг как метод развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР 8-9 лет».

Цель нашего исследования: определить условия и средства развития коммуникативных универсальных учебных действий посредством тренинга; разработать методические рекомендации развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР 8- 9 лет.

Предмет: Процесс развития коммуникативных универсальных действий посредством тренинга у детей с ЗПР 8-9 лет;

Объект: Условия и средства тренинга как метода развития коммуникативных УУД детей с ЗПР 8-9 лет. 9 лет. Задачи:

  1. Изучить данные научно-методической литературы по проблемы исследования;
  2. Изучить особенности общения младших школьников; понятие «тренинг»;
  3. Рассмотреть особенности, виды и функции тренингов;
  4. Рассмотреть классификацию детей с задержкой психического развития;
  5. Выявить особенности использования тренинга как метода развития коммуникации у детей с ЗПР.
  6. Разработать коррекционную программу формирования позитивных навыков общения у детей младшего школьного возраста с ЗПР 8-9 лет;
  7. Провести коррекционную работу по улучшению коммуникативных навыков детей;
  8. Формировать у детей 8-9 лет с ЗПР ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности младших школьников.

Методы исследования:

  • теоретический анализ научной и методической литературы;
  • анализ и обобщение передовой практики педагогической работы;
  • наблюдение, беседа;
  • опытно-экспериментальная работа;
  • методы качественной и количественной обработки эмпирических данных. Гипотеза: формирование коммуникативных умений у младших школьников будет

эффективным, если:

    • будет выявлен уровень коммуникативных умений у младших школьников;
    • будут определены средства, корректирующие определенные коммуникативные умения;
    • будет правильно составлена коррекционно-развивающая программа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей с задержкой психического развития посредствам тренинга.

1.1 Общая  характеристика младшего школьного  возраста; особенности общения

младших школьников

Общая характеристика младшего школьного возраста

В период младшего школьного возраста (с 6-7 до 9-10 лет) происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми, авторитет взрослого постепенно утрачивается, большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества [28, С. 61]

В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Для того чтобы не происходило снижения интереса к учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

О.Ю. Ермолаев отмечал,что на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходит интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий [9.С. 56].

Особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся, при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные неадекватные приемы и способы выполнения учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями», к их числу относится механическое заучивание материала без его понимания. Еще один обходной путь — выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д. [19,С. 56].

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях, впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха [3,С. 34].

Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово - ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях, связанная с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими, боязнью потерять свою значимость в их глазах.

Именно эти изменения в личности ребенка часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, желаниям сделать то, что хочется, к капризам. «Негативное содержание этого возраста проявляется в первую очередь в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т. д.».

Развитие личности младшего школьника, сильно подверженной внешнему влиянию, зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Именно благодаря этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. «Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень их успешности в этом будет зависеть от типа его отношения с учениками» [19, С. 78].

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха.

В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость, осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Особенности общения младших школьников

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста эта взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.

В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе [9, С. 44].

Если у ребенка к 9 - 10 летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем - либо из одноклассников. То значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Для детей 5-7 лет друзья - это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме. В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Информация о работе Тренинг как метод развития коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР 8-9 лет