Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:02, курсовая работа
Глобализация, неизбежная включенность российского общества в общемировые процессы, уже наступившая эра коммуникационной цивилизации, в значительной степени повлияли на политические, социокультурные и экономические процессы в России.
Перемены, происходящие в образе жизни общества, привели к тому, что обозначился переход общества от относительно стабильной фазы - к динамической фазе развития; от «закрытого» общества – к «открытому» обществу; от индустриального общества – к постиндустриальному информационному обществу; от тоталитарного общества – к гражданскому обществу.
1. Отсутствует ориентация на образец.
2. Соотнесение носит
3. Началу выполнения действия
предшествует тщательный
Характер ориентировки:
1. Развернутая с опорой на предмет — хаотическая.
2. В отдельных частях развернута, в отдельных — свернута; ребенку не всегда удается организовать ориентировку.
3. Свернутая ориентировка — организованная.
Размер шага ориентировки: 1 — мелкий; 2 — пооперационный; 3 — блоками.
Предвосхищение: промежуточный результат: 1 — предвосхищения нет; 2 — в отдельных операциях; 3 — предвосхищение есть; конечный результат: 1 — нет; 2 — возникает к концу действия; 3 — есть.
Характер сотрудничества (сорегуляция действия в сотрудничестве с взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия): 1 — сотрудничества нет; 2 — сорегуляция с взрослым; 3 — самостоятельная ориентировка и планирование.
Исполнительная часть.
Степень произвольности: 1 —
хаотичные пробы и ошибки без
учета и анализа результата и
соотнесения с условиями
не всегда адекватная, есть импульсивные реакции; 3 — произвольное выполнение действия в соответствии с планом.
Контрольная часть.
Степень произвольности контроля: 1 — хаотичный; 2 — эпизодический; 3 — в соответствии с планом контроля.
Наличие средств контроля и характер их использования:
1 — средств контроля нет; 2 — средства есть, но неэффективные; 3 — средства есть, применяются адекватно.
Характер контроля: 1 — нет, отсутствует; 2 — развернутый, констатирующий; 3 — свернутый, предвосхищающий [12].
Структурный анализ основан на следующих критериях:
Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней): 1 — задача не принята, принята неадекватно; не сохранена; 2 — задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить), после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес; 3 — задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.
План выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями: 1 — нет планирования; 2 — план есть, но не совсем адекватный или неадекватно используется; 3 — план есть, адекватно используется.
Контроль и коррекция: 1 — нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен; 2 — есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная; 3 — адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.
Оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче): 1 — оценка либо отсутствует, либо ошибочна; 2 — оценивается только достижение/недостижение результата, причины не всегда называются, часто называются неадекватно; 3 — адекватная оценка результата, эпизодически — меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.
Отношение к успеху и неудаче: 1 — парадоксальная реакция либо реакция отсутствует; 2 — адекватная – на успех, неадекватная — на неудачу; 3 — адекватная – на успех и неудачу.
Методика «Помоги другу »
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля
Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.
Возраст: 8—9 лет.
Метод оценивания: фронтальный устный опрос.
Описание задания: ребенку предлагается сравнить работу (кубистический замок) своего товарища с образцом, подготовленным учителем, и исправить выявленные ошибки.
Фиксируется время работы учащегося над заданием, особенности его поведения (уверенно ли работает, сколько раз перепроверяет, проговаривает ли вслух что-либо и т. п.).
Для того чтобы найти и исправить ошибки в макете необходимы лишь внимание и самоконтроль, однако нужно помнить, что макет может и не содержать ошибок. Об этом стоит предупредить ребенка заранее.
Вопросы, задаваемые ребенку для аналитического сравнения макета с образцом:
Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: неверное расположение элементов (кубов) в пространстве, несоответствие цветов, фактур или размеров элементов.
Уровни сформированности внимания:
1. 0—2 пропущенные ошибки — высший уровень внимания.
2. 3—4 — средний уровень внимания.
3. Более 5 пропущенных
ошибок — низкий уровень
Заключение
2. В результате теоретического
анализа подходов к
3. Выявлены педагогические условия в процессе макетирования для диагностики уровня развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников: систематическое проведение диагностики уровня развития регулятивных универсальных учебных действий; организация специально созданных учебных ситуаций для самостоятельной оценки детьми своих умений; подбор комплексов упражнений для детей, позволяющих самостоятельного планировать, контролировать и выполнять задания по образцу и правилу; реализация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка.
4. Подобранный и адаптированный комплекс методик позволяет оценить степень эффективности методических рекомендаций по диагностике уровня развития универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях макетированием и зафиксировать положительную динамику по всем показателям. Таким образом, следует вывод о том, что реализация предложенных нами методических рекомендаций и выделенных педагогических условий может обеспечить эффективность развития у детей младшего школьного возраста регулятивных универсальных учебных действий на занятиях макетирования, что подтверждает выделенную нами гипотезу исследования.