Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:02, курсовая работа
Глобализация, неизбежная включенность российского общества в общемировые процессы, уже наступившая эра коммуникационной цивилизации, в значительной степени повлияли на политические, социокультурные и экономические процессы в России.
Перемены, происходящие в образе жизни общества, привели к тому, что обозначился переход общества от относительно стабильной фазы - к динамической фазе развития; от «закрытого» общества – к «открытому» обществу; от индустриального общества – к постиндустриальному информационному обществу; от тоталитарного общества – к гражданскому обществу.
Глава 1. Теоретические основы проблемы диагностики уровня развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе макетирования
Глобализация, неизбежная включенность
российского общества в общемировые
процессы, уже наступившая эра
коммуникационной цивилизации, в значительной
степени повлияли на политические,
социокультурные и
Перемены, происходящие в
образе жизни общества, привели к
тому, что обозначился переход
общества от относительно стабильной
фазы - к динамической фазе развития;
от «закрытого» общества – к «открытому»
обществу; от индустриального общества
– к постиндустриальному
Присущие этому переходу
социальная, ментальная и экономическая
дифференциация общества наряду с появлением
различных форм собственности, стали
предпосылкой сосуществования
Сегодня в педагогике,
психологии и образовательной практике
все большее признание получает
мнение о том, что в основе успешности
обучения лежат общие учебные
действия, имеющие приоритетное значение
над узкопредметными знаниями и
навыками. В системе образования
начинают превалировать методы, обеспечивающие
становление самостоятельной
Со времен Л.С. Выготского, сформулировавшего и обосновавшего положение о том, что «обучение ведет за собой развитие», в отечественной психологии и педагогике в качестве нормативно-желаемого образца всегда признавалось развивающее обучение. Цель развивающего обучения в различных теоретических подходах понималась по-разному - целостность и максимальная эффективность обучения [10], развитие теоретического мышления [11], формирование субъекта учебной деятельности, направленного на самоизменение и самосовершенствование, формирование интеллектуальной активности личности, развитие творческого потенциала личности [5].
Инновации в системе начального и общего среднего образования основываются на достижениях ЗУНовского, компетентностного, личностно-ориентированного и проблемно-ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов [12]. В рамках нашей темы подробнее стоит остановиться на последнем. Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность, путем последовательных преобразований, включая речевую форму [16]. В концепции Д.Б. Эльконина и В.В.Давыдова было обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения (эмпирические или научные понятия). Л.С. Выготский писал, что обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего через содержание усваиваемых знаний [3].
Содержание учебного предмета выступает как система научных понятий, конституирующих определенную предметную область. В основе усвоения системы научных понятий, определяющий развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся лежит организация системы учебных действий. Генезис знаний определяется формированием действия и его применением для решения задач. Как указывал В.В.Давыдов, первичная форма существования теоретического знания – это способ действия [7]. Можно выделить следующие виды учебных действий моделирующе-преобразующего характера, направленных на построение содержательного обобщения и соответствующего способа ориентации в объекте:
-
преобразование ситуации или
изменение объектов для
-
моделирование всеобщего
-
преобразование модели
-
выведение и построение серии
частных конкретно-
Практика показала, что
последовательная реализация деятельностного
подхода повышает эффективность
обучения по следующим показателям:
возрастают гибкость и прочность
усвоения знаний учащимися, возможность
их самостоятельного движения в изучаемой
области; существенное повышается
интерес к учению, формируется
открытость к саморазвитию, учебная
ответственность, целеполагание, планирование,
прогнозирование, самооценка и рефлексия
в учебной деятельности; возникает
возможность
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что существует необходимость построения новой системы общего образования в единстве функций обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся, на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся [24].
Именно эту цель и преследует современная концепции развития универсальных учебных действий. Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования.
Таким образом, мы плавно перешли
к самой концепции. Однако сразу
же встает вопрос: что же такое универсальные
учебные действия, о которых было
так много сказано выше. В широком
значении термин «универсальные учебные
действия» означает умение учиться,
т. е. способность субъекта к саморазвитию
и самосовершенствованию путем
сознательного и активного
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно
успешно усваивать новые
В составе основных видов
универсальных учебных
Все они, в свою очередь, призваны выполнять следующие функции:
— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Теперь становимся на каждом блоке более подробно. Личностные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение
необходимой информации; применение
методов информационного
— структурирование знаний;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемтворческого и поискового характера и др.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаковосимволические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаковосимволическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов и др.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Блок коммуникативных действий обеспечивает социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация и др.
Развитие регулятивных действий связано с формированиием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для ее достижения.
Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:
— умение осуществлять действие по образцу и заданному
правилу;
— умение сохранять заданную цель;
— умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по
указанию взрослого;
— умение контролировать свою деятельность по результату;
— умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Развитие данной системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативновозрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства [12].
Таким образом, можно констатировать, что в образовательной политике и методологии развития образования рельефно обозначился переход от парадигмы «знания, умения, навыки» к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования. Он находит свое выражение в таких различных направлениях психолого-педагогической науки и практики, как развивающее обучение [11], планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий [5], педагогика развития [10], культурно-историческая смысловая педагогика вариативного развивающего образования [14] и др. За этими направлениями выступает школа культурно-исторической психологии [3], которую все чаще называют школой культурно-деятельностной психологии. Долгое время идеи этой школы развивались в основном в русле академической науки и имели лишь эпизодическое влияние на сферу образовательной политики. Предлагаемая концепция развития универсальных учебных действий направлена на изменение сложившегося положения. В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности. Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе.