Оценка: 1 балл - испытуемый придумывает названия,
ориентируясь на ситуацию.
2 балла
- осуществляется замена синонимом
или подбор определения.
3,5 балла
- придуманное слово семантически
эквивалентно заданной единице и построено
по законам словообразования русского
языка.
4 балла
- в случае употребления непродуктивной
словообразовательной модели.
6) Определение внутренних связей текста.
Цель: Выявляются возможности упреждающего
синтеза текста.
Процедура: Ребенку зачитывается шесть коротких
текстов и в каждом из них предлагается
восстановить пропущенный смысловой отрывок.
Первые три задания предполагают ответ
со стороны наблюдателя, последние три
— со стороны участника диалога двух детей.
Инструкция: Угадай, что там случилось?
Речевой материал:
- Коля потерял машинку. Потом что-то случилось.
Тогда он сказал Тане: «Спасибо!»
- Коля бежал по дорожке. Что-то случилось.
Но он не упал.
- Коля взял чашку. Что-то случилось. Потому
что чай был горячим.
- А у меня есть шоколадка! Ваня что-то сказал.
Оля ответила: «Ладно, откуси кусочек!»
Что сказал Ваня сначала?
- Я люблю ходить с мамой в магазин. Ваня
что-то сказал. Оля ответила: «Потому что
она мне игрушки покупает!» Что сказал
Ваня сначала?
- Зачем ты взял стул? Ваня что-то ответил.
Тогда мама будет ругаться! Что сказал
Ваня сначала?
Оценка: 1 балл за каждый критерий:
- адекватность отбора слов (соответствие
излагаемому предмету);
- нахождение «контекстного подлежащего»: «О чем
будет идти речь?»;
- иерархия предикатов высказываний: «Что
случилось?», «Что из этих событий уже было упомянуто, какое место занимает
пропущенный предикат в этой цепи?»;
- смысловая связь двух предложений (восстанавливалась
экспериментатором через нахождение союза
или постановку вопроса).
2.2.3.
Выявление уровня развития фонологического
компонента языковой способности
1) Выявление артикуляционных
возможностей детей
Процедура: Используются функциональные пробы,
предложенные проф. Г. В. Гуровец:
- оскал зубов;
- наличие носогубной складки;
- переключаемость движений (трубочка
— оскал, лопатка — жало);
- удержание позы (язык вытянуть по средней
линии и удержать).
Инструкция: Сделай, как я:
- Улыбнись. Покажи зубки.
- Сделай губки трубочкой, улыбнись (3 раза).
- Сделай язычок «блинчиком», «змейкой»
(3 раза).
- Высунь язычок-«змейку» из ротика. Сможешь
так удержать? 1-2-3-4-5-6! Молодец!
Оценка: Каждое правильное выполнение процедуры
оценивается в 1 балл.
2) Выявление возможностей восприятия
артикуляционной позы.
Оборудование: Картинки с изображением.
Процедура: Испытуемому предлагается 6 картинок
с изображением артикуляционного уклада.
Взрослый демонстрирует образец собственной
артикуляции и просит соотнести его с
изображением.
Инструкция: Покажи, где так нарисовано. Сделай сам:
- «Блинчик». Распластать широкий язык
на нижний губе;
- «Грибок». При широко открытом рте «присосать»
язык к нёбу;
- «Трубочка». Вытянуть губы вперед в трубочку;
- «Змейка». Высунуть узкий язык как можно
дальше;
- «Заборчик». Широко улыбнуться, приоткрыв
зубы;
- «Достать язычком нос».
Оценка: Каждый правильный ответ дает 1 балл.
3) Выявление осознанности представлений
об особенностях произнесения звуков.
Процедура: Испытуемому предлагается произнести
звук (м, д, т, н, к, г и их мягкие варианты)
и определить:
- носовое
— ротовое произношение;
- участие
губ и направление активных движений языка;
- долготу
— краткость произнесения;
- участие
голоса;
- твердость
— мягкость звука.
Инструкция: 1.Слушай внимательно: «П. Что я сказала?»
П!
Носик гудит или нет? Потрогай.
П!
Язычок говорит тут (указательный жест
на губы и зубы) или там (указательный жест
в глубину рта)?
П!
Быстро или медленно сказала?
П!
Дотронься до горла. Горлышко поет или
нет?
ПЫ!
Сердито сказала или ласково?
ПИ!
Сердито сказала или ласково?
2.
Теперь вместе будем отгадывать.
Носик
гудит или нет (зачитывается ряд: М, МЬ,
Д, ДЬ, Т,ТЬ, Н, НЬ, К, КЬ, Г, ГЬ)?
Язычок говорит тут или там
(зачитывается ряд тех же звуков)?
Быстро говорим или медленно (зачитывается
ряд тех же звуков)?
Горлышко «поет» или нет (зачитывается
ряд тех же звуков)?
«Сердито говорим» или «ласково»?
(зачитывается ряд тех же звуков).
Оценка: Каждый правильный ответ дает 1 балл.
4)
Выявление уровня сформированности звуко-слоговой
структуры слова и навыков звукового синтеза
Процедура: Экспериментатор просит ребенка повторить
комплекс звуков, складов и затем угадать,
какое слово было загадано.
Инструкция: Я буду тебе говорить «кусочки», из которых
получится какое-то слово. Угадай, какое.
Речевой материал:
Д,
О, М.
С,
Т, О, Л.
Г,
В, О, С, ТЬ.
К,
А, Ш, А.
С,
У, М, К, А.
Г,
НЬ, Е, 3, Д, О.
ДЬ,
Э, РЬ, Э, В, О.
Б,
А, Б, У, Ш, К, А.
К,
А, Р, А, Н, Д, А, Ш.
П,
А, Д, БЬ, Э, РЬ, О, 3, А, ВЬ, И, К.
Оценка:
1 балл — правильное и точное воспроизведение
в темпе предъявления, быстрое опознание
слова;
0,5 балла
— замедленное поскладовое или позвуковое
воспроизведение и затруднения в опознании
слова;
0,25 балла
— искаженное воспроизведение
с сохранением количества складов,
существенные трудности в опознании
слова.
5)
Определение уровня развития фонематического
восприятия.
Оборудование: картинки с изображением.
Процедура: Ребенку последовательно предлагается
2 сюжетные картинки. Взрослый называет
все предметы и действия, изображенные
на картинке, и просит их запомнить. Затем
экспериментатор обозначает словом предмет,
а ребенок указывает на него.
Инструкция: Я тебе назову все, что нарисовано на
картинке. Запоминай. Теперь покажи, где...?
Оценка: Каждый правильный ответ дает 1 балл.
6)
Исследование навыков языкового анализа
и синтеза.
Оборудование: Карточки-фишки.
Процедура: Детям предлагается:
- повторить предложение и назвать с первого
слова до последнего, ориентируясь на
графическую модель;
- повторить слово и отхлопать его ритм,
определить в нем количество слогов;
- повторить
слово по образцу, акцентируя первый или
последний слог, повторить слово и вычленить первый и последний
звук в нем.
Инструкция: 1. Эти карточки обозначают слова. На
стол выкладываются карточки-фишки с проговариванием
предложения «Кролик грыз вкусную морковку».
Какое
предложение получилось? Назови первое
слово. Назови второе слово («Потом какое»).
Назови третье слово («Потом какое»). Назови
четвертое слово («Последнее слово»).
Теперь
по-другому загадаю: «Машина едет по дороге».
Отхлопай по карточкам слова. Одно слово
— одна карточка. Назови первое слово.
Назови второе слово («Потом какое»). Назови
третье слово («Потом какое»). Назови четвертое
слово (« Последнее слово»).
2.
Угадай, сколько слогов в слове
для детей младшего дошкольного
возраста: «Отхлопай слово, как я».
3.
Назови первый звук в слове
(для детей младшего дошкольного
возраста: «Скажи, как я»).
Назови
последний звук в слове (для детей младшего
дошкольного возраста: «Скажи, как я»).
Речевой материал:
Сад;
Окно;
Собака.
Утка;
Мак;
Нос.
Оценка: 1 балл — правильный ответ с первой попытки;
0,5 балла
— правильный ответ со второй
попытки;
0,25 балла
— правильный ответ с третьей
попытки.
Данная
методика позволяет составить представление
о степени сформированности языковой
способности у дошкольников.
По результатам
исследования определяется средний балл,
на основе которого выделялись уровни
сформированности языковой способности
у детей экспериментальной группы:
- низкому уровню соответствует результат
от 1 до 1,9 баллов;
- уровню ниже среднего соответствует
результат от 2 до 2,9 баллов;
- среднему уровню соответствует результат
от 3 до 3,9 баллов;
- высокому уровню соответствует результат
от 4 баллов.
Вывод по второй главе
Методика констатирующего эксперимента
составлена на основе материалов, изложенных
в первой главе курсовой работы по теме
исследования.
Результаты
исследования по этой методике позволят
составить пред-ставление о степени сформированности
языковой способности у дошколь-ников
с общим недоразвитием речи.
Заключение
Проблема исследования языковой способности
дошкольников с недоразвитием речи, выявления
уровня их лингвистической подготовки
является одной из наиболее актуальных
и значимых для логопедии. С ее решением
связано рассмотрение комплекса вопросов
диагностического и прогностического
характера, определение стратегии коррекционно-методического
поиска, открывающего перспективы для
внедрения новых педагогических технологий,
использования современного психологического
и психолингвистического инструментария.
В первой
главе данной курсовой работы было раскрыто
понятие языковой способности и были даны
характеристики детей с нормальным развитием
языковой способности и детей с общим
недоразвитием речи, а так же выделены
особенности языковой способности у детей
с нарушением речи.
Так же была
проанализирована литература по данной
проблеме.
Во второй
главе курсовой работы была составлена
методика констатирующего эксперимента
для исследования языковой способности
у детей дошкольного возраста и дана характеристика
детей экспереминтальной группы.
Список использованной
литературы
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
- Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников.
– М.: Просвещение, 1972. – 232 с.
- Волкова Л.С., С.Н. Шаховская.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития эмоциональных предпосылок освоения языка. - М.: Правда, 1987. - 159 с.
- Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. - 345 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. Развитие речи и мышления. – М.: Педагогика , 1983. – 456 с.
- Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: Астрель, 2005. - 316 с.
- Грибова О.Е..Что делать, если ваш ребенок
не говорит? – М., Айрис-пресс, 2004. – 48 с.
- Гриншпун Б.М. Дислалия. Хрестоматия по логопедии. Т.1/ Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М.: ВЛАДОС, 1997 – 112 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.:АПН РСФСР, 1958, 366 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология.
Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2000. - 384 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному
языку (на материале русского языка как
иностранного). - М.: Логос, 1989. – 224 с.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками
речи: Пособие для логопеда. - М.: Просвещение,
1985. - 207 с.
- Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: АСТ: Астрель, 2007. – 318с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
- Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии
речи у детей . /Специальная школа, 1967, вып. 2, 12 с.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
- Леонтьев А.А. Психофизиологические механизмы
речи. //Общее языкознание. Формы существования,
функции, история языка. – М.: Наука, 1970. – 370 с.
- Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы
психологии ребенка дошкольного возраста. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей
// Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 7—17
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2000. - 512с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Издательство МГУ, 1975. - 253с.
- Мастюкова Е.М., Московкина A.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.И.Селиверстова и Б.П.Пузанова. — М.: ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний
и дошкольный возраст). — М.: ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
- Мастюкова Е.М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М.: Просвещение, 1985. – 170 с.
- Мастюкова Е.М., Грибанова Г.Л., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция
нарушений психического развития детей
при семейном алкоголизме. — М.:ВЛАДОС, 1989. – 120 с.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в
развитии. — М.:Просвещение, 1992. – 95 с.
- Микляева Н.В. Диагностика языковой способносту у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод,
пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006 – 96 с.
- Микляева Н. В. Совершенствование коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в аспекте развития языковой способности : Дис. канд. пед. наук. - М., 2001 - 199 c.
- Микляева Н.В. Развитие языковой способности
у детей с нормальным и нарушенным развитием
речи. М.: Академия Естествознания, 2010.
- Парамонова Л.Г., Серебрякова Н.В. Изучение
и коррекция речевых расстройств. Межвузовский
сборник научных трудов. - Л., 1986 - 170с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая
диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 232с.
- Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
- Слинько, О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О.А. Слинько // Дефектология. – 1992. - № 1. – С. 67.
- Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. Перевод с английского Е. И. Негневицкой/ Под общей редакцией и с предисловием доктора филологических наук А. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1976. - 336 с.
- Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 144 с.
- Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции.
- М.: Классикс стиль, 2003. – 160 с
- Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной
деятельности детей с общим недоразвитием речи //Дефектология-1996. - №1
- Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как
средство развития вербальной коммуникации детей с ОНР: дис. канд. пед. наук / Л.Г. Соловьева. - М., 1998. - 199 с.
- Степкова О.В., Яковлев С.Б. Особенности пространственного восприятия у дошкольника с общим недоразвитием речи. // Логопедические технологии в коррекционно-развивающем образовании. Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. - 272с.
- Филичева Т. Б. Чевелева Н. А. Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)».— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
- Халилова Л. Б. Володина А.С. Психолингвистические механизмы декодирования речи:норма и речевая патология.М.: Парадигма, 2013. – 152 с.
- Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию
и восстановительное обучение: Учеб.пособие/Л.С.Цветкова. - 3-е изд., стер. - М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 184с
- Чиркина Г.В., Соловьева Л.Г. Коммуникативно-речевая деятельность
детей с отклонениями в развитии: диагностика
и коррекция: монография– Архангельск:
Поморский университет, 2009.-403.
- Шахнарович А.М. Проблема формирования языковой способности. // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. – М., 1991. – 220 с.
- Шахнарович AM., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). М.: Наука, 1990. - 168с.
- Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе
работы при общем недоразвитии речи / Под
ред. Л.Б. Халиловой. М.: Экономика, 1997. - С.240
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая
деятельность. Л.: Наука, 1974. - 428с.