Теоретические основы исследования языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить уровни развития языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: языковая способность у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
проанализировать литературу по проблеме;
составить методику констатирующего эксперимента для исследо-вания языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Файлы: 1 файл

курс яз спос 22.docx

— 83.93 Кб (Скачать)

Второй уровень речевого развития определяется в литературе как "Начатки общеупотребительной речи". Отличительной чертой является появление в речи детей двух-трёх, а иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же ребенок, может, как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их. В.П. Глухов  отмечает, что общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со вторым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям. По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия и т.д. Однако недостаточность словообразовательных операций приводит к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов. Речь детей со вторым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.

Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная "немотивированная" ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.

По мнению многих авторов  у детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Вследствие их несовершенства не в полной мере обеспечивается развитие общения и, следовательно, возможны затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности. Большинство детей с общим недоразвитием речи с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

В исследованиях С.Н. Шаховской экспериментально выявлены и детально проанализированы особенности речевого развития детей с тяжелой патологией речи. По мнению автора, "общее недоразвитие речи - многомодальные нарушения, проявляющиеся на всех уровнях организации языка и речи". Речевое поведение, речевое действие ребенка с недоразвитием речи существенно отличается от того, что наблюдается при нормальном развитии. При общем недоразвитии речи в структуре дефекта отмечается несформированность речевой деятельности и других психических процессов. Выявляется недостаточность речемыслительной деятельности, связанной с языковым материалом разного уровня. У большинства детей с общим недоразвитием речи отмечаются бедность и качественное своеобразие лексики, трудности развития процессов обобщения и абстракции. Пассивный словарь значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Из-за бедности словаря детей возможности их полноценного общения и, следовательно, общего психического развития не обеспечиваются (Шаховская С.Н., 1998).

Скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и формообразования, трудности развития связного речевого высказывания затрудняют формирование основных функций речи - коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей. Нарушение комму-никативной функции речи у детей с ОНР препятствует полноценному формированию обобщающей функции, поскольку их речевые возможности не обеспечивают в достаточной степени правильного восприятия и сохранения информации в условиях последовательного расширения ее объема и усложнения содержания в процессе развития речевого общения с окружающими. Н.И. Жинкин считает, что задержка формирования одного компонента, в данном случае речи, ведет к задержке развития другого - мышления, ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется в выполнении анализа и синтеза поступающей информации. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, т.к. при этом речь ребенка с речевой патологией не становится полноценным средством его мышления, а речь окружающих людей не всегда является для него адекватным способом передачи информации, общественного опыта (Жинкин Н.И., 1958).

Изучая речевое общение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности, Л.Г. Соловьева  делает вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Особенности речевого развития детей явно препятствует осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм) (Соловьева Л.Г., 1996).

Дети с общим недоразвитием речи имеют серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и, прежде всего, со сверстниками. Изучение межличностных отношений в группе дошкольников с недоразвитием речи, проведенное О.А. Слинько, показало, что хотя в ней действуют социально-психологические закономерности, общие для нормально развивающихся детей и их сверстников с речевой патологией, проявляющиеся в структуре групп, тем не менее, на межличностные отношения детей данного контингента в большей степени влияет выраженность речевого дефекта. Так, среди отверженных часто оказываются дети с тяжелой речевой патологией, несмотря на то, что они обладают положительными чертами, в том числе и стремлением к обращению (Слинько О.А., 1992).

Таким образом, уровень сформированности общения ребенка с общим недоразвитием речи во многом определяется уровнем развития его речи.

1.3 Особенности  языковой способности у детей  с ОНР

Наличие серьезных трудностей в организации речевого общения младших школьников с тяжелой речевой патологией отмечает О.Е. Грибова. При недоразвитии речи наблюдается недостаточность языковой способности: несовершенство речемыслительных процессов, проявляющееся на всех структурных уровнях языка одновременно, либо избирательно (Грибова О.Е., 2004).

Л.Г. Соловьева, изучая особенности развития языковой и ком-муникативной способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи, отметила, что у большинства из них отмечается дефицитарность языковой и коммуникативной компетенций; у остальных - преимущественно нарушается одна из рассматриваемых способностей. Речевые и коммуникативные затруднения препятствуют установлению и поддержанию контактов со сверстниками во время игры, формированию игры как деятельности. Особенности диалогического поведения во время игровой деятельности проявляются в многословности, склонности перебивать собеседника, неспособности выслушать его до конца. Дети используют такие типы высказываний, которые не требуют речевой реакции сверстника (констатация). Следовательно, подлинное диалогическое общение у них не формируется (Соловьева Л.Г., 1998).

Особенностью языкового развития детей с общим недоразвитием речи являются более низкие показатели языковой способности, чем у нормально развивающихся детей, и замедление темпов их роста (кроме 6-7 лет). Развитие языковой способности с осложненными формами общего недоразвития речи, напротив, идет несколько скачкообразно: небольшой прирост в 3-4 и 5-6 лет и резкий скачок в 4-5 и 6-7 лет.

У дошкольников с общим недоразвитием речи в первую очередь оказываются нарушенными задатки к развитию языковой способности. Их можно дифференцировать по степени тяжести речевого нарушения: у детей с более выраженной степенью речевого дефекта в большинстве случаев отмечается правосторонний гемисиндром с нейродинамическими нарушениями (явлениями повышенной истощаемое тормозимости, плохой переключаемо и инертности корковых процессов); у детей с менее выраженной степенью речевого дефекта в большинстве случаев отмечается правосторонний пирамидный синдром и расстройства глубокой чувствительности, явления апраксии и сосудистой вегетодистонии. Вследствие данных нарушений у детей с речевой патологией оказываются дефектны как естественные эмоционально-выразительные предпосылки к развитию речи (становление навыков речевого слухового гнозиса и артикуляторного праксиса), так и формирование речевого динамического стереотипа (Микляева Н.В., 2001).

В отличии от детей с нормальным развитием речи, у детей с ОНР ведущим компонентом языковой способности является не фонологический, а семантический компонент. Первичная ориентировка в языковом материале начинается на 1-2 года позже, чем у нормально развивающихся детей.

 Это связано с тем, что механизмы фонетической и синтаксической ориентировки, обеспечивающие языковое опосредование как эмоционально-выразительных псевдослов, так и отдельных сегментов восходящей звучности, не сформировались в более раннем возрасте и не могут влиять на развитие языковой способности в качестве ведущих компонентов (Винар-ская Е.Н., 1987).

 У  детей с общим недоразвитием  речи 3-4 лет внимание к звуковой  стороне речи, еще больше фиксирует  установку на знакомое слово  в речи взрослого. Вследствие  этого они могут переходить  с одного уровня общего недоразвития.

 Синтаксическая  ориентировка становится ведущей  у детей с общим недоразвитием  речи только в 4-5 лет, но у них  является неустойчивым и аграмматичным оформление даже однотипных синтаксических конструкций. Это происходит потому, что фонетическая ориентировка становится опорной для выделения грамматической значимости морфем только в 5-6 лет. У детей с общим недоразвитием речи данного возраста, однако, затрудняется выбор между ориентировкой в фонологическом, семантическом или синтаксическом компонентах языковой способности. Причиной является корреляционная значимость всех компонентов языковой способности. У детей с общим недоразвитием речи до 5 лет отмечаются ситуативные ориентировки в языковом материале. Дети с меньшей выраженностью дефекта иногда употребляют слова в правильном словообразовательном оформлении, но не умеют правильно оформлять изменение слов в предложных конструкциях.

У детей 5-6 лет аграмматизмы соседствуют с правильными формами существительных и глаголов, попытки составить распространенное предложение часто приводят к смешению словообразований, употреблению исходной формы существительного, прилагательного или глагола, пропуску главных и второстепенных членов предложения. Многие слова используются в неточном лексическом значении, с искажением звуко-слоговой структуры.

 В 6-7 лет это приводит к тому, что  она резко падает, т.к. действующая  система ориентировочных действий  в языковом материале не может  обеспечить развития языковой  способности. В первую очередь  страдает ориентировка на уровне  текста, потому что появляется  именно в данный период. Затруднения  в применении адекватных способов  ориентировки на уровне текста, видимо, связаны с тем, что структура  языковой способности распадается  при изменении уровня опознания  речевого материала, так как в 6-7 лет в ней уже не выделяется  системообразующего компонента. У детей возрастает речевая активность, они стремятся использовать все типы предложений, начинают использовать служебные слова (предлоги и некоторые союзы), но затрудняются при изменении коммуникативной ситуации. Появляются оригинальные слова, самостоятельно синтези-рованные детьми, однако для словообразования дети часто пользуются малопродуктивными, хотя и частотными, морфемами.

Резюмируя вышесказанное, можно придти к выводу, что у детей с общим недоразвитием речи не происходит отставания в развитии всех типов связей одновременно: часть связей формируется искаженно, другие в это время функционируют как у нормально развивающихся детей, затем соотношение меняется. Одни и те же типы связей отличаются неустойчивостью.

В современной логопедии недостаточность языковой способности у детей с общим недоразвитием речи признается в качестве одной из ведущих причин нарушения общей способности к обучению и затруднений в формировании механизмов компенсации речевого дефекта.

 

 

 

Вывод по первой главе

В развитии языковой способности дошкольников с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи можно выделить общие закономерности, а именно:

  • языковая способность развивается в процессе общения по поводу какой-либо деятельности. Этому способствует: формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции; развитие познавательной активности детей и формирование системы ориентировок в языковом и предметном материале; формирование взаимосвязи между развитием языковой, интеллектуальной, ком-муникативной, ритмической и других способностей;
  • онтогенез языковой способности является избирательным созреванием языковых ориентировок. К способам ориентировочных действий в языковом материале относятся следующие: ориентировка по подражанию речевым и предметным действиям взрослого (ориентировка на ситуацию взаимодействия); ориентировка на непосредственный образец действий взрослого; ориентировка на речевой стереотип (на речевой опыт); ориентировка по аналогии с усвоенным речевым образцом; ориентировка на речевую систему).
  • результатом развития языковой способности в дошкольном возрасте является формирование индивидуальной речевой системы, аналогичной системе языка, но не тождественной ей.

Также была составлена методика контатирующего эксперимента на основе методики Н.В. Микляевой. Она направлена на исследование:

  • уровня развития синтаксического компонента языковой способности
  • уровня развития семантического компонента языковой способности
  • уровня развития фонологического компонента языковой способности

 

Глава 2. Исследование  языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи

2.1 Цель, задачи, методы и организации исследования. Характеристика детей экспериментальной группы

Целью констатирующего исследования являлось выявление состоянии языковой способности у дошкольников с ОНР.

Информация о работе Теоретические основы исследования языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи