Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 15:38, курсовая работа
Цель исследования: определить уровни развития языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: языковая способность у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
проанализировать литературу по проблеме;
составить методику констатирующего эксперимента для исследо-вания языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели в констатирующем исследовании решались следующие задачи:
В исследовании использовались следующие методы:
Констатирующее исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе проводился отбор детей в экспериментальную и контрольную группы. Изучались анамнезы, истории развития детей обеих групп, психолого-педагогические характеристики. Анализировались результаты логопедического обследования детей из экспериментальной группы. Проводились консультации с врачом, педагогами и логопедом ДОУ с целью уточнения клинических, психолого-педагогических особенностей детей, а также с целью уточнения речевого статуса детей, составивших экспериментальную группу.
На втором этапе осуществлялось экспериментальное исследование по разработанной методике. Обследование каждого ребёнка проводилось индивидуально в процессе семи специально организованных занятий, продолжительностью тридцать минут каждое. Результаты обследования фиксировались в индивидуальных протоколах, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке и интерпретации.
На третьем этапе констатирующего исследования осуществлялся качественный анализ экспериментальных данных и их математическая обработка, после чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы, обосновывающие направления и содержание логопедической работы по формированию языковой способности у дошкольников с ОНР.
Констатирующее исследование проводилось с октября по ноябрь 2014 года на базе детского сада №19 комбинированного вида, п. Лаголово.
В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Средний возраст детей - 5 – 6 лет. Экспериментальную группу составили 13 детей с речевыми нарушениями (ОНР II-III, стертая дизартрия). Контрольную группу составили 13 детей с нормальным речевым развитием.
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников экспери-ментальной группы свидетельствует, что в большинстве случаев дети подвижны, у них наблюдается слабая регуляция производной деятельности, низкая умственная работоспособность. На занятиях внимание, рассеянное у 60% детей, отмечается неусидчивость (50%), сниженная память (60%).
В ряде случаев наблюдается неблагоприятное окружение в семьях: неполные семьи, алкоголизм одного из родителей, эмоциональная депривация – пониженное внимание к детям со стороны родителей.
Речевая характеристика: в целом речевое развитие детей экспериментальной группы характеризуется наличием фразовой речи с элементами недоразвития разной степени выраженности. Отмечаются искажения, замены, пропуски звуков. У школьников данной группы отмечались нарушения слоговой структуры слова, недостатки звуко-произношения, нарушения фонематического восприятия, неподготов-ленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. Нарушение лексико-грамматического строя речи проявлялось в ошибках при словообразовании, словоизменении, неточном употреблении слов, отсутствии в речи синонимов, антонимов, обобщающих слов, пропусках или заменах предлогов, изменении порядка слов в предложении.
2.2
Содержание методики
2.2.1.Исследование уровня развития синтаксического компонента языковой способности
1) Ознакомительная беседа с ребенком.
Цель: Выявление возможности ребенка к трансформациям высказываний логопеда.
Процедура: Ребенку предлагается трансформировать следующие высказывания:
Инструкция: Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Ты бабушка?
У тебя две мамы. Я правильно сказала?
У тебя нет рта.
Ты не умеешь кушать. Я правильно сказала?
Ты не пойдешь не гулять. Что это значит?
Папа починил стул. Значит, стул уже ...
Мама постирала платье. Значит, платье уже ...
Такое бывает: суп сварился сам, пирог сам испекся?
Я где-то живу. Спроси меня про это.
У меня есть какая-то игрушка. Спроси меня про это.
Попроси дать ее тебе.
О чем ты меня попросил? Зачем?
Если бы ты ее сломал, что бы ты сказал?
Если я ее починю, что ты скажешь?
Чтобы починить машинку, надо ...
Когда мы починим машинку, то ...
Оценка: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
2)Подбор слова по аналогии.
Цель: Проверяется способность ребенка обозначить объект восприятия соответствующей грамматической категорией по аналогии с предлагаемым образцом взрослого, способность уловить языковую установку говорящего, восприимчивость к обучающей помощи взрослого.
Оборудование: Картинки с изображением.
Процедура: Ребенку последовательно предлагается 11 предметных картинок. Демонстрируем ребенку свою картинку, обозначаем ее одним словом. Затем показываем другую картинку и просим придумать слово, которое также подходит к картинке. Первая пара картинок является обучающей - демонстрируется способ решения, задается вопрос к названному слову. В следующих речевых образцах предмет внимания ребенка обозначается глаголом (2-3), существительным (4-5), прилагатель- ным (6-7), наречием (8-9), местоимением (10), числительным (11).
Инструкция: Я буду говорить про свою картинку, а ты – так же – про свою.
Оценка: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
3) Оценка
чувства синтаксической
Процедура: Ребенку демонстрируют две сюжетные картинки: для него и логопеда. Начинаем рассказывать о своей картинке и просим ребенка составить предложение по аналогии, но о собственной картинке.
Оборудование: Картинки с изображением.
Инструкция: Я буду рассказывать про свою картинку, а ты — так же — про свою.
Оценка: Каждый член предложения, аналогичный образцу, оценивается в 1 балл.
4) Составление предложений из начальных форм слов (по принципу построения методики Д. Слобина, Ч. Уэлша).
Цель: Выявление особенности внутреннего программирования высказывания.
Процедура: Педагог закрывает картинку, называет слова и после ответа ребенка открывает картинку.
Оборудование: Картинки с изображением.
Инструкция: Угадай, что там нарисовано. Я тебе подскажу.
Оценка: 1балл - все члены предложения согласованы только грамматически или по смыслу;
2 балла - все слова согласованы грамматически и по смыслу;
3 балла - присутствуют все заданные слова, они согласованны грамма- тически и по смыслу, порядок слов в предложении отражает иерархию его членов.
5) Выявление возможностей синтаксического прогнозирования (по принципу построения методики Ж. Ньюттена).
Процедура: Испытуемому предлагается закончить четыре незавершенных высказывания (сложноподчиненные предложения), касающихся его личного опыта.
Инструкция: Продолжи предложение.
Речевой материал:
1. Когда ты был маленьким...
2. Когда ты будешь большим...
3. Когда ты гуляешь по улице...
4. Твой друг (имя) сказал: «Не хочу не гулять!» Он хочет или нет?
5. Если бы ты был воспитателем ...
Оценка: Каждый правильный ответ - 1 балл;
Верно составленная фраза - 3 балла.
6) Оценка уровня развития синтаксического контроля.
Процедура: Дети должны оценить грамматическую правильность или неправильность произносимых экспериментатором 17 фраз.
Инструкция: Правильно ли я говорю? Скажи правильно.
Речевой материал:
1. Девочка ест каша.
2. Кошка сидит на стула.
3. Папа читает книгу дети.
4. У девочки нет шарф.
5. Бабушка вышла из дома.
6. Мальчик спит под одеялу.
7. Я ешь суп.
8. Мы есть суп.
9. Они читает книгу.
10. Я вчера буду купаться.
11. Он завтра был в лесу.
12. Она вчера пойдет в магазин.
13. Золотой кольцо.
14. Дорогой друг.
15. Большое стол.
16. Красивая часы.
17. Зеленый трава.
Оценка: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
2.2.2.
Определение уровня развития
семантического компонента
1) Рассказ по аналогии.
Цель: Исследование сформированности некоторых семантических обобщений и возможности оперирования понятиями по аналогии.
Оборудование: картинки с изображением.
Процедура: Взрослый называет признаки по одному. После каждой фразы взрослого ребенок называет свою фразу.
Инструкция: Я загадаю про свой предмет, а ты - так же - про свой.
Оценка: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
3 балла - употребление синонимов; антонимов; слов, обозначающих конверсивные (обратные) отношения.
2) Объяснение ребенком значений малознакомых слов.
Цель: Определить количественный словарный запас ребенка.
Процедура: Ребенку предлагается несколько слов, значение которых он должен объяснить.
Инструкция: Объясни, что это значит.
Речевой материал: ридикюль; китель; голубика; манто; тахта; какаду; бумажник; секретер; черемша; секвойя.
Оценка: 1 балл — за объяснение с помощью описания ситуации употребления;
2 балла — за определение с помощью упоминания функционального предназначения;
3 балла — за обобщение и отнесение предмета к определенному роду
3) Определение значений несуществующих слов.
Процедура: Испытуемому предлагается определить примерное значение десяти несуществующих слов (3 глаголов, 3 существительных, 3 прила- гательных, 1 наречия).
Инструкция: Придумай, как сказать по другому (что значит это слово)?
Речевой материал:
Оценка: 1 балл - за ответ-слово в виде уподобления звуковому комплексу заданного слова;
2 балла
- за осознание согласованности
формы заданного слова и
4) Понимание текста «лингвистической сказки».
Цель: Определение уровня подвижности ориентировки в речевом материале.
Процедура: Детям зачитывается короткий текст, построенный из несуществующих слов, знакомых испытуемым по выполнению заданий третьей методики. Затем предлагается определить, о ком шла речь в «сказке» и что с ними случилось. Свое понимание текста дети должны объяснить своими словами.
Инструкция: Я прочитаю смешную сказку. Слушай внимательно и ответь:
Речевой материал:
Суненъкая капавйца ваканила. Она пеканула викабёнка. Викабёнок был такамо назёрливый. Он усяпал с напушки.
Оценка: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
5) Словообразование разных частей речи (существительных, прилага- тельных и глаголов).
Цель: Выясняется уровень ориентировки на продуктивные словообразовательные модели и вариативность способов решения проблемы наименования.
Процедура: Ребенку предлагается самому придумать девять слов-названий.
Инструкция: Придумай, как называется
Речевой материал: