Теоретические основы исследования языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить уровни развития языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: языковая способность у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: особенности языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
проанализировать литературу по проблеме;
составить методику констатирующего эксперимента для исследо-вания языковой способности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Файлы: 1 файл

курс яз спос 22.docx

— 83.93 Кб (Скачать)

Для достижения цели в констатирующем исследовании решались следующие задачи:

  • разработка методики исследования языковой способности у дошкольников с ОНР;
  • исследование состояния языковой способности у дошкольников с ОНР по разработанной методике;
  • анализ результатов исследования и определение индивидуально- 
    типологических особенностей языковой способности у дошкольников С ОНР;
  • определение путей развития языковой способности у дошкольников с ОНР с учётом характера выявленных нарушений.

В исследовании использовались следующие методы:

  • Организационные методы: сравнительный, комплексный.
  • Эмпирические методы: биографические (сбор и анализ анамнестических данных), экспериментальные (констатирующий эксперимент).
  • Количественный и качественный анализ полученных данных. Интерпретационные методы.

Констатирующее исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе проводился отбор детей в экспериментальную и контрольную группы. Изучались анамнезы, истории развития детей обеих групп, психолого-педагогические характеристики. Анализировались результаты логопедического обследования детей из экспериментальной группы. Проводились консультации с врачом, педагогами и логопедом ДОУ с целью уточнения клинических, психолого-педагогических особенностей детей, а также с целью уточнения речевого статуса детей, составивших экспериментальную группу.

На втором этапе осуществлялось экспериментальное исследование по разработанной методике. Обследование каждого ребёнка проводилось индивидуально в процессе семи специально организованных занятий, продолжительностью тридцать минут каждое. Результаты обследования фиксировались в индивидуальных протоколах, которые позднее подвергались качественной и количественной обработке и интерпретации.

На третьем этапе констатирующего исследования осуществлялся качественный анализ экспериментальных данных и их математическая обработка, после чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы, обосновывающие направления и содержание логопедической работы по формированию языковой способности у дошкольников с ОНР.

Констатирующее исследование проводилось с октября по ноябрь 2014 года на базе детского сада №19 комбинированного вида, п. Лаголово.

В исследовании принимало участие две группы детей: экспериментальная и контрольная. Средний возраст детей  - 5 – 6 лет. Экспериментальную группу составили 13 детей с речевыми нарушениями (ОНР II-III, стертая дизартрия). Контрольную группу составили 13 детей с нормальным речевым развитием.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников экспери-ментальной группы свидетельствует, что в большинстве случаев дети подвижны, у них наблюдается слабая регуляция производной деятельности, низкая умственная работоспособность. На занятиях внимание, рассеянное у 60% детей, отмечается неусидчивость (50%), сниженная память (60%).

В ряде случаев наблюдается неблагоприятное окружение в семьях: неполные семьи, алкоголизм одного из родителей, эмоциональная депривация – пониженное внимание к детям со стороны родителей.

Речевая характеристика: в целом речевое развитие детей экспериментальной группы характеризуется наличием фразовой речи с элементами недоразвития разной степени выраженности. Отмечаются искажения, замены, пропуски звуков. У школьников данной группы отмечались нарушения слоговой структуры слова, недостатки звуко-произношения, нарушения фонематического восприятия, неподготов-ленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. Нарушение лексико-грамматического строя речи проявлялось в ошибках при словообразовании, словоизменении, неточном употреблении слов, отсутствии в речи синонимов, антонимов, обобщающих слов, пропусках или заменах предлогов, изменении порядка слов в предложении.

2.2 Содержание методики констатирующего  эксперимента

2.2.1.Исследование уровня развития синтаксического компонента языковой способности

1) Ознакомительная беседа с ребенком.

Цель: Выявление возможности ребенка к трансформациям высказываний логопеда.

Процедура: Ребенку предлагается трансформировать следующие высказывания:

  • вопроса в сообщение (1,2 пункты);
  • утверждения в отрицание (3, 4 пункты);
  • отрицания в утверждение (5,6 пункты);
  • двойного отрицания в утверждение (7 пункт);
  • личного предложения в безличное предложение (8, 9 пункты);
  • безличного предложения в личное предложение (10, 11 пункты);
  • сообщения в вопрос (12-14 пункты);
  • сообщения в побуждение (15 пункт);
  • прямой речи в косвенную речь и наоборот (16-18 пункты).

Инструкция: Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Ты бабушка?

У тебя две мамы. Я правильно сказала?

У тебя нет рта.

Ты не умеешь кушать. Я правильно сказала?

Ты не пойдешь не гулять. Что это значит?

Папа починил стул. Значит, стул уже ...

Мама постирала платье. Значит, платье уже ...

Такое бывает: суп сварился сам, пирог сам испекся?

Я где-то живу. Спроси меня про это.

У меня есть какая-то игрушка. Спроси меня про это.

Попроси дать ее тебе.

О чем ты меня попросил? Зачем?

Если бы ты ее сломал, что бы ты сказал?

Если я ее починю, что ты скажешь?

Чтобы починить машинку, надо ...

Когда мы починим машинку, то ...

Оценка: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

2)Подбор  слова по аналогии.

Цель: Проверяется способность ребенка обозначить объект восприятия соответствующей грамматической категорией по аналогии с предлагаемым образцом взрослого, способность уловить языковую установку говорящего, восприимчивость к обучающей помощи взрослого.

Оборудование: Картинки с изображением.

Процедура: Ребенку последовательно предлагается 11 предметных картинок. Демонстрируем ребенку свою картинку, обозначаем ее одним словом. Затем показываем другую картинку и просим придумать слово, которое также подходит к картинке. Первая пара картинок является обучающей - демонстрируется способ решения, задается вопрос к названному слову. В следующих речевых образцах предмет внимания ребенка обозначается глаголом (2-3), существительным (4-5), прилагатель- ным (6-7), наречием (8-9), местоимением (10), числительным (11).

Инструкция: Я буду говорить про свою картинку, а ты – так же – про свою.

Оценка: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

3) Оценка  чувства синтаксической функции  слова и умение выделять темо-рематические отношения в предложении.

Процедура: Ребенку демонстрируют две сюжетные картинки: для него и логопеда. Начинаем рассказывать о своей картинке и просим ребенка составить предложение по аналогии, но о собственной картинке.

Оборудование: Картинки с изображением.

Инструкция: Я буду рассказывать про свою картинку, а ты — так же — про свою.

Оценка: Каждый член предложения, аналогичный образцу, оценивается в 1 балл.

4) Составление предложений из начальных форм слов (по принципу построения методики Д. Слобина, Ч. Уэлша).

Цель: Выявление особенности внутреннего программирования высказывания.

Процедура: Педагог закрывает картинку, называет слова и после ответа ребенка открывает картинку.

Оборудование: Картинки с изображением.

Инструкция: Угадай, что там нарисовано. Я тебе подскажу.

Оценка: 1балл - все члены предложения согласованы только грамматически или по смыслу;

2 балла - все слова согласованы грамматически и по смыслу;

3 балла - присутствуют все заданные слова, они согласованны грамма- тически и по смыслу, порядок слов в предложении отражает иерархию его членов.

5) Выявление возможностей синтаксического прогнозирования (по принципу построения методики Ж. Ньюттена).

Процедура: Испытуемому предлагается закончить четыре незавершенных высказывания (сложноподчиненные предложения), касающихся его личного опыта.

Инструкция: Продолжи предложение.

Речевой материал:

1. Когда  ты был маленьким...

2. Когда  ты будешь большим...

3. Когда  ты гуляешь по улице...

4. Твой  друг (имя) сказал: «Не хочу не  гулять!» Он хочет или нет?

5. Если  бы ты был воспитателем ...

Оценка: Каждый правильный ответ - 1 балл;

 Верно составленная фраза - 3 балла.

6) Оценка уровня развития синтаксического контроля.

Процедура: Дети должны оценить грамматическую правильность или неправильность произносимых экспериментатором 17 фраз.

Инструкция: Правильно ли я говорю? Скажи правильно.

Речевой материал:

1. Девочка ест каша.

2. Кошка сидит на стула.

3. Папа читает книгу дети.

4. У девочки нет шарф.

5. Бабушка вышла из дома.

6. Мальчик спит под одеялу.

7. Я ешь суп.

8. Мы есть суп.

9. Они читает книгу.

10. Я вчера буду купаться.

11. Он завтра был в лесу.

12. Она вчера пойдет в магазин.

13. Золотой кольцо.

14. Дорогой друг.

15. Большое стол.

16. Красивая часы.

17. Зеленый трава.

Оценка: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

2.2.2. Определение уровня развития  семантического компонента языковой  способности

1) Рассказ по аналогии.

Цель: Исследование сформированности некоторых семантических обобщений и возможности оперирования понятиями по аналогии.

Оборудование: картинки с изображением.

Процедура: Взрослый называет признаки по одному. После каждой фразы взрослого ребенок называет свою фразу.

Инструкция: Я загадаю про свой предмет, а ты - так же - про свой.

Оценка: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

3 балла - употребление синонимов; антонимов; слов, обозначающих конверсивные (обратные) отношения.

2) Объяснение ребенком значений малознакомых слов.

Цель: Определить количественный словарный запас ребенка.

Процедура: Ребенку предлагается несколько слов, значение которых он должен объяснить.

Инструкция: Объясни, что это значит.

Речевой материал: ридикюль; китель; голубика; манто; тахта; какаду; бумажник; секретер; черемша; секвойя.

Оценка: 1 балл — за объяснение с помощью описания ситуации употребления;

2 балла — за определение с помощью упоминания функционального предназначения;

3 балла — за обобщение и отнесение предмета к определенному роду

3) Определение значений несуществующих слов.

Процедура: Испытуемому предлагается определить примерное значение десяти несуществующих слов (3 глаголов, 3 существительных, 3 прила- гательных, 1 наречия).

Инструкция: Придумай, как сказать по другому (что значит это слово)?

Речевой материал:

  • Капавица; викабенок; калуша.
  • Суненький; назерливый; жунаватое.
  • Ваканить; пекануть; усяпать.
  • Такамо.

Оценка: 1 балл - за ответ-слово в виде уподобления звуковому комплексу заданного слова;

2 балла - за осознание согласованности  формы заданного слова и морфологического  комплекса слова-объяснения (за ответ  в той лее грамматической категории).

4) Понимание текста «лингвистической сказки».

Цель: Определение уровня подвижности ориентировки в речевом материале.

Процедура: Детям зачитывается короткий текст, построенный из несуществующих слов, знакомых испытуемым по выполнению заданий третьей методики. Затем предлагается определить, о ком шла речь в «сказке» и что с ними случилось. Свое понимание текста дети должны объяснить своими словами.

Инструкция: Я прочитаю смешную сказку. Слушай внимательно и ответь:

  • Про кого в ней говорится?
  • Что с ним случилось?

Речевой материал:

Суненъкая капавйца ваканила. Она пеканула викабёнка. Викабёнок был такамо назёрливый. Он усяпал с напушки.

Оценка: Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

5) Словообразование разных частей речи (существительных, прилага- тельных и глаголов).

Цель: Выясняется уровень ориентировки на продуктивные словообразовательные модели и вариативность способов решения проблемы наименования.

Процедура: Ребенку предлагается самому придумать девять слов-названий.

Инструкция: Придумай, как называется

Речевой материал:

  • Спинка у стула; шкаф для тарелок; тарелка без помидоров.
  • Длинный огурец; мыть полы; рубить топором.
  • Тот, кто все ломает; человек, который делает зонтики; тот, кто всегда облизывается.

Информация о работе Теоретические основы исследования языковой способности у дошкольников с общим недоразвитием речи