Теоретические аспекты познавательной активности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной экономики, духовной и культурной сферах нашего общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты познавательной активности младших школьников…………………………………………………………………………..7
1.1 Сущность понятия познавательной активности……………………………….7
1.2 Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности………………………………………………………………………12
1.3 Роль учителя в развитии познавательной активности младших школьников……………..……………………………………………………....17
ГЛАВА 2. Организация педагогического процесса по развитию познавательной активности младших школьников……………………………………...…………22
2.1 Развитие познавательной активности младших школьников как условие успешного обучения ……………………………………………………….………22
2.2 Рекомендации для педагогов по развитию познавательной активности учащихся начальной школы……………………………………...………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 КУРСС 4 СЕССИЯ.......docx

— 64.77 Кб (Скачать)

Большую роль в воспитании самостоятельности играет обучение детей рефлексивной и оценочной деятельности, как в отношении себя, так и в отношении партнера по совместной работе. Поэтому педагог в своей работе широко использует различные рефлексивные методы, которые позволяют оценить состоянии эмоционально-чувственной сферы и уровень, на котором находится ребенок по овладению понятием.

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность младшего школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире. Использование этих методов в начальной школе позволит учащимся при переходе на вторую ступень общего среднего образования  наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение в последующих звеньях системы образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Рекомендации  для педагогов по развитию  познавательной активности учащихся начальной школы

Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса и познавательной активности младших школьников:

- максимальная  опора на активную мыслительную  деятельность учащихся.

 -  учебный процесс должен проходить на оптимальном уровне развития учащихся.

-  создание  благоприятной эмоциональной атмосферы  познавательной деятельности учащихся;

-   благоприятное  общение в учебном процессе.

Эффективным средством формирования познавательной активности младших школьников являются творческие задания, дидактические игры, проблемные задания и интегрированные уроки.

Основа формирования познавательной активности  младших школьников– их творческая деятельность. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы [Приложение 3].

Творчество — самая высокая ступень познавательной и практической деятельности учащихся. Цель творческой деятельности — не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и всемерная активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей. Творческая познавательная деятельность, кроме того, предполагает выявление новых сторон изучаемых явлений, расширение и углубление знаний. На всех этапах познавательной деятельности школьников важное место занимает работа с книгой

Творческие работы учащихся способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника. Несмотря на это, давать задания творческого характера надо осторожно, постепенно переходя от воспроизводящих работ к воспроизводящее – творческим, и затем к творческим работам.

Одним из средств формирования познавательной активности является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал [Приложение 1].

На начальном этапе формирования познавательной активности детей привлекают собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачиваются уроки. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления учащихся в процессе обучения, выступают учебные задания. Если учебное задание создаёт проблемную ситуацию, то такое задание называют проблемным. Проблемное задание – необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащихся Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью опыта, рассказа об интересном факте, наглядных средств, практических заданий.

Одним из важнейших путей формирования познавательной активности младших школьников является проведение интегрированных уроков. На интегрированном уроке используют информацию многих предметов. Смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные уроки по теме, общей для нескольких предметов.

Интеграция в начальной школе необходима, во – первых, потому, что учителя начальных классов ведут большинство учебных предметов и вполне могут перейти к целостному обучению и воспитанию, к проведению интегрированных уроков; во – вторых, у младших школьников заложены большие потенциальные возможности для интеллектуального развития, они могут мыслить обобщенно, если их этому учить [Приложение 4].

Вопросы ученика, обращённые к учителю, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса.

Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану [Приложение 2]. В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Только развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача начального обучения. Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

Проблема познавательной активности — одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя, педагога помочь учащемуся перейти с нулевого на  более высокий уровень. И во многом именно от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до самого высокого уровня.

Особо хочется подчеркнуть, что все учащиеся нуждаются во внимании и заботе со стороны учителя: и те, которые не проявляют особой заинтересованности в учении, и те, кто внешне производит благополучное впечатление и, казалось бы, не нуждается в особой поддержке. Поэтому во многом от умения педагога зависит, сумеет ли воспитанник проявить себя в учебной деятельности или предпочтет ничего не делать.

Таким образом, интенсивному развитию познавательной активности способствует соблюдение ряда обязательных условий:

    • систематичность нарастания познавательной трудности учебной работы;
    • разнообразие учебной деятельности при овладении новым материалом;
    • индивидуальный подход к учащимся.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система образования наряду с другими социальными институтами сегодня активно включается в решение глобальной проблемы современности – проблемы грамотности населения, являющейся нормой культурного развития человека, содержание и уровень которой меняется с каждым годом, являясь злободневной для всего мирового сообщества, эта проблема особую актуальность приобретает в современной Беларуси.

Развитие познавательной активности является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося.

Познавательная активность  – это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. Проблема формирования познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

Формирование и развитие познавательной активности – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если определить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, не допуская при этом перегрузки. Именно эта задача наиболее остро стоит перед школой, т. е. школа должна найти оптимальные пути ее решения.

Для младших школьников недостаточно создавать положительный эмоциональный фон. Необходимо включать учащихся в активную деятельность, «соединяющую ум с сердцем». Такое положение позволяют решать дидактические игры.

Использование дидактических игр в период обучения в начальном звене является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предметам. Поэтому творчески работать следует каждому учителю. Самым главным является то, что учитель должен обладать творческой деятельностью, умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путём глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.

Анализ педагогической и методической литературы и практического опыта позволяет предположить, что процесс активизации познавательной деятельности у школьников будет более эффективным при организации и проведении дидактических игр по предмету. Для подтверждения положения была проведена опытно – экспериментальная работа.

Таким образом, мы выяснили, что не главное донести до детей знания, умения и навыки, а найти такие способы и приёмы донесения этого материала таким способом, чтобы у детей всегда оставался интерес к занятиям. Цель и задачи, поставленные нами в начале исследования полностью доказаны.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Александрович, Н.Ф. Внеклассная работа по русскому  языку /                          Н.Ф. Александрович. – Минск.: Народная Асвета, 1983. – 116 с.

2.Бесова, М.А. Познавательные  игры младших школьников: методика, технология и практика /  М. А. Бесова. - Мн.: «Аверсъ», 2005. – 152 с.

3.Блехер, Ф.Н. Дидактические  игры и занимательные упражнения  в первом классе / Ф.Н. Блехер. – М.: Просвещение, 1964. – 184 с.

4.Григальчик,  Е.К. Обучаем иначе. Стратегия активного  обучения /                           Е. К. Григальчик. - Мн. «Аверсъ», 2003. - 138 с.

5.Загурская,  Е.Л. Использование активных методов  обучения в младших школьников / Е.Л. Загурская. – Мозырь: «Белый Ветер», 2006. - 224 с.

6.Кашлев, С.С. Интерактивные  методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. -Мн. «Зорны Верасень», 2004. - 226 с.

7.Кашлев, С.С. Интерактивные  методы эколого-педагогической деятельности / С.С. Кашлев. - М.: «ВЛАДОС - ПРЕСС», 2004. - 264 с.

8.Коломинская, О.Я. Современные образовательные технологии  и начальная школа / О. Я Коломинская. - Мн.: «Зорны Верасень»,  2003. - 168 с.

9.Кульневич, С.В., Лакоценина Т.Б. Современный урок / С.В. Кульневич,              Т.Б. Лакоценина. - Ростов на Дону, 2002. - 226 с.

10.Мельникова, Е.Л. Проблемный урок или как открывать  знания с учениками / Е.Л. Мельникова. - М.:ВЛАДОС, 2002. - 182 с.

11.Панов, Б.Т. Внеклассная  работа по русскому языку / Б.Т. Панов. – М.: Просвещение, 1986. – 264 с.

12.Соосаар, Н. Интерактивные  методы преподавания / Н. Соосаар. - С-т. Петербург, 2004. – 164 с.

13.Трофимова,  З.И. Игра в учебном процессе / З.И. Трофимова. - Мн.: «Зорны Верасень», 1995. - 172 с.

14.Фопель,  К. Создание  команды. Психологические игры и  упражнения /                  К. Фопель. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 262 с.

15.Шманов,  С.А. Игры, развивающие психические качества  личности /                     С.А. Шманов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 242 с.

16.Щукина, Г.И. Проблема  познавательного интереса в педагогике /                    Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1971. – 216 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические аспекты познавательной активности младших школьников