Теоретические аспекты познавательной активности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной экономики, духовной и культурной сферах нашего общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты познавательной активности младших школьников…………………………………………………………………………..7
1.1 Сущность понятия познавательной активности……………………………….7
1.2 Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности………………………………………………………………………12
1.3 Роль учителя в развитии познавательной активности младших школьников……………..……………………………………………………....17
ГЛАВА 2. Организация педагогического процесса по развитию познавательной активности младших школьников……………………………………...…………22
2.1 Развитие познавательной активности младших школьников как условие успешного обучения ……………………………………………………….………22
2.2 Рекомендации для педагогов по развитию познавательной активности учащихся начальной школы……………………………………...………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 КУРСС 4 СЕССИЯ.......docx

— 64.77 Кб (Скачать)

Таким образом, познавательная активность на уроках в начальном звене формируется за счёт игровых процессов и упражнений, которые развивают устойчивый интерес к урокам в начальном звене.

 

 

 

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

Высокие темпы развития и совершенствования науки и техники, потребность общества в людях образованных, самостоятельно мыслящих, способных быстро ориентироваться в обстановке обусловливают актуальность проблемы развития познавательной активности учащихся на современном этапе школьного образования. Поэтому одной из главных задач школы является развитие у учащихся стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу.

Познавательная активность учащихся является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.  Познавательная активность как педагогическое явление — это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой — результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную активность. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.

Существует несколько типов познавательной активности младших школьников, что должен учитывать учитель при работе с детьми. На учителя возлагается большая ответственность за развитие детей. Педагог должен знать особенности каждого ребенка и уметь выбрать правильный подход для работы с детьми. В большинстве случаев доброжелательная доверительная обстановка между учителем и учениками на уроках является необходимым условием для развития познавательной активности младших школьников.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Развитие  познавательной активности младших  школьников как условие успешного обучения

Наблюдение за процессом обучения мы проводили на базе ГУО «Речицкая средняя школа №3». Ежедневные посещения уроков учителя третьего класса Домощук Н.В., а также изучение её рабочей документации позволяют сделать следующие выводы.

По мнению, учителя, с самого начала обучения необходимо формировать познавательную активность учеников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения младших школьников. Она считает, для того, чтобы повысить эффективность познавательной деятельности учащихся необходимо использовать методы работы, назначение которых формирование интереса к предмету, активизация учащихся, развитие мыслительных операций. Сейчас мы рассмотрим пример формирования познавательной активности на уроках обучения грамоте на первичных этапах обучения.

Активизацию учащихся на уроках обучения грамоте можно достичь через интересные сюжеты игр, личным участием детей в играх, проявлением творческих и интеллектуальных способностей учеников, поддержание эмоционального тонуса в деятельности учащихся; использование в процессе обучения комплекса дидактических игр; применение системы поощрений.

Для определения уровня познавательной активности младших школьников на уроках обучения грамоте мы использовали метод наблюдения.

Цель: определить уровень познавательной активности младших школьников, динамику интереса к обучению чтению и письму.

Понятие «активность познавательной деятельности» комплексное, многогранное, охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов активность познавательной деятельности выявляется её основные критерии и параметры:

1. Отличается  прилежанием к учению.

2. Проявляет интерес  к предмету.

3. На уроках  эмоционально активен.

4. Задает вопросы, стремиться на них ответить.

5. Интерес направлен  на объект изучения.

6. Проявляет любознательность.

7. Самостоятельно  выполняет задание учителя.

8. Проявляет устойчивость  волевых устремлений

Низкий уровень – 0–2 балла – ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств.

Средний уровень – 3–5 баллов – ребенок стремиться ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира, находить и использовать эти обобщения.

Высокий уровень 6–8 баллов – явно выраженное стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности: присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

Изучив полученные данные можно сделать следующий вывод: в классе            9 человек имеют высокий уровень познавательной активности, 11 человек имеют средний уровень, 6 человек показали низкий уровень. В процентах это выглядит следующим образом:

Высокий уровень – 35% учащихся.

Средний уровень – 42% учащихся.

Низкий уровень – 23% учащихся.

На основании диагностики уровня познавательной деятельности младших школьников на уроках обучения грамоте мы пришли к выводу, что необходимо применять определенные формы и методы работы с детьми, которые будут способствовать её активизации и актуализации.

Описанные ниже занимательные упражнения и дидактические игры использовались в работе над некоторыми разделами программы по русскому языку.

В добукварный период дети практически усваивают такие понятия, как предложение, слово, слово, звук, учатся слышать звуки в словах, узнавать и воспроизводить их. Игры этого периода помогают усвоить деление слова на слоги, составление слова из слогов, выделение звуков в словах и слогах.

Благодатным материалом для деления на слоги являются имена детей данного класса. Выбрав какое-нибудь имя, например, Шура, учитель произносит имя по слогам: Шу-ра. Дети определяют на сколько частей учитель разделил слово, какая первая часть, какая вторая. – Можно ли разделить на слоги имя Вера? – спрашивает учитель. С помощью учителя дети и это слово делят на слоги. Затем дети делят на слоги каждый свое имя. В этом упражнении дети учатся различать и выделять слоги в односложных и трехсложных словах – именах детей. Учитель называет сначала первые два слога, дети говорят третий. (Ма-ри., на). Материал: набор картинок, изображающих любимые игрушки детей, и другие знакомые детям предметы. Слова, обозначающие названия предметов, должны содержать от одного до трех слогов. Дети сами загадывают друг другу первый слог или первые два слога, глядя на картинку. Учитель вывешивают одну из картинок. Дети молча рассматривают ее, затем кто-нибудь один или все хором называют предмет. Если в слове один слог дети поднимают один палец, если три – три пальца. Для этого упражнения можно использовать цветные счетные палочки, а также карточки с цифрами. Учитель проверяет каждый раз всех детей, а потом предлагает сказать слово по слогам. Дети скандируют: ба-ра-бан, ку-би-ки. Сказав слово шар, они замолкают, ясно ощутив особенность односложного слова.

Букварный период.

Особая роль слога в формировании у детей правильного навыка чтения и письма обязывает с первых шагов уделить должное внимание этой единице чтения. Материал игры: серия картинок, изображающая хорошо известные детям предметы, названия которых начинаются с гласных звуков, и отдельные гласные буквы. Дети рассматривают картинки и называют нарисованные на них предметы. Учитель распределяет карточки между детьми, у себя оставляет буквы. Игра протекает следующим образом: учитель кладет на стол одну букву, дети находят соответствующую картинки. Картинки могут быть следующие: арбуз, астра, утка, утюг, ослик, овощи. В игру также можно включать фотографии детей.

Для самостоятельных упражнений учеников, особенно тех, кто слабо успевает, необходимо иметь следующий дидактический материал:

1) набор картинок, изображающих различные предметы  и буквы разрезной азбуки, входящие  в состав слова;

2) набор картинок  с подобранными к ним слогами;

3) набор картинок  и целые слова.

Какое слово получишь, если переставишь слоги? Играют двое. Каждый получает по одному ряду слов. Начинающий выбирает одно из своих слов, громко его читает и, положив его перед партнером, говорит: «Переставь слоги. Какое новое слово получилось». Партнер должен положить рядом с первым словом новое слово из тех же слогов. Затем роли меняются.

Актуализация познавательных возможностей осуществлялась с помощью адаптации заданий и форм деятельности к индивидуальным познавательным стилям учащихся, предоставления свободы выбора, творческого использования на уроках дифференцированной групповой работы.

Для развития у учащихся познавательных мотивов, эмоциональной и волевой сферы использовались задания, требующие применять знания в нестандартных ситуациях и творчески реконструировать способы познавательной деятельности, поощрение инициативности и индивидуального своеобразия в познавательной деятельности учащихся. Включая эти и подобные игры в контекст урока, мы повышаем познавательную активность младших школьников, дети становятся более заинтересованными в процесс обучения, задают больше вопросов, пытаются на них ответить. В ходе целенаправленной работы по формированию у младших школьников активной познавательной позиции через внедрение системы дидактических игр у большинства учащихся отмечен рост познавательной активности, расширение и углубление познавательных интересов, желания и способности учиться.

Интерес к познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у детей сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.

Таким образом, в результате успешного применения учителем поощрений развивается интерес к познавательной деятельности; постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творчеству, дети ждут новых заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.

Кроме приведённых примеров учитель начальных классов Домощук Наталья Владимировна  активно использует и другие методы и приёмы, позволяющие формировать познавательную активность младших школьников. Это помогло ей сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным, и как следствие – более эффективным. Уже с первого года обучения она использовала метод «Кластеры» - это  игры с правилами, которые всегда имеют учебную задачу, необходимую решить. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов сенсорных, этических, практических и других, уточняет свои знания об окружающем мире, учится применять их в других ситуациях.

Использование кластеров на различных этапах урока позволило добиваться стройности и логической системности подачи и усвоения материала. На стадии рефлексии она использовала кластеры для подведения итогов. Они помогают понять, на какой ступени знаний находятся учащиеся, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует метод «Пазл», который помогает организовать работу в группе, совершенствовать навык чтения. Этот метод можно использовать при обучении подробному и краткому пересказу.

Помня о том, что важная роль в возникновении учебно-познавательных мотивов принадлежит учебной проблеме, на уроках педагог применяет элементы проблемного обучения. Проблемные ситуации использует при организации практической работы, при столкновении учеников с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения, при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению.

На уроках литературного чтения игровые методы у детей вызывают восторг, от чего уроки проходят более интересно и занимательно. В одних случаях учащиеся сталкиваются с фактами, объяснить которые они не могут. Возникает необходимость в новых знаниях. Следовательно, у учащихся повышается мотивация овладения новым материалом. В других случаях учащиеся в состоянии сами разрешить проблему. Необходимо только организовать наблюдение за явлениями и системой вопросов подвести их к самостоятельной формулировке вывода.

В третьем и четвертом классах учащиеся в ходе решения проблемы сами формулирую тему урока, участвуют в постановке цели и задач собственной деятельности на уроке.

Использование разных методов интерактивного обучения предполагает высокую активность учащихся. Применение этих методов позволяет добиться того, что каждый ученик на уроке имеет возможность высказаться, создаются благоприятные условия для диалога, мыслительной деятельности. Они позволяют каждому учащему свободно выбирать, ощущать успех, проводить рефлексию собственной деятельности.

Для развития познавательной мотивации, логического мышления педагог использует метод «Сборщики». Группе или паре учащихся предлагается из отдельных слов собрать текст или правило.

Для обобщения, закрепления, повторения изученного материала применяю метод «С мира по нитке». Учащимся предлагается написать по два-три предложения по теме урока, затем, объединившись в группы, ребята составляют рассказ, используя написанные предложения.

Метод «Карусель» позволяет закреплять полученные знания, учит работать в парах

Информация о работе Теоретические аспекты познавательной активности младших школьников