Теоретические аспекты познавательной активности младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 18:57, курсовая работа

Краткое описание

С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной экономики, духовной и культурной сферах нашего общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты познавательной активности младших школьников…………………………………………………………………………..7
1.1 Сущность понятия познавательной активности……………………………….7
1.2 Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности………………………………………………………………………12
1.3 Роль учителя в развитии познавательной активности младших школьников……………..……………………………………………………....17
ГЛАВА 2. Организация педагогического процесса по развитию познавательной активности младших школьников……………………………………...…………22
2.1 Развитие познавательной активности младших школьников как условие успешного обучения ……………………………………………………….………22
2.2 Рекомендации для педагогов по развитию познавательной активности учащихся начальной школы……………………………………...………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………..……………………..36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 КУРСС 4 СЕССИЯ.......docx

— 64.77 Кб (Скачать)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   С древнейших  времен педагоги ищут способы  наилучшего обучения детей. Ставятся  задачи определить такие методы  и технологии, чтобы оно протекало  быстро и качественно, с разумными  затратами сил учителей и учеников. Все самое ценное осело в арсенале научной дидактики, практическая задача которой – указать учителям наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания в условиях современной экономики, духовной и культурной сферах нашего общества.

Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

Повышение результативности обучения  школьников  не  снимает  проблемы такого социально  значимого  качества,  как  познавательная  активность.  Ее становление в младшем школьном  возрасте  положительно  влияет  на  развитие личности.

Анализ литературы  по  проблемам  развития  познавательной  активности свидетельствует,  что  термин  этот   ученые   понимают   по-разному. Одни отождествляют  активность  с  деятельностью, другие   считают   активность результатом  деятельности, третьи  утверждают, что  активность – более широкое понятие, чем деятельность.

 Анализируя  соотношение знаний и других  целей обучения и воспитания, многие исследователи отмечают, что школа должна научить ребенка  учиться, приспосабливаться и изменяться в мире; сформировать индивида, который понимает, что нет верных и прочных знаний, и только процесс поиска является основой прочности. Образование призвано организовать процесс становления и саморазвития человека, создать для этого необходимые социально-экономические и психолого-педагогические условия. Задача педагога заключается в формировании для каждого ре6енка мощного мотивационного поля, в котором каждый ученик жаждет познавать новое, обогащать собственную картину мира, овладевать учебной деятельностью. Настоящее личностное развитие ребенка возможно только в атмосфере свободы. При этом под педагогической свободой для учащегося понимают такие психолого-педагогические условия, в которых он имеет право на ошибку, поиск, свободное высказывание, выбор индивидуального компонента содержания и обучения в соответствии со своими способностями.

Вот что пишет Т. И. Шамова: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [10, 12].

Э.А.Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе обучения» [10, 98].   

Актуальность постановки проблемы познавательного развития младших школьников обусловлена тем, что в условиях модернизации общего образования Беларуси необходимо реализовать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы с целью общего развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться.

Цель работы: изучить особенности развития познавательной активности учеников начальной школы.

Объектом исследования данной работы является образовательный и воспитательный процесс.

Предмет исследования познавательная активность младших школьников.

Задачи исследования: В соответствии с поставленной целью  определены следующие задачи исследования:

1.   Изучить  сущность понятия познавательная  активность.

2. Рассмотреть  основные типы дидактических  игр, их особенности и основные  характеристики.

3. Изучить роль  учителя в формировании познавательной  активности младших школьников.

4. Изучить развитие  познавательной активности младших  школьников как условие успешного  обучения.

5. Разработать  рекомендации по развитию познавательной  активности детей младшего школьного  возраста.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, наблюдение.

База исследования: ГУО «Речицкая средняя школа №3», 3 класс.

Таким образом, актуальность темы развития познавательной активности определяется противоречием: между возросшими требованиями к  уровню развития познавательной активности личности и недостаточным использованием  педагогом - практиком  уникальных возможностей детства в развитии познавательной активности школьников; между необходимостью реализации личностно-ориентированной  модели образования и уровнем подготовки педагога, не владеющего активными методами развития познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность в практике школы определили выбор темы курсовой работы: «Развитие познавательной активности учеников начальной школы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность понятия познавательной активности

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «активности и самостоятельности учащихся в обучении». Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность». Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.

Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в работе «Мысли о воспитании» утверждает идею единства физического и духовного развития известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле». При сильном теле, считает автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути. Проводя идею единства физического и духовного развития, авторы находят важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, например, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента полного утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство – регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся. Итак, естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с друзьями [12, 68].

Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника: ее интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П.Н.Груздев, Ш.Н.Ганелин, Р.Г. Ламберг, они исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности [12, 69].

Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Есть еще одна группа ученых, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И.Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму [10, 96].

Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.

Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности.

Проблема активности изучается в самых различных аспектах: биологическом, психологическом, педагогическом, социологическом и т. д.  Так, биологи рассматривают приспособление организма к окружающей среде, реакцию на внешние раздражения, которая является формой проявления активности. Биологическая активность присуща и человеку как наследственное свойство, которое обеспечивает приспособление к среде. Однако если животное, взаимодействуя со средой, только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, «то человек, как производитель средства труда, приспосабливает природу к своим потребностям, заставляет ее служить своим целям, господствует над ней» [5, 81].

Итак, мы обратили внимание на то, что общим для всех исследований является наличие в процессе формирования познавательной активности нескольких факторов. В их числе – внутренний фактор, т. е. субъективная характеристика познавательного действия. Носителем познавательной активности выступает целостный субъект познания – человек.

Понятие «развитие» общепризнанно в педагогике и психологии. Д. Б. Эльконин отмечает: «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновения отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед». Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта [3, 73].

Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности:

1. Репродуктивно-подражательная  активность, при помощи которой  опыт деятельности накапливается  через опыт другого.

2. Поисково-исполнительная  активность; это более высокий  уровень, поскольку здесь имеет  место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять  задачу и отыскать средства  ее выполнения.

3. Творческая  активность являет собой высокий  уровень, поскольку и сама задача  может ставиться школьником, и  пути ее решения избираются  новые, нешаблонные, оригинальные.

Развитие познавательной активности представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Таким образом, на основании проведенного анализа, мы для себя определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности [4, 68].

Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, мы предположили, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей – достаточно важная задача.

В реальной действительности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательных сфер в целом, а значит и на познавательную активность в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Дидактическая игра, как средство развития  познавательной активности.

Информация о работе Теоретические аспекты познавательной активности младших школьников