Теоретически обосновать эффективность использования группового общения на уроках ИЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

Одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению. Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная, ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Данная тема представляет интерес как нетрадиционная форма обучения речевого взаимодействия учащихся на уроках ИЯ.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы организации группового общения
учащихся на уроке иностранного языка……………………………6

1.1. Групповое общение как вид речевой деятельности

1.2. Психологические особенности организации группового
общения учащихся на уроке иностранного языка

1.3.Психолого-возрастные характеристики учащихся среднего
школьного возраста

1.4. Пути и способы активизации речевого общения учащихся
на уроке иностранного языка

Заключение……………………………………………………………………...37

Список используемой литературы…………………………………………..39

Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая ветошкина люба.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

5.Что, если один из учащихся не хочет работать в группе?

Можно на время позволить  ему работать самостоятельно, используя предоставленный учителем раздаточный материал. Возможно, спустя некоторое время ему захочется присоединиться к группе.

6.Что, если некоторые группы справляются  с заданием раньше других?

На этот случай необходимо приготовить для них дополнительные задания, либо дать им возможность начать выполнять домашнее задание (если урок подходит к концу).

7.Что, если некоторые учащиеся часто отсутствуют на занятиях?

Таким учащимся даются задания, которые можно выполнить за одно занятие. Если на занятии используется «мозаичная головоломка» (Jigsaw – activity), то предназначенная для отсутствующего студента часть даётся всей группе. Учащимся такого рода можно также поручить часть проекта, которую можно выполнить дома.

8.Как долго члены группы должны работать вместе?

Если группа работает слаженно, нет необходимости быстро менять её состав. С другой стороны, для того чтобы разнообразить  деятельность учащихся в целях более  эффективного обучения иноязычному  общению, нужно время от времени  вовлекать их в работу с членами других групп. Не следует также поддаваться желанию распустить неэффективно работающие группы.

9.Как распускать группы?

Лучше делать это в  конце изучения темы-проблемы. Таким  образом, можно дать им возможность подвести итоги совместной деятельности в виде дискуссии, «рекомендательных писем», коллажей, видеосюжетов и т.п.

10.Как много времени нужно уделять технологии обучения в сотрудничестве и ей подобным в процессе обучения иностранному языку?

Никто не может дать точного  ответа на этот вопрос. Как представляется, всё зависит от желания учащихся сотрудничать друг с другом, а также от умения учителя помогать им в процессе взаимодействия. [30, С.13].

В заключение заметим, что  вышеперечисленные пути и приёмы активизации взаимодействия учащихся не являются единственными в методике преподавания иностранных языков. Наиболее подходящей в условиях классно-урочной системы нам представляется комбинация из нескольких путей и приёмов для решения коммуникативной задачи и достижения поставленной перед учащимися цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

Заключение

 

 

 

 

Анализ научной литературы по данной проблеме позволил заключить, что общение включает три аспекта: коммуникативный, интерактивный и  перцептивный. Составляющими группового общения являются психологическая атмосфера, «коммуникативные сети», правила и техника общения; особое значение в методике обучения групповому общению имеют типы и формы взаимодействия. Групповое общение не переносится автоматически с родного языка, этому нужно специально обучать.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что взаимодействие учащихся является одним из трёх важных аспектов учебного сотрудничества (между учителем и учеником, между самими учащимися и между учителями в системе межпредметных связей). Ведущая роль при таком подходе принадлежит взаимодействию учащихся между собой. При организации взаимодействия учащихся друг с другом учителю необходимо учитывать такие факторы, как ориентированность на личность, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития и др. Существуют четыре основных типа организации взаимодействия учащихся:

  • развернутая дискуссия учеников по общему для коллектива предмету и теме;
  • коллективное решение вербальных задач;
  • моделирование статусных отношений членов групповой деятельности;
  • индивидуальное выполнение части общегруппового задания.

В ходе использования  в качестве ведущих путей активизации  взаимодействия учащихся мы выделили более широкое применение на уроке  ИЯ элементов коммуникативного, игрового и проблемного методов; а также технологию обучения в сотрудничестве.

Одним из наиболее перспективных  направлений в процессе организации  взаимодействия учащихся является использование  метода проектов на уроках ИЯ.

Применение на уроках ИЯ элементов коммуникативного, игрового и проблемного методов, а также технологии обучения в сотрудничестве, способствует активизации устноречевого группового общения учащихся, повышает внутреннюю мотивацию к изучению ИЯ, позволяет развивать личностные качества учеников и т.п.

Данная работа может  быть использована как методическое пособие для организации групповой формы работы  учащихся  на уроках ИЯ, а также преподавателями, занимающимися по данной проблеме.

Перспективу дальнейшего  исследования мы видим в более глубоком изучении особенностей применения технологии учебного сотрудничества и метода проектов с целью активизации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка.

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980.
  2. Аниськович Н.Р. Корпоративное обучение учащихся речевому взаимодействию на уроках английского языка // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе. Материалы международной научно-методической конференции, декабрь 2000. – Мн., 2000. – С.22-24.
  3. Аниськович Н.Р. Моделирование коммуникативного поведения в процессе иноязычного общения // Вестник МГЛУ. – 2001. №3. – С.38-44.
  4. Аниськович Н.Р. Обучение устноречевому общению в сотрудничестве (на материале английского языка) // Замежныя мовы у Рэспублiцы Беларусь. – 2002. №1. – С.32.
  5. Аниськович Н.Р. Особенности речевого взаимодействия в процессе иноязычного общения // Вестник МГЛУ. – 1999. №1. – С.21-28.
  6. Аниськович Н.Р.  Формирование стратегической компетенции как предпосылки речевого взаимодействия//Актуальные проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе. Материалы международной научно-методической конференции, 23-25 ноября 1999. – Мн., 1999. – С.33-34.
  7. Аниськович Н.Р. Формирование стратегической компетенции как предпосылки речевого взаимодействия // Вестник МГЛУ. -2000. №2. – С.38-39.
  8. Аппатова Р.С. Проблема обучения полилогу на уроке иностранного языка // ИЯШ. – 1989. №5 – С. 23-26.
  9. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам // ИЯШ. – 2002. №1. - С.5-11.
  10. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. – М., 1965. – 83 с.
  11. Будько А.Ф. Интеракционный аспект речевого общения как объект обучения // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе. Материалы международной научно-методической конференции. 23-25 ноября 1999. – Мн., 1999. – С. 7-8.
  12. Данилина А.Е. Возможности активизации учебного процесса на уроках английского языка (На материале зарубежных пособий) // ИЯШ. – 1990. № 5 – С.64-68.
  13. Ермакова О.Б., Земская Е.А. Русский язык в его функционировании: коммуникативно-прагматический аспект. - М., 1999. – 63 с.
  14. Зимняя И.А., Ильинская Е.С. Психологический анализ урока иностранного языка // ИЯШ. – 1985.  № 4. – С.25-30.
  15. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого? // ИЯШ. – 2000. №1 – С.28-33.
  16. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иностранного общения // ИЯШ. – 2000. №1 – С. 58-61.
  17. Мильруд Р.П. Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке // ИЯШ. – 1996. №6 – С. 6-12.
  18. Мильруд Р.П. Формы педагогического воздействия учителя на познавательную деятельность учащихся // ИЯШ. – 1991. №2 – С. 13-17.
  19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 110 с.
  20. Носонович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам // ИЯШ. – 2000. №1 – С. 11-16.
  21. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985. – 25 с.
  22. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М.: Рус. яз., 1989. – 246 с.
  23. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. – 2000. №2. – С.3-10.
  24. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. – 2000. №3. – С.3-9.
  25. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // ИЯШ. – 2000. №1 – С. 4-11.
  26. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 59 с.
  27. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 153 с.
  28. Тюков А.А. Психологические аспекты учебного сотрудничества // ИЯШ. – 1988. №3 – С. 27-30.
  29. Donn Byrne. Techniques for Classroom Interaction. Longman, 1991. – P. 10-13.
  30. Jacobs G., Halls S. Implementing Cooperative Learning // ET FORUM. October 1994. – Vol. 32. №4. – P. 2-6.
  31. Joe Sheils. Promoting Interaction in the Classroom // Communication in the Modern Languages Classroom. – Council Europe Press. 1993. – P.1-2, 7-15.
  32. Littlewood W. Commucative Language Teaching. CUP, 1981. – P.43-64.
  33. Patricia A. Richard-Amato. Making it happen. (Interaction in the Second Language Classroom), Longman, 1998. – P. 294-295.
  34. Robert J. Di Pietro. Strategic Interaction through scenarios. CUP, 1990. – P. 1-2, 14-15.
  35. Tony Wright. Roles of Teachers and Learners, CUP, 1987. – P. 52.
  36. Wilga M. Rivers. Interactive Language Teaching. CUP, 1987. – P.3-16.

 




Информация о работе Теоретически обосновать эффективность использования группового общения на уроках ИЯ