Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:51, курсовая работа
Одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению. Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная, ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Данная тема представляет интерес как нетрадиционная форма обучения речевого взаимодействия учащихся на уроках ИЯ.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организации группового общения
учащихся на уроке иностранного языка……………………………6
1.1. Групповое общение как вид речевой деятельности
1.2. Психологические особенности организации группового
общения учащихся на уроке иностранного языка
1.3.Психолого-возрастные характеристики учащихся среднего
школьного возраста
1.4. Пути и способы активизации речевого общения учащихся
на уроке иностранного языка
Заключение……………………………………………………………………...37
Список используемой литературы…………………………………………..39
Приложение
Министерство образования и науки УР
ГОУ СПО «Воткинский педагогический колледж
им. П.И.Чайковского»
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО ОБЩЕНИЯ
НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «»
Выполнил:
Ветошкина Любовь Юрьевна
Специальность – 050303
иностранный язык
Курс - 4 Группа 45
Форма обучения – очная
Руководитель:
Глазырина А.В.
2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы организации группового общения
учащихся на уроке иностранного языка……………………………6
1.1. Групповое общение как вид речевой деятельности
1.2. Психологические особенности организации группового
общения учащихся на уроке иностранного языка
1.3.Психолого-возрастные характеристики учащихся среднего
школьного возраста
1.4. Пути и способы активизации речевого общения учащихся
на уроке иностранного языка
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..39
Приложение
Введение
Одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению. Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная, ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Данная тема представляет интерес как нетрадиционная форма обучения речевого взаимодействия учащихся на уроках ИЯ.
Требования к выпускнику общеобразовательной школы с изучением иностранного языка (ИЯ) на сегодняшний день предполагают следующие умения: принимать участие в беседе с одним или несколькими партнёрами, выражая своё мнение о фактах и событиях и отношение к ним; обсуждать прочитанное, давать информацию о текущих событиях, используя при этом периодическую печать, издаваемую на родном и иностранном языках. При этом учащиеся должны пользоваться обширным словарным запасом, соответствующими грамматическими структурами и видовременными формами. Однако, несмотря на это, зачастую непосредственное общение учащихся на уроке ИЯ подменяется проговариванием реплик, заполнением пропусков в диалогах, составлением диалога по аналогии с образцом и т.п., в то время как реальное взаимодействие предполагает умение учителя организовать общение учащихся в форме полилога, предполагающей использование как диалогической, так и монологической речи с элементами неподготовленного высказывания.
В этой связи, активизация группового общения учащихся на уроке ИЯ в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем. Эта проблема мало изучена в современной методике преподавания иностранных языков и давно привлекает к себе внимание педагогов, психологов, методистов и учителей-практиков. Например, в педагогике разработана гуманистическая концепция образования (Дж. Дьюи, Маслоу, Роджерс, Я. А. Каменский и др.), исследовано субъект – субъектное общение (И.И. Рыданова и др.). В психологии изучается и глубоко анализируется интерактивный аспект общения (Г.В. Андреева, Б.Ф. Ломов, Тюков). В методике в рамках личностно ориентированного подхода разрабатываются новые методы, технологии и приёмы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся (Р. Славин, Э. Аронсон, Килпатрик, Е.С. Полат, А.Ф. Будько и др.); рассматриваются стратегии и тактики межличностного общения (Н.Р. Аниськович и др.). Создаются принципиально новые учебники, построенные на коммуникативном методе обучения ИЯ, в которых учитывается необходимость развития речевого взаимодействия учащихся.
Однако, несмотря на это, многие проблемы организации устноречевого группового общения учащихся на уроке ИЯ остаются неизученными; не используются многие резервы активизации общения учащихся.
Наше исследование посвящено проблеме активизации устноречевого группового общения учащихся на уроке ИЯ, узнать каковы же условия организации группового общения на уроках ИЯ в современных условиях обучения.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся иноязычному речевому общению на уроке ИЯ.
Предметом исследования являются формы группового общения учащихся на уроке ИЯ.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использования группового общения на уроках ИЯ.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ научной литературы по проблеме, наблюдение за учебным процессом.
1.1. Групповое общение как вид речевой деятельности
и его характеристика
Наблюдения за учебным процессом в школе показывают, что одна из серьезных причин неудач в обучении речевому общению заключается в недооценке группового общения.
Групповое общение — это условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей и с непосредственной организацией их совместной деятельности, и образующий основу для коммуникации.
По определению Уэллса, групповое общение – это сотрудничество, включающее в себя так называемый «треугольник»: отправитель (коммуникант), получающий, и само сообщение, неважно, письменное оно или устное, фиксирующее организацию совместных действий, позволяющих общающимся реализовывать некоторую общую для них деятельность.
Это исключает отрыв группового общения от коммуникации, но исключает и их отождествление: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, то есть вырабатывать формы и нормы совместных действий.
Один из известных педагогов, Пауло Фрейре отстаивает необходимость диалога между людьми как единственной формы общения, в которой отсутствует подавление одного человека другим. Диалог предполагает взаимность, доверие, открытость и желание совместно учиться. Всему этому противостоит монолог с его изолированностью, недоверием к человеку, наполненностью предписаниями, жестокостью и авторитарностью. Посредством диалога, включающего всех его участников в процесс учения, можно перейти от пассивного принятия ситуации к критическому осмыслению того, что прежде принималось как должное. Произносимые при этом участниками слова помогают осмыслить происходящие изменения и осознать необходимость преобразования реальности, а поскольку по мере преодоления одних пограничных ситуаций возникают новые, процесс осознания должен запускаться снова и снова.
Если рассматривать вопрос о составляющих группового общения, то можно сказать, что к ним относятся: психологическая атмосфера; «коммуникативные сети» (диады, триады, малые группы и т.д.); правила общения; культура и техника общения (как начинать общение, как поддержать его, как изменить тему общения и др.); вербальные и невербальные средства (использование «пустых фраз», заполнителей пауз, коммуникативных стереотипов, жестов, мимики и т.п.).
Групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они могут помогать друг другу, успешно корректировать высказывания собеседников, даже если учитель не дает такого задания.
Чтобы групповое речевое
сотрудничество было эффективным, необходимо
целенаправленно обучать
Групповое общение, основанное на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обуславливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость её решения служит также развитию критического мышления учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.
Использование группового общения на уроках иностранного языка в значительной степени помогает решать задачу развития личности обучающегося.
Развивается логика, мышление, воображение. В итоге всё это способствует развитию личности.
Изложенные преимущества группового сотрудничества могут быть эффективно использованы на практике лишь в том случае, если будет организовано целенаправленное обучение полилогу в форме свободной беседы, полемики, спора, дискуссии.
Главными в ходе речевого группового общения являются складывающиеся в процессе общения личные взаимоотношения, именно они являются основным содержанием общения, а поступки, речевые действия и занятия являются лишь основой и средством общения.
Изучение литературы о процессуальной стороне речевого общения показало, что для характеристики речевого поведения коммуникантов используется такое понятие как «конвенция».
Конвенции представляют собой определенные требования к коммуникации. К основным принципам конвенционального общения относятся принципы выразительности; доверия и правдивости; оптимальности; вежливости (Р.Лакофф); такта (Дж.Лич); и принцип сотрудничества (П. Грайс). Эти принципы реализуются с помощью правил, которые характеризуют действия со стороны каждого участника общения.
Однако, обучая устноречевому общению, необходимо учитывать, что сами по себе принципы общения не могут объяснить взаимодействие и взаимосвязь между функцией сообщения, формой его предъявления и контекстом, поэтому естественность речевого общения определяется тем, в какой мере оно подчиняется нормам и требованиям речевого этикета, принятого в данном обществе, его национальных стилевых норм и стереотипов речевого поведения. Владение вышеупомянутыми называется компетенцией. Успешность речевого взаимодействия предполагает наличие культуры иноязычного общения и коммуникативной компетенции, которая подразумевает определенный уровень владения знаниями, навыками и умениями, позволяющий обучаемому целесообразно варьировать свое речевое поведение в зависимости от факторов общения.
В процессе формирования навыков и умений группового общения некоторые авторы выделяют три основных этапа:
В соответствии с вышесказанным, представляется необходимым дать определение таких понятий, как стратегия и тактика общения.
Стратегия общения – это «творческая реализация коммуникантом плана построения речевого поведения с целью достижения общей (глобальной языковой) или неязыковой задачи общения в речевом событии».
К составляющим речевой стратегии относят такие виды действий, как аргументация, мотивация, выражение эмоций (симпатий, антипатий), размышление вслух, оправдание.
Тактика общения – это «гибкое динамическое использование говорящим имеющихся у него умений построения речевого хода согласно намеченному им плану речевых действий с целью достижения языковой задачи общения, ограниченной рамками речевого хода слушающего или его невербальной реакции на свой инициальный речевой ход». Применяемые в общении стратегии делятся в соответствии с аспектами общения на коммуникативные, интерактивные и перцептивные. Перцептивные стратегии позволяют управлять восприятием и содержанием речевого общения. Коммуникативные управляют содержательно-смысловой стороной развития общения, выдачей информации. Интерактивные стратегии позволяют регулировать процесс общения.
Рассмотрим подробнее стратегии