Тенденции реформирования системы высшего образования Франции на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных тенденций реформирования системы высшего образования Франции на современном этапе. Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1. Охарактеризовать современное состояние системы высшего
образования Франции.
Проанализировать проблемы развития высшей школы Франции на современном этапе.
Раскрыть мировые тенденции развития систем высшего образования.
Раскрыть тенденции реформирования системы высшего образования Франции в контексте Болонского процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-4
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ 5
Современное состояние системы высшего образования Франции 5 - 13
Проблемы высшей школы Франции на современном этапе 13-15
Глава 2. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ 16
Мировые тенденции реформирования высшего образования 16 - 20
Особенности реформирования системы высшего образования Франции в
контексте Болонского процесса 21-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 58.20 Кб (Скачать)

— налаживание  связей с другими университетами, как в рамках страны, так и за рубежом. На сегодняшний день проблема автономии университетов является для Франции одним из самых дискутируемых вопросов. Возросшая автономия в определении образования, которое дают университеты, углубление связей с государством, участие в политике распределения производственных сил, развитие международного сотрудничества - все это приводит к необходимости переосмысления понятия автономии университетов.

     В контексте Болонского процесса новым  механизмом в системе высшего образования Франции также является Приложение к диплому. Этот документ с 2005 года в обязательном порядке выдается (бесплатно) выпускникам вуза вместе с дипломом о высшем образовании. Его назначение - сделать максимально «прозрачным» уровень и тип высшего образования, отвечающие полученному диплому. Приложение включает 8 основных разделов: информация о владельце диплома; о квалификации выпускника; об уровне данной квалификации; о содержании образования и полученных результатах; информация о функциональных характеристиках (профессиональной и должностной ориентированности) полученной квалификации; сведения о сертифицированное™ данного приложения во Франции; о французской системе высшего образования; дополнительная информация по усмотрению органов управления образованием или вуза. Все разделы, кроме последнего подлежат обязательному заполнению; в случае отсутствия какой - либо информации в приложении, должны быть указаны причины опущения сведений. Все записи делаются на французском, языке, а также на английском языке. Вместе с Приложением к диплому национальные французские дипломы становятся понятными и идентификабельными не только в пределах страны, но и за ее границами [13, с. 10].

     Особое  внимание в рамках Болонского процесса Франция уделяет развитию и поддержке академической мобильности. Болонская декларация так формулирует задачи в данной области: «Способствовать мобильности за счет преодоления препятствий, эффективному осуществлению свободы передвижения, уделяя особое внимание:

    для студентов - доступу к учебным заведениям и соответствующим услугам;

    для преподавателей, исследователей и административного  персонала -признанию и подтверждению  периодов, проведенных в европейских  странах, в целях научных исследований, преподавания и переподготовки, не нарушая их статуса и законных прав».

    Главная цель мобильности - дать студенту возможность  получить разностороннее «европейское»  образование по выбранному направлению  подготовки, обеспечить ему доступ в признанные центры знаний, где  традиционно формировались ведущие научные школы, расширить познания студента во всех областях европейской культуры, привить ему чувство гражданина Европы. Академическая мобильность отличается от традиционных зарубежных стажировок, прежде всего тем, что, во-первых, студенты едут учиться за рубеж хоть и на ограниченные, но длительные сроки - от семестра до учебного года, и, во-вторых, во время таких стажировок они учатся полноценно, не только изучают язык и ознакомительно отдельные дисциплины, а проходят полный семестровый или годичный курс, который им засчитывается по возвращении в базовый вуз.

     В Болонском процессе различают два  вида академической мобильности: «вертикальную» и «горизонтальную». Под вертикальной мобильностью подразумевают полное обучение студента на степень в зарубежном вузе, под горизонтальной - обучение в течение ограниченного периода (семестра, учебного года).

     Именно  Франция является инициатором принятия в 2000 году Плана действий для обеспечения  академической мобильности (Action Plan for mobility). План исходил из признания факта, что создание европейской зоны знаний - один из главных приоритетов развития Европы. А свободная, без препятствий мобильность всех участников образовательного процесса: студентов, преподавателей, исследователей, администраторов - должна стать базой для этого, являясь одним из главных условий повышения конкурентоспособности и привлекательности образования в европейских университетах.

    Планом были провозглашены три главных цели:

    • определить более точно концепцию мобильности и сделать ее более демократичной;
    • развить       соответствующие       формы        финансирования университетской мобильности;
    • расширить академическую мобильность и улучшить для нее условия [5, с 45].

    Кроме того, во Франции, в отличие от многих стран Европы, достаточно эффективно решается вопрос о финансовом стимулировании академической мобильности. На сегодняшний день во Франции существуют государственные стипендии и гаранты, выдаваемые в рамках принятого в 1998 году Социального плана для студентов (Plan Social Etudiant); созданные в 2001 году специальные социально ориентированные «гаранты для мобильности» (mobility garants); участие в специальных программах студенческого обмена - Erasmus, Socrates, Leonardo de Youth. Помимо этого во Франции существует специально созданный национальный Совет, который координирует деятельность по развитию международной мобильности.

    Еще одним направлением реорганизации  системы высшего образования  Франции является объединение университетов  в научно - исследовательские полюса  (PRES,  pole  de  recherches  et  d'enseignement  superieur).   Они представляют собой объединения университетов и высших школ с целью сотрудничества и взаимопомощи в сфере научных исследований. Созданные по соглашению эти объединения могут привлекать к участию партнеров, не имеющих отношение к сфере образования (предприятия, ассоциации, органы местного управления). Снабженные определенными полномочиями, добровольно предоставляемыми партнерами они обладают финансовой независимостью, а также автономией в создании и управлении общим техническим оборудованием, координации и оценке совместной научно -исследовательской деятельности и продвижении полюса на международный уровень. Данные полюса имеют форму объединения общественного значения (GIP, groupement d'interet public) либо объединения в сфере научного сотрудничества (EPCS, etablissement public de cooperation scientifique). В соответствии с законом об исследовательской деятельности, с 2006 года во Франции были созданы около 15 объединений, куда вошли 40 университетов страны. Городом - моделью для изучения эффективности подобных полюсов выступил Бордо, учитывая университетский профиль города. Охарактеризованное министром образования Франции как « хороши научный и педагогический проект» создание научно - исследовательских полюсов является приоритетным вопросом в политике образования Франции [21] [Приложение 3].

    Таким образом, можно сделать вывод, что  реформирование системы высшего  образования Франции является следствием вступления страны в Болонский процесс  и внедрения систем ЛМД / ECTS, которые по-новому структурируют процесс обучения, как в университетах, так и в высших школах. Можно ожидать, что введение новой системы ЛМД поможет Франции в значительной степени преодолеть издержки разнообразия ее вузовской системы. Благодаря системе ECTS каждая степень получила конкретное количественное измерение в кредитных единицах, что обеспечивает их международную сравнимость. Кроме того, кредиты могут быть получены не только за выполнение традиционных университетских видов обучения, но и за стажировки и внеуниверситетское обучение, что добавляет в содержание образования профессиональный компонент. Практика на предприятиях также является следствием мировой тенденции к профессионализации образования, обусловленной требованиям рынка труда.

     Также реформы ЛМД / ECTS позволяют индивидуализировать процесс обучения, поскольку делает его гибким в отношении начала и завершения получения образования, таким образом, студент сам может определять срок и содержание своего образования.

    Благодаря процессу автономизации университеты получат возможность самостоятельно определять образовательную политику в зависимости от специфики учебного заведения. Следствием этого является возможность университетов налаживать связи с другими университетами и объединяться в научно - исследовательские полюса, что способствует созданию единого образовательного пространства - основной цели Болонского процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проведенное исследование, посвященное  реформированию системы  высшего образования  Франции на современном  этапе, позволяет констатировать следующее.

    Современная система высшего  образования Франции  имеет свои специфические  особенности, а именно: сохранение достаточно централизованного  управления с одновременным  предоставлением  вузам автономии; государственное  финансирование; исторически сложившейся бинарность: наличие университетов и высших школ; некоторой иерархией учебных заведений по типам подготовки в соответствующих сферах деятельности; повышенная требовательность к оценке знаний студентов.

    Проблемы, с которыми сталкивается система высшего образования Франции на современном этапе, следующие: массовый характер высшего образования, финансовая зависимость учебных заведений от государства, ущемление автономии университетов, несоответствие образования требованиям рынка труда.

    Реформирование  системы высшего  образования на современном  этапе происходит под воздействием Болонского процесса, который в свою очередь является отражением мировой  тенденции - интеграции образования в  мировую систему.

    В реформировании высшей школы Франции можно выделить 5 основных направлений:

  1. введением модели ЛМД;
  2. введение системы ECTS + Приложение к диплому;
  3. предоставление вузам большей автономии;
  4. повышение академической мобильности;
  5. объединение университетов в научно - исследовательские полюса. Особенность    реформирования    французской    системы    высшего

образования в контексте Болонского процесса является то, что именно она  послужила образцом для создания двух основных инструментов унификации европейского высшего образования - систем ЛМД и ЕСНК. Таким образом, в случае Франции речь идет скорее об адаптации системы высшего образования к принципам Болонского процесса, чем о ее полном реформировании.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алферов, Ю. С. Система образования во Франции / Ю. С. Алферов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 2. - 53 - 57.
  2. Байденко, В.И. Болонский процесс: курс лекций / В.И. Байденко. -Москва: Логос, 2004. - 208 с.
  3. Башмакова, Н.И. Мировые тенденции развития высшего образования в 21 веке: видение ЮНЕСКО и практика реформ / Н.И. Башмакова // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 1. - С. 28 - 30.
  4. Доклад международной комиссии по образованию для 21 века: «Образование сокрытое сокровище» // ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. -1996. - Режим доступа: http: //www. unesco. org / doclad. html. - Дата доступа: 20.12.2009.
  5. Закирова, Г. Д. Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий / Г.Д. Закирова [и др.]; под общ. ред. Г.Д. Закировой. - Алматы: Темпус, 2009. - 120 с.
  6. Занга, П. Современные тенденции в сфере высшего образования Европы - ч.1 / П.Занга // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 12. - С. 22-28.
  7. Занга, П. Современные тенденции в сфере высшего образования Европы - ч.2 / П.Занга // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 1. - С. 26 -34.
  8. Итоговое коммюнике Всемирной конференции по высшему образованию - 2009
  9. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика: школа и образование за рубежом / В. А. Капранова. - Минск: Новое знание, 2004. - 221 с.
  10. Круз, М. Современный вызов европейской университетской культуре / М. Круз // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 2. - С. - 22 - 24.
  11. Монастырская, Т. И. Оценка нагрузки студентов в рамках европейской системы зачетных единиц / Т. И. Монастырская, В. Шатц // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 6. - 9 - 13.
  12. Садлак, Я. Болонский процесс: региональный ответ на глобальные проблемы / Я. Садлак // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 10. - С. -16-22.
  13. Шаповалова, Л.В. Реформирование содержания университетского образования современной Франции: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. / Л.В. Шаповалова; Польав. гос. пед. ун-т. - Полтава, 2008. - 22 с.

14. Mathieu, G. Le В.А. - ВА du LMD / G. Mathieu // L'etudiant. - 2010. - 
hors serie. - P. 6 - 7.

  1. Mathieu, G. L'universite / G. Mathieu // L'etudiant. - 2010. - hors serie. -P. 10-14.
  2. Mathieu, G. Les grandes ecoles / G. Mathieu // L'etudiant. - 2010. - hors serie. - P. 16-20.
  3. Legrand, A. L'enseignement superieur / A. Legrand // Le systeme educatif en France / B. Foulemonde [et aut.]; sous la red. de B.Foulemonde. - Paris: CNED,-2006. -191 p.
  4. Petit, L. L'enseignement superieur en quelques dates / L. Petit // Le guides des etudes en France / L. Petit [et aut.]; sous la red. de J. R. Pulido, L. Petit. -Paris: Aliance fran9aise, - 2006. - Ch. 2. - 24 - 25 p.
  5. Petit, L. Les formations longues а Г Universite / L. Petit // Le guides des etudes en France / L. Petit [et aut.]; sous la red. de J. R. Pulido, L. Petit. - Paris: Aliance franfaise, - 2006. - Ch. 4. - 29 - 34 p.
  6. Petit, L. Les ecoles de l'enseignement superieur non universitaire / L. Petit // Le guides des etudes en France / L. Petjt [et aut.]; sous la red. de J. R. Pulido, L. Petit. - Paris: Aliance fran9aise, - 2006. - Ch. 6. - 41 - 51 p.
  7. Jacque, Ph. L'universite fait sa revolution / Ph. Jacque // le Monde Education. - 2010. - 13 jan. - P. 5.
  8. Delahaye, J.-P. Je vais en France / J.-P. Delahaye. - Paris: Centre National des oeuvres universitaires, 2003. - 251 p.
  9. Le site du Ministere de Г education national [Source electronique] / L'enseignement superieur. - Mode d'acces: http: // www. enseignementsup -recherche, gouv. fr / pid 20122 / formations et diplomes. html. - Дата доступа: 23.04.2010.
  10. Le site du Ministere de l'enseignement superieur et de la Recherche [Source electronique] / L'enseignement superieur. - Mode d'acces: http // www. education, gouv. fr / cid 26 /1 - enseignement - superieur. html - Дата доступа: 23.04.2010.

Информация о работе Тенденции реформирования системы высшего образования Франции на современном этапе