Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:15, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основных тенденций реформирования системы высшего образования Франции на современном этапе. Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1. Охарактеризовать современное состояние системы высшего
образования Франции.
Проанализировать проблемы развития высшей школы Франции на современном этапе.
Раскрыть мировые тенденции развития систем высшего образования.
Раскрыть тенденции реформирования системы высшего образования Франции в контексте Болонского процесса.
ВВЕДЕНИЕ 3-4
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ 5
Современное состояние системы высшего образования Франции 5 - 13
Проблемы высшей школы Франции на современном этапе 13-15
Глава 2. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ 16
Мировые тенденции реформирования высшего образования 16 - 20
Особенности реформирования системы высшего образования Франции в
контексте Болонского процесса 21-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
— Доктор наук: степень бакалавра + восемь лет обучения в вузе (Ьас + 8). Данная степень требует набора студентом 480 зачетных единиц ECTS. Ключевым компонентом третьего уровня является продвижение знаний через самостоятельную научно-исследовательскую работу. В будущем докторантура останется основным каналом поступления в науку кадров высокой квалификации. Во Франции до недавнего времени существовала «вторая» докторская степень по профилю, но на сегодняшний день она упразднена [24]. Эти степени являются основными этапами обучения в системе высшего образования. Как правило, каждый этап является законченной частью профессиональной и общеобразовательной подготовки.
В течение первого семестра, который в университетах носит более общий характер, студенты изучают дисциплины одного сектора, одну из которых они выберут как основную. Если сектор связан с научной деятельностью, университеты, как правило, объединяют в нем два предмета (историко-социологический, филосовско-литературный...). В университетах на смену понятию «предмет» пришло понятие « комплекс предметов». Каждый уровень включает определенное количество обязательных и факультативных комплексов, также, студент имеет право на свободные комплексы (второй язык, физическая культура), которые оцениваются от 2 до 6 кредитов в семестр [14, с. 6].
Стремление
придать французским
Высшие школы.
Во Франции, в отличие от других стран, университеты не являются стержнем высшего образования. Самые престижные вузы в стране отнюдь не университеты, а высшие школы, которые не имеют аналогов в Европе. Причиной их возникновения стал глубокий кризис университетов. Необходимость реорганизации университетского образования осознавалась всеми, однако Наполеон сделал ставку не на реформу университетов, а на создание альтернативного канала получения высшего образования [9, с. 117].
Термин «высшие школы» объединяет школы различного профиля: Высшие нормальные школы, школы инженеров, коммерческие школы и ветеринарные школы. Часто к высшим школам приравниваются Институты политических наук.
Существуют разнообразные типы высших школ в зависимости от органа, которому они подчиняются: институты или высшие государственные школы, находящиеся под опекой одного из министерств (Министерства образования, Министерства обороны...); «консульские» учебные заведения, зависящие от Торгово-промышленной палаты и частные учреждения высшего образования. Однако вне зависимости от статуса все высшие школы находятся под педагогическим надзором Министерства образования Франции [1, с. 57].
Прием в высшие школы проходит путем жестких конкурсных экзаменов, а количество обучающихся ограничено. Теоретически поступать в высшие школы могут студенты сразу после получения диплома бакалавра, однако, практика показывает, что необходим хотя бы один год подготовительных курсов, чтобы достичь нужного уровня. Учитывая в некотором роде элитарный характер высших школ, в процессе обучения осуществляется строгая и систематическая проверка знаний путем контрольных письменных работ и устных экзаменов. Студенты проходят обязательную практику на предприятиях.
Все высшие школы имеют свою специфику и структурную организацию, но так же, как и в университетах, в них существует трехуровневое разделение обучения в соответствии с моделью LMD.
Специализированные школы
Некоторые
профессии доступны только при условии
получения образования в
Особое
место в системе высшего
1.2. Проблемы
высшей школы Франции на
Одна
из ключевых проблем, с которой сталкиваются
сегодня системы высшего
Неразрешенной на сегодняшний день является также проблема финансовой зависимости учебных заведений от государства. Несмотря на то, что в последнее время число финансовых источников увеличилось: значительные инвестиции со стороны органов местного управления; налаживание связей с экономическими секторами через контракты, чему способствует закон «об инновациях» 1999 года; создание в структуре самих учебных заведений секторов индустриальной и коммерческой деятельности (SAIC - services d'activite indistruelles et commerciales); бюджет высших учебных заведений на 60% остается зависимым от государственных субсидий. Хотя финансовые расходы государства на высшее образование увеличиваются, рост числа студентов делает это увеличение практически неощутимым. Кроме того, в самой системе высших учебных заведений существует неравенство в распределении средств, так сумма, выделяемая на студента высших школ, в два раза больше, чем на студента университета. Помимо этого, больше половины бюджета расходуется на поддержание функционирования учебного заведения, что делает его очень неэластичным. Соответственно на непосредственное финансирование научно -исследовательской деятельности идут незначительные суммы [17].
Также одной из основных проблем высшего образования Франции является ущемление и искажение понятия автономии университетов как результат размывания и утраты самой идеи социальной ответственности. Часто автономия трансформируется в корпоративность, что ведет к замыканию университетов в сугубо академической среде. Развитие университетов в этом случае определяется в большей степени интересами определенных групп: либо преподавателями, либо студентами, но не образовательными и исследовательскими потребностями общества [10, 17].
Оторванность высшего образования от рынка труда также является проблемой. Требования рынка труда (профессиональная необходимость) и возможности трудоустройства для выпускников вуза часто не принимаются во внимание при планировании в сфере высшего образования. В связи с этим предпочтение оказывается прикладным исследованиям, ущемляя тем самым фундаментальную науку, которая в настоящее время находится под угрозой вымирания.
Вызов брошен также духовному, моральному, социальному и культурному образованию студентов университета, которое в наши дни все больше находится под угрозой размывания под воздействием все более глубокой научной и технической специализации. Многие критикуют университеты, готовящие специалистов, имеющих только технические и научные знания, но обнаруживающие при этом недостаток общей культуры.
Угасание свободы образования под влиянием перенасыщения университетов так называемыми нейтральным, то есть отвлеченным от культурных ценностей образованием, что в действительности часто является навязыванием своего мнения остальному миру. Свобода образования в обоих аспектах: свобода преподавания и свобода обучения - подразумевает не только свободу основать учебное заведение, но и свободу выбора и, как результат, мобильность. Вышеуказанный аспект требует одинакового отношения ко всем университетам и студентам без какой-либо дискриминации, основанной на аксиологической идентичности первых и праве выбора вторых. Эта свобода никогда не бывает в так называемом нейтральном высшем образовании.
Таким образом, следует отметить, что на современном этапе Франция сохраняет достаточно централизованное управление высшим образованием, хотя вузы и обладают некоторой автономией. Несмотря на попытки расширить круг источников финансирования, основным из них остается государство. Особенность высшей школы Франции в исторически сложившейся бинарности, то есть в существовании, помимо университетского, неуниверситетского сектора учебных заведений.
Ключевые проблемы, с которыми сталкивается сегодня система высшего образования Франции, следующие: массовый характер высшего образования, финансовая зависимость учебных заведений от государства, ущемление автономии университетов, несоответствие образования требованиям рынка труда.
Глава 2.
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ
ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В XXI ВЕКЕ
2.1. Мировые тенденции
реформирования высшего
Высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения общественных потребностей, и потому живо реагирующим на внутренние и внешние изменения и процессы. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию межгосударственные экономические связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных вузах. Это приводит к тому, что содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым «мировым стандартам». Процесс глобализации также требует от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности.
Никогда в истории не было так важно инвестировать в высшее образование, которое является на сегодняшний день главным ресурсом построения всесторонне развитого и многообразного общества, развития исследований, творчества и инноваций[8].
Минувшее десятилетие доказало очевидность того, что высшее образование и исследовательская деятельность способствуют устранению бедности, продолжительному устойчивому росту и успехам в достижении целей, поставленных на международном уровне. Глобальная образовательная задача на текущий период должна отражать эти положения:
1. Социальная
ответственность высшего
Высшему
образованию принадлежит