Тенденции реформирования системы высшего образования Франции на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных тенденций реформирования системы высшего образования Франции на современном этапе. Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1. Охарактеризовать современное состояние системы высшего
образования Франции.
Проанализировать проблемы развития высшей школы Франции на современном этапе.
Раскрыть мировые тенденции развития систем высшего образования.
Раскрыть тенденции реформирования системы высшего образования Франции в контексте Болонского процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-4
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ 5
Современное состояние системы высшего образования Франции 5 - 13
Проблемы высшей школы Франции на современном этапе 13-15
Глава 2. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ 16
Мировые тенденции реформирования высшего образования 16 - 20
Особенности реформирования системы высшего образования Франции в
контексте Болонского процесса 21-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 58.20 Кб (Скачать)

—    Доктор наук: степень бакалавра + восемь лет обучения в вузе (Ьас + 8). Данная степень требует набора студентом 480 зачетных единиц ECTS. Ключевым компонентом третьего уровня является продвижение знаний через самостоятельную научно-исследовательскую  работу. В будущем докторантура останется основным каналом поступления в науку кадров высокой квалификации. Во Франции до недавнего времени существовала «вторая» докторская степень по профилю, но на сегодняшний день она упразднена [24]. Эти степени являются основными этапами обучения в системе высшего образования. Как правило, каждый этап является законченной частью профессиональной и общеобразовательной подготовки.

    В течение первого семестра, который  в университетах носит более общий характер, студенты изучают дисциплины одного сектора, одну из которых они выберут как основную. Если сектор связан с научной деятельностью, университеты, как правило, объединяют в нем два предмета (историко-социологический, филосовско-литературный...). В университетах на смену понятию «предмет» пришло понятие « комплекс предметов». Каждый уровень включает определенное количество обязательных и факультативных комплексов, также, студент имеет право на свободные комплексы (второй язык, физическая культура), которые оцениваются от 2 до 6 кредитов в семестр [14, с. 6].

    Стремление  придать французским университетам  международное, и, прежде    всего    европейское,    звучание,    ведет    к    расширению    их административной автономии. Университеты проводят энергичную политику международных обменов и становятся престижными центрами, с которыми сотрудничают не только партнерские университеты, но и предприятия. Однако университет не является единственным источником высшего образования; помимо него во Франции существуют учебные заведения неуниверситетского сектора. К ним относятся высшие школы и приравненные к ним учебные заведения, а также специализированные школы.

    Высшие школы.

     Во  Франции, в отличие от других стран, университеты не являются стержнем высшего образования. Самые престижные вузы в стране отнюдь не университеты, а высшие школы, которые не имеют аналогов в Европе. Причиной их возникновения стал глубокий кризис университетов. Необходимость реорганизации университетского образования осознавалась всеми, однако Наполеон сделал ставку не на реформу университетов, а на создание альтернативного канала получения высшего образования [9, с. 117].

    Термин  «высшие школы» объединяет школы  различного профиля: Высшие нормальные школы, школы инженеров, коммерческие школы и ветеринарные школы. Часто к высшим школам приравниваются Институты политических наук.

    Существуют  разнообразные типы высших школ в  зависимости от органа, которому они  подчиняются: институты или высшие государственные школы, находящиеся  под опекой одного из министерств (Министерства образования, Министерства обороны...); «консульские» учебные заведения, зависящие от Торгово-промышленной палаты и частные учреждения высшего образования. Однако вне зависимости от статуса все высшие школы находятся под педагогическим надзором Министерства образования Франции [1, с. 57].

    Прием в высшие школы проходит путем  жестких конкурсных экзаменов, а  количество обучающихся ограничено. Теоретически поступать в высшие школы могут студенты сразу после  получения диплома бакалавра, однако, практика показывает, что необходим хотя бы один год подготовительных курсов, чтобы достичь нужного уровня. Учитывая в некотором роде элитарный характер высших школ, в процессе обучения осуществляется строгая и систематическая проверка знаний путем контрольных письменных работ и устных экзаменов. Студенты проходят обязательную практику на предприятиях.

    Все высшие школы имеют свою специфику  и структурную организацию, но так  же, как и в университетах, в  них существует трехуровневое разделение обучения в соответствии с моделью LMD.

    Специализированные  школы

    Некоторые профессии доступны только при условии  получения образования в специализированных школах. К ним относятся: инженерно-технические  и коммерческие школы, Университетские  технологические институты и технические секции повышенного типа. По окончании обучения, в зависимости от конкретного случая, выдается государственный диплом или диплом школы. Количество мест в специализированных школах ограничено. Необходимо не только предоставить документ о присвоении степени бакалавра (или его эквивалента), но и пройти вступительные испытания: конкурс, экзамен, тесты, собеседование.

    Особое  место в системе высшего образования  Франции занимаю вузы с краткосрочным  обучением. Они представляют собой  получение высшего образования в университете в течение 2-3 лет, касающегося в основном промышленного сектора, сферы обслуживания и парамедицинского сектора (вспомогательный медицинский персонал: лаборанты, санитары и др.). Основным преимуществом этих курсов является соответствие между образованием и экономическими реалиями, а также возможность реального и быстрого трудоустройства. К ним относятся: Университетские технологические институты (ШТ - institut universitaire de technologies) и технические секции повышенного типа (STS - sections de techniciens superieur). 

    1.2. Проблемы  высшей школы Франции на современном  этапе

     Одна  из ключевых проблем, с которой сталкиваются сегодня системы высшего образования  всех европейских стран, в том  числе и Франции, это проблема массового характера высшего образования. Возросший спрос на места в университете стал совокупным результатом экономического развития и увеличения числа кандидатов из соответствующих возрастных групп. Наукоемкое производство потребовало высококвалифицированных и высокообразованных кадров, способных к творческому подходу в своей профессиональной деятельности. Так, за последнюю четверть 20 века число студентов высших учебных заведений выросло более чем вдвое. По мнению некоторых исследователей, рост числа студентов привел с одной стороны к ухудшению образовательных стандартов и снижению уровня подготовки, с другой стороны к нехватке необходимых ресурсов, прежде всего преподавательского состава. Помимо этого демократизация доступа к высшему образованию привела к созданию университетов, которыми практически невозможно управлять и угасанию самой идеи элиты [6, 10].

    Неразрешенной на сегодняшний день является также  проблема финансовой зависимости учебных  заведений от государства. Несмотря на то, что в последнее время  число финансовых источников увеличилось: значительные инвестиции со стороны органов местного управления; налаживание связей с экономическими секторами через контракты, чему способствует закон «об инновациях» 1999 года; создание в структуре самих учебных заведений секторов индустриальной и коммерческой деятельности (SAIC - services d'activite indistruelles et commerciales); бюджет высших учебных заведений на 60% остается зависимым от государственных субсидий. Хотя финансовые расходы государства на высшее образование увеличиваются, рост числа студентов делает это увеличение практически неощутимым. Кроме того, в самой системе высших учебных заведений существует неравенство в распределении средств, так сумма, выделяемая на студента высших школ, в два раза больше, чем на студента университета. Помимо этого, больше половины бюджета расходуется на поддержание функционирования учебного заведения, что делает его очень неэластичным. Соответственно на непосредственное финансирование научно -исследовательской деятельности идут незначительные суммы [17].

    Также одной из основных проблем высшего  образования Франции является ущемление  и искажение понятия автономии  университетов как результат  размывания и утраты самой идеи социальной ответственности. Часто автономия  трансформируется в корпоративность, что ведет к замыканию университетов в сугубо академической среде. Развитие университетов в этом случае определяется в большей степени интересами определенных групп: либо преподавателями, либо студентами, но не образовательными и исследовательскими потребностями общества [10, 17].

    Оторванность  высшего образования от рынка  труда также является проблемой. Требования рынка труда (профессиональная необходимость) и возможности трудоустройства  для выпускников вуза часто не принимаются во внимание при планировании в сфере высшего образования. В связи с этим предпочтение оказывается прикладным исследованиям, ущемляя тем самым фундаментальную науку, которая в настоящее время находится под угрозой вымирания.

    Вызов брошен также духовному, моральному, социальному и культурному образованию студентов университета, которое в наши дни все больше находится под угрозой размывания под воздействием все более глубокой научной и технической специализации. Многие критикуют университеты, готовящие специалистов, имеющих только технические и научные знания, но обнаруживающие при этом недостаток общей культуры.

    Угасание  свободы образования  под влиянием перенасыщения  университетов так  называемыми нейтральным, то есть отвлеченным  от культурных ценностей  образованием, что в действительности часто является навязыванием своего мнения остальному миру. Свобода образования в обоих аспектах: свобода преподавания и свобода обучения - подразумевает не только свободу основать учебное заведение, но и свободу выбора и, как результат, мобильность. Вышеуказанный аспект требует одинакового отношения ко всем университетам и студентам без какой-либо дискриминации, основанной на аксиологической идентичности первых и праве выбора вторых. Эта свобода никогда не бывает в так называемом нейтральном высшем образовании.

    Таким образом, следует  отметить, что на современном этапе  Франция сохраняет  достаточно централизованное управление высшим образованием, хотя вузы и обладают некоторой автономией. Несмотря на попытки  расширить круг источников финансирования, основным из них остается государство. Особенность высшей школы Франции в исторически сложившейся бинарности, то есть в существовании, помимо университетского, неуниверситетского сектора учебных заведений.

     Ключевые  проблемы, с которыми сталкивается сегодня система высшего образования Франции, следующие: массовый характер высшего образования, финансовая зависимость учебных заведений от государства, ущемление автономии университетов, несоответствие образования требованиям рынка труда.

        Глава 2. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ 

2.1. Мировые тенденции  реформирования высшего образования.

    Высшее  образование является важнейшим  социальным институтом, функционирующим  с целью удовлетворения общественных потребностей, и потому живо реагирующим на внутренние и внешние изменения и процессы. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию межгосударственные экономические связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных вузах. Это приводит к тому, что содержание национальных систем высшего образования естественно стремится к так называемым «мировым стандартам». Процесс глобализации также требует от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности.

    Никогда в истории не было так важно  инвестировать в высшее образование, которое является на сегодняшний  день главным ресурсом построения всесторонне  развитого и многообразного общества, развития исследований, творчества и инноваций[8].

    Минувшее  десятилетие доказало очевидность  того, что высшее образование и  исследовательская деятельность способствуют устранению бедности, продолжительному устойчивому росту и успехам  в достижении целей, поставленных на международном уровне. Глобальная образовательная задача на текущий период должна отражать эти положения:

    1. Социальная  ответственность высшего образования.

    Высшему образованию принадлежит важнейшая  роль в процессах, определяющих основные параметры* общества. Это означает, что вузы выполняют функцию регуляторов формирования, изменения и поддержания социальных структур. Более конкретно это должно проявляться в следующем:

  • высшее образование как общественное благо должно находиться в сфере ответственности государства, обеспечивающего его экономическую поддержку;
  • откликаясь на вызов резко усложнившихся задач современного и будущего развития общества, высшее образование должно продвинуть наше понимание разнообразных проблем, которые охватывают социальную, научную, экономическую и культурную сферы, что приведет общество к созданию комплекса знаний, направленных на решение глобальных проблем;
  • высшие учебные заведения благодаря самой сущности выполняемых ими функций (исследовательская деятельность, обучение и общественное развитие) должны усилить междисциплинарный подход, развивать у студентов критическое мышление и активную гражданскую позицию;
  • высшее образование должно формировать нравственность граждан, которые и должны построить мирную жизнь, защищать человеческие права и ценности демократии;
  • высшая школа должна удовлетворять потребности в увеличении объема информации, открытой и достоверной, представляемой в том числе и частным высшим учебным заведениям.
  • самоуправление - необходимое условие выполнения миссии высшего образования в отношении качества, значимости, эффективности и социальной ответственности образования [8].

Информация о работе Тенденции реформирования системы высшего образования Франции на современном этапе