Тенденции реформирования системы высшего образования Франции на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных тенденций реформирования системы высшего образования Франции на современном этапе. Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1. Охарактеризовать современное состояние системы высшего
образования Франции.
Проанализировать проблемы развития высшей школы Франции на современном этапе.
Раскрыть мировые тенденции развития систем высшего образования.
Раскрыть тенденции реформирования системы высшего образования Франции в контексте Болонского процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-4
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ 5
Современное состояние системы высшего образования Франции 5 - 13
Проблемы высшей школы Франции на современном этапе 13-15
Глава 2. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ 16
Мировые тенденции реформирования высшего образования 16 - 20
Особенности реформирования системы высшего образования Франции в
контексте Болонского процесса 21-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 58.20 Кб (Скачать)

  2. Доступность, объективность и  качество. За прошедшие десять  лет были предприняты колоссальные  усилия для того, чтобы расширить доступность образования и добиться справедливости в образовательной сфере. Однако одной доступности недостаточно, существенные усилия необходимо направить на обеспечение гарантированного качественного обучения:

  • высшие учебные заведения должны приветствовать обучение женщин на всех уровнях образования и гарантировать им его доступность и хорошее качество;
  • достижение справедливости и качества одновременно, обеспечение качественного образования для каждого студента независимо от его имущественного положения и социального происхождения;
  • большое количество высших учебных заведений, предоставляющих образовательные услуги в различных сферах и направлениях;
  • механизм регулирования и контроля качества должен действовать во всем секторе высшего образования в целом;
  • повышение уровня обучения учителей с целью обеспечения их знаниями, необходимыми в 21 в.;
  • применение всех возможностей, предоставляемых современными информационно - коммуникативными технологиями, для осуществления доступности и качества образования;
  • наравне с гуманитарными и естественными науками больший упор в преподавании нужно делать на технические дисциплины;
  • результаты исследовательской деятельности должны быть более доступны для рассмотрения;
  • расширение обмена достижениями исследовательских работ, инновациями в образовательном процессе [8].

   3. Интернационализация, регионализация  и глобализация. Интеграция высшего  образования в мировую систему  - это объективно развивающийся  процесс. Мировое сотрудничество, являясь мощным рычагом развития мировой системы высшего образования, призвано решать ряд актуальных задач, таких как: соблюдение адекватности содержания и уровня высшего образования современным потребностям; выравнивание уровней подготовки специалистов в разных странах и регионах; укрепление международной солидарности и партнерства в сфере высшего образования; содействие развитию высших учебных заведений; поощрение конкуренции научных школ в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью.

    Добиться  успеха в глобализации возможно лишь путем акцентуации на следующих  положениях:

  • уважение культурного многообразия и национального суверенитета;
  • международное сотрудничество, основанное на солидарности и взаимном уважении, а также общечеловеческих ценностях и обращение к ним в межкультурных контактах;
  • улучшение национальных аккредитаций высших учебных заведений, полноценное использование сети Интернет для обмена знаниями и информацией между университетами;
  • зарубежная поддержка;
  • борьба с низкокачественными поставщиками высшего образования;
  • согласованность действий на национальном, региональном и международном уровнях для обеспечения стабильности систем высшего образования по всему миру;
  • академическая мобильность студентов и преподавателей;
  • большие региональные объединения в таких областях, как признание квалификаций и документов об образовании;
  • высшее образование должно отражать международные, региональные и национальные потребности и традиции как в образовании, так и в исследовательской деятельности [8].

    Таким образом, ни одна система образования, в том числе и система высшего  образования Франции, не может в  процессе своего реформирования не учитывать  мировые тенденции, поскольку они  оказывают влияние не только на систему образования отдельно взятой страны, но и на большие региональные объединения в этой сфере.

    Одним из таких объединений является самый  широкомасштабный образовательный  проект в сфере высшего образования  Старого Света -«Болонский процесс», инициатором  которого наравне с Великобританией,

Германией и Италией выступает Франция. Его появление было вызвано необходимостью реагировать на ряд вопросов: необходимость  повышения участия экономически активного населения в высшем образовании; обязательность непрерывного обучения и профессионального развития, что определяет способность реагировать на быстрые изменения на рынке труда; необходимость в большей международной и межотраслевой мобильности; дефицит научных сотрудников, прежде всего на уровне докторов.

    Целью данного проекта является унификация систем высшего образования стран, как вошедших в Евросоюз, так и  остающихся вне его, и создание единого  образовательного пространства. Суть Болонской декларации точно отражает конкретные задачи преобразования для стран-участниц на ближайшие годы:

      • введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования;
      • переход на двухступенчатую систему высшего образования (лицензиат - магистратура);
      • введение оценки трудоемкости в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому (Diploma Supplement), образец которого разработан ЮНЕСКО;
    • повышение мобильности студентов;

 обеспечение необходимого качества образования;

      • взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования;
    • обеспечение автономии университетов.

     «Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования  европейских стран взять самое  лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей сотрудничества между вузами Европы» [5, с.5].

    2.2 Особенности реформирования системы  высшего образования Франции  в контексте Болонского процесса

    Начиная с 2000 года, французская система высшего образования претерпевает достаточно большое количество реформ. На современном этапе реформирование является следствием участия страны в Болонском процессе. Начиная с 2002 - 2003 гг. Франция начала реализовывать ряд важных инициатив, предусмотренных Болонской декларацией. На современном этапе реформирование находится под влиянием реформ ЛМД/ЕСНК, процесса автономизации университетов [13,с.8].

    Модель  ЛМД (лицензиат - магистратура - докторантура). Можно сказать, что традиционная система квалификаций во Франции послужила прототипом для создания модели ЛМД. Таким образом, в данном случае можно говорить скорее про адаптацию системы высшего образования к принципам Болонского процесса, чем о ее полном реформировании [13,с.15]. Она представляет собой реструктуризацию системы дипломов с целью совместимости сроков получения высшего образования в Европе и содействия мобильности студентов. Согласно ЛМД, Диплом об общем университетском образовании (DEUG) становится промежуточным, а Диплом об углубленном обучении (DEA) и Диплом о высшем специализированном образовании (DESS) объединит степень магистра [19, с. 33]. Она предполагает разделение обучения на три этапа: лицензиат - 3 года, магистратура - 5 лет и докторантура - 8 лет [Приложение 2]. Каждому этапу соответствует определенное количество набранных зачетных единиц пропорциональное затраченному времени, включая самостоятельную работу студентов (не более 30 единиц в семестр). В рамках ЛМД Франция переходит на трехуровневое высшее образование по модели 3+2+3, а соответственно европейскому принципу о профессионально ориентированном первом цикле высшего образования, Франция ввела степень профессионального лицензиата.

    С 2006 года большинство университетов  и высших школ перешли на модель ЛМД; существует только два диплома, не интегрированных ЛМД: Сертификат о высшем техническом образовании и Диплом о высшем университетском образовании [14, с. 7].

    ЛМД возвращается к идее «адаптационного  семестра», который представляет собой  первый семестр обучения по общей программе, чтобы позволить студентам сориентироваться в выборе специализации [19, с. 32].

    Для Франции преимущество данной системы  выражается в том, что лицензиат  уже дает законченное высшее образование, и выпускник с дипломом бакалавра  может претендовать на штатные должности, для которых, согласно нормативно - правовой базе, предусмотрено законченное высшее образование. Это позволяет решить вопрос о сокращении затрат и повышении отдачи от высшего образования [7].

    Франция связала введение трех уровней ЛМД в систему образования с одновременным, обязательным введением системы ECTS/ECHK (European Credit Transfer System, Европейская система перевода (перезачета) кредитов).

    Система ECTS имеет своей задачей сделать программы обучения доступными для сравнения. Система может использоваться для всех типов программ, безотносительно от способа их реализации, и предназначена как для мобильных, так и немобильных студентов. Она может использоваться для накопления информации об объемах выполненной студенческой работы, как в пределах высшего учебного заведения, так и для передачи кредитов между вузами.

    Система зачетных единиц выполняет две основные функции. Первая -перезачет курсов, полученных в другом вузе; иначе  говоря, необходимую сумму единиц студент может набрать - частично - в другом вузе, и его «собственный» вуз должен их студенту зачесть - без этого условия академическая мобильность невозможна. Вторая функция - накопительная. Студент может в силу разных причин получать образование «порциями», с разрывом во времени, меняя вузы.

    В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости), 30 кредитов - полугодовому обучению (семестр), 20 кредитов - триместру обучения. Нагрузка студента в условиях полной занятости в европейских программах в большинстве случаев приблизительно равна 1500-1800 часам в год. Таким образом, один кредит соответствует приблизительно 25-30 часам ((1500-1800)/60), затраченным студентом на обучение.

    Кредиты в ECTS могут быть получены только после успешного завершения требуемой работы и соответствующей оценки достигнутых результатов изучения. Результаты изучения устанавливают наборы компетентностей, выражая то, что студент будет знать, понимать или быть в состоянии сделать после завершения процесса изучения.

    Рабочая нагрузка студента в ECTS состоит из времени, требуемого, чтобы закончить все запланированные этапы обучения - посещение лекций, семинаров, выполнение самостоятельной работы, подготовку проектов, экспертиз.

     Кредиты размещаются по всем образовательным  компонентам программы обучения (таким как модули, курсы, дипломная и курсовая работа и т.д.) и отражают количество работы в часах, которую требует каждый компонент, чтобы достигнуть его определенных целей [5,с.69].

    ECTS гарантирует французским студентам академическое признание обучения за рубежом, с ее помощью они получают доступ к полноценным учебным курсам и академической жизни в другом вузе. На сегодняшний день 56% вузов Франции используют накопительную систему ECTS.

    Если  обратить взгляд на историю тех элементов, которые идентифицируются как части европейской университетской культуры, то можно отметить, что первый из них определяется тем, что в основу университетов положены академическая автономия и свобода преподавания и исследования. Автономия в данном контексте подразумевает, безусловно, весьма высокую степень независимости университетов и их способность активно отстаивать ее. Различные политические силы и отдельные политики много раз с начала эпохи Просвещения пытались превратить университеты в инструменты достижения своих целей [10]. Таким образом, основным положением, которое лежит в основе принятия системы ECTS, является соблюдение автономии вузов. Академическая свобода на самом деле была первым принципом, провозглашенным в 1988 году в «Великой хартии университетов» (Magna Charta Universitatum), которая наряду с другими европейскими государствами была принята Францией: «Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности он (университет) должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономической власти». Автономия даст возможность французским университетам лучше адаптироваться к мировой конкуренции в сфере высшего образования и укрепить свои позиции по отношению к Высшим школам и зарубежным университетам. В соответствии с законом принятым во Франции в 2007 году становление автономии университетов будет проходить по следующим направлениям:

  • реорганизация управления: усиление роли ректора, переустройство и новое определение функций совета университета и других органов управления;
  • распределение функций между государственными органами управления и различными составляющими университета (факультет - университет - центральные органы);
  • принятие университетом ответственности за бюджет и фонд заработной платы;
  • создание своей системы дипломов;
  • возможность получить здания в собственность университетов;
  • возможность реорганизовывать научно - исследовательскую работу в соответствии с планами университета;

Информация о работе Тенденции реформирования системы высшего образования Франции на современном этапе