Тенденции реформирования системы высшего образования Франции на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных тенденций реформирования системы высшего образования Франции на современном этапе. Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:
1. Охарактеризовать современное состояние системы высшего
образования Франции.
Проанализировать проблемы развития высшей школы Франции на современном этапе.
Раскрыть мировые тенденции развития систем высшего образования.
Раскрыть тенденции реформирования системы высшего образования Франции в контексте Болонского процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3-4
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ 5
Современное состояние системы высшего образования Франции 5 - 13
Проблемы высшей школы Франции на современном этапе 13-15
Глава 2. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ 16
Мировые тенденции реформирования высшего образования 16 - 20
Особенности реформирования системы высшего образования Франции в
контексте Болонского процесса 21-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 58.20 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3-4

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ 
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ 5

  1. Современное состояние системы высшего образования Франции 5 - 13
  2. Проблемы высшей школы Франции на современном этапе  13-15

Глава 2. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ  ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ  ВЫСШЕГО 
ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ 16

  1. Мировые тенденции реформирования высшего образования 16 - 20
  2. Особенности реформирования системы высшего образования Франции в

контексте Болонского процесса 21-29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-31

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

    Процессы  глобализации превращают образование  в один из важнейших элементов  социальной инфраструктуры развитых стран. Социально-экономические и технологические преобразования в современном мире выдвигают непростые задачи, многие из которых связаны с функционированием института образования.

    В последние годы одной из наиболее острых социальных проблем развития высшего образования является включение его в единое образовательное пространство. Процессы глобализации, затрагивающие в том числе и сферу высшего образования, проявляются в стремлении европейских стран к интернационализации, которая постепенно приобретает черты качественно нового этапа - интеграции, всемирного сближения национальных образовательных систем, их взаимодополняемость. Одно из проявлений данной интеграции - Болонский процесс, целью которого является унификация национальных систем образования стран, как вошедших в Евросоюз, так и остающихся вне его, и создание единого европейского образовательного пространства. Именно Болонский процесс представляет собой одну из главных движущих сил, влияющих на развитие на современном этапе системы высшего образования Франции, которая является одним из инициаторов данного образовательного проекта.

    Изучение  опыта Франции по реформированию системы высшего образования  в контексте Болонского процесса очень актуально, так как позволяет  понять, как происходит процесс преобразования национальной системы высшего образования с целью ее дальнейшей интеграции в единое образовательное пространство.

    Целью данной работы является изучение основных тенденций реформирования системы высшего образования Франции на современном этапе. Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:

    1. Охарактеризовать современное состояние системы высшего 
    образования Франции.

  1. Проанализировать проблемы развития высшей школы Франции на современном этапе.
  2. Раскрыть мировые тенденции развития систем высшего образования.
  3. Раскрыть тенденции реформирования системы высшего образования Франции в контексте Болонского процесса.

    Объект  исследования - система высшего образования Франции.

    Предмет исследования - реформирование системы высшего образования Франции на современном этапе.

    Методы  исследования: теоретический анализ научной литературы, изучение документов, количественный и качественный анализ статистических данных.

     Курсовая  работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений. Объем курсовой работы составляет 31 страницу, список использованных источников включает 24 наименования, в работе имеется 3 приложения.

      Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ  ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ

   1.1. Современное состояние системы высшего образования Франции. Современная система высшего французского образования складывалась на протяжении восьми столетий и считается одной из самых передовых в мире.

    Государственная система высшего образования во Франции включает в себя все виды общего и профессионального послешкольного обучения, то есть после получения диплома бакалавра либо любого другого эквивалентного диплома.

    Центральными  органами, отвечающими за функционирование французской системы высшего образования, являются Министерство национального образования Франции и Министерство высшего образования и науки. В целях оказания министерствам помощи в изучении и разработке некоторых вопросов высшей школы существуют консультативные организации: Высший совет национального образования (Conseil de Г Education nationale), который занимается административными и дисциплинарными вопросами; Национальный совет университетов (Conseil national des universites), который занимается вопросами управления преподавательским составом; Национальный совет по высшему образованию и науке (Conseil national de l'enseignement superieur et de la recherche), который занимается вопросами бюджета, уставными, регламентарными и организационными вопросами.

     На  сегодняшний день многие вопросы высшей школы переданы министерствами региональной администрации, центрами которой являются учебные округа. Основным государственным органом по вопросам высшего образования в учебном округе является канцелярия ректора, во главе которой стоит административный совет, возглавляемый ректором. Задачей ректора при    проведении    образовательной    политики    является    сочетание государственных интересов в данной сфере со специфическими особенностями конкретного учебного округа.

    Особенностью  французской системы высшего образования является большое разнообразие учебных заведений, организация и условия приема которых варьируются в зависимости от природы учебного заведения и конечного результата обучения в нем. В ней гармонично сосуществуют три основных типа:

    • университеты, государственные многодисциплинарные учебные заведения, предоставляющие как общее, так и узкоспециализированное образование;
    • высшие школы, государственные или частные учебные заведения, созданные для подготовки специалистов в конкретных сферах научной, технологической и экономической деятельности;
    • специализированные школы, учебные заведения, позволяющие получить образование, соответствующее конкретной профессии (журналист, актер, медсестра...)

Университеты.

    Французские университеты являются высшими учебными заведениями научного, культурного и профессионального характера, автономными, прежде всего в плане административного управления, научных программ, форм учебной и педагогической работы [22 с. 140]. Всего насчитывается 96 университетов, размещающихся в 28 учебных округах. Большинство французских университетов многопрофильны, но некоторые из них ограничиваются углубленным изучением двух-трех специальностей.

    Теоретически  французские университеты обязаны  принимать всех учащихся, успешно окончивших среднюю школу и получивших степень бакалавра, без вступительных экзаменов. На практике прием ограничен существующей системой предварительной записи еще на этапе окончания среднего образования.

    Обучение  в университетах бесплатное, однако, существует плата за внесение абитуриента в списки будущих студентов университета. Данная сумма включает в себя расходы на заведение студенческого досье, доступ в университетские библиотеки, право на участие в выборах его руководящих органов, профилактическое медобслуживание.

     Все университеты, кроме одного, являются государственными, соответственно получают государственное финансирование. Ежегодно на сферу высшего образования  выделяется около двадцати пяти миллиардов евро. За последние тридцать лет выделяемая сумма увеличивалась в среднем на 3,1% в год (см. табл. 1).

    Таблица 1- Финансовые расходы на высшее образование Франции (в млрд. евро) с 1980 по 2008 г. 

    Годы
    1980
    1990
    2000
    2007
    2008
Сумма
    10,4
    15,2
    20,7
    24,5
    24,9
 

    Около 72% идет на оплату персонала, из которых 51% на преподавательский состав. В среднем на одного студента государство выделяет около одиннадцати тысяч евро. Однако эта сумма варьируется в зависимости учебного заведения, так ежегодно на студента университета выделяется около девяти тысяч евро, а на учащегося подготовительных классов около четырнадцати тысяч евро.

    Исходя  из данных, предоставленных Министерством  образования Франции, 78% студентов, получивших степень бакалавра, приступают к получению высшего образования. Однако наблюдается тесная взаимосвязь высшего образования с социальной средой, так один из четырех студентов (80%), поступающих в университет, является выходцем из семьи высших государственных служащих либо из семьи преподавателей (см. табл. 2).

     В последнее время наблюдается  стабилизация количества учащихся на уровне 2007 года - 2 232 ООО студентов. Более четверти из них (26,4 %) сконцентрировано в Иль-де-Франс, 13,5 % непосредственно в Париже. Основными учебными округами Франции являются Лион, Лилль, Тулуза и Нант, университеты, которых принимают 28,3 % от общего числа студентов, в то время как самыми малыми учебными округами считаются Корсика, Лимож и Безансон, принимающие не более 2,6 % учащихся [Приложение 1]. 1,7 % студентов получают высшее образование в Заморских департаментах (см. табл. 3).

    Таблица 3. - Количество студентов, обучавшихся во французских университетах с 2004 по 2009 г. 

Годы 2004 - 2005 2005 - 2006 2006 - 2007 2007 -2008 2008 - 2009
Число студентов 2 270 000 2 283 000 2 254 000 2 232 000 2 232 000
 

    Необходимо  отметить, что количество иностранных  студентов возросло на 2,3 % , тогда как число французских студентов уменьшилось на 0,3 %.

       Университеты  представляют собой большие структурные  объединения, в которые входят самые  различные компоненты: Профессиональные университетские институты, школы, лаборатории, исследовательские центры. Каждый университет имеет свой статус и три основных органа управления: административный, научный и педагогический совет, в которые входят административно - технический персонал, преподавательский состав, научные сотрудники, студенты и представители 

местных властей. Административный совет занимается вопросами бюджета, распределяет между  педагогическими объединениями  и общественными службами ресурсы, выделенные министерством; определяет направление образовательной политики учебного заведения. Научный совет определяет политику и программу научных исследований. Педагогический совет занимается вопросами педагогической ориентации вуза; вопросами улучшения условий жизни и труда студентов. Именно эти три органа избирают президента университета сроком на пять лет.

        Университеты представляют собой классический образец существующей во Франции многоуровневой системы  высшего образования по модели LMD, в основе которой лежит количество лет потраченных на получения образования после окончания средней школы (получение baccalaureat либо любого эквивалентного диплома). Таким образом, процесс обучения разбит на несколько уровней:

     Лицензиат: степень бакалавра + три года обучения в вузе (Ьас + 3). Данная степень требует набора студентом от 180 зачетных единиц ECTS, но должен давать диверсифицированное образование, допускающее трудоустройство, но, в основном, готовящее студента к дальнейшей учёбе. Существуют два типа степени лицензиата: степень лицензиат общего университетского образования, организованная вокруг "областей знаний" (право, экономика, науки и технологии, литература, гуманитарные науки, искусства) и степень лицензиата в области профессионального образования, в зависимости от специализаций в многочисленных профессиональных сферах.

     Магистр: степень бакалавра + пять лет обучения в вузе (Ьас + 5). Данная степень требует набора студентом от 300 зачетных единиц ECTS. На начальном этапе учебного цикла студент выбирает в своей области специализацию, которая может соотноситься с одной дисциплиной, с совокупностью дисциплин или с областью профессиональной деятельности. Она оканчивает профессиональный цикл с присуждением диплома профессионального образования для вхождения в активную профессиональную деятельность, или имеет целью научную деятельность с присуждением диплома Магистр в области научных исследований с последующим продолжением образования с целью получения степени доктора; выбор ориентации обучения в цикле магистр делается в различные моменты образовательного курса в зависимости от университетов.

Информация о работе Тенденции реформирования системы высшего образования Франции на современном этапе